Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Блокада Ленинграда»
методическая разработка по истории на тему
Предлагаемая методическая разработка содержит конспект урока , презентацию к уроку, исторические источники. Урок должен способствовать развитию у студентов умений воссоздавать образы прошлого, анализировать материал, черпать информацию из различных источников, рассуждать, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_urok.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 15»
Методическая разработка занятия
по дисциплине История
по теме: «Блокада Ленинграда»
специальность: автомеханик :курс 2
Разработана преподавателем истории Апостол Надеждой Юрьевной.
г.Стрежевой
Пояснительная записка
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социально- духовном развитии личности студента. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Предлагаемая методическая разработка содержит конспект урока , презентацию к уроку, исторические источники. Урок должен способствовать развитию у студентов умений воссоздавать образы прошлого, анализировать материал, черпать информацию из различных источников, рассуждать, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам.
Цель методической разработки :
-Воспитать у молодого поколения уважительное отношение и гордость к истории Отечества, ветеранам войны и труженикам тыла военных лет;
- Сформировать представление о подвиге ленинградцев в годы блокады.
- Развить интерес к историческому прошлому страны.
Задачи:
-создать необходимый эмоциональный настрой, побудить студентов к размышлению о долге, памяти, патриотизме;
- воспитать уважения к ветеранам ВОВ.
Ожидаемые результаты:
- расширение познавательного интереса студентов к истории своей страны;
- сформировать у студента стойкого иммунитета, неприятия идей фашизма.
-привлечение внимания студентов, родителей к скорбным датам в истории.
Учебно-методическая карта занятия
Тема занятия: Блокада Ленинграда
Тип учебного занятия: комбинированное
Место проведения: аудитория
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Цели занятия:
Образовательная: знать/понимать периоды Великой Отечественной войны; ход военных действий в начальный период войны; причины неудач Красной Армии;
Развивающая: формировать умение связно и развёрнуто излагать факты; объяснять события на основе нескольких источников; работать с исторической картой;
Воспитательная:
-воспитание интереса и уважение к русской истории, культуре народа;
-воспитание чувства патриотизма.
Комплекс методического обеспечения:
-Мультимедийный проектор
-Компьютер
-Учебник Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2011.
-компьютерная презентация по теме «Блокада Ленинграда»
-Дидактический раздаточный материал.
- карта «Великая Отечественная война 1941 -1945г»
-реквизит ( керосиновая лампа, чайник алюминиевый, свечи, буржуйка)
Перечень литературы:
основная для учащихся:
Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2011.
Волобуев О.В., Кулешов С.В. История России: учебник – ОАО «Московские учебники», М.,2010
Дополнительная
Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А.П., Степанищев А.Т. История России: 20 век. – М., Дрофа, 2002 г.;
Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.
Вяземский, Стрелова: Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М., 2012.
Елена Сорокина: Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века: 10–11 классы – М., 2012.
Сергей Новиков: Большая историческая энциклопедия- М., 2010.
Сборник стихов О. Берггольц, Ленинград, 1968г в двух томах
Интернет ресурсы:
-http://som.fio.ru?Resources?Drachferab/2003/07/Kap.htm
-http://www.idf.ru/almanah.shtml
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
-http://lesson-history.narod.ru
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
План урока
- Цели Гитлера
- Начало блокады
- Духовная жизнь ленинградцев
- Последствия установления блокады
- Дорога жизни
- Прорыв блокады
Повторение пройденного материала.
- Какую тему изучали на предыдущем уроке?
- Вспомнить о чем говорили вам помогут задания ( приложение.)
Преподаватель:
История нашей страны показывает, что в различные годы, на разных этапах развития от того, кто стоит у власти, и особенно в минуты испытаний, зависит жизнь всех граждан государства
- кто возглавлял государственный комитет обороны и ставку Верховного
главнокомандующего с июня 1941 года? (Сталин )
Благодаря руководству военачальников, советским маршалам и генералам, героизму и мужеству советских людей в ожесточенных боях советские воины отстояли Москву.
Гитлеровские войска одновременно с битвой под Москвой начали новое крупное наступление на Ленинград(слайд №1)
Гитлер поставил перед своей армией цель: захватить и уничтожить город. (слайд №3)
Из приказа начальника германского военно-морского штаба:
Фюрер принял решение стереть с лица земли Санкт-Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советского Союза …Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.
- В Ленинграде находились:
- Крупнейшие военные предприятия
- Крупнейший морской порт
- Город несколько веков - столица Российского государства. При каком царе был заложен город?
В каком году?.
- Огромное количество архитектурных памятников
- В великолепных дворцах произведения искусства
- Гордость Советской страны.
- Поэтому Гитлер его и хотел разрушить.
В сентябре 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила подступы к городу. Советские войска отступили за р. Неву и Ладожское озеро. Ленинград оказался в кольце окружения.
Началась блокада. Дороги захвачены фашистами. Связь с городом только по Ладожскому озеру.
Самолеты бомбили город, артиллерия обстреливала (слайд №4). Все было замаскировано: маскировочные сетки, пустые мешки, мешки с песком, деревянные щиты. Часть произведений искусства была спрятана в подвалах.
Часть эвакуировали(слайд №5)
За город шли кровопролитные бои, т.к. немцы пытались прорваться в город.
Город продолжает сопротивление, стоять насмерть. Все от мала до велика встали на защиту города.
На заводах работали вместо мужчин женщины и дети .В насквозь простреленных цехах, при тусклом свете ламп, старые кадровики наспех обучали домохозяек, школьников и школьниц приемам заводского труда - и все вместе перевыполняли напряженный план, создавая оружия для фронта. Потому что все знали - Ленинград сдавать нельзя.
Кировский завод выпускал новые танки и ремонтировал, поступившие с поля боя.
Когда фашистам в город ворваться не удавалось, решили взять измором.
Для города начались поистине тяжелейшие дни. В начале блокады городские склады с продовольствием разрушили. С продуктами питания очень тяжело.
Жители получали по карточкам так мало хлеба, что люди начали умирать.(слайд №6,7 )
Наступила зима. Отопление , свет, воду отключили. Воду брали прямо их Невы под обстрелом (слайд № 9, 10). «Буржуйки» топили книгами, мебелью, на них кипятили воду. Норму хлеба все уменьшали. Положение катастрофическое(слайд №11)
Не смотря ни на что город жил.
«Дорогой жизни шел к нам хлеб Дорогой дружбы многих к многим Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги»
Из дневника Ольги Берггольц
Истощенные люди стояли у станков, выпускали военную продукцию . Ленинградцы в те дни приветствовали друг друга
- Держишься?
- Держусь!
И в этом, было все. Держаться - значит жить. Первой блокадной веной тысячи ели живых людей очистили и прибрали город и эпидемии не были допущены в город. (слайд №12)
Летом разобрали деревянные дома на окраинах города и запасли на вторую блокадную зиму дрова. Вскопали и засадили картошкой и овощами все бульвары, сады, клумбы. Отремонтировали трамвайные пути и вагоны и по коротким маршрутам побежали позвякивая трамваи. В театрах шли концерты, в кинотеатрах Ленинградцы смотрели фильмы.(слайд №13)
Летом 1942 года на стадионе имени Кирова состоялся футбольный матч. Ход матча транслировали не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке. Это был удар сильнее бомбежки. Фашистская пропаганда вбивала в головы своих солдат, сто Ленинград вымирает, что его гибель неизбежна, а тут футбол!
Поэтесса Ольга Берггольц читала свою знаменитую поэму «Февральский дневник». На весь мир из блокадного Ленинграда прозвучала седьмая ( ленинградская) симфония Дмитрия Шестаковича в исполнении большого симфонического оркестра.
И старые рабочие, умирающие в своих нетопленых жилищах, по первому зову поднимались и шли, упрямо шли по тропинкам среди сугробов безлюдных улиц на родной завод, куда привезли с фронта подбитые танки и орудия, и становились к станкам и возвращали технику в бой.
Государственный комитет обороны принял решение проложить дорогу по льду Ладожского озера (слайд №14 ). Шли под постоянным обстрелом автомобили с продовольствием и медикаментами. Из города эвакуировали больных и раненых, женщин и детей. Всего было эвакуировано 632 тыс.человек. А весной по озеру плыли корабли.
Но увы, для многих эта дорога оказывалась последней в их жизни.
Население всей страны всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. (слайд №15)
Выступление и слайдовая презентация основанная на воспоминаниях стрежевчанки Тучи Г.И
Но лишь к 1943 году советские войска перешли в наступление и прорвали блокаду.(слайд №16)
Разработку операции проводил маршал К.Е. Ворошилов и генерал Г.К.Жуков. Всего восемь дней понадобилось войскам, чтобы проврать вражескую оборону, которая укреплялась фашистами 2 года. Окончательно город был освобожден в 1944 году.
Проврать блокаду было делом нелегким. Только беспримерный героизм, мужество советских воинов, оперативное мастерство командования
позволили осуществить ее в столь короткие сроки. За организацию прорыва блокады Г.К.Жукову присвоено звание Маршала Советского Союза.
О победе советских войск под Ленинградом американская газета «Нью-Йорк таймс» писала:« Их победа будет записана в историю как своего рода исторический миф. Ленинград воплощает непобедимый дух народов России»(слайды№17,18,19)
3. Первичное закрепление нового материала.
- работа с учебником
- О чем говорили на уроке?
- Почему Гитлер захотел разрушить город?
Задание № 1.
- Найти в тексте учебника и прочитать, что предприняли ленинградцы для сохранения архитектуры своего города.
- Какие трудности и лишения пережили ленинградцы?
Тест № 1. Сколько дней длилась блокада?
A) 800
Б) 900
B) 600
Тест № 2
Исключи лишнее! ( на доске) Организацией и разработкой операции по прорыву блокады Ленинграда руководили:
- Тимошенко С.К.
- .Жуков Г.К.
- Ворошилов К.Е. Г)Буденный СМ.
Тест №З. Из чего пекли ленинградский хлеб: А) Мука высшего сорта
Б) Мука с большими добавками жмыха
Задание № 2.
Найти в тексте учебника абзац, рассказывающий о военных действиях Красной армии.
Тест № 4.
Каким путем доставляли основную часть продовольствия в блокадный Ленинград:
- железнодорожным транспортом
- Б) авиацией
- по льду и воде Ладожского озера на грузовиках и кораблях.
4. Подведение итогов, комментарии оценок за работу на уроке.
5. Домашнее задание стр. 183-187
Сегодня город Ленинград снова переименован в Санкт-Петербург. В центре города построили памятник героическим жителям блокадного Ленинграда. Тысячи граждан приходят сюда, чтобы почтить память погибших в эти страшные дни войны.
Многие защитники города и все умершие жители были похоронены на Пискаревском кладбище в г. Ленинграде.
Сразу после войны на Пискаревском кладбище был установлен памятник мужественным защитникам Ленинграда, отдавшим свою жизнь, но не сдавшим город.
Неодолим оказался дух Ленинграда, решимость и гнев Ленинграда, его боевые традиции, само его имя, священное для своего народа и поднимающее на праведный бой — бой до конца, до последнего дыхания до победы! Бой за наше прекрасное будущее, за жизнь, в которой мы с вами сегодня живем.
Приложение
Тест. Повторение темы: «Все для фронта! Все для победы!»
1 Эвакуацией крупных промышленных предприятий занимался:
1.Совет по чрезвычайным ситуациям
2.Совет по эвакуации
3.Совет по безопасности
2.Многие крупные предприятия перешли на выпуск:
1.Танков, орудий, снарядов винтовок
2.Тракторов,автомобилей
3.В конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина разработаны новые самолеты:
1.ТУ – 154
2.СУ – 12
3.Ил – 4 и Ил – 2
4.Инженеры разработали новые виды танков:
1.КВ
2.Т 34, ИС
5.На заводах и фабриках ,вместо ушедших на фронт мужчин, работали ?
6.Фронт продовольствием обеспечивали ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка классного часа по теме "Блокада Ленинграда"
конспект + презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 7 класса...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...
Презентация на тему "Блокада Ленинграда"
материал в копилку классного руководителя...
Классный час по теме " Блокада Ленинграда"
Классный час по теме "Блокада Ленинграда" воспитывает уважительное отношение к старшему поколению и памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности....
классный час по теме "Блокада Ленинграда"
Классный час по теме "Блокада Ленинграда"...
Урок на тему: "Блокада Ленинграда""
Цели урока:Образовательные: закрепить действия с дробями; развивать навыки устного счёта; показать значимость ...
Презентация на тему: Блокада Ленинграда
Презентация на тему: Блокада Ленинграда...