Рабочая программа "Всеобщая история. История древнего мира" 5 класс
рабочая программа по истории (9 класс) по теме
Данная рабочая программа разработана на основе:
- БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Авторской программы под ред. А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой издательства «Просвещение», 2008
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rab_programma_5_klass.rar | 133.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ленинская ООШ Яшкинского муниципального района»
Рассмотрено | «Согласованно» | «Утверждено» |
на заседании ШМО учителей школы Протокол № ____ «__» _________ 2011 г. | Заместитель директора по УВР __________ (Близнецова Л.Ю.) «__» _______________ 2011 г. | Директор школы ___________ (Беседа Л.В.) Приказ по школе №__ от «__»__________2011 г. |
Рабочая программа по истории
на 2011-2012 учебный год
5 класс
2 часа в неделю
количество часов в год - 68
Учитель: Аксёнова Наталья Викторовна
Программа составлена на основе программы А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой История Древнего мира. Из-во: М.: «Просвещение», 2008
Учебник:
Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., Просвещение, 2010 г.
Учебное пособие для учителя:
Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. – М.: Просвещение, 2010.
Тетрадь на печатной основе:
Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2010 г.
2011
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………................. | 3 |
Календарно-тематическое планирование………………………………. | 5 |
Содержание программы учебного курса……………………………….. | 10 |
Контрольные вопросы по курсу ………...…………………………….. | 21 |
Дидактическая оснащённость курса Истории Древнего мира………... | 26 |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Авторской программы под ред. А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой издательства «Просвещение», 2008
Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся 5 класса.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.
Цель: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Задачи:
- формирование ценностных ориентиров на основе освоения знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации;
- развитие интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их.
В рабочей программе представлены 4 раздела, а также 2 темы общего характера (Введение, итоговое повторение).
- На I раздел по программе отводится 5 часов и еще 1 час дан на повторение, поэтому общее количество часов на I раздел 6 часов.
- На II раздел по программе отводится 7 часов и еще 1 час дан на повторение, поэтому общее количество часов на II раздел 8 часов.
- На III раздел по программе отводится 20 часов и еще 1 час дан на повторение, поэтому общее количество часов на III раздел 21 часов.
- На IV раздел по программе отводится 17 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся 5-го класса:
Учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- Знания хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий Истории Древнего мира;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий Древнего мира;
- группировать факты по различным признакам и основаниям.
- Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- осуществлять поиск информации в разнообразных источниках, отбирать ее, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников.
- Описание:
- последовательно строить рассказ об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни людей Древнего мира;
- составлять описание исторических объектов, памятников.
Учебно-тематическое планирование
по истории древнего мира
№ урока | Календарные сроки | Тема урока | Основные понятия | Даты | Домашнее задание |
Введение (2 ч.) | |||||
1. | Что изучает история древнего мира | история, исторический источник, археология, Всеобщая история | с.6, р.т. № 1 | ||
2. | Счет лет в истории | Эра, эпоха, век | с. 28-30, р.т. № 18-21 | ||
I раздел Первобытный мир (5 ч. + 1ч. на повторение) | |||||
Первобытные собиратели (3 ч.) | |||||
3. | Древнейшие люди | Орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило | 2 млн. лет | § 1, Р.т. № 2-3 | |
4. | Родовые общины охотников и собирателей | Родовая община, каменный век, гарпун, сородичи, остроконечник | § 2 Р.т. № 4-9 | ||
5. | Возникновение искусства и религии. | Религия, искусство, дух, бог, идол, молитва, жертва, Саутуола, Альтамира | § 3, Р.т. № 10-12 | ||
Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.) | |||||
6. | Возникновение земледелия и скотоводства. | Земледелие, племя, скотоводство, родоплеменной строй, старейшина, зернотерка, керамика | 10 тыс.л.н. | § 4, Р.т. № 13-14 | |
7. | Появление неравенства и знати | Неравенство, ремесло, торговый обмен, знать, вождь, город, соседская община, раб, царь, мотыга, плуг | § 5, р.т. № 15 | ||
Повторение (1 ч.) | |||||
8. т | Значение первобытной эпохи в истории человечества. Тест «Первобытный мир» | Р.т. № 16-17 | |||
II раздел Древний Восток (18часов +2 часа на повторение) | |||||
Древний Египет (7 часов + 1 час на повторение) | |||||
9. | Государство на берегах Нила | Дельта, папирус, оазис, фараон, цивилизация | 5 тыс.л.н. | § 6, Р.т. №22 | |
10. | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Вельможи, писцы, налоги, шадуф | § 7, р.т. № 23 | ||
11. | Жизнь египетского вельможи | Гробница, благовония | § 8 Р.т. № 24 | ||
12. | Военные походы фараонов | Бронза, дротики | § 9, Р.т. № 27 | ||
13. | Религия древних египтян | Жрецы, рамы, обряды, мумия, саркофаг | § 10 Р.т. № 31 | ||
14. | Искусство, письменность и знания древних египтян. | Пирамида, сфинкс, иероглифы | § 11, 12, р.т. № 40, 41 | ||
15. | Достижения древних египтян. | Р.т. № 42, 44 | |||
Западная Азия в древности (7 часов) | |||||
16. т | Тест «Древний Египет» Древнее Двуречье | клинопись | § 13, Р.т. № 47 | ||
17. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | законы | 1793-1750 гг. до н.э. | § 14 Р.т. № 53 | |
18. | Финикийские мореплаватели. | Колония, алфавит | § 15, р.т. № 62 | ||
19. | Библейские сказания | Миф, единобожие, заповеди, предание, Завет, Библия | § 16, р.т. № 70 | ||
20. | Древнееврейское царство. | «труба Иерихона», праща | § 17 Р.т. № 71 | ||
21. | Ассирийская держава | таран | 10 в. до н.э. 612 г.до н.э. | § 18 Р.т. № 76 | |
22 | Персидская держава «царя царей» | 538 г.до н.э. 525 г.до н.э. | § 19, р.т. № 79 | ||
Индия и Китай в древности (4 часа + 1 час на повторение) | |||||
23 т | Тест « Западная Азия в древности» Природа и люди Древней Индии | Брахман, шудра, каста, бамбук, Будда, отшельник. | 3 в.до н.э. | § 20 Р.т. № 83 | |
24 | Индийские касты | Касты, шудра, брахманы, буддизм, варны, отшельник | § 21, р.т. № 85 | ||
25 | Природа и люди Китая. Конфуций. | Бамбук, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций | § 22, Р.т. № 88, 86 | ||
26 | Первый властелин единого Китая | Бойница, гунны, Цинь Ши Хуан, Южно-Китайское море | 221 г.до н.э. | § 23, р.т. № 90 | |
27 т | Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Тест «Индия и Китай в древности». | Написать сочинение – эссе «Древний Восток» | |||
III раздел Древняя Греция (20 часов + 1 час на повторение) | |||||
28 | Греки и критяне | Минотавр, «нить Ариадны», лабиринт | § 24, р.т. № 1-3 | ||
29 | Микены и Троя | Богиня Гера, Афина, Афродита, бог Зевс | 1200 г.до н.э. | § 25, подготовить сообщение о Гомере | |
30 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | Циклоп, сирены | 8 в.до н.э. | § 26, 27 Р.т. № 9 | |
31 | Религия древних греков | Сатиры, нимфы | § 28, Р.т. № 14, 15 | ||
32 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Полис, ареопаг, архонт, демос | § 29, Р.т. № 17 | ||
33 | Зарождение демократии в Афинах | Демократия, граждане, реформы, Народное собрание | 594 г.до н.э. | § 30, Р.т. № 20,21 | |
34 | Древняя Спарта | Илоты, Совет старейшин | § 31, Р.т. № 23, 24 | ||
35 | Греческая колонизация | Пираты, мрамор, скифы | 8-6 вв.до н.э. | § 32, Р.т. № 25, 28 | |
36 | Олимпийские игры в древности. | Ипподром, стадион, пятиборье, атлет | 776 г.до н.э. | § 33, Р.т. № 29 | |
37 | Греко-персидские войны. Победа греков при Марафоне. | Стратег, фаланга, марафон | 490 г.до н.э. | § 34 Р.т. № 33 | |
38 | Нашествие персидских войск на Элладу | Триера | 480 г.до н.э. | § 35 | |
39 | В гаванях афинского порта Пирей | Верфь, метеки, Совет пятисот | § 36 Р.т. № 36 | ||
40 | В городе богини Афины | Портики, Акрополь, Агора, Парфенон, Керамик | § 37 | ||
41 | Афинские школы | Педагог, палестра, гимнасия, красноречие | § 38, Р.т. № 38 | ||
42 | В театре Диониса | Орхестра, скена, театр, трагедия, комедия | 2 тыс.л.т.н. | § 39, Р.т. № 43,44 | |
43 | Афинская демократия при Перикле | Оратор | 443 г.до н.э. | § 40 Р.т. № 45 | |
44 | Возвышение Македонии при царе Филиппе. | 338 г.до н.э. | § 41, Р.т. № 46 | ||
45 | Поход Александра Македонского на Восток. | 334 г.до н.э. 331 г.до н.э. | § 42 Р.т. № 49-51 | ||
46 | В древней Александрии Египетской | Обсерватория, музей | § 43, Р.т. № 53 | ||
47 | Культура Александрии Египетской. | Р.т. № 54 | |||
48 т | Вклад древних эллинов в мировую культуру. Тест «Древняя Греция». | ||||
IV раздел Цивилизация Древнего Рима (17 часов) | |||||
49 | Древнейший Рим | Патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание весталка, ликторы | 753 г.до н.э. | § 44 Р.т. № 55 | |
50 | Завоевание Римом Италии | Республика, народные трибуны, консулы, галлы, легион | 509 г.до н.э. 390 г.до н.э. 280 г.до н.э. | § 45 | |
51 | Устройство Римской республики. | § 46 Р.т. № 62 | |||
52 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. | 202 г.до н.э. 216 г.до н.э. | § 47 Р.т. № 66 | ||
53 | Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. | Триумф, император, провинция | 146 г.до н.э. | § 48 | |
54 | Рабство в Древнем Риме. | Имение, гладиатор, амфитеатр | § 49 Р.т. № 64 | ||
55 | Земельный закон братьев Гракхов. | Гражданская война | 133 г.до н.э.. | § 50 Р.т. № 68 | |
56 | Восстание Спартака. | 74-71 гг.до н.э. | § 51 Р.т. № 67 | ||
57 | Единовластие Цезаря. | Ветераны, диктатор | 49 г.до н.э. 44 г.до н.э. | § 52 Р.т. № 70 | |
58 | Установление империи. | преторианцы | 30 г.до н.э.-14 г.н.э | § 53 Р.т. № 71 | |
59 | Соседи Римской империи. | Германцы, венеды | § 54, Р.т. № 77-79 | ||
60. | Рим при императоре Нероне. | христиане | 64 г. до н.э. | § 55 | |
61 | Первые христиане и их учение. | Апостол, евангелие | § 56 Р.т. № 75 | ||
62. | Расцвет Римской империи во II век. | Епископ, церковь, папа |
| § 57 | |
63 | Вечный город и его жители. | Колизей, пантеон, термы, триумфальная арка | § 58 | ||
64 | Римская империя при Константине. | § 59, повторить | |||
65 | Взятие Рима варварами. | Вандалы, готы | 395 г. н. э. | §60 Р.т. № 84 | |
66 т | Цивилизация древних римлян (тест) | Р.т. № 85 | |||
Итоговое повторение (2 ч.) | |||||
67 | Особенности древних цивилизаций. | Р.т. № 86-88 | |||
68 т | Вклад народов древности в мировую культуру. Итоговый тест «История Древнего мира». |
Содержание программы учебного курса
Введение (2 ч.)
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счёт лет в истории. Хронология - наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ 1. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР (5 ч.+ 1 ч. на повторение)
Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников 13 общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. (1 ч.)
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (18 ч. + 2 ч. на повторение)
Древний Египет (7 ч.)
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа при дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древ·· них египтян о <<царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний - жрецы.
Повторение (1 ч.)
Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Западная Азия в древности (7 ч.)
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы-
учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию'. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство - одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия - достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности - город Персеполь.
Индия и Китай в древности (4 ч.)
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные ВОИНЫ гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение (1 ч.)
Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (20ч. + 1 ч. на повторение)
Древнейшая Греция (5 ч.)
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Лфины с Посейдоном.
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов - городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)
Последствия победы над, персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса - демократии.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик - там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Македонские завоевания в V в. до н.э. (3 ч.)
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции - Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территорий державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение. (1 ч.)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч.)
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи - полноправные граждан с Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)
Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Гражданские войны в Риме (4 ч.)
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона - римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во П в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Падение Западной Римской империи (2 ч.)
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и l1еренесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного. города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
Итоговое повторение (2 ч.)
Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Контрольные вопросы по курсу
1 вариант
Ф.И. ребенка __________________________________________
- Впервые пещерная живопись была обнаружена археологом Саутуолой в пещере:
- Альтамира
- Олдувай
- Капова
- Львиная пещера
- Какое оружие использовали древние охотники для ловли рыбы?
- Лассо
- Гарпун
- Дубинка
- Лук и стрелы
- Какая страна располагалась в верхнем течении реки Нил?
- Нубия
- Египет
- Ассирия
- Вавилон
- Какая пирамида, построенная в Древнем Египте самая большая, ее высота составляла 146,6 м.?
- Хеопса
- Джосера
- Хабы
- Сехемхета
- Как называется особое письмо Древнего Двуречья?
- Клинопись
- Иероглифы
- Пиктограмма
- Буквы
- Из чего древние финикийцы получали знаменитый пурпурный цвет, шедший на окрашивание дорогих тканей?
- Из оливок
- Из редких минералов
- Из морских раковин
- Из сока растений
- Как называется вера в единого Бога?
- Многобожие
- Единобожие
- Язычество
- Атеизм
- Как звали мальчика-пастушка, победившего великана Голиафа?
- Моисей
- Соломон
- Давид
- Саул
- Как ассирийцы называли древнее оружие для разрушения крепостных стен в форме бревна с наконечником, укрепленное цепями на подвижной деревянной балке?
- Молот
- Таран
- Копье
- Секира
- Какая река протекала по территории Индии?
- Инд
- Тигр
- Нил
- Хуанхэ
- Выберете верные утверждения:
- Стрелка компаса – древнейшего изобретения, сделанного китайцами, - всегда показывает на юг
- Гунны жили в войлочных шатрах и питались молоком и вареным мясом, что значительно облегчало войну с ними
- Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от набегов, в Китае началось строительство Великой Китайской стены
- Могущественный властелин Китая настолько боялся за свою жизнь, что никогда не ночевал дважды в одном дворце
- К каждому вопросу подберите соответствующий ответ. Заполните таблицу: под номером вопроса поставьте букву соответствующего ему ответа.
- Способ избрания судей из числа афинских граждан
- Орган, созданный для решения важнейших государственных дел
- Свободные афиняне
- Серебряная монета
- Драхма
- Граждане
- Жребий
- Архонты
- Народное собрание
№1 | №2 | №3 | №4 |
- Оформите линию времени. Отметьте на ней:
- 133 год до н.э (принят новый земельный закон Гракха)
- 776 год до н.э. (первые Олимпийские игры)
- Посчитайте, сколько лет прошло с момента первых Олимпийских игр?
Ответ:_________________
- Отметьте на контурной карте:
- Город Мемфис
- Река Тигр
- Красное море
2 вариант
Ф.И. ребенка _____________________________________________
- Из какого занятия людей возникло земледелие?
- Из скотоводства
- Из бортничества
- Из собирательства
- Из охоты
- Кто занимался изготовлением сосудов, орудий труда или других изделий?
- Охотник
- Земледелец
- Ремесленник
- Рыболов
- Кто был правителем Древнего Египта?
- Царь
- Король
- Фараон
- Султан
- Гробница какого фараона была найдена в начале XX века без видимых следов разграбления?
- Тутанхамона
- Джосера
- Хефрена
- Эхнатона
- Какое древнее государство было расположено между реками Тигр и Евфрат?
- Двуречье
- Египет
- Финикия
- Ассирия
- Как называются люди, дающие деньги взаймы под проценты?
- Менялы
- Ростовщики
- Вельможи
- Мытари
- Как называются правила, согласно которым должен жить еврейский народ?
- Заповеди
- Откровение
- Поучение
- Наказ
- Сила этого героя заключалась в волосах?
- Давид
- Самсон
- Соломон
- Моисей
- При каком лидийском царе началась чеканка первых в мире монет из сплава золота с серебром?
- Дарий
- Кир
- Крез
- Вальтасар
- Как в Индии называется группа людей, которые обладают определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству?
- Группа
- Каста
- Класс
- Сообщество
- Выберете верные утверждения:
- Секрет изготовления тонких шелковых тканей китайцы заимствовали у индийцев
- Великий Шелковый путь пролегал от Китая до Средиземного моря
- Отверстие для стрельбы в стене крепости называется бойницей
- В период правления Цинь Шихуана особым почитанием пользовались ученые, сторонники учения Конфуция
- К каждому вопросу подберите соответствующий ответ. Заполните таблицу: под номером вопроса поставьте букву соответствующего ему ответа.
- Простой народ в Греции
- Афинский правитель, отменивший долговые камни
- Люди, лишенные прав
- Это слово в переводе с греческого означает «власть народа»
- Солон
- Рабы
- Демос
- Демократия
- Ареопаг
№1 | №2 | №3 | №4 |
- Оформите линию времени. Отметьте на ней:
- 490 год до н.э. (Марафонская битва)
- 44 год до н.э. (захват власти Цезарем в Риме)
- Посчитайте, сколько лет прошло с момента захвата власти Цезарем в Риме (на момент 1990 года)?
Ответ:___________
- Отметьте на контурной карте:
- Город Вавилон
- Река Нил
- Средиземное море
Обработка результатов контрольного теста
по курсу история Древнего мира
Оба варианта контрольного тестирования составлены в форме ЕГЭ и предназначены для внутренней аттестации учащихся 5 классов, поэтому каждый предлагаемый вопрос имеет свой максимальный балл.
Задания с 1 по 10 по сложности относятся к группе А и рассчитаны на знание учащимися фактического исторического материала. Каждый ответ оценивается в 1 балл. Задание считается выполненным, если учащийся зафиксировал вариант только одного правильного ответа.
Задания с 11 по 13 по сложности относятся к группе В и направлены на выявление способностей учащихся соотносить даты и события, выстраивать логические цепочки, давать краткие ответы на поставленные вопросы. Задания этой группы считаются выполненными правильно в том случае, если учащиеся последовательно указывают символы букв или цифр, термины и определения. Ответы группы В оцениваются в 2 балла, если в задании верно указаны 2 и более ответов.
Задание 14 по сложности относится к группе С и направлено на умение учащихся соотносить и наносить картографические элементы на контурную карту. Задание оценивается в 5 баллов, если учащийся выполнил все требования.
Ответы к контрольному тесту
по курсу история Древнего мира
I вариант 1-а, 2-б, 3-б, 4-а, 5-а, 6-в, 7-б, 8-в, 9-б, 10-а, 11-в,г, 12 (1-в, 2-д, 3-б, 4-а), 13 – 2787 лет пошло с момента проведения первых Олимпийских игр
II вариант 1-в, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б, 7-а, 8-б, 9-в, 10-б, 11-б,в, 12 (1-в, 2-а, 3-б, 4-г), 13 – 2034 года прошло с момента завоевания Цезарем власти в Риме
Дидактическая оснащённость курса Истории Древнего мира
УМК по истории Древнего мира составляют:
- Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М: Просвещение, 2010.
- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. - М.: Просвещение, 2010.
- Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. - М.: Просвещение, 2009.
- Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М., 2010.
- Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М., 2008».
Настенные исторические карты
- Древние государства мира.
- Рост территории государств в древности.
- Древний Восток. Египет и Передняя Азин.
- Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. Э. - III в. н. э.).
- Древняя Греция (до середины V в. до н. э.).
- Древняя Греция (V в. до н. э.).
- Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
- Древняя Италия.
- Рост Римского государства в период республики и империи.
- Рост Римского государства в III в. до н.э. – II в. н.э.
- Римская республика в III – II вв. до н.э.
- Римская империя в I-III вв. н. э.
- Римская империя в IV-V вв. Падение Западной римской империи.
Интернет-ресурсы
1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»: www.rиsedи.ru/sиbcat32.htm1
2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: www.scholl-соllесtiоп.еdu.ru
3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:
- История Древнего Египта:
www.maat.org.rи/about/lectures.shtm
- Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»: www.earth-histогу.соm
- Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима: www.mhkspb.ru
- Античная мифология: www.mythology.sgu.ru
- Античное христианство: www.verigi.ru
Электронные ресурсы
- Атлас Древнего мира. - М.: Новый ДИСК.
- Шевченко Н. И. Интерактивный справочник. Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. - М.: Новый ДИСК
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. - М., 1994.
2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. – СПб., 1994.
3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. – М., 2005.
4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. - М., 2008.
5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. - М., 2002.
6. История Древней Греции: учеб. / под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина, Н. Н. Пикуса. - М., 1972.
7. Никольский В. К. Детство человечества / В. К. Никольский. - Ленинград, 1939.
8. Немировский А. И. История Древнего мира: Античность / А. И. НемировскиЙ. - М., 2000. - Ч. 1-2.
9. Мерри Х. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. сангл. / Х. Мерри. - М., 1998.
10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер. с венг. - М., 1990.
Тематическая литература
1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров.М., 1998.
2. Геродот. История / Геродот. - М., 1993.
3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. М., 1974.
4. Знаменитые греки и римляне. - СПб., 1993.
5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро.СПб., 2005.
6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары / Л. П. Карсавин. - СПб., 2003.
7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. - М., 1959.
8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. - М., 1999.
9. Мифы Древней Греции. - М., 2001.
10. Низолм Д. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. - М., 2001.
11. Пич С. Греки / с. Пич, Э. Миллард. - М., 1994.
12. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / и. с. Свенцицкая. - М., 2003.
13. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сергеенко. - СПб., 2000.
14. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / н. К. Сидорина. - М., 2001.
15. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. - М., 2004.
16. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.
17. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. - СПб., 2005.
18. Шайд Дж. Религия римлян / Дж. Шайд. - М., 2006.
19. Элuаде М. История веры и религиозных идей; М. Элиаде. - М., 2002.
20. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. н. Ярхо. - М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прoграмма к учебнику Ф. А. Михайловского "Всеобщая история. История Древнего мира" .5 класс.
Представленная рабочая программа рассчитана на преподавание в 5 классе основной школы по учебнику Ф. А. Михайловского " Всеобщая история. История Древнего мира", создана с учетом требований Государств...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС по учебнику История Древнего мира., А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвещение» 2012.
Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС включает в себя пояснительную записку, основное содержание курса, учебно- тематическое планирование, календарно- тематическое планирован...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с требования по ФГОС к УМК В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Сфера». 2015.
Структура данной рабочей программы полностью соответствует требованиям стандарта второго поколения....