Программа внеурочной деятельности "Патриотом - быть!"
рабочая программа по истории
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного направления. Реализуется среди сборной группы 9,10,11 классов.Сегодня жизненно важно возродить в школе, обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в школьнике граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Вся история нашей Родины - наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества. Данной программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Цель Программы предполагает воспитание учащихся-патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу, а также формирование духовно-нравственных ценностей и потребностей. Она охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школы, разнообразные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochki_fgos.docx | 54.41 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на ШМО учителей начальных классов | Методическим советом | директор _________ В.А. Елагина |
протокол от _________ № ____ | протокол от _________ № ____ | Приказ от___________ №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(«ПАТРИОТОМ-БЫТЬ!»)
(уровень – основное и среднее общее образование)
Направление: духовно-нравственное
Составитель:
Самойлова Л.М.,
Учитель истории и обществознания
Сыктывкар
2019
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Патриотом-быть!» разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643, от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;
На основании:
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №22» г. Сыктывкара;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ №22» г. Сыктывкара;
- Положения об организации внеурочной деятельности в МАОУ «СОШ №22» г. Сыктывкара.
Краткая аннотация содержания: Сегодня жизненно важно возродить в школе, обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в школьнике граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Вся история нашей Родины - наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества. Данной программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Цель Программы предполагает воспитание учащихся-патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу, а также формирование духовно-нравственных ценностей и потребностей. Она охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школы, разнообразные виды деятельности.
Ценности курса с учетом возраста и целей ООП ООО: программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Особенности реализации: Рабочая программа «Патриотом-быть!»» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся сборной группы 9,10,11 классов. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
При составлении рабочей программы «Патриотом-быть!» для учащихся сборной группы 9х,10ых,11ых классов учитывались следующие факторы:
-Образовательные потребности детей.
-Особенности учащихся классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации).
-Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.
-Особенности возраста, уровень осознанности : Как правило, старшему школьному возрасту соответствует период юности (15-18 лет). Для данного возраста характерна устремленность в будущее. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. Данный возраст является переходной ступенью во взрослую жизнь, что подразумевает под собой не только профессиональное, но и личностное самоопределение. Поэтому патриотическое воспитание старших школьников должно не только обогащать их знания в этой области, но и предоставить возможность реализовать данные знания на практике. То есть необходимо включать старшеклассника в различные мероприятия, направленные на формирование патриотического сознания. Плюс ко всему этому, старшеклассники могут быть наставниками в рамках патриотического направления в младших классах, потому что являются авторитетом и образцом поведения для младшего поколения.
Актуальность программы : В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты в этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования – содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель программы: Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России
- формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;
- воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через поисково-краеведческую работу;
- повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной активности;
- воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;
- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма
Количество часов в неделю и год: 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятия 40 минут.
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.
Метапредметными результатами изучения программы «Патриотом-быть!» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;
- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
- способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Коммуникативные УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе:
- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-важные даты в жизни семьи;
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов России;
-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-вести здоровый образ жизни;
-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;
-делать приятное своим родным и близким;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи, семейные реликвии;
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи;
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,
знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества;
- уважительно отношусь к другим людям;
-не нарушаю правила и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-участвую в народных праздниках;
-участвую в сохранении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.
№ | Название направления | Формы занятий | Промежуточная аттестация |
1 | «Россия – родина моя. Мой родной край» | Экскурсии, ИКТ, викторины, участие в конференциях, конкурсах, просмотр фильмов, беседы, экскурсии | Проект «Они прославили Россию». |
2 | История Слободы. | Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьном музее, игры,участие в конференциях, конкурсах | Презентация т«От Слободы до Эжвы» |
3 | Моя школа | Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьном музее. | Презентация «Моя школа» |
4 | С семьи начинается родина | Сбор материалов, участие в конференциях, конкурсах. | Проект «Древо моей семьи»/исследовательские работы в рамках направления |
5 | Никто не забыт, ничто не забыто | Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, акции, круглый стол, участие в конференциях, конкурсах, просмотр фильмов, беседы, экскурсии | Стенд « У войны неженское лицо» |
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы внеурочной деятельности:
Конференции, круглые столы, олимпиады, конкурсы, классные часы, уроки мужества, викторины, просмотр фильмов, беседы, экскурсии
Виды внеурочной деятельности:
Игровая, познавательная, учебная
1 раздел. Вводное занятие. Документальные памятники истории.2 ч
1.1 Цели и задачи работы объединения «Патриотом-быть!». Формы и методы деятельности. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование и анкетирование. (1ч)
1.2 Исторические документы, виды исторических документов. Особенности работы с
историческими документами
Практическое занятие. Экскурсия в библиотеку «Светоч» (1ч)
2 раздел. «Россия – родина моя. Мой родной край» 8ч
2.1. Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. (2ч.)
2.2.Символика российского государства: герб, гимн, флаг. (1ч.)
2.3Страницы истории Республики Коми. (1ч.)
2.4.География Республики Коми. Сыктывкар- столица Республики Коми. Слобода. (1ч.)
2.5.Экскурсии: Сыктывкар, экскурсия в национальную ленинскую библиотеку. (1ч.)
2.6.Практическое занятие. Составление таблицы «Исторические места Сыктывкара» (1ч.)
2.7.Практическое занятие. Виртуальное путешествие «По г. Сыктывкару»(1ч.)
3 раздел. «История Слободы» 8ч
3.1 Происхождение Слободы. (2ч)
Дата образования. Документы, рассказавшие о происхождении села. Исторические предпосылки для его основания. Тематика и методика проведения беседы со старожилами.
3.2 «Так начиналась Слобода…».(2ч)
Первые жители. Их фамилии в топонимике села. Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица.
Тематический поиск. Беседы со старожилами.
3.3 Легенды Слободы. (2ч)
Тематический поиск. Легенды и предания.
3.4 Основные занятия жителей Слободы. (2ч)
Земледелие, животноводство и торговля, рыболовство – основные занятия жителей села.
Тематический поиск. Традиционные ремесла.
4 раздел. «Моя школа» 4ч
4.1 История моей школы (когда была построена, юбилейные даты, школьные традиции, история детских организаций школы).
Практическое занятие.(2ч.)
4.2 Учителя и выпускники школы.
Практическое занятие. Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах. (1ч.)
4.3. Практическое занятие. Школьные посиделки: история и традиции. (1ч.)
5 раздел. «С семьи начинается Родина» 8 ч
5.1. Общие сведения о родословной. Понятия и термины. (2ч)
Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия, поколение, предок, потомок,
этногенез и т.д. Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Происхождение фамилии (прозвища), имени, отчества. Их значение.
Практическое занятие. Тестирование. Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов.
5.2. Моя семья. Основные сведения. История семьи. (2ч)
Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения каждого члена семьи, их место жительства. Белые пятна (лакуны) в истории рода. История семьи в письмах, дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники
Практическое занятие. Исследовательская работа « Моя семейная реликвия».
5.3. «Древо Жизни».(2ч)
Способы изображения корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. Мужская восходящая родословная. Виды генеалогических таблиц. Сбор и хранение документов семейного архива.
Практическое занятие. Составление родословной семьи.
5.4 . Практическое занятие. Конкурс творческих работ (2ч)
6 раздел. «Никто не забыт, ничто не забыто» 4 ч
6.1.Проведения февральских военно-патриотических месячников; (1ч)
6.2.Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни,(1ч)
6.3.Круглый стол « У войны не женское лицо» (1ч)
6.4.Музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», выпуск листовок и тематических газет.(1ч)
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план
№№ п\п | Название разделов | Количество часов | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 час | 0 часов | 1 час |
Документальные памятники истории | 0 часов | 1 час | 1 час | |
2 | «Россия – родина моя. Мой родной край» | 5 часов | 3 часа | 8 часов |
3 | История Слободы. | 8 часов | 0 часов | 8 часов |
4 | Моя школа. | 0 часов | 4 часа | 4 часа |
5 | С семьи начинается Родина. | 4 часа | 4 часа | 8 часов |
6 | Никто не забыт, ничто не забыто. | 1 час | 3 часа | 4 часа |
19 | 15 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | тема | Основное содержание занятия | Кол-во часов | Формы и методы работы | Вид деятельности | Вид контроля | примечание |
1 | Вводное занятие. Документальные памятники истории.(2ч) | 1. Цели и задачи работы объединения «Патриотом-быть». Формы и методы деятельности. План на год. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Тестирование и анкетирование. | теоретический | - | |
2. Исторические документы, виды исторических документов. Особенности работы с историческими документами Практическое занятие. Экскурсия в библиотеку Светоч». | 1 | экскурсия | Теоретический/практический - Проявлять интерес к изучаемому курсу; формировать любовь к окружающему, людям Родине. | - | |||
2 | «Россия – родина моя. Мой родной край » (8ч) | 3-4. Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. 5. Символика российского государства: герб, гимн, флаг. 6. Страницы истории Республики Коми. 7. География Республики Коми. Сыктывкар- столица Республики Коми. Слобода. 8. Экскурсии: Сыктывкар, экскурсия в национальную ленинскую библиотеку. 9. Практическое занятие. Составление таблицы . Составление таблицы «Исторические места Сыктывкара» 10.Практическое занятие. Практическое занятие. Виртуальное путешествие «По г. Сыктывкару» | 2 1 1 1 1 1 1 | Экскурсии, ИКТ, викторины, участие в конференциях, конкурсах, просмотр фильмов, беседы, экскурсии | Теоретический/практический - Знать символику России. Исследовать жизнь древних славян на примере героических сказок. Знать государственные праздники России. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Буклет «Они прославили Россию». | |
3 | История Слободы(8ч) | 11-12. Происхождение Слободы Дата образования . Документы, рассказавшие о происхождении . Исторические предпосылки для его основания. Тематика и методика проведения беседы со старожилами. 13-14. «Так начиналась Слобода…». Первые жители . . Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица . Тематический поиск. Беседы со старожилами села. 15-16. Легенды Слободы. Тематический поиск. Легенды и предания. 17-18. Основные занятия жителей Слободы. Земледелие, животноводство и торговля, рыболовство – основные занятия жителей . Тематический поиск. Традиционные ремесла. | 2 2 2 2 | Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, игры, участие в конференциях ,конкурсах | Теоретический/практический Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Презентация « От Слободы до Эжвы» | |
4 | Моя школа (4ч) | 19-20. История моей школы (когда была построена, юбилейные даты, школьные традиции,). Практическое занятие. 21. Учителя и выпускники школы. Практическое занятие. Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах. 22. Практическое занятие. Школьные посиделки: история и традиции. | 2 1 1 | Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии | Теоретический/практический - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Презентация « Моя школа». | |
5 | «С чего начинается Родина» (8 ч) | 23-24. Общие сведения о родословной. Понятия и термины. Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия, поколение, предок, потомок, этногенез и т.д. Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Происхождение фамилии (прозвища), имени, отчества. Их значение. Практическое занятие. Тестирование. Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов. 25-26. Моя семья. Основные сведения. История семьи. Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения каждого члена семьи, их место жительства. Белые пятна (лакуны) в истории рода. История семьи в письмах, дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники Практическое занятие. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Семейные реликвии. 27-28. «Древо Жизни». Способы изображения корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. Мужская восходящая родословная. Виды генеалогических таблиц. Сбор и хранение документов семейного архива. Практическое занятие. Составление родословной семьи до третьего колена. 29-30. Практическое занятие. Конкурс творческих работ | 2 2 2 2 | Сбор материалов, интервьюирование, фотографирование,у частие в конкурсах, конференциях | Теоретический/практический - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье. - Знать о том, что самое дорогое у человека – его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи. Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения. | Проект «Древо моей семьи»/исследовательские работы в рамках направления | |
6 | «Никто не забыт,ничто не забыто» (4 ч) | Проведения февральских военно-патриотических месячников; .Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни Круглый стол « У войны не женское лицо» ( Музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», выпуск листовок и тематических газет. | 1 1 1 1 | Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, праздники, посвященные памятным датам, акции. | Теоретический/практический Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью. | Стенд « У войны неженское лицо» | |
34 |
Используемая литература и интернет-ресурсы:
- Методические рекомендации ИУУ г. Биробиджан: «Инновационные формы и методы в патриотическом воспитании».
- Журнал: «Классный руководитель», «Народное образование», «Воспитание школьников».
- Актуальность вопросов воспитания чувства патриотизма при формировании жизненной позиции учащихся. Карочкин В.В. Статья журнала «Классное руководство»
- Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
- Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1995.
- Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995.
- Решин Л. С. Освободители. “Родина” № 8 -9, 1992.
- Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече. 2002.
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
- Кудряшова В.М. «Коми народные сказки»-Сыктывкар, Коми книжное издательство 2008.
- Азбука юного гражданина Республики Коми., Сыктывкар, издательство «Титул» 2012.
- Л. Н. Жеребцов, Н. Д. Конаков, К. С. Королев, «Из жизни древних коми». Сыктывкар: Коми кн. изд-во
- Жаков К. Ф. Биармия , Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Патриоты»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «Патриоты»направление гражданско-патриотическое Уровень обучения основное общее обр...
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово" 6-8 класс
Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоро...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Патриот"
В рабочей программе описаны планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Патриот», содержание с указанием видов и форм деятельности, а также планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Патриоты Сыни»
Патриотическое направление...
Программа внеурочной деятельности "Кем быть?" составлена для обучающихся с умственной отсталостью
Программа по профориентации направлена на подготовку неслышащих подростков с умственной отсталостью к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития....