Конспект урока "Русская Православная церковь в XVII веке"
план-конспект урока по истории на тему

marias123

Конспект урока "Русская Православная церковь в XVII веке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 98664664.pptx2.4 МБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7 класс История России XVII - XVIII века «Русская православная церковь в XVII веке»

Слайд 2

В каких ситуациях церковь играла важную роль в истории России? Князь Дмитрий Донской Преподобный Сергий радонежский

Слайд 3

В каких ситуациях церковь играла важную роль в истории России? Патриарх филарет михаил Федорович романов

Слайд 4

В каких ситуациях церковь играла важную роль в истории России? Алексей михайлович Патриарх никон

Слайд 5

Церковная реформа Вернуться к древнерусским источникам (протопоп Аввакум) Обратиться к греческим книгам (Алексей Михайлович, Никон)

Слайд 6

Заполни таблицу До реформы После реформы Крещение двумя перстами; Крещение тремя перстами; Земной поклон; Поясной поклон; Двукратное пение "аллилуйя"; Троекратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу; Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца; Написание имени Христа Исус Написание имени Христа: Иисус Служение литургии на семи просфорах Служение литургии на пяти просфорах

Слайд 7

Какой была реакция русского народа на проведение реформы? В.Г. Перов «Спор о вере» В.И . Суриков «Боярыня Морозова» И. Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума»

Слайд 8

Православная церковь Старообрядчество РАСКОЛ Итоги церковной реформы Никона

Слайд 9

ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Слайд 10

В.Г. Шварц «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме»

Слайд 11

Составить синквейн 1 группа –Церковь XVII века в России 2 группа –Раскол 3 группа - Никон

Слайд 12

1 4 7 До реформы После реформы а Написание имени Бога 1 3 б Прославление Бога 6 10 в Крестное знамение 7 2 г Поклоны 8 4 д Сожжение старых и написание новых религиозных книг 5 е Просфоры для церковных обрядов. 11 9 Сгруппируйте символы по значениям:

Слайд 13

Выбери правильный вариант ответа 1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу: а) Игнатий б) Филарет в) Никон 2. Старообрядцев называли: А) Еретиками Б) Вероотступниками В) Раскольниками 3. Лидер старообрядцев XVII в.: а) Филарет б) Никон в) Аввакум 4. Церковная реформа привела: а) К сплочению верующих б) Расколу между верующим в) Конфликту между царем и патриархом 5. При каком царе произошёл церковный раскол? А) Михаил Фёдорович б) Алексей Михайлович в) Фёдор Иванович

Слайд 14

Проверка работы в группах Церковь XVII века в России Реформаторская православная Изменить добиться влиять Непродуманные реформы с тяжелыми последствиями Раскол 1 группа –

Слайд 15

Проверка работы в группах 2 группа Раскол Неоднозначный противоречивый Отстоять сохранить недопустить Реакция на церковные реформы XVII века Трагедия

Слайд 16

Проверка работы в группах Никон Волевой фанатичный Исправить разделить уничтожить Переустроить церковь, изменив обряды Реформа 3 группа

Слайд 17

Какой была реакция русского народа на проведение реформы? В.И. Суриков «Боярыня Морозова» « На переднем плане мы видим женщину в русской национальной одежде XVII века, полулежащую на санях-розвальнях. Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Это Феодосия Морозова. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.»

Слайд 18

Какой была реакция русского народа на проведение реформы? В.Г. Перов «Спор о вере» «Картина трактует значительное историческое событие. В 1682 году, 5 июня, в Грановитой палате в Кремле в присутствии царевны Софьи происходили «прения о вере», закончившиеся насилием . Не ясно, сочувствует ли художник яростному Никите. Ясно одно — непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти.»

Слайд 19

Какой была реакция русского народа на проведение реформы? И. Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума» «Особо обострился вопрос еретиков после реформы Никона, которая была не признана многими яркими фигурами из духовенства, наиболее ярким из которых был, безусловно, протопоп Аввакум. Его не пугало ничто — ни сибирская ссылка, ни долгое заключение в земляной яме в Пустозерске , ни царская милость, настигшая его кратковременно после опалы Никона. Аввакум ругал царскую власть, царя и воевод, само собой, поносил архиереев, подбивал казаков Даурии на бунт, бил скоморохов.. В конце концов был он сотоварищи сожжен в срубе в городе своей северной ссылки, Пустозерске .



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Цели урока:

1. Дать представление о мотивах, содержании, результатах и методах церковной реформы XVII в, охарактеризовать степень взаимодействия духовной и светской власти, а также основных участников событий.

 2. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: усвоение содержания источников (исторические  документы, художественные произведения );осознанное осмысление, моделирование, выявление причинно-следственных связей, характеристика исторической личности.  

3. Воспитывать уважение к истории, литературе и искусству. Показать красоту человеческого подвига во имя веры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник : История России XVII – XVIII в.  Автор - Т.В. Черникова; мультимедийный проектор, интерактивная доска.

            План урока

1. Роль церкви в истории России.

2.  Реформы Никона

3. Разногласия между светской и церковной властью.

Ход урока:

Учитель:  В  каких ситуациях церковь играла важную роль в истории России?

Слайд 2:  – Дмитрий Донской и Сергий Радонежский;

                    Михаил Фёдорович Романов и патриарх Филарет

                   Алексей Михайлович  и патриарх Никон.

 (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский . Россия многим обязана радонежскому чудотворцу. Сергий предсказал Дмитрию Донскому победу над татарами на Куликовом поле, вдохновил и поддержал князя в минуты сомнений и колебаний. Эта победа стала переломной в истории страны. Значение этой победы больше нравственное: русский народ после Куликова поля словно очнулся после вековой спячки, поверил в себя и стал себя уважать. Вместе с Дмитрием   Донским   преподобный Сергий всю жизнь "собирал  Русь" – мирил князей, увещевал, грозил карой Божией за нескончаемые раздоры и междоусобицы. Перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской едет за благословением к Сергию Радонежскому;  

- Михаил Фёдорович Романов и патриарх Филарет. В  период Смутного времени,  ставшим  суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви.  Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви и в этот момент царь Михаил Романов и патриарх Филарет очень много сделали  для восстановления в стране гocyдapственности  Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности. Благодаря ему был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, полученной от Апостолов и хранимой на Руси на протяжении веков; отступление от Православия грозило гибелью. Единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва, поэтому любые попытки переосмысления отечественного религиозного опыта и любые западные влияния трактовались как опасные и недопустимые. Отсюда запреты и ограничения на хождение сомнительных по содержанию книг.

-  Не все вопросы церковного характера были решены Филаретом .  Время решения этих вопросов наступило в середине   XVII века  при  царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне.

  Сегодня на уроке мы  узнаем как были решены вопросы реформирования церкви изучив тему : Русская православная церковь в XVII веке. (запись темы в тетрадь) – (3 мин.)

Смута привела в упадок церковь и углубила нерешённые проблемы.  В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства: духовник царя Стефан Вонифатьев, архимандрит Никон, протопоп Аввакум, князь Львов и др.

 Цель кружка:

·        разработать программу церковной реформы.

·        устранить разночтения в богослужебных книгах.

Со временем в кружке сложились две группировки: первая , куда входил протопоп Аввакум, настаивала на преобразованиях, не затрагивающих русские богослужебные книги и обряды; вторая , членом которой являлся  Никон,  утверждала, что необходимо проведение реформ по греческим образцам.

(Слайд 3 Схема )

Став патриархом Никон взял курс на проведение реформ (2 мин)

(Просмотр фильма из истории Карамзина "Патриарх Никон") (4.18)

Учитель:      -          В 1653 – 1655 гг. началось осуществление церковной реформы.

Проанализируйте документ 2   и учебник стр.  57 и выделите из него Содержание церковной реформы.

 (Работа учащихся с документом )

  (слайд  4 с таблицей) 1 колонка на экране, 2 заполнена, но закрыта от детей

дополняют:

- изменены чины миропомазания, крещения, покаяния, елеосвящения, брака.

- изменение в иконописи.  Все иконы написанные по старым образцам, подлежали уничтожению. (10 мин)

Учитель:  Какими методами осуществлялась Никоновская реформа?

            ( Работа учащихся с текстом учебника стр. 58-59 абзац 3,4.) (2 мин)

Какой была реакция русского народа на  её проведение?

Слайд 5(дети дают ответ на основе иллюстративного ряда на экране:  «Боярыня Морозова», «Споры о вере»  «Сожжение протопопа Аввакума»)

(Боярыня Морозова «На переднем плане мы видим женщину в русской национальной одежде XVII века, полулежащую на санях-розвальнях. Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Это Феодосия Морозова. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.»

Споры о вере «Картина  трактует значительное историческое событие. В 1682 году, 5 июня, в Грановитой палате в Кремле в присутствии царевны Софьи происходили «прения о вере», закончившиеся насилием . Не ясно, сочувствует ли художник яростному Никите. Ясно одно — непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти.»

Сожжение протопопа Аввакума «Особо обострился вопрос еретиков после реформы Никона, которая была не признана многими яркими фигурами из духовенства, наиболее ярким из которых был, безусловно,  протопоп Аввакум. Его не пугало ничто — ни сибирская ссылка, ни долгое заключение в земляной яме в Пустозерске, ни царская милость, настигшая его кратковременно после опалы Никона.  Аввакум ругал царскую власть, царя и воевод, само собой, поносил архиереев, подбивал казаков Даурии на бунт, бил скоморохов.. В конце концов был он сотоварищи сожжен в срубе в городе своей северной ссылки, Пустозерске.

(Примерный ответ)

Неоднозначная. Часть общества  восприняла реформу как логическое продолжение преобразований царя, другая часть общества восприняла реформы как посягательства на  веру.

Начало реформирования церкви привело к её  Расколу.

(Слайд 6 . Схема )

Что означает выражение  «Раскол русской православной церкви»? (по словарю к уроку)

Согласны ли вы с высказыванием В.О. Ключевского: « Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»?

    Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Но и там он вел пропаганду старообрядческих идей и принципов, за что был предан церковному проклятию, и заключен в тюрьму.

Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.

Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты ( Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение.

Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60.

Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью.

Почему старообрядцев называли не  еретиками, а раскольниками?

Церковная реформа Никона также оказала огромное влияние на развитие культуры XVII века. При непосредственном участии патриарха в России были возведены три монастыря – Иверский на Валдае (1653 г.), Крестный на Белом море (1656 г.), Воскресенский Новоиерусалимский под Москвой.

Сообщение учащегося о  Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. – (4 мин)

(Слайд 7. Новоирусалимский монастырь) – (3 мин)

Слайд 8. Никон в Новом Иерусалиме

Слайд 9 Никоновский Скит

Учитель:  Отношения между царём и патриархом в начале реформ были тёплые – Алексей Михайлович называл Никона «собиным другом» и наградил титулом «великий государь».  Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской  и,  по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть.  Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».

Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.

- Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха?

Претензии Никона на светскую власть вызвали резкое неприятие Алексея Михайловича, который добился низложения патриарха. Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников. Победа царя означала, что самодержавие в стране уже значительно укрепилось.(2 мин)

В чём вы видите главную  причину конфликта между патриархом и царём?

Учитель: Церковный раскол – явление, в котором сплотились многие духовные проблемы, копившиеся столетиями. Последствия раскола не изжиты до сих пор.

Закрепление

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?    

1.  Составление синквейна  к словам:  Церковь XVII века в России

                                                                        Раскол

                                                                        Никон

(работа по группам)1 группа – работает с опорой на алгоритм

                                       2 группа – работает с опорой на алгоритм и словарик

                                       3 группа – работает с опорой на алгоритм , словарик к уроку и предложенные слова.

Проверка

2.  Рассмотрите изображения на листе   и на доске и  сгруппируйте  символы по значениям:

3. Тест - смотрите презентацию.

Вывод:  Русская православная церковь ещё не раз за всю свою историю  будет подвергнута    испытаниям. Многие конфликты остаются нерешёнными до сих пор . По словам В.В. Путина  «В этом политическом, церковно-политическом конфликте не было победителей. Зато проиграли все: и Церковь, и сами верующие, вынужденные жить в атмосфере отчужденности и взаимного недоверия. Проиграло российское общество в целом . Возрождение церковного единства — это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовной основ которого всегда была православная вера» 

Домашнее задание:

Придумать рассказ  «Раскол русской православной церкви» с ошибками

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Раскол – религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. и отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.);

Раскольники – сторонник старообрядчества

Старообрядцы -  часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона.

Реформа - преобразовываю — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, порядков, институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, прогрессивное преобразование.

Еретик - вероотступник

Патриарх  - высший духовный сан в православии . Титул патриарха установлен церковным собором в 451 г. В России патриаршество было установлено в период правления Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.), стремившегося утвердить первенство русского православия в мировом православии.

Протопоп  - первый в ряду священников при церкви. Он бывал обыкновенно настоятелем церкви. Но это звание часто жалуется священнику не как главе церкви (храма), а как почетное личное отличие.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

· правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

· вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

· третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

· четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

· пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Церковный раскол. Православная церковь в XVII в.»

Тема урока: «Церковный раскол. Православная церковь в XVII в.»Тип урока: урок изучения новой темы.Ведущая технология: технология развития критического мышления.-цель: Cформировать у учащихся представл...

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

«Русская Православная Церковь в XVII веке. "

В многочисленной литературе по педагогике, методике преподавания, педагогическим технологиям определение понятия "Урок", обычно, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному ра...

Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"

Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича,  патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...

Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"

Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы ...