Практикум по теме «Культура и церковь в XVII в.»
план-конспект урока по истории (7 класс)

О культуре церкви в XVII веке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7ot32.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 32 класс 7

Тема: Практикум по теме «Культура и церковь в XVII в.»

Цель: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры и духовной жизни различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.

Известно, что многих европейцев, приезжавших в России в XVII–XVIII веках, поражала русская баня. Вот, что писал о ней немецкий путешественник XVII века Ганс Мориц Айрман: «Простые люди, которые сообща строят бани на проточной воде, лишь только они сильнее разогрелись, выходят в холодную проточную воду и усаживаются в неё на долгое время, безразлично, будь то летом или зимою. Летом спускаются в воду подобием лесенки из двух длинных брёвен. А зимой пробивают во льду большие отверстия и так бросаются в ледяную воду. Они считают это очень здоровым. Так как у нас обычай подобным образом мыться неизвестен, а я сам часто участвовал и мне очень понравилось, то захотел рассказать об этом».

В ходе урока вы узнаете об изменениях в мировоззрении русских людей, общинных традициях, роли православия в повседневной жизни, образе царя в сознании народа, повседневной жизни царей, первого сословия, горожан и крестьян.

В XVII веке изменилось восприятие русскими людьми окружающего мира. Они чувствовали свою принадлежность к огромной единой стране. Люди пытались осознать бескрайние просторы своей Родины.

После Смуты стали больше цениться стабильность и порядок в государстве.

Рост контактов с европейскими и азиатскими государствами помог изучению политического и повседневного опыта других людей, отличий жизненных укладов.

Изменение церковного ритуала после раскола в Русской православной церкви не поколебало веру большинства населения России.

Чтение античных трудов и европейской литературы повлияло на появление прогрессивно мыслящих чиновников.

Новшества проявлялись в культуре, политике, экономике. Для правящего слоя они казались странными и непривычными, соответственно воспринимались с большой осторожностью.

В 1649 году после принятия Соборного уложения крестьяне лишились свободы передвижения. Однако они сохраняли права на занятие торговлей, распоряжение имуществом и собственностью.

В то время жизнь крестьян ещё не подчинялась полностью воле помещика. Их быт регулировался правилами общины, которая имела следующие основы: совместное владение землёй; выборность руководителей; решение возникавших вопросов на крестьянском сходе; равноправие всех членов общины.

Мировоззрение русского человека оправдывало существование общины христианскими заповедями. По убеждению крестьян, земля являлась Божьим достоянием и относится к ней нужно было бережно.

Основной задачей общины были раздел и перераспределение земель меду крестьянами. Вне общины русский крестьянин не представлял своей жизни.

Одним из самых устойчивых явлений в жизни крестьян были «помочи». Крестьяне оказывали помощь родственникам или соседям в сельскохозяйственных работах, строительстве и другом. Отказать кому-то в просьбе о помощи было непростительным. Отказ мог быть воспринят как оскорбление.

Жизнь общины основывалась на идеалах православия. Как правило община одновременно была и церковным приходом. На мирском сходе назначали священников.

Утро у русского человека начиналось с молитвы. По праздничным дням люди ходили в церковь к заутрене. После вечерней молитвы не разрешалось пить, есть и разговаривать.

Важное место в жизни русского человека занимали такие церковные обряды, как крещение, венчание и погребение.

Все слои общества строго соблюдали пост. Самым длительным был Великий. На протяжении семи недель рекомендовалось есть только один раз в день, а по выходным – два раза. При этом в понедельник, среду и пятницу ели холодную пищу, в остальные дни – горячую.

Монотонность жизни крестьян прерывалась церковными праздниками. В такие дни запрещалось работать. Наиболее почитаемыми праздниками были Пасха и Троица. Начинались они с богослужения в церкви. Затем все жители села собирались на братчину – совместную трапезу членов деревенской общины, устраивавшуюся вскладчину.

Весь мир русские крестьяне воспринимали как единую общину, главой которой был царь. В нём люди видели опору и защиту.

Важными обязанностями царя были молитвы за своё государство и совершение паломничества в монастыри. Например, Иван Грозный ходил босиком в Троице-Сергиев монастырь. Алексей Михайлович посещал всенощные – богослужения в церкви, совершаемые накануне воскресных дней и христианских праздников.

Царь считался помазанником Божьим, поэтому его воля воспринималась как обязательный закон. Любая ошибка государя считалась виной его приближённых. Осуждать царя простые люди не имели права. Он нёс ответственность за свои поступки только перед Богом. А различные стихийные бедствия казались Божьей карой.

С оформлением самодержавия изменились нравы и обычаи царского двора. В первую очередь увеличилось количество людей, относящихся ко двору. Представьте, что только охраной царя занимались две тысячи стрельцов и дворян.

По утрам царей одевали спальники.

Стольники занимались организацией трапезы.

Казначеи и ключники следили за сохранностью личных вещей царя.

Великолепными были дворцы первых Романовых. Построили летние резиденции в Измайлове и Коломенском. Самый большой дворец находился в Кремле. Назывался он Теремной.

Одним из главных украшений государевых дворцов были печи, выложенные изразцами – керамической плиткой для облицовки печей и стен. Во торой половине XVII века появились картины, напольные часы и венецианские зеркала.

Основным царским развлечением была псовая или соколиная охота. Выезд на охоту сопровождался особенным церемониалом, участие в котором принимало около трёх тысяч человек.

При Алексее Михайловиче появился придворный театр.

Изменения в быту коснулись и первого сословия. Дворянские и боярские дворы представляли собой комплекс строений. Это были избы, подклети, сени, соединённые между собой переходами.

Разнообразием отличалось и внутренне убранство домов. В центре стояла печь, украшенная изразцами и каменными узорами. Наиболее популярными предметами мебели были лавки, столы и большие сундуки. Появились обитые кожей или парчой кресла.

Парча – это ткань на шёлковой основе с золотым шитьём, имеющая сложные узоры.

На полу в домах лежали ковры, привезённые из Персии или Крымского ханства.

В XVII веке из-за границы стали привозить стеклянную посуду. Наравне с драгоценными металлами ценилось венецианское стекло.

Одежда сохраняла традиционный покрой. Увеличился только выбор тканей. Бояре и дворяне носили суконную и шерстяную одежду. Популярной была тафта – плотная хлопчатобумажная или шёлковая ткань.

Представители знати в XVII веке стали пользоваться новым средством передвижения – каретами. Они заменили привычные закрытые сани.

Как и царь, дворяне и бояре проводили свободное время на пирах и охоте.

Гораздо скромнее была жизнь горожан. В XVII веке дома состоятельных купцов стали делить на «белые избы» и «белые горницы». От «чёрных изб» они отличались тем, что дым из печи выводился через трубу.

Обстановка в домах горожан была простой. Так как шкафов в то время ещё не было, одежду хранили в сундуках. Для защиты от пожаров сундуки обивали железом.

Зажиточные жители посада строили каменные дома. Остальные жили в простых деревянных строениях.

Крестьяне жили в избах, топившихся по-чёрному. Из-за такого способа отопления стены домов становились закопчёнными. Освещались крестьянские избы лучинами.

Обстановка в домах была очень простой. Здесь можно было увидеть лавки и столы. Зимой вся семья спала на печи – самом тёплом месте в доме.

Крестьяне носили одежду из домотканых холстов и меха животных. На ноги обували лапти. Зажиточные крестьяне могли позволить себе носить поршни – обувь из двух кусков кожи, собранных вокруг щиколотки ремешком.

Редкостью для крестьян была металлическая посуда, так как стоила она очень больших денег. Ели крестьяне из деревянных тарелок, а готовили в глиняных горшках.

В среднем крестьянская семья состояла из десяти человек. Её главой считался старший из мужчин.

Вступать в брак разрешалось не более трёх раз. Однако даже второй брак был большим грехом, и за него в церкви налагалось наказание. Свадьбы крестьяне праздновали поздней осенью и зимой – когда все были свободны от сельскохозяйственных работ.

Давайте подведём итоги.

События XVII века в значительной мере повлияли на изменение картины мира русских людей.

Изменился быт царя и первого сословия.

Традиции повседневной жизни простых людей оставались прежними.

Домашнее задание: прочитать параграф  стр. 103 – 113.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Церковный раскол. Православная церковь в XVII в.»

Тема урока: «Церковный раскол. Православная церковь в XVII в.»Тип урока: урок изучения новой темы.Ведущая технология: технология развития критического мышления.-цель: Cформировать у учащихся представл...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Конспект урока "Русская Православная церковь в XVII веке"

Конспект урока "Русская Православная церковь в XVII веке"...

«Русская Православная Церковь в XVII веке. "

В многочисленной литературе по педагогике, методике преподавания, педагогическим технологиям определение понятия "Урок", обычно, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному ра...

Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"

Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича,  патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...

Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"

Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы ...