Методическая разработка занятия по дисциплине ОГСЭ.02 История по теме «СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. XX века».
план-конспект урока по истории

В публикации представлена разработка технологической карты по дисциплине ОГСЭ.02 История для студентов СПО. Тема: «СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. XX века».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sssr_vo_vtoroy_polovine_60-h_-_nachale_80-h_gg._xx_veka.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по дисциплине ОГСЭ.02 История по теме «СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. XX века».

Проектирование учебного занятия (ТК)

Учебная дисциплина/ Междисциплинарный курс

ОУД.04 История

Специальность/профессия

43.02.14 Гостиничное дело

Тема учебного занятия

СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. XX века

Преподаватель

Кропочева Ольга Александровна

Цель учебного занятия

Сформировать у учащихся знания о развитии страны во второй половине 60-х – начале 80-х годов

Задачи

Образовательная

сформировать у учащихся знания о развитии страны в данный период

Развивающая

развить мыслительные навыки установления причинно-следственные связей, проведения аналогий, использование индуктивного и дедуктивного методов познания, в ходе исследовательской работы на этапе урока

Воспитательная

воспитать чувство уважения к собеседнику, аккуратность в записях, ясность и четкость в формулировках

Тип учебного занятия

Усвоение новых знаний

Вид учебного занятия

Комбинированный

Методы обучения

Наглядный, частично-поисковый, практический

Междисциплинарные связи

Обществознание, литература

Результаты обучения на учебном занятии

Результат обучения

Показатели результата

1

Умеют определять, что такое «застой», «коллективное руководство», «диссидент», «номенклатура», «ротация»;

Тест

2

Знают об изменениях политической системы в 1964-82 гг;

Тест

  3

Умеют самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию

Выполнение практической работы по теме

4

Умеют формулировать собственную точку зрения; аргументированно высказывать свое мнение, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций,  понимать причины успеха в учебе, выделять главное.

Выполнение практической работы по теме

Формируемые общие и профессиональные компетенции на учебном занятии

ОК 02

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

                ОК 03

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 04

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 05

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 06

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Учебно-методическое обеспечение учебного занятия

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.04 История по специальности 43.02.14 Гостиничное дело

Средства обучения

Проектор, компьютер, мультимедийная доска.

Информационное обеспечение

1. История, В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков: учебник;

2. Данилов А.А. История России в таблицах: XX век. 9-11 классы: справочное пособие;

3. «Экономическое развитие СССР». Документы: Ф.М. Бурлацкий отрывок из главы XIV «Брежнев: Крушение "Оттепели". Размышления о природе политического лидерства»;

Содержание этапов учебного занятия

Структурный этап занятия

Время

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Ожидаемый результат

(показатели)

1

Организационный момент

5

Подготовка учащихся к работе на уроке. Эмоциональный настрой.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Преподаватель озвучивает план и тему урока.

Подводит учащихся к формулированию цели урока.

Рассаживаются по рабочим местам. Записывают тему и план занятия в тетрадь.

Записи в тетради

Понимают значение знаний для человека и принимают его.

Принимают учебную задачу.

2

Целеполагание учебной деятельности и актуализация знаний

10

Подготовка к изучению нового материала Совместная постановка цели урока.

Беседа по теме: Основные  этапы развития СССР в период с середины 60-х до середины 80-х г.г.

Проверка опережающего задания.

Представление подготовленных материалов (презентации)

Вывод: Наряду с явными успехами развития СССР наблюдается нарастание застойных, кризисных явлений   наблюдались во всех сферах жизни советского общества.

Формулируют цель занятия. Выступают с подготовленными материалами. Формулируют вывод

Записи в тетрадях. Устный опрос.

Применяют правила делового сотрудничества; анализируют представленные материалы, делают выводы. Формулируют ответы на вопросы учителя;

Осуществляют поиск необходимой информации.

3

Изучение нового материала

25

Выбор способа и средств     реализации учебной деятельности.  

Построение и фиксация нового знания.

Работа по тексту учебника и доп.материалам.

Преподаватель предлагает обсуждение темы по вопросам:

1.Как изменилась политическая ситуация в стране после отставки Н.С.Хрущева?

2. Какие качества Л.И.Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и в Советском государстве?

Заполнение таблицы

Работа по тексту учебника:

1. 1965 г. иногда называют годом реформ. Что нового внесла реформа промышленности и с\х в экономическую жизнь страны? Как вы понимаете термин «хозрасчет»?

Работа с документом:

1. Какое из данных определений периода правления Л.И.Брежнева:  «застой» или «время упущенных возможностей» более точное и почему?

 

2. Какой уровень жизни имели советские люди в тот период (зарплата, цены, жилье)?

Задание классу:

-Какой вывод можно сделать на основании изученных материалов?

(приложение 2-3)

 

6. Этот период характеризуется развитием инакомыслия в стране. В чем причины возникновения диссидентского движения в СССР? Почему его оформление приходится именно на середину 60-х- начало 70-х годов?

7. Почему возникла необходимость принятия новой Конституции 1977 года? Какие противоречия содержались в Конституции СССР? Почему многие положения Конституции существовали только на бумаге?

Отвечают на вопрос

Определяют термин «номенклатура»

Определяют термин «хозрасчет»; заполняют таблицу «Экономические реформы 1965 г.»

Определяют термин «застой» и причины «застоя»

Отвечают на вопрос

Вывод:  большинство советских семей в то время малообеспеченными себя не чувствовали (вспоминаем интервью с родителями). Но в то же время СССР находился на 77 месте в мире по личному потреблению.

Определяют понятие термина «диссидент».

Определяют причины диссидентского движения

Отвечают на вопросы

Беседа. Устный опрос

Записи в рабочих тетрадях

Записи в рабочих тетрадях

Устный опрос. Записи в рабочих тетрадях

Устный опрос

Устный опрос. Запись в рабочих тетрадях

Устный опрос. Запись в рабочих тетрадях

Устный опрос

Строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации.

Вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Удерживают цель деятельности до получения ее результата;

Работают с представленными материалами, вступают в речевое общение.

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями, слушают друг друга.

4

Закрепление материала

30

Применение нового знания в типовых заданиях.

Включение нового знания  в систему знаний

Вывод: Время правления Брежнева принято называть периодом «застоя» потому, что реальная власть принадлежала партаппарату; органам государственной безопасности; различным структурам ВПК. Во власть постепенно проникали представители теневой экономики и мафиозные структуры.  Это не могло не сказываться на судьбах простых людей. Вынужденные приспосабливаться к политической и идеологической реальности, они привычно повторяли государственные лозунги, при этом могли думать иначе, а свою повседневную жизнь строили на основе общечеловеческих истин и «житейской мудрости». Качество жизни все более ухудшалось, промышленность и сельское хозяйство находились в упадке. Огромные средства страна тратила на вооружение и участие в региональных конфликтов.

Написание эссе по проблемному вопросу: Наша страна оказалась в тупике развитого социализма. Что дальше?

Учащиеся формулируют вывод об итогах развития СССР в период «застоя»

Учащиеся пишут эссе, выражают свою точку зрения

Беседа. Устный опрос

Написание эссе, беседа по результатам

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями, слушают друг друга.

5

Рефлексивно-оценочный этап

15

Соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Обобщающая беседа по теме урока.  Предлагает вернуться к целям урока, сделать вывод, достигли целей или нет.

Вывод: Итогом «застойного периода» стало осознание обществом необходимости перемен.

Работа с тестом и  кроссвордом

Вспоминают цели, делают вывод об их достижении

Оценивание учащихся за работу на уроке

Осуществляют поиск необходимой информации

Оценивают собственную учебную деятельность.

Умеют оценивать свою работу на уроке.

6

Домашнее задание

5

Предлагает обязательное задание для всех и дополнительное.

Слушают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по дисциплине: "английский язык" на тему: "Роберт Бернс, великий сын Шотландии". "Robert Burns, the great son of Scotland", предназначенная для учащихся 1 курса.

Методическая разработка занятия по дисциплине: "английский язык" на тему: "Роберт Бернс, великий сын Шотландии".   "Robert Burns, the great son of Scotland", предназначенная для учащихся 1 курса....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Учебная встреча проводится в рамках изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» и представляет собой повторительно-обобщающий урок по I и II разделам вышеуказанной дисциплины (I разд...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Моделирование и художественное оформление одежды», тема "Выполнение наколки юбки"

АннотацияДанная работа рассчитана для изучения педагогами колледжа по специальности модельер – конструктор и возможного применения в  практической деятельности. В методической разработке представ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100801 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ)»НА ТЕМУ: «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БЕРЛИНА»

Тип занятия: комбинированное (моноцелевое) Вид занятия: объяснительно-иллюстративное занятие с элементами игры Цели занятия: развивающие - развитие логического мышления, умения выбирать лексически...

Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Борьба Руси с западными завоевателями»

Данная  методическая разработка  предназначена для организации аудиторной  работы студентов при изучении раздела:  Борьба Руси за независимость в XIII-XIV вв.Предлагаемая методичес...

Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Блокада Ленинграда»

Предлагаемая методическая разработка содержит конспект урока , презентацию к уроку, исторические источники. Урок  должен способствовать развитию у студентов  умений воссоздавать образы прошл...

Методическая разработка занятия по дисциплине "История" по теме "Саратов в годы Великой Отечественной войны"

Методическая разработка занятия по дисциплине "История" по теме "Саратов в годы Великой Отечественной войны"...