Нестандартные приемы умножения. Урок занимательной математики
план-конспект урока (6 класс) на тему
Урок внеурочной детятельности на тему: "Нестандартные приемы умножения. Урок занимательной математики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_priemy_umnozheniya._urok_zanimatelnoy_matematiki.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Нестандартные приемы умножения. Урок занимательной математики».
Цель: развитие интереса учащихся к предмету, развитие их способностей в математике.
Задачи урока:
- углубить знания учащихся;
- побудить учащихся к самостоятельному творческому мышлению, к дальнейшему совершенствованию своих знаний по математике;
- расширить кругозор.
Методы: практический, наглядный.
Оборудование: слайды с иллюстрациями, числа, задания.
Ход урока:
- Организационный момент;
- Разминка;
- Увлекательные задания;
- Подведение итогов.
Организационный момент.
Начало урока. Проговаривается цель урока занимательной математики, чем будем заниматься на данном уроке.
Разминка.
Умножение на пальцах. Выходят две девочки. Этот счёт умножения однозначных чисел от 6 до 9 был изобретён до создания абака. Например, надо 6 х 9. Для этого:
1) на одной руке вытянуть столько пальцев, на сколько первый множитель больше 5, остальные пальцы загнуть (т.е. 1 - вытянуть, 4 - загнуть);
2) на второй руке сделать тоже самое для второго множителя(4 - вытянуть, 1 - загнуть);
3) в результате взять столько десятков, сколько вытянуто пальцев на обеих руках вместе (т.е. сумму вытянутых пальцев: 4+1=5):
4) число единиц в результате равно произведению загнутых пальцев (1х4=4). 9x6=54.
Этот способ умножения простой и может быть рекомендован для запоминания таблицы умножения от 6 до 9.
Увлекательные задания.
- С древних времен практиковались многочисленные и разнообразные способы умножения. В древней Индии применялся способ умножения, называемый «молниеносным». Этот способом мы пользуемся, когда учимся умножать числа. Только запись этого умножения производится немного иначе.
Суть способа: ( слайд № 2)
48 х 28 =
- Умножаем 8 х 8, получаем 64 48
- Пишем 4, запоминаем 6. х
- Умножаем 8 х 4 , получаем 32. __28
- К 32 + 6, получаем 38. Запоминаем 38. 1344
- 2 х 8, получаем 16,
- К 16 + 38, получаем 54.
- Пишем 4, 5 – запоминаем!
- 4 х 2, получаем 8.
- К 8 + 5, получаем 13.
- Пишем 13
- В средние века был распространен способ умножения решеткой, называемый в Италии «ДЖЕЛОЗИЯ».
Суть способа: ( слайд № 3) для перемножения n – значного числа на k – значное, строилась таблица, в которой было n – столбцов и k – строк. В качестве заголовков столбцов и строк записывались цифры множимого, а цифры множителя справа. Каждая клетка делилась диагональю. В каждой клетке таблицы записывается произведение двумя цифрами: над диагональю десятки, под диагональю единицы. Затем производилось сложение записанных цифр по правилу сложения многозначных чисел. При этом диагонали служили границами между разрядами.
Например: 3894 х 214
3 | 8 | 9 | 4 | ||
0 6 | 1 6 | 1 8 | 0 8 | 2 | |
8 | 0 3 | 0 8 | 0 9 | 0 4 | 1 |
3 | 1 2 | 3 2 | 3 6 | 1 6 | 4 |
3 | 3 | 1 | 6 |
833.316
Задание: 1714 х421.
- В Древней Индии существовал способ умножения без использования таблицы.
Этот способ применялся для умножения n – значного числа на n – значное число. ( слайд «№ 5)
Например, 651 х 725 =
6 5 1
7 2 5
- 2 1 0 0 5
4 7 2 7
3 7
4 7 1 9 7 5
Задание: 325 х 421.
- В древнем Египте (15 – 20 в. до.н.э.) умножение сводилось к удвоению и дальнейшему сложению. (слайд № 7)
Например: 43 х 25 =
- - 25
2 - 50
4 - 100
8 - 200
16 - 400
32 - 800
Складывает цифры левого столбца и получаем множимое 43. Затем складываем цифры правого столбца, это и есть ответ.
1 - 25
2 - 50
8 - 200
32 - 800
43 1075
Задание: 28 х 16.
- К древнеегипетскому близок русский способ умножения. Он основан на последовательной замене произведения двух сомножителей, пари котором один из них повторно удваивается, а другой раздваивается до единицы. (слайд №9)
Например: 27 х 16 =
27 16
54 8
108 4
216 2
432 1
432
В случае, если число не делится на 2 поступали следующем образом:
(слайд № 10)
Пример, 46х28 =
46 х 28
46 28
92 14
184 7 (1) вычитаем из числа 1 и продолжали деление. (7-1=6)
368 3 (1) вычитаем из числа 1 и продолжали деление (3-1=2)
736 1
Для получения результата следует добавить к последнему числу первого столбца те числа, того же столбца, которые соответствуют числам с отмеченным остатком, т.е 736 +368+184 = 1288.
Задание: 32 х 18, 50 х 22.
Подведение итогов.
Подводится заключение по уроку занимательной математики, говорится, что цель достигнута и задачи выполнены. Благодарность за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"
Урок занимательной математики. (6класс) ( для учащихся с тяжел...
Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса
Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...
Нестандартные приемы умножения. Урок занимательной математики
Презентация на тему: Нестандартные приемы умножения. Урок занимательной математики""...
Математическая игра: "Веселый урок" (урок занимательной математики) . 5-й класс
Урок занимательной математики . 5-й класс...
Нестандартные приемы умножения
Исследовательская работа учащегося...
Урок занимательной математики «Математика – гимнастика ума!» в 5 классе
Цель урока - развивать познавательный интерес к предмету в период адаптации после обучения в начальной школе. Укрепить веру в свои возможности, прибавить творческие силы, подарить ра...
Нестандартные приемы на уроках истории
Нестандартные приемы на уроках истории - проблемные задачи и др....