РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 КЛАСС ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Сафрыгин Борис Борисович

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc359 КБ

Предварительный просмотр:

                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основе авторских  программ по истории: А.А. Вигасина,  Г.И. Годера., И. С. Свенцицкой. «История Древнего мира» М.: Просвещение, 2007 год, Майкова А.Н. «Введение в изучение истории» – М.: Вентана – Граф, 2008 год.

          На изучение истории согласно учебному плану ГБОУ РМ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Рузаевский детский дом – школа №1»   в 5 классе отводится 68 часов, что составляет 2 часа в неделю. Из них 10 часов отводится на изучение пропедевтического модуля «Что изучает история». Пропедевтический модуль вводится за счёт часов отведённых на повторение и сокращение часов на раздел Древний Восток.

Целью курса истории древнего мира  является формирование   у  школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности

В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

            Задачи:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
  • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

Раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

  1. Умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстраций.
  2. Умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия.
  3. Умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения.
  4. Умения оппонировать  и отстаивать свои взгляды, используя исторические факты и аргументы.
  5. Умения получать историческую информацию из различных исторических источников  
  6. Умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений.
  7. Умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Среди форм и методов организации учебного процесса целесообразно использовать следующие:

  1. Решение и составление познавательных задач.
  2. Рассказ по рисунку.
  3. Историческое сочинение.
  4. Характеристика исторического деятеля по памятке.
  5. Составление  и разгадывания кроссвордов.
  6. Ролевые и интеллектуальные игры.
  7. Викторины и конкурсы.
  8. Конкурс рисунков.
  9. Подготовка сообщений.
  10. Работа с документами и др.

В процессе организации учебного времени предполагается как индивидуальная, так и работа в парах и в группе.

     При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. В 5 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение, дают возможность проявить творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-суд, урок-путешествие, урок-викторина, урок- аукцион, урок – исторический театр, интервью с историческим героем, урок-съезд, интерактивный урок. Вместе с  тем необходимо  применение и традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок и др.

В 5 классе на уроках в разделе 1 «Откуда мы знаем, как жили наши предки» изучаются следующие дидактические единицы стандарта:

  1. Ход времени и способы его измерения.
  2. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).
  3. Источники знаний о прошлом.
  4. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия.
  5. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, знания об историческом опыте человечества. В курсе  происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества с внешними цивилизациями Древнего мира. Курс ставит целью  дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса  учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы по истории;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.

       Технологии обучения:

     Технология изучения  исторического материала блоками на основе опорных схем Шаталова В.В., игровые технологии, технологии проблемного обучения: исследовательский метод, метод проектов; технологии кооперативного обучения, обучение в сотрудничестве.

       Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

     Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

     Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

      С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

       Виды контроля:

     Рабочей программой предусмотрен входной, текущий, итоговый контроль.

       Формы контроля: 

     Самостоятельная работа, хронологический диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, словарная работа, решение познавательных задач, работа с документами и др.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

  • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
  • принципы и способы периодизации всеобщей и отечественной истории;
  • важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;.
  • особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
  • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
  • взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

уметь:

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
  • классифицировать исторические источники по типу информации;
  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
  • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
  • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
  • участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
  • представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

содержание программы

Раздел I.От первобытности к цивилизации (15 ч.)

     Введение. Что изучает история (10ч.)

          Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта.

               Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ

-уметь объяснять смысл терминов урока, объяснять, как велся счет лет в истории, определять век и вести подсчет исторического времени, уметь работать с картой, составлять родословную семьи, объяснять возникновение имен, отчеств, фамилий; определять различие между источниками истории, давать определения государственным символам, знать составляющие элементы государственных символов.

Жизнь первобытных людей (5 ч.)

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ

-уметь рассказывать о расселении древнейшего человека, описывать портрет древнейшего человека, объяснять, чем занимался, какими орудиями труда пользовался , объяснять причину появления верований, религий; рассказывать о возникновении первобытного искусства.; описывать условия и образ земледельцев и скотоводов; объяснять смысл исторических понятий урока, устанавливать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека, сравнивать родовую и соседскую общину, определять необходимый ответ из ряда предложенных.

Раздел II  Древний Восток (14 ч.)

Древний Египет (6 ч.)

Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Западная Азия в древности  (4ч.)

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Индия и Китай в древности (4 ч.)

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

       ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ

- уметь объяснять смысл терминов урока, показывать на карте положение изучаемого государства, называть хронологические рамки существования древних государств, объяснять назначение предметов быта и труда, описывать условия жизни и основные занятия древних египтян, выделять характерные черты политического строя, выделять характерные черты, присущие группам населения, объяснять назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов. Показывать передвижение войск на карте. Уметь работать с историческими документами, называть хронологические рамки существования Древневосточных государств, сравнивать религии государств, объяснять цели, мотивы, результаты законов государств; уметь читать карту с опорой на легенду.

Раздел III Античность (39 ч.)

      Древняя Греция (20 ч.)

       Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

       Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

       Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

          ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ

- уметь объяснять смысл терминов урока, показывать на карте положение изучаемого государства, называть хронологические рамки существования древней Греции, рассказывать о природных условиях государства и их влиянии на жизнь людей, описывать условия жизни и основные занятия древних греков, излагать мифы Древней Эллады, объяснять их значение для изучения истории, соотносить миф с реальными событиями; «Илиада» и «Одиссея» Гомера в поэмах и в реальной жизни. Объяснять образование греческих полисов и причины деления их по роду занятий, характеризовать их государственное устройство; выделять характерные черты политического строя, выделять характерные черты, присущие группам населения. Характеризовать политическую власть в Афинах VIII- VII вв. до н. э. и раскрывать суть реформ Солона, преобразований Перикла. Уметь раскрывать причины греко-персидских войн, македонских завоеваний и причинах распада державы Александра Македонского. Уметь составлять описания памятников архитектуры, сопоставлять факты, выделять главную мысль, работать с документами, таблицами, схемами.

       

       Древний Рим (19 ч.)

        Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

        Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

         Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

        ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ

- уметь объяснять смысл терминов урока, показывать на карте положение изучаемого государства; называть хронологические рамки существования древнего Рима, описывать условия жизни и основные занятия древних римлян, излагать легенду об основании Рима, выделять характерные черты политического строя, выделять характерные черты, присущие группам населения, соотносить легенду с реальными событиями; используя легенду, определять, какое управление было в Риме при Ромуле. Уметь определять даты по событиям, проводить анализ фактов и определять по ним события. Сравнивать управление в древнейшем Риме и в Римской республике. Объяснять причины войн Рима с народами Италии, Карфагена, Средиземноморья. Выяснить сущность рабовладения в Риме. Объяснять причины гражданских войн в Риме, рассказывать о сути земельного закона Гракхов. Объяснять причины установления диктатуры и ее последствиях для Рима, о зарождении христианства. Уметь составлять описания памятников архитектуры, сопоставлять факты, выделять главную мысль, работать с документами, таблицами, схемами.

Учебно - тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка обучающихся

Из них

Теоретическое обучение

Лабораторные и практические работы

Контрольная работа

Экскурсии

Самостоятельная

работа

1

От первобытности к цивилизации

Что изучает история

Жизнь первобытных людей

15

11

4

14

1

2

Древний Восток

Древний Египет

Западная Азия в древности

Индия и Китай в древности

14

6

4

4

12

2

3

Античность

. Древняя Греция

Древний Рим

39

20

19

35

4

итого

68

61

7


Планирование истории Древнего мира - 68 часов (вкл. пропедевтический курс 10 ч)

Номер

урока

Тема

Технологии методы.

Деятельность учащихся.

Форма организации учебной деятельности.

Дидактическое

обеспечение, вспомогательные средства обучения

Предполагаемый результат в соответствие со стандартами

 Корректировка

Ко-во.

часов

Дата провед.

План/

факт

1

1

Что изучает история

Вводная лекция с элементами беседы

Инд. работа

презентация

§1

История ,введение в историю,5 класс ,Майков А.Н..2013

2

1

Источники знаний о прошлом

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Инд. работа

презентация

§2

3

1

Измерение времени

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Инд. работа

презентация

§3

4

1

Историческая карта

Комплексное применение ЗУН

ФРОНТАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ РАБОТА

Презентация карта

§4

5

1

АРХЕОЛОГИЯ

Комплексное применение ЗУН

ГРУППОВАЯ РАБОТА

презентация

§5

6

1

Наука о народах и  наука о прошлом

Комплексное применение ЗУН

презентация

§6

7

1

Знать своих предков – знать историю

Комплексное применение ЗУН

Групповая работа .составление генеалогического древа

§7

8

1

Географические названия- свидетели прошлого

Комплексное применение ЗУН

Групповая работа

карта

§8

9

1

Гербы , флаги и гимны государств

Комплексное применение ЗУН

Групповая работа

Презентация

репродукция

§9-11

10

1

Как работать с учебными материалами по истории

Групповая работа

§12

11

1

Что  и как изучает история.

Дом.зад. Стр. 6, записи в тетради.

Вводная лекция с элементами беседы.

Репродуктивная-Участвовать в обсуждение вопроса о том, для чего нужна история.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Политическая карта мира.

Владеть и устной и письменной речью. Вести диалог, грамотно строить монологическую речь.

Уметь определять роль археологических раскопок и значение письменных источников.

Коммуникативная компетентность.

Тема 1. Жизнь первобытных  людей – 4ч.

12.

1

Первобытные собиратели и охотники.

Древнейшие люди.

Дом.зад. П.1 стр. 8-11 № 1-5, рисунки.

Комбинированное с элементами беседы и практической работы

ИКТ.

Групповые формы работы.

Поисковая-Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Презентация.

Вести диалог, грамотно строить монологическую речь.

Давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо.

Информационная компетентность.

Родовые общины охотников и собирателей.

Дом.зад. П.2 стр. 14 № 4 устно

Изучение и первичное закрепление знаний.

Индивидуальная работа с текстом учебника .

Продуктивная, творческая:изображение орудий труда первобытного человека.

Рисунки с изображениями орудий труда.

Давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо.

Компетентность решения проблем.

§1-2

13.

1

Возникновение искусства и религиозных верований.

Дом.зад. П.3 стр.17 № 1-4. рисунки

Игра, с индивидуальными заданиями

Репродуктивная-Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины.

Презентация.

Давать определение понятиям: религия, искусство.

Высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии.

§3

14

1

Возникновение земледелия и скотоводства.

Дом.зад. П.4 стр.23 № 1-4..

Комбинированное занятие с элементами беседы и практической работы.

Групповые формы работы.

Орудия труда. Рисунки.

Информационная компетентность  самостоятельно работать-библиотека, Интернет.

Появление неравенства и знати. Счет лет в истории.

Дом.зад. Подготовка к контрольной работе стр.8-30.

Комбинированное занятие с элементами беседы.

Рецептивная:Чтение учебника.

Индивидуальная работа с текстом учебника.

Презентация.

Информационная компетентность  самостоятельно работать-библиотека, Интернет.

§4-5

15

1

Повторительно – обобщающий урок:

 « Первобытный мир».

Контроль, коррекция и оценка знаний

Индивидуальная.

Тест, кроссворд.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины.

Тема 2. Древний Восток –14ч.

Египет-6 ч.

16

1

Древний Египет. Государство на берегах Нила.

Дом.зад. П.6 стр.35 № 1-3 устно, 4 –

Изучение и первичное закрепление знаний.

Групповая, индивидуальная.

Поисковая-Показывать на карте местоположения древнейших государств.

Презентация. Карта Египта

Вести диалог, грамотно строить монологическую речь.

Характеризовать природные условия Древнего Египта.

Коммуникативная компетентность.

§6

17

1

Как жили земледельцы и ремесленники.

Дом.зад.П,7 стр.39.

Изучение и первичное закрепление знаний.

Групповые формы работы.

Поисковая-Характеризовать:1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение.

Рисунки.

Исторический документ.

Давать определение понятий: вельможи, писцы.

Анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников.

Компетентность решения проблем.

.

Жизнь египетского вельможи.

Дом.зад. П.8 рисунки жилья – творческая работа.

Комбинированное занятие с элементами беседы, практическая работа

Индивидуальные задания на карточках.

Продуктивная.творческая:мини сочинение,защита

Презентация.

Исторический документ.

Анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников.

§7-8

18.

1

Военные походы фараона

Дом.зад. П.9 контурная карта.

Комбинированное занятие с элементами беседы, практическая работа

Индивидуальная работа .Поискова -в контурных картах.

Карта                                                                            «Египетского царства».

Уметь раскрывать причины и последствия походов фараонов Древнего Египта.

Компетентность решения проблем.

§9

19.

1

Религия древних египтян

Дом.зад. П.10.сообщения уч-ся.

Практикум.

Индивидуальная.

Репродуктивная-Объяснять. В чём заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

Фильм

 « Египетские пирамиды»

Информационная компетентность  самостоятельно работать-библиотека, Интернет.

Давать определение понятий: миф, религия.

Называть характерные признаки и особенности верований древних египтян.

Коммуникативная компетентность.

Искусство Древнего Египта.

Дом.зад. П.11 стр.№1-4 устно, рисунки .

ИКТ.

Индивидуальная.

Сообщения.

Поисковая:

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства.

Презентации.

Объяснять значение понятий: иероглиф, папирус.

составлять описание памятников древнеегипетской культуры, архитектуры. скульптуры.

§10-11

20.

1

Письменность и знания древних египтян.

Дом.зад. П.12,подготовка к контроль. Стр.33-62

Комбинированное занятие с элементами беседы, практическая работа.

Групповые формы работы.Репродуктивная:ответы на вопросы.

Презентация.

Объяснять значение понятий: иероглиф, папирус.

Информационная компетентность  самостоятельно работать-библиотека, Интернет.

§12

21

1

Повторительно – обобщающий урок: «Древний Египет».

Словесные, проблемный

Индивидуальная.

 Тест. Кроссворд.

Западная Азия-4ч.

22

1

Западная Азия в древности. Древнее Двуречье.

Дом.зад. П.13 стр.66 №1-3 устно

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Фронтальная беседа по вопросам темы.

Поисковая-показывать на карте страны.

Презентация. Карта.

Называть и показывать расположение Древневосточных государств на карте.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Дом.зад. П.14 стр.70 № 1-3. Контурная карта

Комбинированное занятие с элементами беседы, индивидуальное задание работа с док.

Групповые формы работы.

Прдуктивная. Творческая-мини-сочинение законов их защита.

Исторический документ.

Коммуникативная ком.

 ( Способность общения, умение дискутировать

Высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств.

§13-14

23

1

Финикийские мореплаватели.

Дом.зад. П15 стр.73 № 1-3. Контурная карта.

Комбинированное занятие, работа в парах.

Групповые формы работы.

Поисковая-показывать на карте страны.

Презентация. Карта финикийские колонии.

Показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей.

§15

24

1

Библейские сказания.

Дом.зад. П.16, сообщения

Комбинированное занятие с элементами беседы, практическая работа

Индивидуальная.

Рецептивная-чтение учебника,прослушивание сообщений.

Сообщения.

Объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие.

Древнееврейское царство.

Комбинированное занятие с элементами беседы, самостоятельная работа с текстом учебника

Фронтальная беседа по вопросам темы.

Репродуктивная-ответы на вопросы.

Презентация.

Информационная компетентность  самостоятельно работать-библиотека, Интернет.

§16-17

25

Ассирийская держава.

Дом.зад. П.18 стр.86 №1-3.

Практикум.

Индивидуальная. Поисковая-

Работа с контурной картой.

Карта «Ассирийская держава в 8-7 в. до н.э.

Определять причины возникновения и гибели Ассирии.

Характеризовать особенности военного искусства ассирийцев.

1

Персидская держава « царя царей».

Дом.зад. П.19 стр.91 контурная карта.

Комбинированное занятие с элементами беседы, практическая работа

Индивидуальная.

Поисковая-

Работа с контурной картой.

Карта « Персидское царство в 6 – Ом веке дл н.э.

Показывать на карте расположение Персидской державы.

Раскрывать особенности государственно – административного устройства Персидской державы.

Комуникативная компетентность.

§18-19

Индия и Китай-4ч

26

1

Индия и Китай в древности. Природа и люди древней Индии.

Дом.зад. П.20 стр.95 №1-5 контурная карта.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Фронтальная беседа по вопросам темы.

Карта « Индия в древности».

Характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей.

§20

27

1

Индийские касты.

Дом.зад. П.21 стр.100 сообщения. Контурная карта.

ИКТ

Индивидуальная.

Продуктивная.творческая:мини-сочинение. Защита.

Презентация.

Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма.

Компетентность решения проблем.

§21

28.

1

Чему учил Китай ский мудрец   Конфйций.

Дом.зад.П.22 стр.104.              

Лекция с элементами беседы.

Фронтальная беседа по вопросам темы.

Поисковая:

Исторический документ.

Сравнивать учения Будды и Конфуция.

Коммуникативная ком.

Первый властелин единого Китая.

Дом.зад. П.23 стр.108

Контурная карта.

Проблемный  метод.

Фронтальная беседа по вопросам темы.поисковая: самостоятельный поиск информации в интернете.

Презентация. Сообщение.

Информационная компетентность  самостоятельно работать-библиотека, Интернет.

Высказывать своё суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая.

§22-23

29.

1

Повторительно – обобщающий урок: «Древний Восток»

Контроль, коррекция и оценка знаний.

Индивидуальные задания.

Тест. Кроссворд.

Повторение основных понятий и фактов по теме

Античность-39ч.

Древняя Греция-20ч

30

1

Древняя Греция. Греки и критяне.

Дом.зад. П. 24 стр.116 №1-4 контурная карта.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальные задания,

 Поисковая-

Работа с контурной картой.

Презентация.

карта Древнейшая Греция

Характеризовать природногеографические условия, основные занятия древних греков и критян.

§24

31.

1

Микены и Троя.

Дом.зад.

Словесные, проблемный

Индивидуальная, практическая работа

работа с учебником, поиск ответа на проблемные задания.

Характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа « Миф о начале Троянской войны».

§25

32.

1

Поэма Гомера

 « Илиада».

Дом.зад. П.26 стр.124

Словесные

Групповая

Рецептивная-чтение статьи и прослушивание.

Поиск знаний по проблеме, сообщения

Рассказывать основное содержание поэмы Гомера

« Илиада»

Поэма Гомера

 « Одиссея».

Дом.зад. П.27 стр.128                                                                    

Словесные,

Групповая

Рецептивная-чтение статьи и прослушивание.

 Работа с учебником.

Характеризовать основных героев поэмы, сравнивать их действия и поступки.

§26-27

33.

1

Религия Древних Греков.

Дом.зад. П.28 стр.133 № 1-4.рисунки, термины.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Групповые формы работы.

Репродуктивная:ответы на вопросы.

Работа с учебником, составление таблицы

Показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы.

§28

34

1

Полисы Греции. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Дом.зад. П.29 стр.137 № 1-4.

Словесные.

Групповая,

Поисковая-самостоятельный поиск ответа.

Составление плана-ответа, сообщение по проблеме

Объяснять, как образовывались греческие полисы.

Объяснять причины деления полисов по роду занятий на торгово-ремесленные и сельскохозяйственные.

§29

35

1

Зарождение демократии в Афинах.

Практикум

Индивидуальная. Поисковая-самостоятельное составление таблицы.

Таблица.

Вести диалог, грамотно строить монологическую речь

Объяснять значение понятий: народное собрание, демократия.

§30

36

1

Древняя Спарта.

Дом.зад. П.31стр.144. нарисовать лагерь спартанцев.

ИКТ

Индивидуальная, практическая работа.

Подуктивная,творческая:мини-сочинение, из защита.

Фильм о спартанцах.

Рассказывать о Спарте, характеризовать её государственное устройство.

Компетентность решения проблем.

§31

37

1

Греческие колонии на берегах Средиземного и черного морей.

Дом.зад. П.32 стр.149 № 1- 5, термины, контурная карта.

Проблемный

метод

Индивидуальная, практическая работа.

Репродуктивный,ответы на вопросы.

Работа с материалом текста

Информационная компетентность  самостоятельно работать-библиотека, Интернет.

§32

38

1

Олимпийские игры в древности.

Дом зад. П.33 стр.154 №1-4. 5 письменно. Сообщение.

Словесные, наглядный, ИКТ

Индивидуальная, практическая работа.

Поисковая:самостоятельный поиск информации в интернете.

Презентация.

Объяснять значение понятий: атлет, Милон, пятиборье.

Раскрывать причины возникновения Олимпийских игр.

§33

39.

1

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Дом.зад. П. 34 стр.158 №1-3. рисунки. контурная карта.

Дом.зад. П. 34 стр.158 №1-3. рисунки. контурная карта.

Словесные, наглядный, ИКТ

Индивидуальная, практическая работа.

Репродуктивная:

ответы на вопросы.

Карта Греко – персидские войны в 5 веке до н.э.

Работа с географической и исторической  картой.

§34

40

1

 Нашествие персидских войск на Элладу.

Дом.зад. П.35 стр.163 № 1-3. рисунки кораблей.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

практикум.

Индивидуальная, практическая работа.

Продуктивная,

объяснение схемы, её защита.

Схема Фермопильского ущелья.

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.

§35

41

1

Возвышение Афин в 5 веке до н.э. в гаванях афинского порта Пирей.

Дом.зад П.36 стр.167 № 1-2. 3 письменно.

Словесные, наглядный, ИКТ

Индивидуальная, практическая работа.

Прдуктивная: творческая:мини-сочинение.

План порта Пирей.

Электронная энциклопедия.

Раскрывать роль Афин в истории Древней Греции.

Описывать условия существования и образ жизни жителей Афин.

§36

42

1

В городе богини Афины.

Дом.зад. П.37стр.172 №1- 2, 3 письменно, рисунки.

Комбинированное занятие с элементами беседы, самостоятельная работа с текстом учебника

Индивидуальная, практическая работа.

Прдуктивная: творческая:мини-сочинение.

Презентация.

Описывать город   Афины..

Определять положение женщин в Афинах.

§37

Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 194ноябрь 1942 гг.

Словесные, наглядный, ИКТ

Лекция с элементами беседы

Конспект лекции, работа с учебником, биографическими текстами, презентацией

Причины, этапы войны

43.

1

В афинских школах и гимнасиях.

Дом.зад. П.38 стр.176

№1-2. №3 сравнительная таблица.

Словесные, проблемный

Индивидуальная,

Репродуктивная:

ответы на вопросы.

Составление конспекта, обсуждение проблемных вопросов

Информационная компетентность  самостоятельно работать-библиотека, Интернет.

§38

44

1

В театре Диониса. П.40 стр.181 №1-5, № 6 письменно

Дом.зад.

Словесные. Игра.

Лекция с элементами беседы

Отпечатанные материалы.

Рассказать о театре, отличие комедии и трагедии В Древней Греции.

§39

45.

1

Афинская демократия при Перикле.

Дом.зад. П.40 стр.186 №1-3.

Комбинированное занятие с элементами беседы, самостоятельная работа с текстом учебника

Индивидуальная, практическая работа.

Рецептивная:ответы на вопросы.

Док-т стр.183,185.

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах.

Коммуникативная компетентность.

§40

46

1

Македонские завоевания в 4 – м веке до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии.

Дом.зад. П.41 стр.190 №1-3,4 письменно.

Комбинированное занятие с элементами беседы, самостоятельная работа с текстом учебника.

Индивидуальная, практическая работа.

Поисковая-

Работа с контурной картой.

Док-т стр.183,185

Показывать на карте направление походов и территорию державы  Александра Македонского.

§41

47

1

Поход Александра македонского на Восток.

Дом.зад. П.42 стр.195 №1-4, контурная карта.

Лекция с элементами практической работы

Индивидуальная, практическая работа

Поисковая-

Работа с контурной картой.

Карта

Завоевательные походы Александра Македонского на Восток».

Работа с географической и исторической  картой.

§42

48.

1

В Александрии Египетской.

Дом.зад. Подготовка к контрольной работе стр.112 -202.

 ИКТ

Индивидуальная, практическая работа.

Поисковая-

Работа с контурной картой.

Карта

Завоевательные походы Александра Македонского

 на Восток».

Презентация.

Рассказывать об Александрии Египетской.

Объяснять причины распада.

§43

49.

1

Повторительно – обобщающий урок: «Древняя Греция»

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальная работа – игровая.

Тест. Кроссворд.

Древняя Италия -19 ч.

50

1

Древний Рим.

Древнейший Рим.

Дом.зад. П. 44 стр.208 №1-5. Контурная карта.

Изучение и первичное закрепление знаний

Групповые формы работы Поисковая-

Работа с контурной картой.

Карта Древняя Италия.

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.

Информационная компетентность  самостоятельно работать-библиотека, Интернет.

§44-45

Завоевание Римом Италии.

Дом.зад. П.45 стр.211 № 1-3, контурная карта.

Лекция с элементами практической работы.

индивидуальное задание.

Репродуктивная- таблица.

Карта. Презентация

Работа с географической и исторической  картой.

Характеризовать причины и итоги войн Рима.

51.

1

Устройство Римской республики.

Дом.зад. П.46 стр216. № 1-2, 3 письменно.

Комбинированное занятие с элементами беседы, самостоятельная работа с текстом учебника.

Индивидуальная, практическая работа.

Рецептивная:

чтение статьи

Схема римского войска. Рисунки.

Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика.

Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике.

Коммуникативная

§46

52.

1

Вторая война Рима с Карфагеном.

Дом.зад. П.47 стр. 220 №1-2, 3 письменно, контурная карта.

Лекция с элементами практической работы

Групповые формы работы.

Поисковая-

Работа с контурной картой.

Карта « Война Рима с Карфагеном»

План битва при Каннах

Работа с географической и исторической  картой.

Характеризовать причины и итоги войн Рима.

§47

53.

1

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

Дом.зад. П.48 стр.225 №1-2, 3 письменно.

Комбинированное занятие с элементами беседы, самостоятельная работа с текстом учебника

Индивидуальная, практическая работа

Поисковая-

Работа с контурной картой..

Карта « Рост римского государства» стр.  221.

Работа с географической и исторической  картой.

Коммуникативная компетентность.

§48

54.

1

Рабство в Древнем Риме.

Дом.зад. П.49 стр.230 №1-3.Рисунки детей гладиаторские бои.

Изучение и первичное закрепление знаний

Фронтальная, индивидуальная работа.

Репродуктивная-ответы на вопросы.

Презентация. Рисунки детей.

Уметь объяснять основные понятия.

Описывать положение рабов в Древнем Риме.

§49

55.

1

Земельный закон братьев Гракхов.

Дом.зад. П.50 стр.234 №1-2.

Изучение и первичное закрепление знаний

Групповая работа.

Репродуктивная-ответы на вопросы.

Исторический документ.

Уметь объяснять основные понятия.

Раскрывать причины и итоги гражданских войн. Суть земельного закона братьев Гракхов.

§50

56.

1

Восстание Спартака.

Дом.зад. П.51 стр.238 № 1-3. сообщение о Спартаке.

Комплексное применение ЗУН.

Индивидуальная, групповая работа.

Продуктивная,

творческая:мини-сочинение.защита.

Схема восстание рабов под предводительством Спартака.

Вести диалог, грамотно строить монологическую речь.

Компетентность решения проблем.

Уметь описывать восстание рабов в Риме.

§51

Новое политическое мышление: достижения и проблемы.

Словесные, проблемный

Групповая, мыслительный поиск

Работа с учебником, текстами документов, сообщения

Распад мировой социальной системы

57.

1

Единовластие Цезаря.

Дом.зад.52.

Комбинированное занятие с элементами беседы, самостоятельная работа с текстом учебника

Индивидуальная работа.

Репродуктивная:ответы на вопросы.

Карта Гражданские войны в Риме.

Объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря.

Раскрывать причины возвышения Цезаря.

Информационная

§52

58.

1

Установление империи.

Дом.зад. П.53 стр.247 №1-3.

Комплексное применение ЗУН.

Индивидуальная работа.

Поисковая:самостоятельный поиск ответа в интернете.

Презентация.

Раскрывать причины падения диктатуры Цезаря.

Рассказывать о борьбе Антония и Октавиана.

§53

59.

1

Соседи Римской империи.

Дом.зад. П.54 стр.250 № 1-2

Комплексное применение ЗУН.

Индивидуальная работа.

Поисковая-

Работа с контурной картой.

Карта Римской империи.

Показывать на исторической карте территорию Римской империи.

Описывать жизнь соседей Римской империи.

Информационная.

§54

60.

1

В Риме при императоре Нероне.

Дом.зад. П.55 стр.256 №1-2.

Комплексное применение ЗУН.

Индивидуальная работа.

Репродуктивная:ответы на вопросы.

Презентация.

Уметь показывать на примере Нерона усиление императорской власти раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме.

§55

61.

1

Первые христиане и их учение.

Дом.зад. П.56 стр.261 №1-4.

Изучение и первичное закрепление знаний.

Индивидуальная работа.

Репродуктивная:ответы на вопросы.

Исторический документ.

Уметь объяснять значение основных понятий.

рассказывать о жизни и деятельности христиан.

Объяснять суть христианского учения.

Коммуникативная

§56

62.

1

Расцвет империи во 2 –м веке.

Дом.зад. П.57 стр.265 №1-3, сообщения.

Комплексное применение знаний.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Поисковая-

Работа с контурной картой.

Презентация.

Информационная компетентность  самостоятельно работать-библиотека, Интернет.

Объяснять значение основных понятий.

Анализировать деятельность императора Трояна.

§57

63.

1

« Вечный город» и его жители.

Дом.зад П.58 стр.271 № 1-2, 3 письменно.

Комбинированное занятие с элементами беседы, самостоятельная работа с текстом учебника

Фронтальная, индивидуальная работа.

Репродуктивная:ответы на вопросы.

Презентация.

§58

64.

1

Римская империя при Константине.

Дом.зад П.59 стр.274 №1-3.

Комплексное применение знаний

Индивидуальная работа.

План город Рим в период империи.

Объяснять основные понятия.

Характеризоватьдеятельность Константина.

§59

65.

1

Взятие Рима варварами.

Дом.зад. П.60 стр.280 №1-2.подготовка к повторению Стр.204-281.

Лекция с элементами практической работы

Фронтальная, индивидуальная работа.

Карта

« Разделение Римской империи и вторжение варваров»

Рассказывать о борьбе римлян с варварами.

Объяснять причины распада Римской империи.

§60

66.

1

Повторительно – обобщающий урок: «Древний Рим»

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальная работа.

Тест. Кроссворд.

Изученные понятия и факты по теме

67-68.

2

Повторение и обобщение

« Наследие Древнего мира – фундамент»

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальная, индивидуальная работа.

Изученные понятия и факты по теме


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Печатные пособия

Таблицы.

Наборы сюжетных (предметных ) картинок в соответствии с тематикой, Словари

Репродукции картин в соответствии с тематикой 

  1. Мамонт.
  2. Охота на козлов.
  3. Древние охотники.
  4. Древние охотники (копьё и стрелы).
  5. Древние земледельцы и скотоводы.
  6. Египетское войско. Знатные и простые греки.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Компьютер

диапроектор

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программ

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,   соответствующие 

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

-

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

литература

Книги для учителя

Учебная литература 

  1. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд – М.:Просвещение, 2012.
  2. Годер Г.И. рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 1-2 выпуск. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение, 1998.–95 с.
  4. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.:учебно-метод.пособие.–М: Дрофа, 2000.–224 с.
  5. М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов, Л.Н.Монченко. Всеобщая история. 5 класс. Методические рекомендации для учителя,  Москва, Баласс, 2009
  6. История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 1999.
  7. История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.
  8. История Древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.
  9. История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1998.
  10. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991.
  11. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.
  12. Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1996.

Справочники

  1. Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.
  2. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М., 1998. Т. 1: Классическая древность (до IV в. н.э.).
  3. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.
  4. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.
  5. Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.
  6. Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.
  7. Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1990.
  8. Мюррей А. Кто есть кто в мифах и легендах. перевод с англ. А.Н.Степановой.–М.:ООО «ТД изд-во Мир книги», 2006.–352 с., ил.
  9. Санчурский Н.Б. Римские древности. СПб., 1886; М., 1995.
  10. Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.
  11. Хроника человечества. М., 1996.

Дополнительная литература

Вейнберг Й.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1988.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.

Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.

Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.

Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1992.

Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.

Кьера Э. Они писали на глине / Пер. с англ. М., 1984.

Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.

Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.

Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.

Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» римской республики. М., 1986.

Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.

Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.

Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979.

Книги для учащихся

Ко всем разделам

Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира.

Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. В 2 ч.

К разделу «Жизнь и открытия первобытных людей»

Каратов С.Ю. Быстроногий Джар

Каратов С.Ю. Земля мамонтов

Каратов С.Ю. Каменный исполин

Рони Старший Ж. Борьба за огонь

Рони Старший Ж. Пещерный лев

Рони Старший Ж. Вамирэх

Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика

Покровский С.В. Охотники на мамонтов

            К разделу «Древний Восток»

Воронкова Л.Ф. След огненной жизни

Матье М.Э. День египетского мальчика

Матье М.Э. Кари, ученик художника

Рубинштейн Н.И. Глиняный конверт

Ян В.Г. Финикийский корабль

К разделу «Древняя Греция»

Воронкова Л.Ф. Мессенские войны

Воронкова Л.Ф.Герой Саламина

Воронкова Л.Ф. Сын Зевса. В глуби веков

Говоров А.А. Алкамен – театральный мальчик

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции

Лурье С.Я. Заговорившие таблички

Остроменская Н.Ф. Олимпийские игры

Триз Д. Фиалковый венец

К разделу «Древний Рим»

Джованьоли Р. Спартак

Езерский М. Аристоник

Линдсей Дж. Беглецы

Немировский А.И. Слоны Ганнибала

Остроменская Н.Ф. Ветеран Цезаря

Ян В.Г. Спартак

Электронные учебные материалы

Учебная программа «Тест-тренинг комплекс «Память»

Энциклопедия «Кругосвет»

Карты:

  1. Атлас История Древнего мира 5 класс
  2. Древний Египет в IV-I тыс. до н.э.
  3. Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности
  4. Индия и Китай в древности
  5. Эллинистические государства
  6. Греция в IV в. до н.э.
  7. Завоевания Александра Македонского
  8. Рост Римского государства в III-II вв. до н.э.
  9. Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...