РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «История Древнего мира»
методическая разработка по истории (5 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «История Древнего мира»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_kl.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №28 города Благовещенска»
(МАОУ «Школа № 28 г. Благовещенска»)
РАССМОТРЕНО на заседании МО Председатель МО ________ Н.Д.Гузева протокол № _____ от « » ________ 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______ Л.Ю.Петрова « » ______ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ Е.В. Миронова Приказ №___ от « » сентября 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «История»
для 5Б, 5В, 5Д, 5Е классов
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2021-2022 гг.
Разработал:
Иванов Егор Александрович,
учитель истории
Благовещенск, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе ФГОС ООО и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера «Всеобщая история» - М.: «ВАКО», 2015.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
• Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2019.
• Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2015.
• Максимов Ю. И.. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2015.
• Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2015.
Информация о количестве учебных часов.
Согласно годовому календарному графику МАОУ «Школа №28 г. Благовещенска» программа будет освоена за 67 часов (34 недели, 2 часа в неделю).
Планируемые результаты.
I. Раздел «Первобытное общество» призван способствовать приобретению знаний об исторических источниках и фактах, о жизни первобытных людей. Занятия и орудия труда. Возникновение искусства и религиозных верований. Он служит базой для всего дальнейшего изучения истории.
Предметные результаты:
Научатся: пересказывать содержание текста учебника, работать с ними, исторической картой и иллюстрациями.
1)Устно описывать первые орудия труда. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.
2)Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление.
Получат возможность научиться: грамотно и красиво говорить, давать развернутый ответ по специальной карточке; разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.
Личностные результаты: Проявляют интерес к новому материалу. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов.
II. Раздел «Древний Восток» нацелен на формирование представлений о соседской общине, переходе от собирательства к земледелию и скотоводству, развитии ремесла, зарождение неравенства и знаний. Знакомит школьников с жизнью людей в Древнем Египте, Передней Азии, Индии и Китае.
Предметные результаты: научатся: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды.
Получат возможность научиться: самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль, адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, товарищей.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Личностные результаты: Выражают адекватное понимание причин успеха / /неуспеха учебной деятельности. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
III. Раздел «Древняя Греция» позволяет расширить систему сведений о природных условиях Древней Греции, населении, его занятиях и древнейших государствах (Крит, Микены).
Предметные результаты: Научатся правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран.
Получат возможность научиться называть отличительные признаки критской культуры.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: используют общие приемы решения задач, ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные результаты: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
IV. Раздел «Древний Рим» призван способствовать приобретению знаний об природных условиях и населении древней Италии. Возникновение Римской республики. Падение Западной Римской империи.
Предметные результаты: научатся: сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать на карте изучаемые объекты. Получат возможность научиться: рассказывать легенды, связанные с историей Рима.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество.
Личностные результаты: Выражают адекватное понимание причин успеха//неуспеха учебной деятельности.
Содержание учебного предмета.
Введение (1 час).
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счет лет в истории (1 час).
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 часов).
Первобытное общество: Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Предмет истории. Источники знаний о прошлом.
Требования к уровню подготовки: Пересказывать текст учебника; сравнивать древнейших и современных людей. Называть признаки родовой общины; составлять рассказ по рисунку. Сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
Перечень контрольных мероприятий Задания с развернутым ответом. Задания с кратким ответом. Вопросы.
Раздел 2. Древний Восток (19 час).
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Требования к уровню подготовки: Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника. Использовать исторические источник знаний; формулировать выводы. Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. Уметь сравнивать религиозные верования первобытных людей и египтян. Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. Анализировать исторический источник; сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; анализировать исторический документ. Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи, оперировать датами. Перечень контрольных мероприятий Вопросы. Схемы, вопросы. Задания с кратким ответом. Задания с развернутым ответом. Тесты. Работа по контурной карте. Оформление презентаций.
Раздел 3. Древняя Греция (21 час).
Древняя Греция и эллинистический мир Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Требования к уровню подготовки: Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту. Характеризовать события и их участников на основе текста учебника. Работать с текстом учебника и его иллюстрациями. Уметь читать историческую карту; давать самостоятельную оценку явлениям. Анализировать исторический источник.
Перечень контрольных мероприятий: Схемы, вопросы. Задания с кратким ответом. Задания с развѐрнутым ответом. Тесты. Работа по контурной карте. Рассказ. Оформление презентаций.
Раздел 4. Древний Рим (18 часов).
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Требования к уровню подготовки: Уметь читать историческую карту; делать выводы; оперировать датами, делать выводы. Сравнивать исторические явления, выделяя сходства и отличия. Раскрывать содержание иллюстрации. Давать самостоятельную оценку явлениям. Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации. Пересказывать текст учебника; делать выводы.
Перечень контрольных мероприятий: Схемы, вопросы. Задания с кратким ответом. Задания с развернутым ответом. Тесты. Работа по контурной карте. Зачет. Оформление презентаций.
Итоговое повторение по курсу "История Древнего мира" (1 час).
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Кол-во часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Счет лет в истории. | 1 |
3. | Раздел 1. Первобытность. | 6 |
4. | Раздел 2. Древний Восток. | 19 |
5. | Раздел 3. Древняя Греция. | 21 |
6. | Раздел 4. Древний Рим. | 18 |
7. | Итоговое повторение. | 1 |
Итого | 67 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Введение. Что и как изучает история? | 1 | 2.09 | |
Счет лет в истории. | ||||
2 | Счет лет в истории. | 1 | 7.09 | |
Раздел 1. Первобытность. | ||||
3 | Древнейшие люди. | 1 | 9.09 | |
4 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | 14.09 | |
5 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | 16.09 | |
6 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | 21.09 | |
7 | Появление неравенства и знати. | 1 | 23.09 | |
8 | Повторение по теме «Древнейшие люди». | 1 | 28.09 | |
Раздел 2. Древний Восток. | ||||
9 | Государство на берегах Нила. | 1 | 30.09 | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 | 5.10 | |
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | 7.10 | |
12 | Военные походы фараонов. | 1 | 19.10 | |
13 | Религия древних египтян. | 1 | 21.10 | |
14 | Искусство Древнего Египта. | 1 | 26.10 | |
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | 28.10 | |
16 | Древнее Двуречье. | 1 | 2.11 | |
17 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | 4.11 | |
18 | Финикийские мореплаватели. | 1 | 9.11 | |
19 | Библейские сказания. | 1 | 11.11 | |
20 | Древнееврейское царство. | 1 | 16.11 | |
21 | Ассирийская держава. | 1 | 18.11 | |
22 | Персидская держава «царя царей». | 1 | 30.11 | |
23 | Природа и люди Древней Индии. | 1 | 2.12 | |
24 | Индийские варны. | 1 | 7.12 | |
25 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | 9.12 | |
26 | Первый властелин единого Китая. | 1 | 14.12 | |
27 | Повторение по теме "Древний Восток". | 1 | 16.12 | |
Раздел 3. Древняя Греция. | ||||
28 | Греки и критяне. | 1 | 21.12 | |
29 | Микены и Троя. | 1 | 23.12 | |
30 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | 28.12 | |
31 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | 30.12 | |
32 | Религия древних греков. | 1 | 11.01 | |
33 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | 13.01 | |
34 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | 18.01 | |
35 | Древняя Спарта. | 1 | 20.01 | |
36 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | 25.01 | |
37 | Олимпийские игры в древности. | 1 | 27.01 | |
38 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | 1.02 | |
39 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | 3.02 | |
40 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | 8.02 | |
41 | В городе богини Афины. | 1 | 10.02 | |
42 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | 15.02 | |
43 | В афинском театре. | 1 | 17.02 | |
44 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | 1.03 | |
45 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | 3.03 | |
46 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | 10.03 | |
47 | В Александрии Египетской. | 1 | 15.03 | |
48 | Повторение по теме "Древняя Греция". | 1 | 17.03 | |
Раздел 4. Древний Рим. | ||||
49 | Древнейший Рим. | 1 | 22.03 | |
50 | Завоевание Римом Италии. | 1 | 24.03 | |
51 | Устройство Римской республики. | 1 | 29.03 | |
52 | Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 годы до н.э.). | 1 | 31.03 | |
53 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2-м веке до н.э. | 1 | 5.04 | |
54 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | 7.04 | |
55 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | 19.04 | |
56 | Восстание Спартака. | 1 | 21.04 | |
57 | Единовластие Цезаря. | 1 | 26.04 | |
58 | Установление империи. | 1 | 28.04 | |
59 | Соседи Римской империи. | 1 | 3.05 | |
60 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | 5.05 | |
61 | Первые христиане и их учение. | 1 | 10.05 | |
62 | Расцвет Римской империи во 2-м веке. | 1 | 12.05 | |
63 | Вечный город и его жители. | 1 | 17.05 | |
64 | Римская империя при Константине. | 1 | 19.05 | |
65 | Взятие Рима варварами. | 1 | 24.05 | |
66 | Повторение по теме "Древний Рим". | 1 | 26.05 | |
67 | Итоговое повторение по курсу "История Древнего мира". | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «История России» для 8класса
Программа основного(общего ) образования для индивидуального обучения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету История Древнего мира 5 класс (ФГОС)
Данная рабочая программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;Примерной основной образовательной программой образовательного учр...
Рабочая программа по предмету «История Древнего мира»
Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования для учащихся 5 класса на основ...
Рабочая учебная программа по предмету: История древнего мира 5 класс
Пояснительная запискаРабочая про...
Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» для 5 класса
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «История Древнего мира» для 5 класса с изучением истории на базовом уровне составлена на основе Федерального госу...