Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Блокада Ленинграда»
методическая разработка по истории на тему

Предлагаемая методическая разработка содержит конспект урока , презентацию к уроку, исторические источники. Урок  должен способствовать развитию у студентов  умений воссоздавать образы прошлого, анализировать материал, черпать информацию из различных источников, рассуждать, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_urok.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 15»

Методическая  разработка  занятия

по дисциплине  История

по теме: «Блокада Ленинграда»

специальность: автомеханик :курс 2

Разработана  преподавателем истории Апостол Надеждой Юрьевной.

г.Стрежевой


Пояснительная  записка

Патриотизм  и гражданственность имеют огромное значение в социально- духовном развитии личности студента. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Предлагаемая методическая разработка содержит конспект урока , презентацию к уроку, исторические источники. Урок  должен способствовать развитию у студентов  умений воссоздавать образы прошлого, анализировать материал, черпать информацию из различных источников, рассуждать, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам.

Цель методической разработки :

-Воспитать у молодого поколения уважительное отношение и гордость к истории Отечества, ветеранам войны и труженикам тыла военных лет;

- Сформировать представление о подвиге ленинградцев в годы блокады.

- Развить интерес к историческому прошлому  страны.

Задачи:

 -создать необходимый эмоциональный настрой, побудить студентов  к размышлению о долге, памяти, патриотизме;

- воспитать уважения к ветеранам ВОВ.

Ожидаемые результаты:

- расширение познавательного интереса студентов к истории своей страны;

- сформировать у студента стойкого иммунитета, неприятия идей фашизма.

-привлечение внимания студентов, родителей к скорбным датам в истории.

Учебно-методическая карта  занятия

Тема занятия: Блокада Ленинграда

Тип учебного занятия: комбинированное

Место проведения:  аудитория

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Цели занятия:

Образовательная: знать/понимать периоды Великой Отечественной войны; ход военных действий в начальный период войны; причины неудач Красной Армии;

Развивающая: формировать умение связно и развёрнуто излагать факты; объяснять события на основе нескольких источников; работать с  исторической картой;

Воспитательная:  

-воспитание интереса и уважение к русской истории, культуре народа;

-воспитание чувства патриотизма.

Комплекс методического обеспечения:

-Мультимедийный проектор

-Компьютер

-Учебник Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2011.

 -компьютерная презентация по теме «Блокада Ленинграда»

-Дидактический раздаточный материал.

- карта «Великая Отечественная война 1941 -1945г»

-реквизит ( керосиновая лампа, чайник алюминиевый, свечи, буржуйка)

Перечень литературы:

основная для учащихся:

Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2011.

Волобуев О.В., Кулешов С.В. История России: учебник – ОАО «Московские учебники», М.,2010

Дополнительная

Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А.П., Степанищев А.Т. История России: 20 век. – М., Дрофа, 2002 г.;

Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.

Вяземский, Стрелова: Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М., 2012.

Елена Сорокина: Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века: 10–11 классы – М., 2012.

 Сергей Новиков: Большая историческая энциклопедия- М., 2010.

Сборник стихов О. Берггольц, Ленинград, 1968г в двух томах

Интернет ресурсы:

-http://som.fio.ru?Resources?Drachferab/2003/07/Kap.htm

-http://www.idf.ru/almanah.shtml

- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

-http://lesson-history.narod.ru

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

План урока 

  1. Цели Гитлера
  2. Начало блокады
  3. Духовная жизнь ленинградцев
  4. Последствия установления блокады
  5. Дорога жизни
  6. Прорыв блокады

  Повторение пройденного материала.

  • Какую тему изучали на предыдущем уроке?
  • Вспомнить о чем говорили вам помогут задания ( приложение.)

Преподаватель:

История нашей страны показывает, что в различные годы, на разных этапах развития от того, кто стоит у власти, и особенно в минуты испытаний, зависит жизнь всех граждан государства

-        кто возглавлял государственный комитет обороны и ставку Верховного
главнокомандующего с июня 1941 года? (Сталин )

Благодаря руководству военачальников, советским маршалам и генералам, героизму и мужеству советских людей в ожесточенных боях советские воины отстояли Москву.

Гитлеровские войска одновременно с битвой под Москвой начали новое крупное наступление на Ленинград(слайд №1)

Гитлер поставил перед своей армией цель: захватить и уничтожить город. (слайд №3) 

Из приказа начальника германского военно-морского штаба:

Фюрер принял решение стереть с лица земли Санкт-Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советского Союза …Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.

  • В Ленинграде находились:
  • Крупнейшие военные предприятия
  • Крупнейший морской порт
  • Город несколько веков - столица Российского государства. При каком царе был заложен город?

В каком году?.

  • Огромное количество архитектурных памятников
  • В великолепных дворцах произведения искусства
  • Гордость Советской страны.
  • Поэтому Гитлер его и хотел разрушить.

        В сентябре 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила подступы к городу. Советские войска отступили за р. Неву и Ладожское озеро. Ленинград оказался в кольце окружения.

Началась блокада. Дороги захвачены фашистами. Связь с городом только по Ладожскому озеру.

        Самолеты бомбили город, артиллерия обстреливала (слайд №4).  Все было замаскировано: маскировочные сетки, пустые мешки, мешки с песком, деревянные щиты. Часть произведений искусства была спрятана в подвалах.

Часть эвакуировали(слайд №5)

За город шли кровопролитные бои, т.к. немцы пытались прорваться в город.

Город продолжает сопротивление, стоять насмерть. Все от мала до велика встали на защиту города.

        На заводах работали вместо мужчин женщины и дети .В насквозь простреленных цехах, при тусклом свете ламп, старые кадровики наспех обучали домохозяек, школьников и школьниц приемам заводского труда - и все вместе перевыполняли напряженный план, создавая оружия для фронта. Потому что все знали - Ленинград сдавать нельзя.

Кировский завод выпускал новые танки и ремонтировал, поступившие с поля боя.

        Когда фашистам в город ворваться не удавалось, решили взять измором.

        Для города начались поистине тяжелейшие дни. В начале блокады городские склады с продовольствием разрушили. С продуктами питания очень тяжело.

        Жители получали по карточкам так мало хлеба, что люди начали умирать.(слайд №6,7  )

        Наступила зима. Отопление , свет, воду отключили. Воду брали прямо их Невы под обстрелом (слайд № 9, 10). «Буржуйки» топили книгами, мебелью, на них кипятили воду. Норму хлеба все уменьшали. Положение катастрофическое(слайд №11)

Не смотря ни на что город жил.

«Дорогой жизни шел к нам хлеб    Дорогой дружбы многих к многим Еще не знают на земле

    Страшней и радостней дороги»  

                                                              Из дневника Ольги Берггольц

Истощенные люди стояли у станков, выпускали военную продукцию . Ленинградцы в те дни приветствовали друг друга

  • Держишься?
  • Держусь!

И в этом, было все. Держаться - значит жить. Первой блокадной веной тысячи ели живых людей очистили и прибрали город и эпидемии не были допущены в город. (слайд №12)

Летом разобрали деревянные дома на окраинах города и запасли на вторую блокадную зиму дрова. Вскопали и засадили картошкой и овощами все бульвары, сады, клумбы. Отремонтировали трамвайные пути и вагоны и по коротким маршрутам побежали позвякивая трамваи. В театрах шли концерты, в кинотеатрах Ленинградцы смотрели фильмы.(слайд №13)

Летом 1942 года на стадионе имени Кирова состоялся футбольный матч. Ход матча транслировали не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке. Это был удар сильнее бомбежки. Фашистская пропаганда вбивала в головы своих солдат, сто Ленинград вымирает, что его гибель неизбежна, а тут футбол!

Поэтесса Ольга Берггольц читала свою знаменитую поэму «Февральский дневник». На весь мир из блокадного Ленинграда прозвучала седьмая ( ленинградская) симфония Дмитрия Шестаковича в исполнении большого симфонического оркестра.  

И старые рабочие, умирающие в своих нетопленых жилищах, по первому зову поднимались и шли, упрямо шли по тропинкам среди сугробов безлюдных улиц на родной завод, куда привезли с фронта подбитые танки и орудия, и становились к станкам и возвращали технику в бой.

        Государственный комитет обороны принял решение проложить дорогу по льду Ладожского озера (слайд №14 ). Шли под постоянным обстрелом автомобили с продовольствием и медикаментами. Из города эвакуировали больных и раненых, женщин и детей. Всего было эвакуировано 632 тыс.человек. А весной по озеру плыли корабли.

Но увы, для многих эта дорога оказывалась последней в их жизни.

Население всей страны всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. (слайд №15)

Выступление и слайдовая  презентация основанная на воспоминаниях стрежевчанки Тучи Г.И

Но лишь к 1943 году советские войска перешли в наступление и прорвали блокаду.(слайд №16)

Разработку операции проводил маршал К.Е. Ворошилов и генерал Г.К.Жуков. Всего восемь дней понадобилось войскам, чтобы проврать вражескую оборону, которая укреплялась фашистами 2 года. Окончательно город был освобожден в 1944 году.

Проврать блокаду было делом нелегким. Только беспримерный героизм, мужество советских воинов, оперативное мастерство командования

позволили осуществить ее в столь короткие сроки. За организацию прорыва блокады Г.К.Жукову присвоено звание Маршала Советского Союза.

О победе советских войск под Ленинградом американская газета «Нью-Йорк таймс» писала:« Их победа будет записана в историю как своего рода исторический миф. Ленинград воплощает непобедимый дух народов России»(слайды№17,18,19)

3.  Первичное закрепление нового материала.

  • работа с учебником
  • О чем говорили на уроке?
  • Почему Гитлер захотел разрушить город?

Задание № 1.

  • Найти в тексте учебника и прочитать, что предприняли ленинградцы для сохранения архитектуры своего города.
  • Какие трудности и лишения пережили ленинградцы?

Тест № 1. Сколько дней длилась блокада?

A)        800
Б)     900

B)        600

Тест № 2

Исключи лишнее! ( на доске) Организацией и разработкой операции по прорыву блокады Ленинграда руководили:

  1. Тимошенко С.К.
  2. .Жуков Г.К.
  3. Ворошилов К.Е. Г)Буденный СМ.

Тест №З. Из чего пекли ленинградский хлеб: А) Мука высшего сорта

    Б) Мука с большими добавками жмыха

Задание № 2.

Найти в тексте учебника абзац, рассказывающий о военных действиях Красной армии.

Тест № 4.

Каким путем доставляли основную часть продовольствия в блокадный Ленинград:

  1. железнодорожным транспортом
  2. Б) авиацией
  3. по льду и воде Ладожского озера на грузовиках и кораблях.

4. Подведение итогов, комментарии оценок за работу на уроке.

 5. Домашнее задание стр. 183-187

  Сегодня город Ленинград снова переименован в Санкт-Петербург. В  центре города построили памятник героическим жителям блокадного   Ленинграда. Тысячи граждан приходят сюда, чтобы почтить память погибших в эти страшные дни войны.

Многие защитники города и все умершие жители были похоронены на Пискаревском кладбище в г. Ленинграде.

Сразу после войны на Пискаревском кладбище был установлен памятник мужественным защитникам Ленинграда, отдавшим свою жизнь, но не сдавшим город.

Неодолим оказался дух Ленинграда, решимость и гнев Ленинграда, его боевые традиции, само его имя, священное для своего народа и поднимающее на праведный бой — бой до конца, до последнего дыхания до победы! Бой за наше прекрасное будущее, за жизнь, в которой мы с вами сегодня живем.

Приложение

Тест. Повторение  темы: «Все для фронта! Все для победы!»

  1 Эвакуацией крупных промышленных предприятий занимался:

1.Совет по чрезвычайным ситуациям

2.Совет по эвакуации

3.Совет по безопасности

 2.Многие крупные предприятия перешли на выпуск:

1.Танков, орудий, снарядов винтовок

2.Тракторов,автомобилей

3.В конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина разработаны новые самолеты:

1.ТУ – 154

2.СУ – 12

3.Ил – 4 и Ил – 2

4.Инженеры разработали новые виды танков:

1.КВ

2.Т 34, ИС

 5.На заводах и фабриках ,вместо ушедших на фронт мужчин, работали ?

 

 6.Фронт продовольствием обеспечивали ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа по теме "Блокада Ленинграда"

конспект + презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 7 класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей  средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...

Презентация на тему "Блокада Ленинграда"

материал в копилку классного руководителя...

Классный час по теме " Блокада Ленинграда"

Классный час по теме "Блокада Ленинграда" воспитывает уважительное отношение к старшему поколению и памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности....

классный час по теме "Блокада Ленинграда"

Классный час по теме "Блокада Ленинграда"...

Урок на тему: "Блокада Ленинграда""

Цели урока:Образовательные:       закрепить действия с дробями;        развивать навыки устного счёта;   показать значимость ...

Презентация на тему: Блокада Ленинграда

Презентация на тему: Блокада Ленинграда...