Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
religiya_drevnih_egiptyan_problemnoe_obuchenie.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории древнего мира 5 класс. Уровень – базовый.
Тема урока «Религия древних египтян»
Учитель: Хомич Ирина Ивановна
Время проведения: 2015 г.
Технология урока: проблемное обучение
Тип урока: получение новых знаний
Цели урока по линиям развития личности:
1–2 Л.Р. Картина мира в фактах и понятиях.
Анализируя религиозные представления египтян о загробном мире, научить выделять особенности древней религии Египта и делать выводы о роли жрецов в формировании картины мира древних греков.
Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм.
3 Л.Р. Выявлять причинно-следственные связи.
Выявляя причинно-следственные связи обожествления древними египтянами сил природы и поклонения различным богам, научить объяснять, каких богов и почему они почитали больше всего, а также всего, а также выяснить, зачем египтяне-язычники строили храмы.
Умение объяснять, почему египтяне почитали именно этих богов, и объяснять, какое значение религия играла в жизни древних египтян.
4–5 Л.Р. Культурно-нравственное самоопределение.
Научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о добре и зле древних египтян и делать выводы о том, насколько совпадают представления о нравственности и гуманистических ценностях человека XXI века и представителей древнеегипетской цивилизации.
Умение самостоятельно давать и объяснять оценку пониманию добра и зла древних египтян с позиции человека XXI века.
Обязательный минимум содержания урока:
особенности древней религии Египта (роль жрецов, представления о загробном мире, пирамиды Хеопса).
План урока:
1. Учебная проблема урока: почему египтяне боялись погребения на чужбине?
2. Поиск решения проблемы.
3. Боги древних египтян.
4. Храмы древних египтян.
5. Религиозное мировоззрение древних египтян.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия |
I. Постановка проблемной ситуации. Формулирова-ние проблемы. | – Сегодня на уроке мы с вами поговорим о религиозных взглядах древних египтян. – Давайте узнаем, какое противоречие смутило Антошку в рассказе о приключениях египетского вельможи Синухета. – Читаем текст на с. 58. Выявляем противоречивые факты. 1-й факт: узнав о заговоре фараона, Синухет испугался заговорщиков и сбежал на чужбину, где вёл безбедный образ жизни. Фиксируем на доске 1-й факт: Синухет на чужбине жил хорошо. 2-й факт: однако к концу жизни Синухет возвращается на родину, несмотря на то, что там ему грозило наказание. – Какое наблюдаем противоречие? – Какой возникает вопрос? 1 Обобщая ответы учеников, фиксирует вопрос на доске: Почему египтяне боялись погребения на чужбине? | Работают с текстом с. 58. Формулируют главный вопрос урока: Почему Синухет боялся умереть на чужбине? | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему. 2. Выдвигать версии, планировать деятельность. 3. Работать по плану. 4. Оценивать степень и способ достижения цели. Познавательные УУД 1. Выделять главное. 2. Определять понятия. 3. Устанавливать причинно- следственные связи. 4. Находить достоверную информацию из текста. 5. Умение делать вывод. Коммуникативные УУД 1. Работать в парах. Личностные УУД 1. Самостоятельно давать и объяснять свои оценки событий. |
II. Версии. | – Какие у вас есть версии, предположения? 2 | – Важно было соблюсти обряд погребения по египетским обрядам. – Религиозные представления египтян. | |
III. Актуализация знаний. | – Выполните задание №1 из Рабочей тетради (с. 33). 2 – Объясните, что и почему обожествляли первобытные охотники, земледельцы? 3 – От каких сил природы зависела жизнь египтян? 1 | Индивидуально, самостоятельно работают в Рабочей тетради. Работают во фронтальном диалоге. | |
IV. Планирование деятельности. | – Что нам надо узнать для решения проблемы? 3 | Формулируют пункты плана решения проблемы:
| |
V. Открытие нового знания. Решение проблемы. | 1. – Используя текст учебника (параграф 8, пункт 1), объясните, каких богов и почему египтяне почитали больше всего. 1 3 4 – Поработайте в парах. 1 Можно предложить заполнить таблицу:
– Выполните задание №3 из Рабочей тетради с. 34. 4 ТОУУ – Какой вывод по проблеме можем сделать на основе открытых знаний? 5 | В течение 3 мин. Работают с текстом учебника. Индивидуально самостоятельно выполняют задание. Примерный вывод по проблеме: больше всего египтяне почитали бога Ра, так как верили, что египтяне произошли от богов. Первым царём Египта они считали Осириса – сына бога Ра. | |
2. – Используя текст учебника (с. 60), объясните, зачем египтяне строили храмы? 1 3 4 – Какой вывод по проблеме можем сделать? 5 | Читают вслух тест, разбирая значение понятий: языческая религия, храмы, жрецы. Примерный вывод по проблеме: египтяне строили храмы – жилища для богов, где с помощью специальных обрядов через жрецов они могут общаться с богами. | ||
3. – Используя текст учебника (с. 61–62), сделайте вывод, почему египтяне боялись умереть на чужбине? 1 3 4 5 – Насколько совпадает твоё (человека XXI века) понимание добра и зла с представлениями древних египтян? 1 | Работают с текстом, вычитывают соответствующие факты. – Египтяне боялись быть погребёнными на чужбине, т.к. верили в бессмертие души, а для этого необходимо было соблюсти обряды: из тела умершего сделать мумию, поместить её в гробницу – дом для души, пройти суд Осириса. Высказывают свои оценки. | ||
VI. Выражение решения проблемы. | – Какой вывод по проблеме можем сделать? 5 | Примерный вывод по проблеме урока: языческая религия древних египтян формировала у них моральные ценности и нормы жизни. | |
VII. Применение нового знания. | – Выполните задания из учебника с. 63. 1 2 3 4 5 | Работают в Рабочей тетради (задание 2 на с. 33, задание 4 с.34). | |
VIII. Домашнее задание. | Прочитайте параграф 9 и ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем». |
Рефлексия. Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке.
«Что нового я узнал на уроке?», «Что очень заинтересовало и хотелось бы изучить подробнее?», «Что осталось непонятным?», «Какой пункт или элемент рассказа показался лишним (неинтересным)?», «Какой раздел темы хотелось бы разработать как исследовательский проект?».
Дополнительный материал для индивидуальной
работы учащихся:
Приложение 1.
Соедини стрелками понятие с тем, что они означают.
Понятие | Что означает | |
миф | Дом бога | |
жрец | Наследник колдунов, человек умеющий разговаривать с богами. | |
храм | Вера людей в богов, в сверхъестественные силы. | |
Легендарное сказание о героях, богах. |
Приложение 2.
Заполни таблицу
Верования первобытных охотников | Религиозные представления древних египтян. |
Приложение 3.
Обведи карандашом красного цвета изображения богов, которым египтяне молились за души родителей. Обведи зеленым карандашом богов, которым молились ради урожая.
Приложение 4. Религия Древнего Египта.
Какие существуют боги? | Что ждет человека после смерти? | Почему человек обращается к богам? Как он это делает? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Методическая разработка (история 5 класс) по теме: "Древняя Спарта" ( по ФГОС второго поколения).
Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока "Древняя Спарта". Урок представлен в виде технолог...
Методическая разработка урока по истории на тему: "Древнейший Рим"
Сформировать преставление о Древнем Риме, как об одном из госудасртв Древнего мира...
Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"
Учитель музыки Белова А.В.Тема: «Обряды и традиции Древней Руси»Подтема: «Рождественские посиделки» Цель: создать условия для ознакомления с древнерусской музы...