Рабочая программа по Всеобщей истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8klass._rabochaya_programma_po_vseobshchey_istorii.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей г. Истры
УТВЕРЖДАЮ
Приказ от «___» августа 2021 г. №__
Директор МОУ Лицей г.Истры
______________О.А. Оличева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Всеобщая история. Истории Нового времени______________
Учебный год _________2021 -2022 учебный год______________________
Класс _______8 класс_______________________________
Количество часов в год ________28 часов____________________________________
Количество часов в неделю _________2 часа_____________________________________
Учитель: Мельникова Светлана Викторовна
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории для средней общеобразовательной школы ( 8 класс) составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесёнными в 2017 г.
- ООП СОО МОУ Лицей г. Истры;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»;
- Учебного плана МОУ Лицей г. Истры, утвержденного на данный учебный год;
- Авторской программы по Всеобщей истории под редакцией Бурина С. Н., Митрофанова А.А. для 8 класса.
- На основе авторской линии учебника Бурина С. Н., Митрофанова А.А., Пономарёва М. В. Всеобщая история. Новая история. 8 класс, М., «Дрофа». Вертикаль. 2019
Место учебного предмета в учебном плане Лицея.
Учебный план отводит на изучение истории в 8 классе 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, на изучение Всеобщей истории отводится 26 часов, что соответствует 28 параграфам учебника. Предлагается после каждого раздела проводить контрольные работы, по окончании курса - итоговый зачёт. Каждая тема программы предполагает помимо теоретической части выполнение практических заданий, что позволяет учащимся развивать свои познавательные, коммуникативные умения, закрепить на практике усвоенное содержание.
Отбор учебного материала для содержания рабочей программы осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся 8-х классов.
Цели и задачи учебного предмета «История Нового времени».
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной и культурной самоидентификации в окружающем мире;
-Овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в разных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления современных общественных явлений в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире.
Методическая система достижения этих целей предполагает использование как традиционных, так и инновационных образовательных технологий. Предполагается использование технологии парно - сменного состава с целью соблюдения преемственности с начальной школой. В целях подготовки к итоговой аттестации программа предусматривает работу с тестами, логическими заданиями и квазипроектную деятельность на уроках.
Общая характеристика курса
Рабочая программа составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в 8 классе.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 8 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
Отличительной особенностью программы является интегративность курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснить современный мир. Цель изучения отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно, изучение зарубежной истории помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Культурологическая направленность данных УМК линии в ключевых проблемах каждого учебника, которые ставятся во введении и осмысливаются на повторительно-обобщающих уроках, помогая выстраивать современному школьнику его историческую картину мира, объясняя современный мир через знание истории. Для учебникаВ.А.Ведюшкина, С.Н. Бурина «История Нового времени» ключевая проблема звучит так: «Почему западные порядки распространены по всему миру?». Ответ находится в плоскости изучения становления индустриального общества и его колониальной экспансии.
Для достижения поставленных целей и задач предполагается сочетать репродуктивные и креативные подходы в преподавании.
Программа предполагает возможность координации истории и других предметных линий (математики, географии, литературы, музыки, ИЗО, обществознания).
Программа поддерживает разные виды деятельности учеников, которые последовательно и многократно сменяют друг друга при освоении ими содержания курса.
Место учебного предмета в учебном плане Лицея.
Учебный план отводит на изучение истории в 8 классе 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, на изучение Всеобщей истории отводится 28 часов, что соответствует 28 параграфам учебника. Авторская программа по Всеобщей истории сокращена на 2 часа, это связано с учебным планом МОУ Лицей г. Истры на учебный год. Предлагается после каждого раздела проводить контрольные работы, по окончании курса - итоговый зачёт. Каждая тема программы предполагает помимо теоретической части выполнение практических заданий, что позволяет учащимся развивать свои познавательные, коммуникативные умения, закрепить на практике усвоенное содержание.
Отбор учебного материала для содержания рабочей программы осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся 8-х классов.
Формируемые УУД в результате освоения предмета Всеобщая история. История Нового времени.
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны;
- формирование умения находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из нихъ, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Метапредметные.
Коммуникативные действия:
- выступать перед аудиторией;
- уметь донести свое мнение до других.
Познавательные действия:
- владеть различными видами пересказа;
- составлять таблицы, схемы, графики;
- составлять сложный и тезисный план;
- доказывать и опровергать;
- определять причинно-следственные связи между компонентами.
Регулятивные действия:
- планировать свою деятельность;
- вносить изменения в содержание задач.
Основное содержание программы по Всеобщей истории. Истории Нового времени в 8 классе.
Введение. Понятия индустриальное и традиционное общество. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация – процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества: господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. Французская революция XVIII века и Наполеоновская эпоха.
Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции. Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе. Причины революции, абсолютизм во Франции. Политика Людовика 16-го. Начальный этап революции. Развитие революции. Требования буржуазии и санкюлотов. Казнь короля. Якобинская диктатура. Директория. Окончание революции. Наполеон Бонапарт ( 1799–1815 гг.), судьба и особенности личности. Империя Наполеона во Франции (1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе.
Тема 2: Европа в XIX – начале ХХ в.
Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз. Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе: парламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских отношений. Европейские революции 1848–1849 гг.: причины, основные события в разных странах, результаты. Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии (1861 г.): причины, основные события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль Д. Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за независимость от Османской империи и образование национальных государств. Ускорение модернизации и формирование индустриального общества в ведущих европейских странах. Социальный реформизм во второй половине XIX в.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии, Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии.
Тема 3: Страны Америки в конце XVIII - начале XX века
США в XIX в. модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение рабов-негров. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
США: империализм и вступление в мировую политику. Особенности экономического развития страны после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Тема 4: Азия и Африка в XIX- начале XX века
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Особенности политического устройства. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. ИНК: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства. Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстание гереро и готтентотов.
Тема 5: Международные отношения в конце XIX- начале XX в.в.
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны – пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. II Интернационал.
Тема 6: Материальная и художественная культура конца XVIII - начала XIX века.
Мир человека индустриальной цивилизации. Художественная культура конца XVIII – начала XX века.
Приложение 2
Тематический план курса
№ п/п | Основные разделы, темы | Кол-во | количество | Характеристика основных видов учебной деятельности | ||
диктантов | Тестов,к/р | Прак-ких работ,конт.карты | ||||
1 | Введение | 1 | Объяснять значение понятия «Новое время», характеризовать цивилизации Запада и Востока к концу первого периода Нового времени; отмечать основное содержание второго периода Нового времени. | |||
2 | Тема 1. Французская революция XVIII века. Наполеоновская эпоха. | 5 | 1 | 1 | 1 | Характеризовать основные течения в лагере революции, политические идеи их участников; систематизировать материал о событиях Французской революции в форме таблицы; составлять характеристики деятелей революции, высказывать и аргументировать суждения об их роли в революции; Рассказывать о мероприятиях внутренней политики и войнах Директории, опираясь на текст и карту учебника; раскрывать условия, которые способствовали установлению во Франции диктатуры Наполеона Бонапарта; составлять политический портрет Наполеона Бонапарта, высказывая и обосновывая свои оценки его деятельности; объяснять значение понятий и терминов «Консульство», «кодекс Наполеона» Раскрывать значение понятий и терминов «континентальная блокада», «Тильзитский мир», «Битва народов»; представлять характеристику военных действий Наполеона Бонапарта, используя историческую карту; привлекать материал из курса отечественной истории для характеристики похода армии Наполеона в Россию; систематизировать материал о наполеоновских войнах в форме таблицы |
3 | Тема 2: Европа в XIX – начале ХХ века. | 8 | 1 | 1 | Раскрывать значения понятий и терминов «тред-юнионы», «рабочее законодательство», «юнкерство», «автономия», «национализм». Систематизировать информацию об экономическом развитии европейских стран во второй половине XIX в., выявляя общие тенденции. Высказывать суждения о том, что способствовало проведению реформ и расширению социального законодательства в странах Западной Европы во второй половине XIX в. Сравнивать пути создания единых государств в Германии и Италии, выявляя особенности каждой из стран. Составлять характеристики известных исторических деятелей европейской истории рассматриваемого периода (привлекая, наряду с информацией учебников, материалы научно-популярных и справочных изданий) | |
4 | Тема 3: Страны Америки в конце XVIII - начале XX века. | 3 | 1 | 1 | 2 | Раскрывать значения понятий и терминов «фермерство», «плантационное хозяйство», «двухпартийная система», «аболиционизм», «реконструкция». Объяснять, какие противоречия привели к Гражданской войне (1861—1865) в США. Систематизировать материал об основных событиях и итогах Гражданской войны (1861— 1865) (в форме таблицы, тезисов и др.) Раскрывать значения понятий и терминов «хунта», «герилья», «федерация». Характеризовать колониальный режим, установленный в странах Латинской Америки европейскими метрополиями. Называть крупнейшие события и руководителей борьбы народов Латинской Америки за независимость. Объяснять, благодаря чему произошло освобождение народов Латинской Америки от колониальной зависимости |
5 | Тема 4: Азия и Африка в XIX- начале XX века. | 4 | 1 | 1 | Раскрывать значения понятий и терминов «Танзимат», «открытие» Китая и Японии», «реформы Мэйдзи», «Индийский национальный конгресс». Характеризовать внутреннее развитие и внешнюю политику отдельных стран Азии. Проводить сопоставительное рассмотрение опыта проведения реформ, модернизации в странах Азии | |
6 | Тема5: Международные отношения в конце XIX- начале XX века. | 3 | 1 | 1 | Раскрывать значения понятий и терминов «коалиция», «Венская система», «восточный вопрос», «пацифизм», «колониальная империя», «колониальный раздел мира». Объяснять, в чем заключались интересы великих держав в конфликтах и ключевых событиях международной жизни в XIX в. Раскрывать, что изменилось в международных отношениях в XIX в. по сравнению с предшествующим столетием | |
7 | Тема 6: Материальная и художественная культура конца XVIII - начала XIX века. | 2 | 1 | 1 | 1 | Раскрывать значения понятий и терминов «ампир», «романтизм», «реализм», «импрессионизм», «демократизация культуры». Называть важнейшие научные открытия и технические достижения XIX в., объяснять, в чем их значение для своего времени и последующего развития общества. Характеризовать основные стили и течения в художественной культуре XIX в., раскрывая их особенности на примерах конкретных произведений. Проводить поиск информации (в печатных изданиях и Интернете) для сообщений о значительных явлениях и представителях культуры XIX в. Высказывать и обосновывать оценочные суждения о явлениях культуры, творчестве отдельных художников |
Итоговое повторение | 2 | 1 | Актуализация полученных знаний. Выполнение контрольной работы | |||
Итого | 28 | 6 | 4 |
Описание
программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебник, учебное пособие** | Всеобщая история: История Нового времени. 8 класс: учебник / С.Н.Бурин, А. А. Митрофанов, М. В. Пономарев. – 3е изд., стереотип. – М.: «Дрофа», 2019. | ||
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | КИМ Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Изд. «Вако». | ||
Методическое пособие с поурочными разработками* | Е.В.Саплина. Методическое пособие к учебнику С.Н.Бурина, А.А.Митрофанова, М.В.Пономарева Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. М., Дрофа. Вертикаль. 2019 . Методическая поддержка на www. drofa.ru. | ||
Список используемой литературы | 1. Учебник. С. Н.Бурин, А. А. Митрофанов, М. В. Пономарёв. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Издательство М. «Дрофа», 2019. 2. Виппер Р. Ю. и др. История Нового времени. М., 1995. 3. Делорм Ж. Основные события ХІХв. 1789-1914 гг. М., 2005. 4. Посконина О. И. История Латинской Америки. (до ХХ века). М., 2005. 5. Арзаканян М. Ц., Ревякин А. В.. Уваров П. Ю. История Франции. М., 2005. 6. Дроз Ж. История Германии. М., 2005. 7. Людвиг Э. Бисмарк. М., 1999. 8. Маль К. Гражданская война в США 1861-1865 гг. Минск, 2000. 9. Моруа А. Жизнь Дизраэли. М., 1991. 10. Тюлар Ж. Наполеон, или Миф о «спасителе». Французские короли и императоры. Ростов-на-Дону, 1997. 12. Шатохина-Мордвинцева Г. А. Нидерланды в Новое и Новейшее время. М., 2002. 13. Шимов Я. Австро-Венгерская империя. М., 2003. 14. Яковлев Н. Н. Вашингтон. М., 1976 | ||
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
| ||
Технические средства обучения | Интерактивная доска, мультимедийная установка |
Ученик научится:
- регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - владеть целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- оценивать деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять разнообразие современного мира.
- добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
- Разделять российскую и всеобщую историю Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.
- Определять уровень развития общества, используя понятия: аграрное общество, модернизация, индустриальное общество.
- Определять и доказывать собственное мнение о цели и значении модернизации России.
- В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху Нового времени: в экономике – капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении – классы, гражданское общество; в государственной жизни – революция, реформы, консерватизм, либерализм, социализм; в культуре – научная картина мира и т.д.
- Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, в России и на Востоке; а также реформ, революций и колониальных войн.
- Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций Нового времени.
- Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ. 4. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
- Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.
- Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры Зам. директора по УВР
Протокол № ___________________
от «___» июня 20___ г. « ___ » августа 20___ г.
Зав.каф. _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс
Рабочая программа разработана на основе:- обязательного минимума содержания исторического образования;-...
рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарт...
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.
Тематическое планирование по Всеобщей истории....
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)
Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)
Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...