Рабочая программа. Россия в мире. 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс)
Рабочая программа к учебнику "Россия в мире". С древнейших времён до начала XX века. Базовый уровень: 11 класс. / О. В. Волобуев, В. А. Клоков,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rossiya_v_mire_11_klass.doc | 323.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Губернаторский лицей № 101»
«РАССМОТРЕНО» на заседании творческой лаборатории Протокол № 2 от «18» сентября 2020 Руководитель ТЛ:_____ /Савельева Л.А./ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _________ /Ермолаева Н.В./ «18» сентября 2020 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Губернаторский лицей № 101» __________/Малюгина Е.В./ приказ №95/1-О от «18» сентября 2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета: Россия в мире
11 класс
среднего общего образования
базовый уровень
на 2020/2021 учебный год
Составитель: Зиновьева Т.В., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету Россия в мире составлена в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1578
- федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ в новой редакции от 13.07.2015
- основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Губернаторский Лицей № 101», утверждённой приказом №95/1-О от «18» сентября 202
- Рабочая программа. Россия в мире с древнейших времён до начала XX века. Базовый уровень. 11 класс. / О. В. Волобуев, В. А. Клоков, С. В. Тырин. — М. : Дрофа, 2017. — 26 с.
Учебно-методическое обеспечение:
Россия в мире. С древнейших времён до начала XX века. Базовый уровень: 11 класс. / О. В. Волобуев, В. А. Клоков, С. В. Тырин. — 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2020. — 430 с.
Программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностными результатами изучения на данном этапе обучения являются:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- сформированность гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметными результатами изучения на данном этапе обучения являются:
Реализация системно-деятельностного подхода при изучении школьниками курса «Россия в мире» позволит достичь метапредметных результатов, обозначенных во ФГОС СОО. К указанным результатам относятся:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
- сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;
- сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;
- сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания ее прошлого и настоящего;
- сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;
- сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;
- сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;
- сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;
- сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;
- сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.
Выпускник на базовом уровне научится:
- использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом;
- использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности;
- раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене;
- сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;4
- излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки;
- раскрывать историко-культурное многообразие народов России, содержание основополагающих общероссийских символов, культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение
- принадлежности и достоверности источника, обстоятельств и целей его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
- использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;
- характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира;
- знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира;
- знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
- применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
- использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
- анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
- раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
- целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
- применять приемы самообразования в области общественно-научного (социально-гуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования;
- использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
РОССИЯ В МИРЕ
Введение. Предмет изучения исторической науки. Исторические источники. Основные подходы к пониманию истории. Современный
этап развития исторической науки. Отличие истории от мифологии.
Тема I. От первобытности к древним цивилизациям.
Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. Человечество в древности. Неолитическая революция и ее последствия. Цивилизации Северо-Восточной Африки и Западной Азии. Государства Восточного Средиземноморья. Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизации. Хозяйство, власть и общество на Древнем Востоке. Религия и культура цивилизаций Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Античное Средиземноморье. Северное Причерноморье в античную эпоху. Культурное наследие Античности. Возникновение и распространение христианства.
Тема II. Средневековое общество в VI—X вв.
Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизаций. Поздняя Римская империя и мир варваров. Рождение западноевропейской цивилизации. Византия и восточно- христианская цивилизация. Судьба славянских народов. Христианская церковь на Западе и Востоке. Античное наследие и Средневековье. Средневековые цивилизации Востока. Китайская и индийская цивилизации в раннее Средневековье. Ислам — новая мировая религия. Арабские завоевания и рождение мусульманской цивилизации. Раскол в исламе. Культура мусульманских стран. Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Этническая карта Восточной Европы. Хазарский каганат и Волжская Булгария. Занятия и общественный строй восточных славян. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Формирование Древнерусского государства. Наследники Рюрика. Крещение Руси. Древнерусское государство и общество. Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. Русская Правда. Культура и быт населения Древней Руси. Новые обычаи. Образование и литература. Архитектура и живопись. Бытовая культура.
Тема III. Россия и мир в XI — середине XV в.
Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы. Западноевропейский феодализм. Кризис традиционного аграрного общества. Политическое развитие Западной Европы. Изменение роли церкви в жизни общества. Взаимодействие средневековых
цивилизаций. Западноевропейская, восточно-христианская и мусульманская цивилизации в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе. Политическая раздробленность Руси. От княжеских усобиц к политической раздробленности. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Социально-политические модели и внешняя политика. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля.
Русские княжества и Золотая Орда. Монгольская империя. Нашествие на Восточную и Центральную Европу. Золотая Орда. Орда и Русь.
Москва во главе объединения русских земель. Новые политические центры Руси. Великое княжество Литовское и Русское. Дмитрий Донской: начало борьбы за независимость. Наследники Дмитрия Донского. Распад Золотой Орды. Русская средневековая культура. Культурные центры периода раздробленности. Подъем культуры после нашествия Батыя. Книжное дело и литература. Архитектура: храмы и крепости. Великие живописцы.
Тема IV. Мир в начале Нового времени
Европа меняет себя и мир. Модернизация европейской экономики. Изменение в социальной структуре западноевропейского общества. Великие географические открытия и колониальные захваты. Реформация и религиозный раскол в Европе.
Протестантская этика и капитализм.
Формирование Российского государства. От Руси к России. На пути к централизации власти. «Москва — Третий Рим».
Экономический подъем. Страны Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое и политическое развитие Европы в XVI—XVII вв. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм в XVI—XVII вв. Английская революция XVII в. Кризис государства и общества в России. Смутное время. Опричнина. Итоги правления Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Иноземная интервенция и народные ополчения. Становление самодержавия Романовых. Ликвидация по следствий Смуты. Законодательное оформление самодержавия. Церковный раскол. Изменения в экономическом и социальном строе. Новые явления в духовной жизни общества. Начало формирования многонационального Российского государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины. Русская культура середины XV—XVII в. Основные тенденции в развитии культуры. Книжное дело и литература. Архитектура: новые стили. Живопись: от иконы к парсуне.
Тема V. Запад и Россия в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения. Успехи в науке как предпосылки Просвещения. Общественные идеалы эпохи Просвещения. Развитие просветительских идей в XVIII столетии. «Просвещенный абсолютизм». Революции XVIII столетия. Западная Европа перед эпохой революций. Англия и североамериканские колонии. Американская революция. Франция перед революцией. Начало Великой французской революции. Падение абсолютизма во Франции. Якобинская диктатура и завершение Великой французской революции. Власть и общество в России в XVIII в. Необходимость преобразований. Внешняя политика и военная реформа. «Регулярное» государство Петра I. Борьба за наследие Петра. «Просвещенный абсолютизм»: российский вариант. Социально-экономическое развитие России. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. Золотой век дворянства. Расширение территории Российской империи. Северная война и территориальные приобретения России. Расширение западных границ в последней трети XVIII в. Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи. Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре XVIII в. Образование и наука. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.
Тема VI. Индустриальная цивилизация в XIX в.
Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн. Империя Наполеона I. Русско-французские отношения. Отече ственная война 1812 года. Завершение эпохи Наполеоновских войн. Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Начало промышленного переворота в Англии. Технический прогресс. Новый этап промышленного переворота. Социальные последствия промышленного переворота. Идейные течения и политические партии. «Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идеи национализма на Западе. Революции и реформы. Революции середины XIX в. во Франции. Революционное движение в других странах Европы. Реформы в Великобритании. Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Появление новых колониальных империй — Голландии, Франции и Англии. Возникновение независимых государств в Латинской Америке. Последствия и новое расширение европейской колонизации в Африке и Азии. Модернизационные процессы в мире великих держав. Борьба против рабства и процессы модернизации в США. Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры и новые явления в мировой экономике. Общественные движения и политические партии во второй половине XIX в.
Тема VII. Россия на пути модернизации
Российское государство в первой половине XIX в. «Либерал» на троне. Царствование Николая I. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Новые явления в социально-экономической сфере. Общественная жизнь России в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей «русского социализма». Реформы 1860—1870 гг. в России. Новый рубеж в истории России. Преобразования 1860—1870 гг. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период. Социально-экономическая политика Александра III (1881—1894). Общественное движение в России во второй половине XIX в. Рост общественной активности. Консерватизм. Русский либерализм. Народничество. Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии в России. Россия — многонациональная империя. Управление территориями, присоединенными к России в первой трети XIX в. Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Русские переселенцы в Сибири и на Дальнем Востоке. Пути создания империи. Россия в системе международных отношений. 1815—1878 гг. Венский конгресс и Священный союз. Восточный вопрос в международной политике и Россия. Крымская война. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Тема VIII. Россия и мир в начале ХХ в.
Внешняя политика России в начале XX в. Политическая карта мира. Внешнеполитическое положение России. Русско-японская война. Россия и европейские военно-политические союзы. Новые тенденции в развитии индустриального общества. Страны Запада. Процессы глобальной модернизации и Россия. Идейные течения и политические партии в России. Начало модернизации в странах Востока. Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков. Модернизационные процессы в экономике и обществе. Самодержавная монархия и ее социальная опора. Возникновение революционных организаций и партий. Первая российская революция. Причины, начало и особенности первой революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка и Манифест 17 октября. Восстания в конце 1905 г. и Основные законы апреля 1906 г. Первая и вторая Государственная дума в условиях спада революции. Итоги и последствия революции. Думская монархия и столыпинские реформы. Третьеиюньский политический режим. Столыпинская аграрная реформа. Экономика и общество накануне Первой мировой войны.
Тема IX. Наука и культура в XIX — начале XX в.
Развитие мировой научной мысли. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Основные направления художественной культуры. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство. Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет. Развитие российской культуры в начале ХХ в. Серебряный век. Тенденции культурного синтеза. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард.__
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п | Тема урока | Количество часов |
I полугодие | ||
Введение | ||
1 | Введение | 1 |
От первобытности к древним цивилизациям. (4 ч) | ||
2-3 | Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. | 2 |
4 | Античные цивилизации Средиземноморья. | 1 |
5 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
Средневековое общество в VI—X вв. (8 ч) | ||
6-7 | Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизации. | 2 |
8 | Средневековые цивилизации Востока. | 1 |
9 | Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье. | 1 |
10 | Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. | 1 |
11 | Древнерусское государство и общество. | 1 |
12 | Культура и быт населения Древней Руси. | 1 |
13 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
Россия и мир в XI — середине. (8 ч) | ||
14 | Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы | 1 |
15 | Взаимодействие средневековых цивилизаций | 1 |
16 | Политическая раздробленность Руси | 1 |
17 | Русские княжества и Золотая Орда | 1 |
18 | Москва во главе объединения русских земель | 1 |
19 | Русская средневековая культура | 1 |
20 | Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся | 1 |
21 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Мир в начале Нового времени (9 ч) | ||
22 | Европа меняет себя и мир. | 1 |
23 | Формирование Российского государства. | 1 |
24 | Страны Западной Европы в XVII в. | 1 |
25 | Кризис государства и общества в России. | 1 |
26 | Становление самодержавия Романовых. | 1 |
27 | Начало формирования многонационального Российского государства. | 1 |
28 | Русская культура середины XV- XVII вв. | 1 |
29 | Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся. | 1 |
30 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
31 | Эпоха Просвещения. | 1 |
II полугодие. Запад и Россия в эпоху Просвещения. (9 ч) | ||
32 | Эпоха Просвещения. | 1 |
33-34 | Революции XVIII столетия. | 2 |
35 | Власть и общество в России в XVIII в. | 1 |
36 | Социально-экономическое развитие России. | 1 |
37 | Расширение территории Российской империи. | 1 |
38 | Образование, наука и культура. | 1 |
39 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
Индустриальная цивилизация в XIX в. (7 ч) | ||
40 | Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн | 1 |
41 | Промышленный переворот и становление индустриального Запада | 1 |
42 | Идейные течения и политические партии | 1 |
42 | Революции и реформы | 1 |
44 | Колониальные империи | 1 |
45 | Модернизационные процессы в мире великих держав | 1 |
46 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Тема VII. Россия на пути модернизации (8 ч) | ||
47 | Российское государство в первой половине XIX в | 1 |
48 | Общественная жизнь России в первой половине XIX в. | 1 |
49-50 | Реформы 1860—1870 гг. в России | 2 |
51 | Общественное движение в России во второй половине XIX в. | 1 |
52 | Россия — многонациональная империя | 1 |
53 | Россия в системе международных отношений | 1 |
54 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Россия и мир в начале ХХ в. (6 ч) | ||
55 | Россия в системе международных отношений. 1815—1878 гг. | 1 |
56 | Новые тенденции в развитии индустриального общества | 1 |
57 | Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков | 1 |
58 | Первая российская революция | 1 |
59 | Думская монархия и столыпинские реформы | 1 |
60 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Наука и культура в XIX — начале XX в. (6 ч) | ||
61 | Развитие мировой научной мысли | 1 |
62 | Мировая литература и художественная культура | 1 |
63 | Культура России в XIX в. | 1 |
64 | Развитие российской культуры в начале ХХ в. | 1 |
65 | Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся | 1 |
Итоговое повторение | ||
66 | Итоговый урок | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
КАЛАЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Россия в мире" для 11класса
№ п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Оборудование, электронные образовательные ресурсы | Виды контроля результатов обучения | |
по плану | по факту | |||||
1 полугодие | ||||||
Введение | Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель ЦОР, Видеоуроки РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5578/start/115252/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5508/start/171244/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6094/start/110248/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5865/start/227661/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5868/start/302078/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5870/start/111210/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4707/start/302109/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5871/start/302768/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5872/start/111272/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4706/start/117930/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3554/start/42802/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4711/start/103165/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5848/start/219192/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4891/start/219221/ | Фронтальный опрос. Контроль понятий. Взаимоконтроль, Работа с индивидуальными карточками. Самостоятельная работа Фронтальный опрос. Контроль понятий. Взаимоконтроль, Работа с индивидуальными карточками. Самостоятельная работа Фронтальный опрос. Контроль понятий. Взаимоконтроль, Работа с индивидуальными карточками. Самостоятельная работа Фронтальный опрос. Контроль понятий. Взаимоконтроль, Работа с индивидуальными карточками. Самостоятельная работа | ||||
1 | Введение | 1 | 03.09 | |||
От первобытности к древним цивилизациям. (4 ч) | ||||||
2-3 | Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. | 2 | 08.09-10.09 | |||
4 | Античные цивилизации Средиземноморья. | 1 | 15.09 | |||
5 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 17.09 | |||
Средневековое общество в VI—X вв. (8 ч) | ||||||
6-7 | Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизации. | 2 | 22.09-24.09 | |||
8 | Средневековые цивилизации Востока. | 1 | 29.09 | |||
9 | Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье. | 1 | 01.10 | |||
10 | Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. | 1 | 05.10 | |||
11 | Древнерусское государство и общество. | 1 | 12.10 | |||
12 | Культура и быт населения Древней Руси. | 1 | 15.10 | |||
13 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 19.10 | |||
Россия и мир в XI — середине. (8 ч) | ||||||
14 | Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы | 1 | 22.10 | |||
15 | Взаимодействие средневековых цивилизаций | 1 | 26.10 | |||
16 | Политическая раздробленность Руси | 1 | 29.10 | |||
17 | Русские княжества и Золотая Орда | 1 | 2.11 | |||
18 | Москва во главе объединения русских земель | 1 | 5.11 | |||
19 | Русская средневековая культура | 1 | 9.11 | |||
20 | Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся | 1 | 12.11 | |||
21 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | 23.11 | |||
Мир в начале Нового времени (9 ч) | ||||||
22 | Европа меняет себя и мир. | 1 | 26.11 | |||
23 | Формирование Российского государства. | 1 | 30.11 | |||
24 | Страны Западной Европы в XVII в. | 1 | 3.12 | |||
25 | Кризис государства и общества в России. | 1 | 7.12 | |||
26 | Становление самодержавия Романовых. | 1 | 10.12 | |||
27 | Начало формирования многонационального Российского государства. | 1 | 14.12 | |||
28 | Русская культура середины XV- XVII вв. | 1 | 17.12 | |||
29 | Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся. | 1 | 21.12 | |||
30 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 24.12 | |||
31 | Эпоха Просвещения | 1 | 28.12 | |||
II полугодие. Запад и Россия в эпоху Просвещения. (9 ч) | ||||||
32 | Эпоха Просвещения. | 1 | 11.01 | |||
33-34 | Революции XVIII столетия. | 2 | 14.01-18.01 | |||
35 | Власть и общество в России в XVIII в. | 1 | 21.01 | |||
36 | Социально-экономическое развитие России. | 1 | 25.01 | |||
37 | Расширение территории Российской империи. | 1 | 28.01 | |||
38 | Образование, наука и культура. | 1 | 01.02 | |||
39 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 04.02 | |||
Индустриальная цивилизация в XIX в. (7 ч) | ||||||
40 | Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн | 1 | 08.02 | |||
41 | Промышленный переворот и становление индустриального Запада | 1 | 11.02 | |||
42 | Идейные течения и политические партии | 1 | 15.02 | |||
42 | Революции и реформы | 1 | 25.02 | |||
44 | Колониальные империи | 1 | 01.03 | |||
45 | Модернизационные процессы в мире великих держав | 1 | 04.03 | |||
46 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | 11.03 | |||
Тема VII. Россия на пути модернизации (8 ч) | ||||||
47 | Российское государство в первой половине XIX в | 1 | 15.03 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5875/start/219344/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3574/start/111553/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4895/start/106505/ | ||
48 | Общественная жизнь России в первой половине XIX в. | 1 | 18.03 | |||
49-50 | Реформы 1860—1870 гг. в России | 2 | 22.03-25.03 | |||
51 | Общественное движение в России во второй половине XIX в. | 1 | 29.03 | |||
52 | Россия — многонациональная империя | 1 | 01.04 | |||
53 | Россия в системе международных отношений | 1 | 08.04 | |||
54 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | 12.04 | |||
Россия и мир в начале ХХ в. (6 ч) | ||||||
55 | Россия в системе международных отношений. 1815—1878 гг. | 1 | 15.04 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4866/start/219561/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4867/start/43501/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4868/start/219592/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5856/start/219623/ | ||
56 | Новые тенденции в развитии индустриального общества | 1 | 19.04 | |||
57 | Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков | 1 | 22.04 | |||
58 | Первая российская революция | 1 | 26.04 | |||
59 | Думская монархия и столыпинские реформы | 1 | 29.04 | |||
60 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | 03.05 | |||
Наука и культура в XIX — начале XX в. (6 ч) | ||||||
61 | Развитие мировой научной мысли | 1 | 06.05 | |||
62 | Мировая литература и художественная культура | 1 | 10.05 | |||
63 | Культура России в XIX в. | 1 | 13.05 | |||
64 | Развитие российской культуры в начале ХХ в. | 1 | 17.05 | |||
65 | Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся | 1 | 20.05 | |||
Итоговое повторение | ||||||
66 | Итоговый урок | 1 | 24.05 | Контрольная работа |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки, реквизиты документа | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Формы организации учебной деятельности | количество часов | ||
I полугодие | II полугодие | Итого | |
Изучение основного материала | 31 | 34 | 65 |
Контрольные работы | - | 1 | 1 |
Лабораторные работы | - | - | - |
Практические работы | - | - | - |
Сочинение | - | - | - |
Резервное время | - | - | - |
Итого | 31 | 35 | 66 |
ПРИЛЛОЖЕНИЕ № 4
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта по учебному предмету «Обществоведение» к уровню подготовки учащихся.
Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.
Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании с использованием различных методов: опроса, самостоятельной работы по решению проблемных заданий и познавательных задач, тестирования, эссе, реферата, зачёта и др.
Устанавливаются следующие показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся.
Отметка в баллах | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
«3» | Узнавание отдельных объектов изучения (понятий, общественных явлений, процессов) в предъявленной информации. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебного пособия и(или) других средств обучения |
Различение объектов изучения (понятий, общественных явлений, процессов) по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебного пособия и(или) других средств обучения. | |
Фрагментарное воспроизведение по памяти программного учебного материала (описаний общественных явлений, процессов); перечисление объектов изучения. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебного пособия и(или) других средств обучения | |
«4» | Воспроизведение по памяти программного учебного материала (описаний общественных явлений, процессов; определений понятий). Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебного пособия и(или) других средств обучения |
Осознанное, логичное и последовательное воспроизведение значительной части программного учебного материала. Характеристика объектов изучения (общественных явлений, процессов) по плану (памятке). Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу | |
Осознанное, самостоятельное, логичное и последовательное воспроизведение программного учебного материала в полномобъёме. Описание объектов изучения (общественных явлений, процессов) и объяснение связей и отношений между ними. Правильное использование терминологии. Самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу | |
«5» | Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: анализ общественных явлений и процессов (выявление и объяснение их причин, основных признаков, последствий). Конкретизация понятий, выводов примерами. Объяснение выводов, содержащихся в учебном пособии. Выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по алгоритму |
Свободное оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации. Раскрытие сущности изучаемых явлений, процессов. Обобщение изученного материала, формулирование и аргументация выводов. Использование внутрипредметных связей. Самостоятельное выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму. Самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по алгоритму | |
Оперирование программным учебным материалом в незнакомой ситуации: анализ, сопоставление и систематизация данных из различных источников; использование их при характеристике общественных явлений и процессов. Оценка социальных явлений и процессов с применением усвоенных знаний. Использование межпредметных связей. Выполнение заданий преобразовательного и проблемного характера. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации | |
Свободное оперирование программным учебным материалом в незнакомой ситуации. Применение знаний и умений при анализе явлений действительности. Формулирование и аргументация своей точки зрения по изучаемому материалу. Сравнение и оценка различных точек зрения по актуальным проблемам развития современного общества. Выбор и обоснование собственной линии поведения на основе усвоенных знаний. Выполнение творческих заданий и работ. Самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации |
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок относятся неправильное использование терминологии; замена существенных признаков характеризуемых явлений и процессов несущественными; неправильное выполнение предусмотренных заданием способов учебно-познавательной деятельности; ошибки в основном учебном материале; неумение использовать различные источники социогуманитарной информации.
К категории несущественных относятся ошибки в логике изложения учебного материала, не ведущие к искажению содержания; небрежное
Нормы оценивания устных и письменных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:
- раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, определения , использовал дополнительные источники информации.;
- показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (статистические данные, СМИ, произведения литературы, кинофильмы, личный опыт и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
- такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;
- применялись не все требуемые теоретические знания, умения;
- допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная;
- материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто главное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Нормы оценивания творческих работ
Отметка «5». Информация представлена в полном объёме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации разного вида. Задание на всех этапах выполнено учеником самостоятельно. Творческое оформление и эмоциональное представление проекта.
Отметка «4». Информация достаточно полная. Работа содержит 1—2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя и др. Грамотное оформление и представление проекта.
Отметка «3». Информация частично изложена, содержит 1—2 ошибки, существенно не искажающие содержание. В работе использован только один ресурс. В процессе выполнения работы допущены неточности. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя.
Отметка «2». Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. Способ выполнения работы учеником не определён или выбран неправильно. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Индивидуальный проект по предмету рекомендуется оценивать по следующим критериям.
1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3.Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Нормы оценивания тестовых заданий
Тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение тематических тестов отводиться 7 - 15 минут (в зависимости от количества заданий и уровня сложности). На выполнение итоговых тестов отводиться 45 минут. В тестах содержатся задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явления, причин и следствий событий. Более сложные задания с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр) позволяют проверить умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания повышенного уровня сложности с открытым развернутым ответом предполагают разные виды деятельности: анализ исторического документа, анализ исторических версий и оценок, анализ исторической ситуации, представления общей характеристики, сравнения. В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания. Существует система, при которой вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный. Задания с выбором нескольких правильных ответов баллы начисляются по следующей схеме:
- Полностью правильно указанные характеристики – 3 балла.
- Две правильно указанные характеристики – 2 балла.
- Одна правильно указанная характеристика – 1 балл.
- Отсутствие правильных характеристик – 0 баллов.
Таким образом, максимально возможный балл за правильное выполнение задания будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем. Ответы учащихся на открытые задания свободного изложения могут дословно не совпадать с эталоном.
90 – 95 % от максимальной суммы баллов – оценка “5”;
90 – 75 % – оценка “4” ; 75 – 60 % – оценка “3”. Менее половины от максимальной суммы баллов – оценка “2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...
рабочая программа "История древнего мира" 5 класс
рабочая программа для 5 класса к учебнику "История древнего мира" А.А Вигасин, Г. Годер расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Скорректированная для 3 класса 8 вида по программе А.А. Плешакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс (индивидуальное обучение)...
Рабочая программа по истории 5 класс по УМК Ф.А. Михайловский Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, Москва ООО «Русское слово – учебник», 2018.
Рабочая программа 5 класса разработана учетом программы воспитания МАОУ лицея № 28....