Мастер - класс на тему "Активные приемы на уроках истории"
учебно-методический материал по истории на тему
С данными масер - классом я выступала на конкурсе "Учитель года - 2018" , где заняла 2 место. В нем представлены активные приемы на разных этапах уока. Тема "Восточные славяне" Но данные приемы можно испрльтзовать на любых уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.rar | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте,! Я сегодня хочу поделиться с вами разными приемами работы на уроках истории. Я считаю, что урок должен быть ярким, интересным, познавательным, запоминающимся. Учитель должен создать приятную атмосферу, располагающую к работе. Ученики должны самостоятельно, с помощью разнообразных приемов на уроке, усвоить новый материал. Самостоятельно подойти к осознанию, осмыслению темы урока. Поэтому на каждом уроке я использую различные приемы работы. Буду рада если мой опыт для кого, то из вас станет полезным.
Итак, я приглашаю своих помощников.
Тема, нашего урока «Восточные славяне»
Неотъемлемой частью урока является оргмомент. Прием- «ОБРЯД». Этот прием помогает настроить детей на работу, поднять настроение, и задуматься над какой темой нам предстоит работать.
Я предлагаю вам совершить один старинный обряд. Обряд, который поможет нам заколдовать пятерку. Я попрошу вас подойти к пятерке, взяться за руки, встать вокруг пятерки и пройти один круг. Круг, издревле считается магическим символом. А теперь, вы должны быть уверены, что каждый из вас поможет друг другу, если возникнет трудность на уроке с выполнением заданий. Прижмите ладони другу к другу, и сделайте еще один круг доверия вокруг пятерки. А теперь мы обратимся к одному из почитаемых богов славян. Это бог солнца. Возьмитесь за руки, поднимете руки к верху, стараясь не расцепить рук. И сделайте еще один круг. Вы большие молодцы! Теперь у вас обязательно всё получится.
ПРИЕМ «АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА»
Данный прием я часто использую при постановке целей и задач урока.
Ответьте мне на вопрос - мы с вами на уроке будем говорить об истории прошлого времени, настоящего или будущего.? Правильно, мы будем говорить об истории прошлого времени. Поэтому, чтобы попасть в прошлое нам нужен любой транспорт. Перед вами автобус, нам необходимо составить маршрут для нашего автобуса по теме «Восточные славяне» Вы видите у себя на партах план изучения нового материала. Приклейте окошки на автобус в таком порядке, в каком вы бы хотели изучать тему нашего урока. Мы вместе отправимся в прошлое, поэтому я приклею первое окошко на автобус, и первая остановка будет называться «Происхождение восточных славян».
ПРИЕМ «ЧАСТИ РЕЧИ».
Данный прием я использую при изучении нового материала.
Я предлагаю вам разделиться на две группы. Прежде чем мы приступим к нашему заданию, давайте вспомним, части речи, и назовем их. Правильно, нам пригодятся имя существительное и глагол. Что такое имя существительное? Правильно. А что такое имя прилагательное? Точно. Одна группа – это имя существительное, а другая группа – глагол. Части речи должны быть связаны с одним из разделов нашей темы, и это «Хозяйство славян». Уважаемые члены жюри перед вами текст, с которым сейчас работают мои коллеги. Прием «Части речи» нацелен на глубокое осмысление материала, учащиеся должны понимать, что они должны не только найти свои части речи, но и предположить какие части речи найдет вторая группа. Для того, чтобы в последующем соединить найденные слова в предложения. Этот приемреализует межпредметную связь с предметом «русский язык». На данном этапе урока, при использовании этого приема учитель должен контролировать работу учеников, и не навязчиво рекомендовать нужные слова.
Имя существительное | Глагол |
Славяне | Обрабатывали |
Земледелие | Срезали |
Соха | Развивались |
Борона | Разводили |
Серп | Засевали |
Ремесло | Шили |
Скотоводство | Выходили |
Бортничество | Выравнивали |
Пшеница | Освоены |
А теперь давайте обобщим то, что у нас получилось. Каждая группа должна сформулировать предложения с полученными словами. (Один, два ученика отвечают. ) Одним из основных занятий восточных славян было земледелие. Землю обрабатывали сохой. Вспаханную землю выравнивали бороной. Засевали поле пшеницей. Созревшие колосья срезали серпом. Славяне занимались скотоводством, бортничеством.
ФИЗМИНУТКА – ПРИРОДНЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Я предлагаю немного отдохнуть, восточные славяне верили, что у каждого природного объекта есть свой покровитель. Мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Итак, все смотрят на меня и повторяют движения за мной.
ДОМОВОЙ – топ – топ (ХОДЬБА НА МЕСТЕ)
РУСАЛКА – шлеп – шлеп (ХЛОПАЮТ ПО КОЛЕНЯМ)
КИКИМОРА – хлюп– хлюп (ХЛОПАЮТ В ЛАДОШИ)
ЛЕШИЙ – У-У-У - (МАШУТ РУКАМИ НАД ГОЛОВОЙ)
ПРИЕМ «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ…»
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ, БЫЛИ…
Данный прием я использую при закреплении материала. Ученики самостоятельно обобщают все то, что изучили в течении урока.
…… язычниками, то есть считали природу живым существом и представляли ее в виде различных существ.
……. высокого роста, крепкого телосложения, обладали незаурядной физической силой.
……. радушными и гостеприимными, а так же храбрыми воинами.
…….. земледельцами, скотоводами, ремесленниками, рыболовами.
……..потомками индоевропейских народов.
ПРИЕМ «СТУПЕНИ УСПЕХА»
С помощью приема «ступени успеха» можно подвести итог всего урока, и сделать вывод успешным был урок или нет.
Мы сегодня плодотворно поработали. Давайте посмотрим кто вам сегодня больше покровительствовал на уроке из славянских богов.
1 ступень – самые почитаемые боги, которые всё знают. На уроке у меня всё получилось. Значит, прилепите человечка на первую ступень.
Вторая ступень – это славянские боги, которые покровительствует только конкретному виду занятий. Бог скотоводства, богиня плодородия. У меня на уроке были трудности. Приклейте человечка на второй ступени.
Третья ступень – это щуры (тени предков) домовой, леший, кикимора, русалка. Их никто не видел, но верили, что они существуют. У меня на уроке ничего не получилось. Приклейте своего человечка на третью ступень.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – «СООБЩЕСТВО «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ С. НОВОТРОИЦКОЕ, БЕЙСКОГО РАЙОНА»
Я создала группу в Контакте, «Восточные славяне»
Ученики должны разместить любой материал связанный с темой «Восточные славяне. АУДИО, ВИДЕО материалы, карты, исторические документы, иллюстрации, тесты, занимательный материал. Так же в группе можно обсуждать, задавать вопросы, беседовать с теми участниками, которые присоединяться к нашему сообществу.
Я показала только небольшую часть всех приемов, которые я использую на уроках. Хотелось бы узнать общее мнение о моем мастер – классе от моих коллег и от членов жюри. Если мой мастер класс вам понравился поставьте лайк. Если не понравился поставьте дизлайк.
И в заключении хотелось бы сказать. Возможно, многие приемами и работы на уроке вы уже пользуетесь, но для меня эти приемы работы ценны тем, что я их применяю на практике, и дети всегда и с большим удовольствие принимают участие по реализации этих приемов работы. А что может быть прекраснее, чем видеть удовольствие у детей от проделанной работы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
\
ВОПРОСЫ:
- Необходим ли профессиональный стандарт для учителя?
ОТВЕТ: При ответе на вопрос, я вспомнила, как мы проводили беседы с учениками на одном из этапов Учитель года» и одна из тем была «Внутренний и внешний мир человека». Так вот внешний мир учителя должен соответствовать тому что прописано в проф стандарте. Уровню образования, профессиональным компетенциям, ориентирам для профессионального роста. Мир меняется, и конечно же нужно менять нормативы. Но хотелось бы, чтобы в стандарте был заложен переворот во внешнем мире учителя.
- Если бы вам предложили написать «Этический кодекс учителч» какие три наиболее важные заповеди вы бы включили в него?
Ответ: С одной стороны вопрос кажется очень простым. Чего проще назвать три заповеди. А по итогу получается, что всемизаповедями, что владеет учитель можно назвать важными. Для меня тремя главными заповедями являются 1. Справедливость, 2. Учитель пример нравственности. 3 профессионализм. Главное, какими бы не были главными заповеди, важно чтобы учитель руководствовался ими при обучении и воспитании учеников.
- Дайте свое завершение мысли «Искусство быть мудрым состоит в умении в умении знать….
ОТВЕТ: Я бы продолжила фразу так: Искусство быть мудрым состоит в умении знать как находить выход из любой ситуации, никому не нанося вред при этом понимать что каждый человек может иметь собственной мнение, даже если оно ошибочное.
- Как вы считаете, главную роль в воспитании ребенка играет семья или школа?
ОТВЕТ: Школа учит и воспитывает детей, так же создает среду для самосовершенствования учащихся. Но процесс воспитания очень сложный процесс. Поэтому для полноценного развития личности – действия школы и семьи должны быть во взаимодействии. Без тесного взаимодействия процесс воспитания будет не эффективным
- Каким вы видите будущее современной школы?
ОТВЕТ: Я сразу представила мою школу в будущем. И я точно знаю, будущее – это большое количество учеников. Будущее – это всегда шум на переменах, это детский смех, это веселый детские песни. Будущее, где каждый ученик важен и ценен для нас, учителей. Я не знаю какие космические корабли будут бороздить просторы вселенной. Но я точно знаю что будущее любой школы – это мы и наши ученики. Самое главное, чтобы было кого учить.
- Если бы вы могли дать маленькому ребенку только один совет на всю жизнь. Чтобы вы ему сказали?
ОТВЕТ: Вопрос, который не требует долгих дискуссий и рассуждений. Самый нужный совет, с которым я сталкиваюсь в начальной школе, при реализации курса основы светской этики. А я считаю что ученик начальной школы это еще маленький ребенок. Я всегда говорю слова из параграфа под названием «Золотое правило нравственности»
Поступай по отношению к другим так же, как ты хотел чтоб поступали по отношению к тебе.
- Какое качество педагога вы бы поставили на первое место?
ОТВЕТ: В процессе подготовки к аттестации педагог проводит рефлексию и оценку своей собственной деятельности за последние пять лет. Где сам учитель может оценить уровень своей активности в учебной и внеучебной деятельности. Я отвечу так: аттестация это ворох бумаг, из которого в итоге получается эффективное портфолио.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме «Целеполагание на уроках истории»
Целеполагание представлено по системно-деятельностному и компетентностному подходу.......
мастер-класс Кластеры и синквейны на уроках истории
материал отражает использование приёмов кластера и синквейна на различных этапах урока...
Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"
Задачи урока:· сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...
Мастер класс. Использование художественных текстов на уроках истории.
Мастер класс. Использование текстов на уроках истории....
Мастер - классФормирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе
Мастер - классФормирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе...
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"
Материалы предназначены для учителей истории и обществознания...
мастер-класс "Использование песенного материала на уроках истории"
Личностные компетенции можно формировать на уроках истории России XX века через песеный материл. Наша страна богата песнями. Композиторы писали песни и на патриотическую тему. Можно найти маршеобразну...