Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Борьба Руси с западными завоевателями»
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Данная методическая разработка предназначена для организации аудиторной работы студентов при изучении раздела: Борьба Руси за независимость в XIII-XIV вв.
Предлагаемая методическая разработка содержит конспект урока.
Урок должен способствовать развитию у студентов умений воссоздавать образы прошлого, анализировать материал, черпать информацию из различных источников, рассуждать, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami.docx | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 15»
Методическая разработка занятия
по дисциплине История
по теме: «Борьба Руси с западными завоевателями»
специальность: автомеханик :курс 1
Разработана преподавателем истории Апостол Надеждой Юрьевной.
г. Стрежевой
Пояснительная записка
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социально- духовном развитии личности студента. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Данная методическая разработка предназначена для организации аудиторной работы студентов при изучении раздела: Борьба Руси за независимость в XIII-XIV вв.
Предлагаемая методическая разработка содержит конспект урока.
Урок должен способствовать развитию у студентов умений воссоздавать образы прошлого, анализировать материал, черпать информацию из различных источников, рассуждать, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам.
Ожидаемые результаты:
Студенты должны знать дату Невской битвы, Ледового побоища.
Называть место, обстоятельство, участников событий, исторические личности (А. Невский).
Показывать на карте места военных сражений.
Рассказывать о важных исторических событиях (Невская битва, Ледовое побоище).
Излагать суждения о причинах и последствиях борьбы с западными завоевателями.
Учебно-методическая карта занятия
Тема занятия: Борьба Руси с западными завоевателями.
Тип учебного занятия: комбинированное
Место проведения: аудитория
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия.
Цели занятия:
Образовательная: выяснить причины, обстоятельства и последствия нашествия на Русь крестоносцев; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского.
Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности;
формирование умения связно и развёрнуто излагать факты; объяснять события на основе нескольких источников; работать с исторической картой, со схемами.
Воспитательная: формирование чувства гордости за Родину, продолжить формирование личностной позиции – воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания; воспитание чувства патриотизма.
Формы и методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа с текстом учебника учебника и историческим документом; аналитическая беседа; решение проблемы ;
наглядные – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; печатно-словесные - учебник, дидактические материалы, методическая разработка занятия для преподавателя .
Комплекс методического обеспечения:
-Учебник Сахаров, А.Н. История России (с древнейших времён до конца ХVI века) ч. 1. М. “Русское слово” 2010 год.
-Дидактический раздаточный материал.
- карта «Русские земли в XII-XIII вв.», схемы Невской битвы, Ледового побоища,
- репродукции: картина П.Д. Корина “Александр Невский”, портрет из “Титулярника”, Советский орден Александра Невского, орден Святого Александра Невского. XVIII в., звезда крест и лента ордена Святого Благоверного великого князя Александра Невского.
Перечень литературы:
основная для учащихся:
Учебник Сахаров, А.Н. История России (с древнейших времён до конца ХVI века) ч. 1. М. “Русское слово” 2010 год.
Дополнительная
Н.С. Борисов “Русские полководцы XIII–XVI век”. – М. , 1993 г.
Г.Н. Караев, А.С. Потресов. Загадка Чудского озера.
Л. Обухова. Набатное утро (Александр Невский). Историческая повесть. – М., 1978 г. с. 46-48.
К. Симонов. Ледовое побоище. – В. кн. Симонов К. собр. соч. в 10-ти т. – М., 1979 г. т. 1. с. 374 – 377.
Интернет ресурсы:
-http://som.fio.ru?Resources?Drachferab/2003/07/Kap.htm
-http://www.idf.ru/almanah.shtml
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
-http://lesson-history.narod.ru
-http://fcior.edu.ru/card/21389/ledovoe-poboishe.html
- fcior.edu.ru/card/9916/ekspansiya-s-zapada-aleksandr-nevskiy.html
- fcior.edu.ru/card/21259/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ | Этапы занятия | Цель | Время |
1 | Организационный этап (проверка готовности аудитории и студентов к занятию, отметка отсутствующих на занятии) | Организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность | 2 мин |
2. | Целевая установка. Мотивация учебной деятельности (сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости) | Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы | 3 мин |
3 | Актуализация опорных знаний | Выявление имеющихся знаний, оценка степени подготовленности студентов к занятию | 10 мин |
4. | Усвоение новых знаний (организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; систематизация и обобщение этого материала студентами) | Формирование теоретических знаний | 40 мин |
5. | Физкультминутка | Снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей | 3 мин |
6. | Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала (проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, закрепление полученных знаний и умений) | Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данной теме | 25 мин |
7. | Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (объяснение содержания работы, приемов и последовательность ее выполнения) | Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | 2 мин |
8. | Рефлексия (подведение итогов занятия) (Самооценка и оценка работы группы) | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее | 5 мин |
Ход занятия
- Организационный момент: взаимное приветствие , определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
- Мотивация учебной деятельности
Преподаватель:
Сегодня мы познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, – вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей. Вам предстоит узнать об одном из величайших полководцев Руси – Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. “Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?” – вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем занятии.
- Этап актуализации знаний
Беседа по вопросам:
- Когда произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?
- Какие страны завоевали монголо-татары, прежде чем отправиться на Русь?
- Почему монголы не знали поражения? В чем была их сила?
- Какую задачу поставил Чингисхан перед монголами, начав завоевательные походы?
- Кто и когда возглавил поход на русскую землю?
- Покажите на карте, какие земли, города были взяты монголо-татарами во время первого похода на Русь.
- Когда хан Батый предпринял новый поход на Русь?
- Почему русские княжества терпели поражение?
Подведем итог: монголо-татары, несмотря на героическое сопротивление русского народа сумели захватить Русь. Захватчики нанесли огромный урон русским княжествам. Но, к сожалению последние были не единственными врагами. На ослабевшую Русь поглядывали и с Запада, как легкую добычу для завоевания.
И вот сегодня мы познакомимся с западными завоевателями.
- Усвоение новых знаний
Преподаватель: Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.
На земли Великого Новгорода давно претендовали шведские феодалы, их привлекал торговый путь, который связывал север Европы с Русью и странами Востока.
В середине 12 века они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских племен.
В 1164 году шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 году новгородская рать напала на крупнейший город Сигтуну и разорила его. Только в начале 13 века шведские рыцари отправляются в новые походы. В 1227 году они были отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича.
Получив известия о нашествии монголов, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси.
Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить Русь в католическую веру.
Информационное сообщение студента о рыцарских орденах: орден меченосцев, Тевтонский орден.
Чтение и анализ отрывка текста(§ 13 стр. 106-108, учебник А.А. Данилов)
Вопросы и задания .
- Что такое рыцарский орден? (Орден – объединение рыцарей; орденом называлось и рыцарское государство, во главе которого стоял магистр ордена).
- Чем рыцари – члены ордена отличались от обычных рыцарей? (Обет безбрачия, служение церкви, борьба с неверными, подчинение папам и т.д.)
- Кто такие крестоносцы? (Участники походов на Восток).
- Почему можно рассматривать действия шведских и немецких рыцарей в Прибалтике как крестовые походы?(На обращение папы откликнулись немецкие феодалы мечтавшие о завоевании новых земель на востоке их поддерживали и правители Швеции).
- Против кого они были направлены? (Против “язычников” - жителей прибалтийских земель: ливов, эстов).
- Почему эти действия встретили сопротивление со стороны русских князей Новгорода и Пскова?(Первоначально действия рыцарей направлялись против язычников, но вскоре они перешли к захвату русских территорий, что можно рассматривать как агрессию.)
- Как вы считаете, чье (иго) власть – крестоносцев или монголо-татар было более опасным для Руси? Ответ обосновать. (Вторжение рыцарей было очень опасно, т.к. занятые ими земли подвергались насильственной католизации, туда приглашали немецких колонистов, а местное население закабалялось и подвергалось ассимиляции.)
Невская битва излагается преподавателем в соответствии с материалом учебного пособия и с использованием дополнительных сведений.
По ходу объяснения студенты делают записи в тетрадь: дату Невской битвы, определение понятию «ополчение» , составляют схему боя.
Изложение материала преподаватель начинает с предварительной постановки вопросов.
Вопросы и задания .
- Какие события, происходившие в Русском государстве, могли способствовать успешному завоевательному походу шведов? (Феодальная раздробленность Руси; Русь была ослаблена нашествием монголо-татар).
- Какие цели ставили перед собой шведы, начиная войну с Русью? (Овладеть торговым путем, связавший север Европы с Русью и сторонами Востока, завоевание земель, распространение католичества).
Шведы намеревались пойти на Старую Ладогу, захватить пути по реке Неве. Возглавил этот поход Биргер – зять шведского короля. Всем рыцарям он обещал большую добычу. Шведскому королю – 2/3 завоеванных земель – Тевтонскому ордену, все покоренное должно было платить десятину. А с дерзкого мальчишки Александра обещал сбить спесь и выгнать из Новгорода. Он отправил к нему послание: “Князь Александр! Если можешь, то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю”. Шведы готовились к походу основательно – 2 года. А русские княжества были разорены. Новгород не имел постоянного войска. А новгородский князь Александр был молод и неопытен.
В ходе объяснения материала заслушивается сообщение ученика о личности Александра Невского.
Проверяются поставленные предварительные вопросы и задания.
Действия Александра во время битвы. Стремительность и натиск. Сочетание полководческого дара с личным мужеством. Описание подвигов русских воинов. “Повести о житии Александра Невского”. (Документ с. 113-114. учебник А.А. Данилов). Русское войско одержало на Неве блестящую победу, за которую народ назвал Александра Невским.
Ледовое побоище. В ходе изложения материала используется: кантата композитора С. Прокофьева “Александр Невский”, фрагмент кинофильма “Александр Невский” С.Эйзенштейна .
Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240 года они захватили крепость Изборск, а затем овладели Псковом. Отряды рыцарей появились вблизи Новгорода, грабили купцов, местное население. Но защитить Новгородскую землю было некому – бояре, боясь того, что Александр Невский расширит права княжеской власти, заставили его покинуть Новгород. Однако вскоре народное вече упросило князя вернуться.
Зимой 1241/42 года Невский со своей дружиной и новгородским ополчением освободил Изборск и Псков. Рыцари всюду отступали, но главное сражение было еще впереди.
Ход сражения излагается в соответствии с текстом учебника.
Дается задание заполнить таблицу «Ледовое побоище»
Дата | |
Место | |
Противоборствующие стороны | |
Исход битвы | |
Значение победы |
Физкультминутка: Составить на доске схему построения немецких рыцарей и полков А. Невского
6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала
Преподаватель : Обе победы Александра Невского – над шведами и немцами – имели огромное значение для дальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы. Они приостановили грабительские продвижения рыцарей – крестоносцев на восток, обеспечили безопасность торговых путей Руси на Балтике, дали русскому народу уверенность в своих силах, звали на борьбу против монгольских поработителей. Битва на Неве и Чудском озере издалека готовили битву на Куликовом поле. Потомки чтят память Александра Невского. Так, Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре.
Русская Православная Церковь причислила А.Невского к лику святых.
За несколько лет до начала ВОВ К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище», в годы войны был поставлен фильм С.М.Эйзенштейна «Александр Невский».
В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры за выбор «удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск».
Вопросы и задания
Тест «Борьба Руси с западными завоевателями»
- Участники походов против Руси ( выбери несколько правильных вариантов).
а) шведские феодалы
б) племена ливов и эстов
в) немецкие рыцари
2. Назови дату Невской битвы
а) 1237 г. б) 1240 г. в) 1242 г.
3. Как называлась битва, произошедшая на Чудском озере?
а) Новгородское сражение
б) Ледовая баталия
в) Ледовое побоище
4. Назови дату битвы на Чудском озере.
а) 1237 г. б) 1240 г. в) 1242 г.
5. Какое из политических событий произошло позже остальных?
а) Крещение Руси;
б) Ледовое побоище;
в) Невская битва;
г) призвание варягов.
1.Каковы итоги Ледового побоища? (Много рыцарей убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед, остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей).
2.Почему русские смогли победить рыцарей? В чем заключается полководческий талант Александра Невского? (Любовь к Родине, смелость, отвага русских воинов; полководческий талант Александра Невского: внезапность и нападение, учитывал особенность местности, сильные и слабые стороны противника, громил противника по частям).
3. Какие слова, сказанные Александром невским, стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет)
4.Почему хан Батый не пошёл на Новгород?
5.Почему Александр Невский выбрал сотрудничество с монголо-татарами?
7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению:
Эссе на тему: «Почему в годы Великой Отечественной войны возникла мысль учреждения ордена Александра Невского?»
Дать характеристику исторической личности Александр Невский
по плану: Укажите время жизни исторического деятеля (точное
указание лет жизни не требуется). дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.).
8.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Критерии | Характеристика исторической личности 2балла | Ответы на поставленные вопросы 2 балла | Работа с картой, схемой 1 балл | Излагать суждения особытиях 2 балл | Работа с текстом учебника 2 балла | Заполнение таблицы 1балла | Общее количество |
Ф.И.О. | |||||||
Иванов И.И. | |||||||
Петров И.И. |
Оценивание проводится по 10 бальной шкале:
4-6 баллов оценка «3»
7-9 баллов оценка «4»
10 баллов оценка «5»
Обучающийся набравший 7-10 баллов считается усвоившим материал на 70% (К а2 >0,7)
Рефлексия.
В чем историческое значение борьбы русского народа с западными завоевателями?
Как вы считаете, чье (иго) власть – крестоносцев или монголо-татар было более опасным для Руси?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)
Тест состоит из 9 вопросов с открытыми вариантами ответов и одного с закрытым....
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"
Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...
Открытый урок в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»
Открытый урок в 6 классепо теме «Борьба Руси с западными завоевателями»...
План-конспект по истории России в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»
Электронный урок по ФГОС ООО...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»
СТРУКТУРА И ХОД УРОКАНазвание используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрацияДеятельность ученика...
Урок по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"
Данный урок занимает важное место в школьном курсе истории в 6 классе, т.к. теоретические знания о борьбе с западными завоевателями в начале XIII века дополняют общую картину происходящего в истории Д...