Нестандартные способы проведения современных уроков истории |
разработала учитель истории Косырева Олеся Александровна |
№ | Способы | Тема занятия. класс | Пример | Результат |
1 | Проблемные задачи | «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева», 7 класс | Исправьте не менее восьми ошибок в тексте. «Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска». | Решая проблемную задачу учащиеся проверяют свои знания по данной теме, это помогает усвоению материала, учащиеся испытывают ответственность за принятие решения, в данном случае за восстановление исторического источника. |
2 | «Интервью» | «Жанна д'Арк - народная героиня Франции»., 6 класс
| Учитель дает задание 6 ученикам сформировать пары, в которых один - журналист, другой - историческое лицо(Жанна д*Арк) Цель журналиста - продумать не менее 10 вопросов к историческому лицу, цель исторического лица - знать, что нужно отвечать. Оценивается, как умение задавать вопросы, так и умение конкретно на них отвечать. | В процессе интервью зрители(ученики) дают оценку точности применяемых исторических фактов каждой паре, т.е способ интервью включает в работу весь класс, а следовательно «личность» запоминается легче |
3 | «Дай пять» | «Усиление королевской власти во Франции и Англии», 6 класс
| Учитель просит ребят на своих листочках обвести карандашом свою ладошку. Далее говорит, что в Позднем средневековье начинается объединение страны под властью короля, и королевская власть стала центром государства, и в изучении данного вопроса нам с вами помогут следующее понятия: централизованное государство, сословно-представительная монархия, парламент, генеральные штаты, кортесы. Учащиеся в изображения своих пальчиков вписывают термины и дают пояснения. | Зрительное восприятие усиливает запоминание терминологии, дает возможность детям творчески подойти к заданию |
4 | «Крепкий орешек» | 6 класс История России | Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте зашифрованное слово, объясните его. 2 Л Образование Древнерусского государства 882г. 3 А Начало деятельности Кирилла и Мефодия 863г. 4 В Принятие христианства на Руси 988 г. 7 Е Написание монахом Нестором "Повести временных лет" 1113г. 1 С Образование первого Болгарского царства 681г. 5 Я Падение первого Болгарского царства 1018 г. 6 Н Любечский съезд князей 1097 г. | Проведение игр, конкурсов и викторин, позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др. |
5 |
| 9 класс, «Великая Отечественная война. Сталинградская битва» | 1 этап. Описание карикатуры и распознавание персонажей. Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: - Опишите, что вы видите на карикатуре.
- Кого символизируют персонажи (страны, люди, партии и пр.)?
- На основании чего вы определили персонажей? Подтвердите свои выводы ссылками на детали изображения (особенности внешности, выражение лиц, одежда, жесты, предметы, символика и пр.).
- Найдите реальных исторических личностей. По каким признакам вы их определили?
2 этап. Определение исторической тематики карикатуры. Возможные вопросы: - Какие исторические факты (события, явления, процессы) отражены в данной карикатуре?
- Какие черты (характеристики) исторического явления выделены в карикатуре?
- Дайте обоснование своим выводам.
- Укажите даты события (явления, процесса).
3 этап. Определение авторского мнения, идей. Вопросы: - Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два (не меньше двух) обоснования.
- С какой целью создана карикатура?
- Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.
- Какие мнения, идеи она выражает?
- Совпадает ли точка зрения автора с официальным мнением?
- Что именно высмеивает (изобличает) автор? Какими художественными средствами достигается комический эффект?
- Сторонником какой политической позиции (идеологии, «крыла» оппозиции) является автор карикатуры?
| Карикатура создает у школьников эмоциональный образ изучаемой эпохи, дает возможность поразмышлять о том или ином историческом периоде, формирует у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, может даже способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности. |
6 |
| 6 класс, «Ледовое побоище» | В заключении темы урока учащимся на примере синквейна учителя составить свой собственный; или разбить ребят на пары , группы | В ходе творческой работы меняется мироощущения детей, они учатся оценивать историческое событие, историческую личность через призму веков, тем самым мы видим реальное отношение детей к изучению истории. |
7 | Таблица «Плюс - минус - интересно»
| «Отечественная война 1812 г.», 8 класс | Вопрос 1: Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само понятие в наше время. С каким мнением согласны вы? (учащиеся записывают «+» и «-« и тд) Вопрос 2: Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как прежде, долг каждого гражданина? Вопрос 3: Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812г. С какими из них вы согласны? Вопрос 4: Уже почти 200 лет обсуждается вопрос, надо было сдавать французам Москву? Вопрос 5: Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812г., а также устанавливать новые памятники. Вы поддерживаете подобные предложения?
| В ходе изучения темы и работы над синквейном учащиеся высказывали свое отношение к значению итогов 1812 года, говорят о том что Россия показала миру, что мы великая страна, многие вспоминают строчки «Бородино» М.Ю.Лермонтова |
8 | | «Великая отечественная война», 9 класс | В ходе Сталинградской битвы выделяют три этапа: (запишите их) «I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)». «II этап Сталинградской битвы (13 сен – 18 ноября 1942 г.)» - оборонительные периоды «III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 2 февраля 1943 г.) – наступательный период. Работа со схемой: Ответьте на вопросы 1.Рассказать устно о советском и германском командовании(характеристика личности) 2.Дать сравнительный анализ военной техники, людских ресурсов. 3.Проследить этапы и рассказать о событии 4.Итоги(дать оценку значения Сталинградской битвы) | Работа со схемами позволяет визуально запоминать важнейшие даты, исторических личностей, эта работа повышает интерес, учащиеся легче сопоставляют даты, события, личности. |
9 |
| НРЭО на уроках истории |
Мой адрес в стране | Страна | Россия | Область | Челябинская | Район | Кизильский | Школа | МОУ «Уральская» | Класс | 6 |
|
Учащиеся заполняют таблицу, затем учащийся зачитывает доклад на тему «История герба с верблюдом» На каждой парте заготовка в виде разрезанных фрагментов герба, дети собирают и наклеивают герб в тетрадь | Изучение символики всегда затрагивает интерес учащихся, мотивирует их придумать герб своей школы, семьи, что безусловно способствует повышению значимости истории. |
10 | Притча о царе Соломоне
«Жил был царь Соломон. Несмотря на то, что он был очень мудрым, его жизнь была очень беспокойной. Однажды решил он обратиться за советом к придворному мудрецу: «Помоги мне – очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я подвержен страстям, и это сильно осложняет мою жизнь!» На что Мудрец ответил: «Я знаю, как тебе помочь. Надень это кольцо – на нем высечена фраза: «ЭТО ПРОЙДЕТ!» Когда к тебе придет сильный гнев или сильная радость, просто посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!». Соломон последовал совету Мудреца и смог обрести спокойствие. Но однажды, во время одного из приступов гнева, он, как обычно, взглянул на кольцо, но это не помогло – наоборот, он еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ…».»
| История, 6 (10) класс |
В процессе прочтения устанавливается: 1. Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу. 2.Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов. 3. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории.
| Мне всегда хотелось привлечь внимание ребят к предмету, но не просто дополнить шутками – прибаутками (хотя это тоже необходимо), а научить ребят думать, спорить, находить решения проблем, делиться опытом новых истин. Справиться с этой задачей мне помогают притчи и метафоры, ведь именно там есть истины, которые пережили века и сегодня остаются актуальны. Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. |