Программа внеурочной деятельности по истории "Дорогами Смоленщины"
рабочая программа по истории (5 класс)
Важные задачи современного школьного образования по формированию гражданина и патриота России, определенные ФГОС и другими федеральными нормативными документами, требуют со стороны школы большего внимания к региональной истории с ее значительным воспитательным потенциалом. Изучение родного края является важным фактором складывания региональной идентичности учащихся (осознание ими принадлежности к Смоленскому краю, к поколениям земляков), что в свою очередь вместе с изучением российской истории способствует формированию российской гражданской идентичности (осознание себя гражданином России). Курс внеурочной деятельности изучает историю регионов и локальную историю (прошлое родного города). Такой подход будет способствовать осознанию детьми своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности. Таким образом, одним из ключевых факторов успешной реализации задач формирования базовых национальных ценностей, гражданско-патриотических качеств личности учащихся является изучение региональной истории в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_programma.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружок «Дорогами Смоленщины»
Актуальность изучения региональной истории в школе. Важные задачи современного школьного образования по формированию гражданина и патриота России, определенные ФГОС и другими федеральными нормативными документами, требуют со стороны школы большего внимания к региональной истории с ее значительным воспитательным потенциалом. Изучение родного края является важным фактором складывания региональной идентичности учащихся (осознание ими принадлежности к Смоленскому краю, к поколениям земляков), что в свою очередь вместе с изучением российской истории способствует формированию российской гражданской идентичности (осознание себя гражданином России). Курс внеурочной деятельности изучает историю регионов и локальную историю (прошлое родного города). Такой подход будет способствовать осознанию детьми своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности. Таким образом, одним из ключевых факторов успешной реализации задач формирования базовых национальных ценностей, гражданско-патриотических качеств личности учащихся является изучение региональной истории в школе.
Цель – формирование систематических знаний по истории Смоленщины, как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории. Культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и гражданской российской идентичности.
Основные задачи:
- раскрыть основные этапы, ведущие тенденции, ключевые события истории родного края в ее неразрывной связи с общероссийской историей;
- способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего родного края и малой родины, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности;
- показать достижения предшествующих поколений смолян, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;
- способствовать осмыслению роли Смоленского края в истории России, выявлению особенных черт в развитии Смоленщины;
- содействовать формированию интереса учащихся к истории родного края, к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;
- помочь учащимся закреплять умения и навыки самостоятельно адаптировать и оценивать исторические события и явления, аргументировать свои суждения, опираясь на знание региональной истории;
- создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности (коллективной и индивидуальной). Опыта вовлечения в самостоятельную исследовательскую работу, активного участия в разнообразных историко-краеведческих проектах;
- содействовать укреплению преемственности и связи поколений на материалах истории, культуры и духовного богатства родного края.
Требования к результатам обучения и освоения программы внеурочной деятельности Результатом изучения программы «Дорогами Смоленщины» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.
- Личностные результаты:
осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности; осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; освоение традиций, духовно-нравственных ценностей Смоленщины и родного края; понимание исторического, культурного и духовного многообразия мира, уважение к культуре и традициям прошлых поколений смолян и россиян в целом, толерантное отношение к традициям, духовно-нравственным ценностям других народов Смоленщины и России; готовность к нравственному самосовершенствованию, личностному саморазвитию.
- Метапредметные результаты:
способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и общественную деятельность; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы Интернет-ресурсов; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме (сообщение, эссе, презентация, реферат); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в шкафе и социальном окружении и др.
- Предметные результаты:
овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах Смоленской истории как неразрывной части истории России, об историческом и духовно-нравственном пути смолян, осваивавших и обустраивавших свой родной край и свое Отечество; усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса, способность применять его для раскрытия сущности и значения событий и явлений не только Смоленской истории, но и истории России, ее прошлого и настоящего; приобретение информации о географическом положении и административном устройстве Смоленского края, истории его заселения и освоения, национальном и конфессиональном составе населения, экономическом, общественно-политическом, культурном, духовном развитии Смоленской земли в различные периоды ее истории; готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и других регионов страны.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- культуросообразности: наполнение историко-краеведческого курса разнообразными элементами материальной и духовной культуры; интеграция исторического краеведения с областями науки, культуры, образования, с местными традициями, обычаями;
- полиэтничности, поликонфессиональности: отражение в учебном курсе особенностей многонационального и многоконфессионального состава населения Смоленской земли; ориентация на поликультурность как средство понимания общности исторических судеб народов родного края и России;
- природосообразности: научно-методическая и текстовая доступность программных и учебных материалов для учащихся основной школы, соответствие содержания учебного курса возрастным особенностям учеников и условиям образовательной организации; понимание курса исторического краеведения как учебной версии прошлого Смоленского края, соответствующей когнитивному, эмоциональному и практическому опыту учащихся;
- гражданственности и патриотизма: приоритетность воспитания патриотизма, гражданственности, национaльной и конфессиональной идентичности, уважительное отношение к таким ценностям, как семья, малая родина, Смоленская земля, Отечество;
- светскости и деидеологизированности в толковании исторических процессов в Смоленском крае, что предусматривает, с одной стороны, светское, конфессионально нейтральное изложение основных этапов истории края, а с другой - неприятие идеологически ангажированного освещения Смоленского прошлого.
Программа рассчитана на 1 учебный года. Объем реализации программы 34 часа в учебное время по 1 часу в неделю..
Формы и методы работы - групповые, лекционные, игровые, с использованием ИКТ, проектной и экскурсионной деятельности. В процессе изучения краеведения рекомендуется использовать различные типы занятий, основанных на деятельностном подходе и диалоговом общении. При этом важно чередование разнообразных форм и методов работы, умелое сочетание информационной, эмоционально-чувственной (художественно-эстетической) и практико-деятельностной составляющей учебного занятия. Составной и неотъемлемой частью освоения программы внеурочной деятельности следует считать и самостоятельную работу учащихся, в рамках которой организуется поисковая, исследовательская, проектная и иная деятельность по изучению истории края и своей малой родины. Результатом этой работы может стать написание эссе, творческих работ, рефератов, составление экскурсионных маршрутов, создание музейных уголков в классе или школе и т. п.
Прогнозируемые результаты
Результатом изучения программы внеурочной деятельности является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической. В результате изучения программы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: Знание хронологии, работа с хронологией: - указывать основные периоды Смоленской истории, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий Смоленской истории; - соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий в истории Смоленского края. Знание исторических фактов, работа с фактами: - характеризовать место. Обстоятельства. Участников, результаты важнейших исторических событий в Смоленской истории; - группировать (классифицировать) факты родной истории по различным признакам. Работа с историческими источниками (вещественными, письменными, устными и т.д.): - читать историческую карту, уметь находить на ней местоположение и границы Смоленского края в разные исторические эпохи; - искать необходимую информацию в разных источниках; - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие. Описание (реконструкция): - рассказывать (устно или письменно) об исторических, общественно-политических, социально- экономических и культурных событиях Смоленской истории, их участниках; - характеризовать исторических события, факты, явления Смоленской истории, основные этапы истории родного края с древности до современности; - на основе текста и иллюстраций учебных пособий. А также дополнительного материала составлять описание материальных, письменных объектов, памятников. Анализ, объяснение: - различать факт и его описание; - соотносить единичные исторические факты, общие явления, традиции и тенденции Смоленской истории; - называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений из истории Смоленского края; - раскрывать смысл и значение важнейших терминов и понятий, связанных с Смоленской историей, определять в них общее и различия; - излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических событий Смоленского края. Работа с версиями, оценками: - приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с историей Смоленского края, отраженных в учебной литературе; - определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям Смоленской истории. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: - применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира; - использовать знание Смоленской истории в общении со сверстниками и другими социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для диалога и формирования коммуникативной среду; - способствовать сохранению исторических и культурных памятников Смоленской земли.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через использование тестовых заданий, письменных работ (эссе), практику подготовки тематических сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, защиту рефератов или проектов.
Содержание программы
Раздел I. Введение в исследовательскую и проектную деятельность. (5 часов).
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MSWord и MSPowerPoint.
Исследовательская работа .Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Проектная работа. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования и создания проектов.
Раздел II. История Смоленской области, города Смоленска.(5 часов)
Изучение истории родного края. История. Символика. Известные люди родного края. Достопримечательности и музеи.
Раздел III. Смоленщина в годы Великой Отечественной войны. (10 часов).
Изучение исторических событий родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Земляки – Герои Советского Союза. Героизм жителей на фронтах войны и их вклад в победу над врагом. Работа над Книгой Памяти.
Раздел IV. Ратные и трудовые подвиги земляков (5 часов).
Сбор материала о земляках.
Раздел V.Подготовка и защита проектов (9 ч.)
Оформление результатов исследовательской работы с помощью средств ИКТ. Публичная защита проекта. Организация экскурсий и классных часов.
Всего: 34 часа.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в исследовательскую и проектную деятельность | 5 |
2 | История Смоленской области, города Смоленска | 5 |
3 | Смоленщина в годы Великой Отечественной войны. | 10 |
4 | Ратные и трудовые подвиги земляков | 5 |
5 | Подготовка и защита проектов | 9 |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературная Смоленщина"
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления по литературе "Литературная Смоленщина" предназначена для обучающихся 6 класса. Данная программа не дублирует ку...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...