Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Хомич Ирина Ивановна

Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon religiya_drevnih_egiptyan_problemnoe_obuchenie.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории древнего мира 5 класс. Уровень – базовый.

Тема урока «Религия древних египтян»

Учитель: Хомич Ирина Ивановна

Время проведения: 2015 г.

Технология урока: проблемное обучение

Тип урока: получение новых знаний 

Цели урока по линиям развития личности:

1–2 Л.Р. Картина мира в фактах и понятиях.

Анализируя религиозные представления египтян о загробном мире, научить выделять особенности древней религии Египта и делать выводы о роли жрецов в формировании картины мира древних греков.

Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм.

3 Л.Р. Выявлять причинно-следственные связи.

Выявляя причинно-следственные связи обожествления древними египтянами сил природы и поклонения различным богам, научить объяснять, каких богов и почему они почитали больше всего, а также всего, а также выяснить, зачем египтяне-язычники строили храмы.

Умение объяснять, почему египтяне почитали именно этих богов, и объяснять, какое значение религия играла в жизни древних египтян.

4–5 Л.Р. Культурно-нравственное самоопределение.

Научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о добре и зле древних египтян и делать выводы о том, насколько совпадают представления о нравственности и гуманистических ценностях человека XXI века и представителей древнеегипетской цивилизации.

Умение самостоятельно давать и объяснять оценку пониманию добра и зла древних египтян с позиции человека XXI века.

Обязательный минимум содержания урока:

 особенности древней религии Египта (роль жрецов, представления о загробном мире, пирамиды Хеопса).

План урока:

1. Учебная проблема урока: почему египтяне боялись погребения на чужбине?

2. Поиск решения проблемы.

3. Боги древних египтян.

4. Храмы древних египтян.

5. Религиозное мировоззрение древних египтян.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

I. Постановка проблемной ситуации. Формулирова-ние проблемы.

– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о религиозных взглядах древних египтян.

– Давайте узнаем, какое противоречие смутило Антошку в рассказе о приключениях египетского вельможи Синухета.

– Читаем текст на с. 58. Выявляем противоречивые факты.

1-й факт: узнав о заговоре фараона, Синухет испугался заговорщиков и сбежал на чужбину, где вёл безбедный образ жизни.

Фиксируем на доске 1-й факт:

Синухет на чужбине жил хорошо.

2-й факт: однако к концу жизни Синухет возвращается на родину, несмотря на то, что там ему грозило наказание.

– Какое наблюдаем противоречие?

– Какой возникает вопрос?    1

Обобщая ответы учеников, фиксирует вопрос на доске: Почему египтяне боялись погребения на чужбине?

Работают с текстом  с. 58.

Формулируют главный вопрос урока: 

Почему Синухет боялся умереть на чужбине?

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему.

2. Выдвигать версии, планировать деятельность.

3. Работать по плану.

4. Оценивать степень и способ достижения цели.

Познавательные УУД

1. Выделять главное.

2. Определять понятия.

3. Устанавливать причинно- следственные связи.

4. Находить достоверную информацию из текста.

5. Умение делать вывод.

Коммуникативные УУД

1. Работать в парах.

Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять свои оценки событий.

II. Версии.

– Какие у вас есть версии, предположения? 2

– Важно было соблюсти обряд погребения по египетским обрядам.

– Религиозные представления египтян.

III. Актуализация знаний.

– Выполните задание №1 из Рабочей тетради (с. 33).           2

– Объясните, что и почему обожествляли первобытные охотники, земледельцы?   3 

– От каких сил природы зависела жизнь египтян?           1

Индивидуально, самостоятельно работают в Рабочей тетради.

Работают во фронтальном диалоге.

IV. Планирование деятельности.

– Что нам надо узнать для решения проблемы?        3

Формулируют пункты плана решения проблемы:

  1. Каких богов обожествляли и почему?
  2. Зачем египтяне строили храмы?
  3. Представления древних египтян о добре и зле.

V. Открытие нового знания. Решение проблемы.

1. – Используя текст учебника (параграф 8, пункт 1), объясните, каких богов и почему египтяне почитали больше всего. 1  3  4

– Поработайте в парах. 1

Можно предложить заполнить таблицу:

  1. Боги.
  2. За что обожествляли.

– Выполните задание №3 из Рабочей тетради с. 34.    4

ТОУУ

– Какой вывод по проблеме можем сделать на основе открытых знаний?      5

В течение 3 мин. Работают с текстом учебника.

Индивидуально самостоятельно выполняют задание.

Примерный вывод по проблеме:

больше всего египтяне почитали бога Ра, так как верили, что египтяне произошли от богов. Первым царём Египта они считали Осириса – сына бога Ра.

2. – Используя текст учебника (с. 60), объясните, зачем египтяне строили храмы? 1  3  4

– Какой вывод по проблеме можем сделать?   5  

Читают вслух тест, разбирая значение понятий: языческая религия, храмы, жрецы.

Примерный вывод по проблеме:

египтяне строили храмы – жилища для богов, где с помощью специальных обрядов через жрецов они могут общаться с богами.

3. – Используя текст учебника (с. 61–62), сделайте вывод, почему египтяне боялись умереть на чужбине?

1  3  4  5

– Насколько совпадает твоё (человека XXI века) понимание добра и зла с представлениями древних египтян?     1

Работают с текстом, вычитывают соответствующие факты.

– Египтяне боялись быть погребёнными на чужбине, т.к. верили в бессмертие души, а для этого необходимо было соблюсти обряды: из тела умершего сделать мумию,

поместить её в гробницу – дом для души, пройти суд Осириса.

Высказывают свои оценки.

VI. Выражение решения проблемы.

– Какой вывод по проблеме можем сделать? 5

Примерный вывод по проблеме урока:

языческая религия древних египтян формировала у них моральные ценности и нормы жизни.

VII. Применение нового знания.

– Выполните задания из учебника с. 63.

1  2  3  4  5

Работают в Рабочей тетради (задание 2 на с. 33, задание 4  с.34).

VIII. Домашнее задание.

Прочитайте параграф 9 и ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».

Рефлексия. Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке.  

«Что нового я узнал на уроке?», «Что очень заинтересовало и хотелось бы изучить подробнее?», «Что осталось непонятным?», «Какой пункт или элемент рассказа показался лишним (неинтересным)?», «Какой раздел темы хотелось бы разработать как исследовательский проект?».

Дополнительный материал для индивидуальной

работы учащихся:

 Приложение 1.

Соедини стрелками понятие с тем, что они означают.

Понятие

Что означает

миф

Дом бога

жрец

Наследник колдунов, человек умеющий разговаривать с богами.

храм

Вера людей в богов, в сверхъестественные силы.

Легендарное сказание о героях, богах.

Приложение 2.

Заполни таблицу

Верования первобытных охотников

Религиозные представления древних египтян.

Приложение 3.

Обведи карандашом красного цвета изображения богов, которым египтяне молились за души родителей. Обведи зеленым карандашом богов, которым молились ради урожая.

схема боги египтян.jpg

Приложение 4. Религия Древнего Египта.

Какие существуют боги?

Что ждет человека после смерти?

Почему человек обращается к богам? Как он это делает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (история 5 класс) по теме: "Древняя Спарта" ( по ФГОС второго поколения).

Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан  в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока  "Древняя Спарта".  Урок представлен в виде технолог...

Методическая разработка урока по истории на тему: "Древнейший Рим"

Сформировать преставление о Древнем Риме, как об одном из госудасртв Древнего мира...

Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"

Учитель музыки Белова А.В.Тема:  «Обряды и традиции  Древней Руси»Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознакомления с древнерусской музы...