Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» для 5 класса с изучением истории на базовом уровне составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования. И примерной программы основного общего образования по истории на базовом уровне, а также с учётом УМК под редакцией А.А. Вигасина, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, положения о разработке рабочих программ МБОУ «Гайдаровская СОШ».
Цели программы: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Задачи программы:
- формировать у пятиклассников ценностные ориентиры для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладеть знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитать толерантность, уважение к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формировать способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развить у учащихся интеллектуальные способности и умения самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формировать у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
- Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Количество часов по программе – 2 часа в неделю, что соответствует количеству часов по учебному плану МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, всего – 68 часов.
Особенности класса
В 5 классе обучаются 3 ученика. Работоспособность средняя и ниже средней, темп деятельности средний. Имеют кругозор в соответствии с возрастной нормой.
Общая характеристика учебного предмета
История на уровне основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на уровне основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Историческое образование на уровне основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_istoriya.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» для 5 класса с изучением истории на базовом уровне составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования. И примерной программы основного общего образования по истории на базовом уровне, а также с учётом УМК под редакцией А.А. Вигасина, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, положения о разработке рабочих программ МБОУ «Гайдаровская СОШ».
Цели программы: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Задачи программы:
- формировать у пятиклассников ценностные ориентиры для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладеть знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитать толерантность, уважение к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формировать способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развить у учащихся интеллектуальные способности и умения самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формировать у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
- Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Количество часов по программе – 2 часа в неделю, что соответствует количеству часов по учебному плану МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, всего – 68 часов.
Особенности класса
В 5 классе обучаются 3 ученика. Работоспособность средняя и ниже средней, темп деятельности средний. Имеют кругозор в соответствии с возрастной нормой.
Общая характеристика учебного предмета
История на уровне основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на уровне основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Историческое образование на уровне основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Учитывая этно-педагогические традиции социума, этно-культурные образовательные потребности учащихся в рабочую программу включены региональные материалы, отражающие культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия.
№ урока | Тема | НРК |
1 | Древнейшие люди. | Стоянки древнейших людей на территории Хакасии |
2 | Возникновение земледелия и скотоводства. | Земледелие и скотоводства на территории Хакасии |
3 | Письменность и знания древних египтян | Орхонская письменность Хакасии |
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Жизнь первобытных людей (7 часов)
Происхождение первобытного человека. Возникновение земледелия и скотоводства. Возникновение неравенства и переход от родовой общины к соседской. Зарождение религии и искусства.
Глава 2. Древний Восток (22 часа)
Счет лет в истории. Возникновение государства на берегах Нила. Древнее Двуречье. Финикия. Зарождение Израильского государства. Ассирия. Персидская держава. Древние Индия и Китай.
Глава 3. Древняя Греция (21 час)
Полисная система древнейшей Греции. Сравнительная характеристика Афин и Спарты. Зарождение демократии. Возникновение олимпийских игр и театра. Греко-персидские войны. Восточный поход Александра Македонского.
Глава 4. Древний Рим (18 часов)
Возникновение Рима и устройство республики. Войны Рима с Карфагеном. Рабство в древнем Риме и восстание Спартака. Установление единовластия Цезаря и возникновение империи. Зарождение христианства. Раскол империи и падение Западной римской империи
При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим-ноябрь, декабрь, январь, февраль), карантин (повышенный уровень заболеваемости - ноябрь, декабрь, январь), ЕМД (октябрь, февраль), Дни здоровья (один раз в четверть), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой, могут быть использованы уроки повторения и резервные уроки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название разделов, тем. | Дата проведения | Примечания | |
план | факт | |||
1 четверть | ||||
Глава 1. Жизнь первобытных людей (7 часов) | ||||
Планируемые результаты обучения Универсальные учебные действия Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач, анализируют вопросы, формулируют ответы. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия, составляют план последовательности действий. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями | ||||
Древнейшие люди | ||||
Родовые общины охотников и собирателей | ||||
Возникновение искусства и религиозных верований | ||||
Возникновение земледелия и скотоводства | ||||
Появление неравенства и знати | ||||
Обобщающий урок «Жизнь первобытных людей» | ||||
Глава 2. Древний Восток (22 часа) | ||||
Планируемые результаты обучения Универсальные учебные действия Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим; уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам | ||||
Счет лет в истории | ||||
Государство на берегах Нила | ||||
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | ||||
Жизнь египетского вельможи | ||||
Военные походы фараонов | ||||
Религия древних египтян | ||||
Искусство Древнего Египта | ||||
Письменность и знания древних египтян | ||||
Обобщающий урок «Древний Египет» | ||||
2 четверть | ||||
Древнее Двуречье | ||||
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | ||||
Финикийские мореплаватели | ||||
Библейские сказания | ||||
Древнееврейское царство | ||||
Ассирийская держава | ||||
Персидская держава «царя царей» | ||||
Обобщающий урок «Западная Азия в древности» | ||||
Природа и люди Древней Индии | ||||
Индийские касты | ||||
Чему учил китайский мудрец Конфуций | ||||
Первый властелин единого Китая | ||||
Обобщающий урок «Индия и Китай в древности» | ||||
Глава 3. Древняя Греция (21 час) | ||||
Планируемые результаты обучения Универсальные учебные действия Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач; анализируют вопросы; выявляют основные причины исторических событий; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, работают с книгой. Личностные: формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа; воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»; выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции; объяснять значение участия граждан в управлении государством; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | ||||
Греки и критяне | ||||
Микены и Троя | ||||
3 четверть | ||||
Поэма Гомера «Илиада» | ||||
Поэма Гомера «Одиссея» | ||||
Религия древних греков | ||||
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | ||||
Зарождение демократии в Афинах | ||||
Древняя Спарта | ||||
Греческие колонии | ||||
Олимпийские игры в древности | ||||
Победа греков над персами в Марафонской битве | ||||
Нашествие персидских войск | ||||
В гаванях афинского порта Пирей | ||||
В городе богини Афины | ||||
В афинских школах и гимнасиях | ||||
В афинском театре | ||||
Афинская демократия при Перикле | ||||
Города Эллады подчиняются Македонии | ||||
Поход Александра Македонского на Восток | ||||
В Александрии Египетской | ||||
Обобщающий урок «Древняя Греция» | ||||
Глава 4. Древний Рим (18 часов) | ||||
Планируемые результаты обучения Универсальные учебные действия Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач; анализируют вопросы; выявляют основные причины исторических событий; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, работают с книгой. Личностные: формирование активной позиции в учебной деятельности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; давать характеристику событиям и их участникам; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | ||||
Древнейший Рим | ||||
Завоевание Римом Италии | ||||
Устройство Римской республики | ||||
Войны Рима с Карфагеном | ||||
Установление господства Рима в Средиземноморье | ||||
Рабство в Древнем Риме | ||||
Земельный закон братьев Гракхов | ||||
Восстание Спартака | ||||
Единовластие Цезаря | ||||
Установление империи | ||||
Соседи Римской империи | ||||
В Риме при императоре Нероне | ||||
Первые христиане и их учение | ||||
Расцвет империи во II веке н.э. | ||||
Вечный город и его жители | ||||
Римская империя при Константине | ||||
Взятие Рима варварами | ||||
Обобщающий урок « Древний Рим» |
Учебно-методическое обеспечение
- Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира», 5 класс: - М.: Просвещение, 2015.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы
Аппаратные средства:
- ПК;
- глобальная сеть;
- мультимедиа проектор и экран;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу: "История древнего мира" 5 класс
Рабочая программа по курсу история древнего мира 5 класс создана на основе программ: А.А. Вигасина, Г. И. Годера И.С. Свеницкой и Примерной программы основного общего образования по истории, ...
Рабочая программа "Всеобщая история. История древнего мира" 5 класс
Данная рабочая программа разработана на основе:БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.; Федерального компонента государственного образовательного стандарта, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 КЛАСС ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 КЛАСС...
Рабочая программа. по курсу история Древнего мира.
Статус учебной программы.Учебная программа по предмету определяет инвариантивную (обязательную) часть учебного курса и наряду с требованиями стандарта, относящимися к результатам образования, является...
Рабочая программа по предмету «История Древнего мира»
Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования для учащихся 5 класса на основ...
Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.
Пояснительная записка составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику авторского коллектива в составе: Вига...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «История Древнего мира»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «История Древнего мира»...