Методическая разработка занятия по дисциплине "История" по теме "Саратов в годы Великой Отечественной войны"
методическая разработка по истории (10 класс)
Методическая разработка занятия по дисциплине "История" по теме "Саратов в годы Великой Отечественной войны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_zanyatiya.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
Радищева ул., д.20, Саратов, 410028
Тел./факс 8 (8452) 27-14-27. Е-mail:sposopk@yandex.ru
ОКПО 02090958, ОГРН 1066450009812, ИНН/КПП 6450612491/645001001
Методическая разработка занятия
по теме «Саратов в годы Великой Отечественной войны: 1941 – 1945 гг.»
Колина Оксана Александровна, преподаватель истории и обществознания
г.Саратов, 2023
Содержание
Введение 3
Технологическая карта занятия 6
Заключение19
Список источников и литературы 20
Введение
Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. По масштабам ведения боевых действий, участию людских масс, применению огромного количества техники, напряжению и ожесточенности она превосходила все войны прошлого. Чрезвычайно тяжелым был и путь Саратовских воинов по дорогам войны. Четыре долгих года, почти полторы тысячи дней и ночей, героически боролись советский народ и его доблестные Вооруженные Силы за победу. Тема урока «Великая Отечественная война: 1941 – 1945 гг.» актуальна, так как в современном постоянно меняющемся мире часто подменяются понятия
патриотизма, долга по отношению к Родине. Значение победы над фашизмом в настоящее время умаляется, люди не должны забывать, кому мы обязаны жизнью и свободой.
Методическая разработка по дисциплине «История» в соответствии с целями Рабочей программы по дисциплине направлена на достижение следующих целей:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
- усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
- формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
Методическая разработка по дисциплине «История» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
- личностных:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- предметных:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Аудитория | 22 | ||
Преподаватель | Колина Оксана Александровна | ||
Тема урока | Саратов в годы Великой Отечественной войны | ||
Цель урока | Обобщить полученные знания об участии Саратовского края в обеспечении фронта боеприпасами, продовольствием и др. в годы ВОВ | ||
Задачи | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
Формировать у студентов чувство патриотизма и любовь к родному краю, осознание причастности наших земляков, работавших в тылу, к приближению Победы в Великой отечественной Войне | Содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны |
| |
Методическая цель | Использование информационных коммуникационных технологий на уроке истории | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Методы урока | Наглядный, словесный, демонстрационный, репродуктивный | ||
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах | ||
Дидактические средства обучения |
| ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | ПК, мультимедийный проектор, программные средства, интернет-ресурсы | ||
Актуальность использования ИКТ | Возможность представления в мультимедийном виде информации, темы и хода урока. Создание условий для эффективного освоения материала. |
№ | Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Результат |
1 | Организационный | Приветствует студентов. Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова: «Помните! Через века, через года, Р. Рождественский | Приветствуют преподавателя, гостей, друг друга. | Психологическая подготовка к уроку, способность и желание работать |
2 | Объявление темы и цели урока | Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите короткое слово: «война»? Проходят годы, отлетают в вечность. Прошло уже достаточно времени с того момента, когда, замолкли последние выстрелы оружий, наступила тишина, пришёл долгожданный мир, выстраданный, оплаченный самой высокой ценой, ценой крови и слез. Всё меньше и меньше остаётся ветеранов и участников той войны. Но остаётся память… Сегодня на этом занятии мы постараемся воссоздать картины военных лет нашего края. | Высказывают свое мнение определяют тему урока | Определение темы урока. |
3 | Актуализация знаний ( Повторение пройденного материала) | Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало у трудящихся Саратовской области чувство гнева и возмущения. Давайте вспомним женщин-героев Саратовской области в годы Великой Отечественной войны? Спасибо ребята. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, женщины заменили своих мужей, отцов и братьев у станков. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и школьники. | Воспроизводят сообщения, которые подготовили заранее самостоятельно о женщинах героях Саратовской области в Великой Отечественной войны. | проверка самостоятельной работы в выполнении опережающего задания. |
4 | Предъявление нового материала | В годы войны Саратов был центром Приволжского военного округа, где находился его штаб. Около тридцати военных школ, училищ и курсов готовили командиров и специалистов для действующей армии. Наиболее известны в Саратове были 1-е и 2-е танковые, пехотное и пограничное училища. Саратов сыграл ключевую роль в обеспечении советских войск, сражавшихся под Сталинградом. На подступах к Саратову с октября 1941 по март 1943 года были построены 6 линий оборонительных рубежей длиной более 600 км, было сооружено 2,5 тысячи дотов, дзотов и других огневых точек. Более 158 тысяч саратовцев приняли участие в Сталинградской битве. Многие из них за мужество и героизм, проявленные в этих ожесточенных боях, были награждены орденами, 800 человек – медалью «За оборону Сталинграда». Путь по Алтынной горе из Саратова называли «дорогой жизни», потому что только по ней осуществлялось автомобильное сообщение с осажденным Сталинградом. Для многих саратовских воинов-автомобилистов эта сталинградская «дорога жизни» стала «дорогой смерти», так как она постоянно подвергалась бомбардировкам гитлеровской авиации. Сегодня у начала этой дороги возвышается монумент воинам-автомобилистам. Огромное значение в исходе сражения за Волгу имела железная дорога Саратов-Сталинград, введенная в строй в августе 1942 года. Давайте посмотрим на карте, где проходила линия фронта в конце 1942 года? Оборонно-промышленный комплекс Саратова До конца 1942 года в городах и поселках Саратовской области было размещено почти 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны. В результате число заводов в области выросло в полтора раза. Было создано свыше десяти крупных промышленных предприятий. Наиболее важными саратовскими предприятиями являлись авиационный завод, нефтеперерабатывающий (Крекинг-завод им. С.М.Кирова), подшипниковый (ГПЗ-3) и аккумуляторныйзаводы. Расширение промышленного производства и призыв людей в армию обострили проблему рабочей силы на предприятиях области. В первые месяцы войны на производство добровольно пришли свыше 3 тысяч студентов вузов и техникумов, около 23 тысяч девушек и женщин, тысячи подростков и пенсионеров. В результате доля женского труда в Саратове поднялась до 65 %. За годы войны был удвоен выпуск продукции, а металлообрабатывающая промышленность увеличила объем производства даже в четыре с лишним раза. Рост военной продукции стал во многом возможным благодаря трудовой самоотверженности горожан. Уже летом 1941 года на предприятиях начинается движение «двухсотников», проходившее под девизом: «Одну норму за себя, вторую— за товарища, ушедшего на фронт». В дни Сталинградской битвы по инициативе передовых предприятий страны началось движение по заполнению лицевых счетов. Наиболее широкое распространение оно получило в Саратовской области. Инициаторами его выступили работницы Саратовского моторемонтного завода. Рабочие заводили лицевые счета, на которые заносилась ежедневная продукция, произведенная сверх плана. Она передавалась в помощь героическим защитникам Сталинграда. Рабочий Саратовского завода «Трактородеталь» Иван Гурьянов, работая по лицевому счету, выполнял норму на 400 %, саратовский кузнец Исаак Срогович — на 500%. Возникло соревнование многих рабочих с войсковыми частями и бойцами. Так, токарь авиационного завода И. Плотников, выполнявший за смену 10 норм, соревновался со снайпером Сталинградского фронта Максимом Пассаром. К 7 ноября 1942г. Пассар обязался иметь на лицевом счету 200 истребленных фашистов. Плотников, приняв вызов Пассара, обязался выполнять ежедневно не менее 12 норм. Своё слово гвардейцы фронта и тыла сдержали. Непрерывным потоком с саратовских предприятий отправлялись на фронт боеприпасы, снаряжение, продовольствие. Еще летом-осенью 1941 года происходит перевод гражданских предприятий на выпуск военной продукции. На заводах и фабриках Саратовского края внедрялось производство стрелкового оружия, снарядов, бомб, мин, танковых корпусов, приборов и электрооборудования для военной техники, походных кухонь, самолетных бензобаков, армейских лыж и мокроступов. Также был налажен пошив армейского обмундирования и снаряжения. В Саратове была сосредоточена значимая часть оборонно-промышленного комплекса СССР. 338 различных предприятий выпускали продукцию для фронта. На территории Саратова располагалось 35 крупных оборонных предприятий с общим количеством рабочих свыше 60 тыс. Саратовский завод им.С.М.Кирова (тогда крупнейший в Европе завод по производству топлива, а ныне ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод») дал фронту больше всего в Советском Союзе горючего— 3млн тонн. Это 4-я часть потраченного за всю войну горючего. Саратовское топливо обеспечивало советские войска во время Курской битвы. В годы войны завод неоднократно подвергался бомбардировкам немецкой авиации, был практически разрушен. До недавних пор на территории завода находили неразорвавшиеся бомбы. Саратов— родина одного из известных самолётов Великой Отечественной войны. Всего на заводе № 292в Саратове в 1941—1944 и в 1944—1946 годах было изготовлено 13569 самолетов Як-1 и Як-3всех модификаций Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен в Саратове. В годы войны авиационный завод подвергался жестоким бомбардировкам гитлеровской авиации, в результате которых он был уничтожен на 70 %. Кроме советских летчиков на Як-1 и Як-3 воевали французы из полка «Нормандия — Неман». Сельские жители тоже не оставались в стороне. В сложных условиях выращивался хлеб для фронта и блокадного Ленинграда, из свинины и говядины изготавливалась тушенка. Доедая сами последние крохи, колхозники Саратовской области регулярно поставляли продовольствие для фронта.Тяжелые испытания выпали на долю деревни. В первые же дни войны колхозы области передали Армии 17 тысяч лошадей, 5 тысяч тракторов. В годы Отечественной войны основная тяжесть сельскохозяйственного труда легла на плечи женщин, детей. База для формирования резервных частей и соединений Красной Армии С самого начала войны территория Саратовской области стала базой для формирования резервных частей и соединений Красной Армии. Только до конца 1942 года здесь было сформировано 28 дивизий и бригад. Именно на саратовской земле произошло становление таких известных в годы войны частей и соединений как 342-я и 350-я стрелковые дивизии, 50-я (преобразована в 50-ю гвардейскую) и 51-я (преобразована в 47-ю гвардейскую) танковые бригады, 7-я саперная армия. Под руководством знаменитой летчицы М.М. Расковой в конце 1941— начале 1942-го годов под Энгельсом были созданы уникальные, единственные в мире три женских авиационных полка— 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночных бомбардировщиков, которые в 1942—1943гг. вели воздушные бои в небе Саратова и Сталинграда. В честь основателя женских авиационных отрядов М. Расковой названа одна из улиц Саратова и установлен памятник. В разное время в крае находилось до 30 военных училищ и школ, которые выпустили десятки тысяч офицеров. В частности,Саратовское пехотное училище— около 4 тысяч, танковое училище - 6 тысяч офицеров. 2 октября 1943 года в городе Марксе Саратовской области было образовано Марксовское ремесленное училище (РУ) № 16. Во время войны ремесленное училище № 16 обучало учащихся для завода по специальностям токарь, станочник, слесарь. В 1943 году Марксовскому завода «Коммунист».поручено начать производство отдельных узлов и деталей к мотору В-2 танка Т-34. Эвакогоспитали Огромную роль в годы Великой Отечественной войны играли действующие эвакогоспитали. Только на территории города их было более 30. Для них были выделены лучшие помещения школ, институтов, гостиниц и санаториев. Развёртывание около 200 эвакуационных госпиталей на территории Саратовской области стало возможным, благодаря имевшимся в 1941 году высококвалифицированным медицинским кадрам (2438 врачей), коечному фонду клиник и больниц области (10500 коек), большому количеству общественных зданий, хорошей сети коммуникаций, развитых предприятий промышленности, сельского хозяйства. Ещё накануне войны с Германией Наркомздрав АССР НП разработал план развёртывания эвакогоспиталей в г. Энгельсе. В первые дни войны начали действовать ЭГ-1695 и ЭГ-1694. 24 июля было принято решение открыть третий по счёту эвакогоспиталь, получивший впоследствии № 3659. Начальником его был назначенЛев Николаевич Полянский. По результатам работы эвакуационных госпиталей Саратовской области за период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. были осуществлены: прием 634304 человек, эвакуация 150408 раненых и больных в глубокий тыл, лечение 483896 и выписка из них в часть 344325 бойцов. (приложение 1) | слушают преподавателя показывают на карте линию фронта, отмечают расстояние между Сталинградом и Саратовом сообщение студентов. Сопровождается показом слайдов | умение выделять главное из полученного материала умение работать с картой |
10. | Рефлексия | Фиксирует содержание материала, изученного на уроке. Сегодня мы с вами рассмотрели только небольшую часть того, что было сделано нашими земляками в годы войны. В истории нашей страны еще были войны Афганская, Чеченская. Сейчас наша страна участвует в урегулировании вопросов, связанных с Украиной, Сирией и др. Скажите, а вы готовы взяться за оружие, чтобы защитить свою Родину; работать не зная отдыха, чтобы обеспечить нашу армию? | Проанализировав собранный материал, мы пришли к выводу, что судьба всего народа и каждого отдельного человека в отдельности неотделима от судьбы страны, в которой он живёт. Наши близкие встали на защиту Родины в 1941, трудились в тылу, обеспечивая фронт и приближая Победу. Высказывают свою точку зрения. | Результативность реализации целей урока. |
Заключение.
Предлагаемый урок развивает у студентов чувство патриотизма и любовь к родному краю, осознание причастности наших земляков, работавших в тылу, к приближению Победы в Великой отечественной Войне.
Студенты должны узнать о целях создания партизанского движения в тылу врага и о его значении для победы над фашизмом.
Особое внимание следует уделить закреплению полученных знаний. На данном уроке предлагается использование тестов, составления хронологической таблицы с занесением туда основных дат и понятий, используется самостоятельная, поисковая деятельность обучающихся. Эти методы внесут в работу разнообразие и помогут в развитии творческого потенциала студентов.
Опыт работы показывает, что данная методика даёт положительные результаты. В итоге обучающиеся могут умело использовать полученные знания в жизни и профессиональной деятельности.
Источники и литература
1.Ванчинов Д. П., Шабанов Н. И. Саратов – прифронтовой город (1941–1945 гг.). Саратов, 1985 г.
2.Фролов Д. Ф. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну. Саратов, 1972 г.
3.http://elsso.ru/cont/his/246.html Саратовский край в годы Великой Отечественной войны
4.http://www.lien.ru/children/war/vov.htm Саратовский край в годы Великой Отечественной войны
5.http://www.museum.ru/N22034Саратовский край в годы Великой Отечественной войны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс
Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс. Воздушные сражения над Кубанью....
Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс. Голубая линия
Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс. Голубая линия....
методическая разработка по истории на тему "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 г.г.
Методическая разработка включает в себя программный материал по истории России для 11-го класса начального периода Великой Отечественной войны в расширенном объеме. Он рассчитан на 2 урока по 45 минут...
Методическая разработка классного часа: «70-лет Победы в Великой Отечественной войне»
Данный классный час посвящен жителям Лосино-Петровского, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны за нашу Родину....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Поэзия в годы Великой Отечественной войны»
Методическая разработкаоткрытого внеклассного мероприятия «Поэзия в годы Великой Отечественной войны» Преподаватель литературыМалютина Н.Е....
Разработка урока на тему: «Село в годы великой Отечественной войны»
Предмет: История Татарстана и татарского народаКласс: 9,11Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны...
Разработка урока на тему: «Село в годы великой Отечественной войны»
Предмет: История Татарстана и татарского народаКласс: 9,11Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны...