Использование математических приемов на уроках истории
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Статья содержит материал о целесообразности и особенностях использования математических приемов при изучении истории в условиях перехода к ФГОС ООО для формирования метапредметных результатов обучения, а также конкретные примеры использования математических приемов на уроках истории из собственного опыта учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование математических приемов на уроках истории
Аннотация: статья содержит материал о целесообразности и особенностях использования математических приемов при изучении истории в условиях перехода к ФГОС ООО для формирования метапредметных результатов обучения, а также конкретные примеры использования математических приемов на уроках истории из собственного опыта учителя.
Ключевые слова: метапредметность, мотивация, систематизация, логическое мышление, творчество, качество обучения.
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Принцип метапредметности состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые «лежат» над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания и при этом открывает новые перспективы.
Если речь идет о предмете «Математика», наблюдение за числами, или еще конкретней – наблюдение чисел, является математической предметной деятельностью. В этом случае результаты наблюдения будут относиться к предмету «Математика». Если же результаты наблюдения за числами будут выходить за рамки данного предмета, то это и будут метапредметные результаты.
Наблюдения за числами и использование других математических приемов при изучении истории – один из множества способов «обновления» урока истории в целях формирования метапредметных УУД.
В данной статье я попытаюсь обобщить собственный опыт применения математических приемов при изучении истории.
Целесообразность применения математических приемов при изучении истории объясняется тем, что данные приемы способствуют:
1) упорядочению и систематизации имеющихся и вновь приобретаемых знаний по истории;
2) развитию логического мышления учащихся;
3) развитию их творческих способностей: в ходе выполнения заданий создается новый «продукт» – новое структурированное знание;
4) формированию и поддержанию интереса к предмету. Интерес – один из важнейших мотивов любой деятельности, а использование математических приемов на уроке, далеком от математики, создает ситуацию познавательного парадокса, что стимулирует интерес к предмету;
5) повышению эффективности обучения истории;
6) улучшению успеваемости учащихся.
Использование элементов математики на уроках истории способствует формированию на предметном историческом содержании метапредметных умений, а именно – познавательных: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний по определенным критериям, постановка и формулирование проблемы, анализ исторических событий, сравнение, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Также при этом развиваются коммуникативные УУД (происходит взаимодействие учащихся в процессе выполнения заданий) и регулятивные (учащиеся ставят цели своей работы, определяют способы ее достижения, соотносят полученный результат с целью) универсальные учебные действия.
На своих уроках я использую следующие математические понятия и приемы: окружность, пирамида, построение графиков, таблиц, логических цепочек, сравнение, действия с числами (сложение, вычитание).
Использование математических приемов при изучении истории возможно в любой форме и на любом из этапов урока. Я попыталась систематизировать используемые мною приемы в зависимости от этапа урока.
1. Проверка домашнего задания
1.1. Прием «заблудившаяся дата».
После изучения темы «Внешняя политика России в XVII веке» распределить числа/даты событий по двум группам – отношения России с Польшей и с Турцией: 1632–1634,1676–1681, 1654–1667, 1686, 1687, 1689. Учащиеся выделяют две группы – отношения России с Турцией и Польшей. В результате в сознании учащихся закрепляются два основных направления внешней политики России в XVII в. и их главные события.
1.2. Прием «счастливое и несчастливое число». Из предложенного перечня дат выбрать те (или самим составить перечень), которые связаны с успешными сражениями, и те, которые связаны с неудачами на фронте: например, в ходе Северной войны.
Подобные приемы можно использовать при проверке усвоения тем, которые содержат значительное количество дат, например, при изучении войн. Это позволяет упорядочить и систематизировать знания учащихся и облегчить их усвоение.
2. Мотивация
2.1. Тема урока «Могущество католической церкви в средние века».
На доске написаны цифры в произвольном порядке: 11, 2, 5, 4, 3, 1.
Вопрос учащимся:
– Какое отношение могут иметь эти цифры к теме урока?
После предположений учащихся начинается изучение темы, дети замотивированы, им хочется выяснить значение этих чисел.
После изучения темы в процессе закрепления учащиеся сами отвечают на свой вопрос: 11 – век, когда произошло разделение христианской церкви на западную и восточную; 2 – две ветви христианства; 5 – пять источников богатств католической церкви, 4 – 4 способа борьбы с еретиками; 3 – 3 сословия в средневековом обществе; 1 – первое сословие – духовенство.
Количество цифр может быть произвольным. В любом случае ассоциации основных вопросов урока с их цифровыми аналогами помогут лучше усвоить непростой материал.
2.2. Тема урока «Как образовалось древнерусское государство?».
На доске цифры: 12 – 2 – 1.
Вопрос учащимся:
– Что можно узнать о процессе образования древнерусского государства?
Учащиеся отвечают, что из 12 племенных союзов восточных славян образовалось сначала 2 государственных центра, а потом 1 государство или высказывают другие предположения. Мотивация создана, дети с интересом выясняют, как происходил процесс создания двух государственных центров вокруг Киева и Новгорода и их объединения.
2.3. Тема урока «Образование военно-политических блоков в конце XIX – начале XX века».
Вопрос-мотивация:
– Кто быстрее и правильнее решит два уравнения: состав двух военных блоков и причины их создания?
А+ В+С = Антанта
D+E+F = Тройственный союз.
Далее организуется работа по решению задания.
Подобные задания можно использовать при изучении новых понятий, являющихся производными от двух известных, например: король + сословия = сословная монархия, рынок + государство = смешанная экономика и т.д.
3. Изучение основного материала
3.1. Построение графиков. Например, график «Динамика первой русской революции 1905–1907 гг.» показывает, как развивалась революция, при этом внимание акцентируется на ключевых событиях революции. Или: сравнительный график «Положение Временного правительства и партии большевиков в период от февраля к октябрю 1917 года» позволяет отметить важнейшие события этого периода и их влияние на позиции основных политических сил данного периода.
3.2. Метод сегментации окружности позволяет не только выделить существенные направления в развитии различных сфер общества, но и определить степень важности того или иного направления с точки зрения учащихся, развивая их умение давать оценку историческим процессам.
Например, задание: в окружности «Внутренняя политика императора» выделить сегменты, отражающие направления внутренней политики императора Александра I (или другого), площадь этих сегментов должна соответствовать степени важности (результативность, неудачи или другие критерии), аргументировать свое решение.
3.3. Составление таблиц – широко применяемый и любимый прием на уроках. Таблицы могут быть:
– сравнительные («Сословно-представительные собрания средневековой Европы»);
– систематизирующие («Политика первых киевских князей»);
– хронологические («Хронология основных этапов и событий Первой мировой войны»);
– аналитические (в которых добавляется графа «Оценка какого-либо события, процесса, явления»). Например, при составлении таблицы «Соседи восточных славян» наряду с характеристикой соседей дается оценка отношений (торговые отношения, мирные отношения, опасные соседи, самые важные соседи, самые воинственные соседи и т.д.) или при составлении таблицы «Реформы Петра I» дается оценка каждой реформы;
– концептуальные («Кризисы Временного правительства»).
3.4. Составление логических цепочек – также часто используемый и развивающий логику прием (например: «Предпосылки образования древнерусского государства»).
3.5. Составление логических схем (как с помощью учителя, так и самостоятельно), особенно при изучении органов управления, социальной структуры общества (например: «Органы управления Россией после реформ Петра I» или «Социальная структура России в дореформенный период»).
3.6. Задания по типу «Кто больше?». Предлагается найти определенное количество признаков, событий, фактов, характеристик, доказательств и т.п., аргументировав свой выбор. Например: черты военного коммунизма, причины первой русской революции, отличия западников от славянофилов и т.п. (формы организации деятельности учащихся при этом могут быть разными).
3.7. Геометрические фигуры с историческим содержанием. Например, при изучении структуры населения Древней Руси предложить учащимся задачу: «В форме какой геометрической фигуры лучше ее представить?» Выслушать мнение учащихся. После работы с текстом учащиеся приходят к выводу, что это треугольник (или пирамида в разрезе), обосновывают свое мнение. Учащиеся предлагают разделить фигуру на несколько частей в соответствии с категориями населения, назвать эти части и вписать в каждую часть треугольника группы населения, относящиеся к той или иной категории.
3.8. Решение задач на знание хронологии.
Например, предложить вопросы, которые особенно активно используются на начальном этапе изучения истории в 5-м и 6-м классе (какое событие произошло раньше и насколько? сколько лет назад было то или иное событие?).
4. Закрепление и обобщение изученного материала
4.1. При изучении темы «Древняя Индия» в 5-м классе ученикам дается задание нарисовать пальму, каждая ветка которой – отличие Индии от других стран Древнего Востока. Количество веток может быть разным, а может быть точно задано.
4.2. Может быть дано задание выбрать любое число от 5 до 10 и выписать события из истории Киевской Руси (надо заранее продумать вопросы по теме) в соответствии с выбранным числом.
4.3. Детям предлагается «оцифровать» правление Дмитрия Донского (или любого другого политического деятеля) – расположить даты событий, связанные с данным политиком по степени важности, аргументировать свой выбор. Даты могут быть расположены в любой форме: пирамиды, многоугольника; принцип расположения учащиеся выбирают сами.
Говоря об использовании математических приемов на уроках истории, нужно обратить внимание на следующие особенности:
1) нельзя их абсолютизировать, как, впрочем, и никакой другой прием;
2) различные приемы целесообразно использовать в соответствии с темой, целью и задачами урока;
3) игровые приемы лучше использовать преимущественно на уроках 5–9-х классов, когда идет первоначальное формирование представлений об историческом процессе, чтобы облегчить усвоение огромного исторического материала, систематизировать его и сформировать представление о некоторых исторических закономерностях, усвоение сущности и специфики проявления которых будут предметом изучения в старшей школе.
Как показывает мой опыт, благодаря использованию данных приемов у детей формируется стойкий интерес к предмету, всегда присутствует мотивация на уроке, осуществляется активная творческая познавательная деятельность и, как следствие, достигаются планируемые результаты обучения.
Литература
1. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 140–142.
2. Формирование предметных и метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы [Эл. рес.]. – Реж. дост.: http://worldofteacher.com/2615-1104.html
3. Федорова, С.Ш. Технология присвоения метазнаний [Эл. рес.] / С.Ш. Федорова. – Реж. дост.: http://festival.1september.ru/articles/100689/.
4. Фоменко, И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности [Эл. рес.] / И.А. Фоменко. – Реж. дост.: fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/19/picture-177232-1534684292.jpg)
Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.
Использование игровых приемов на уроках иностранного языка, преимущества. Список игр к урокам английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/31/picture-489015-1622463131.jpg)
Использование игровых приемов на уроках музыки.
Использование игровых приемов на уроке музыки с детьми со сложной структурой дефекта....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-661705-1637767641.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю важно научиться, умело использовать игру на уроке. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-330002-1383058451.jpg)
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка
Квалификационная работа по теории орфографии...
использование игровых приемов на уроках английского языка в начальной школе
Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. В игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особеннос...
Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.
Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/07/picture-991994-1515306472.png)
презентация "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"
презентация лдоклада "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"...