Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово" 6-8 класс
рабочая программа по физкультуре
Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10 % выпускников. На сегодняшний день важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов и внеурочной деятельности. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_zdorovym_byt_zdorovo_6-8_kl.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Совхозская основная школа
Программа внеурочной деятельности
«Здоровым быть здорово»
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ
И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
для обучающихся 6–8 классов
(срок реализации 3 года)
Автор-составитель:
Храпова Екатерина Сергеевна,
учитель физической культуры
п. с-за «Сормовский Пролетарий, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого.
В. В. Путин
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В борьбе за здоровье надо менять не только экологическую обстановку, но и перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому надо с детских лет воспитывать привычку здорового образа жизни, формировать стремление оздоровлять окружающую среду, учить социальному сотрудничеству, психологической уравновешенности. Ребенок должен расти здоровым.
Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10 % выпускников. Профессор, академик Российской Академии образования, директор Института возрастной физиологии М. М. Безруких подчеркнула, что «заниматься собственно спортом могут только здоровые дети, а таковых среди учащихся не более 30 %. Остальные 70 % должны быть в подготовительной группе по физкультуре, но они сидят на скамейке во время урока, а не занимаются физкультурой».
Кроме того, сегодня в сфере образования закрепилось представление о здоровье только как о совокупности физических показателей. Что касается психического и социального здоровья, то эти показатели даже не обсуждаются. Между тем сейчас все больше требований общества предъявляются именно к сохранению и развитию социального здоровья, которое формирует позитивную самооценку, уверенность в себе, способность строить продуктивную коммуникацию, также формирует психическое здоровье, которое обеспечивает устойчивость к стрессам, интеллектуальную выносливость, позитивную самооценку. Развитие эмоциональной компетентности школьников напрямую связано с уровнем здоровья и успешностью в учебе. На сегодняшний день важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов и внеурочной деятельности. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, заботиться о нем, то в будущем больше шансов жить активно, с пользой для общества и государства.
В разделе «Сохранение и укрепление здоровья школьников» национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указывается, что «…здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решатся и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».
Программа «Здоровым быть здорово» реализуется на классных часах и предусматривает организацию системной работы по формированию основ культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся класса.
Содержание программы опирается на основные направления государственной политики, проводимой Министерством образования и науки Российской Федерации в области модернизации российского образования на период до 2020 года, и на следующие документы:
– Закон РФ «Об образовании».
– Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», зарегистрированный в Минюсте от 02 февраля 2011 года, № 19676.
– Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок».
– «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года, № 7513.
Цель программы: формирование основ общей культуры здоровья и здорового образа жизни.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
2. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
3. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
4. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
5. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
6. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
7. Научить обучающихся делать осознанный выбор поведения, поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
8. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
9. Обеспечивать приобретение знаний в области гигиены, а также овладение основами теоретических знаний, приемами оценки своего состояния.
10. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
11. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач.
Программа рассчитана на 3 года, по 10 часов в учебном году (примерно 1 раз в месяц), весь курс – 30 часов, предназначена для учащихся 7–9 классов.
Одно занятие длится 40–45 мин, но возможно сокращение продолжительности занятия до 30 минут.
Программа «Здоровым быть здорово» предполагает возможность варьирования, изменения и самостоятельного отбора содержания обучения за счет списка источников информации, прилагаемого к каждому занятию, в зависимости от уровня осведомленности учащихся. Возможна перестановка тем из одного года обучения в другой.
Межпредметные связи: информатика, биология, литература, физическая культура, ИЗО, музыка, ОБЖ.
Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Комбинированная форма занятий используется чаще всего.
Психолого-педагогические технологии, методы и приемы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, используемые при реализации программы, разнообразны. Индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы помогут создать представление о здоровье как ценности, мотивацию к ведению здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Здоровым быть здорово» (на 3 года) представлено тремя разделами (частями):
Часть 1. Здоровое тело.
Часть 2. Здоровое питание.
Часть 3. Здоровый дух.
Здоровое тело | Здоровое питание | Здоровый дух |
– Дневник здоровья. – Утренняя зарядка и/или спортивная секция? – Осторожно, зрение! – Что такое АЭРОСОЛЯРИЙ? – Мода и здоровье. – Солнце, воздух и вода − наши лучшие друзья? – Профилактика инфекционных заболеваний. – Чем можно заменить физминутку на уроке? – Оптимальная двигательная активность. – Закалка и обливание. – Фитнес, пилатес и аэробика | – Как рассчитать идеальный вес? – Правила здорового питания. – Рациональное питание. – Формула правильного питания. – Все о диете. – Вредные продукты. – Если вы увидели на этикетке в составе продукта вещества под кодом Е | – Культура здоровья. – Самопознание. – Распорядок дня. – Развитие внимания. – Развитие логики, памяти. – Как снять страх отвечать у доски или получить «2». – Как снять эмоциональное напряжение. – Как снять усталость и поднять настроение. – Как снять страх перед ГИА. – Компьютерная и TV-зависимость. – Можно ли поставить в один ряд наркоманию, алкоголизм, табакокурение и игроманию? – Искусство общения. – Психологические комплексы. – В поисках своего призвания. – Плюсы и минусы мобильной связи. – Быстрочтение |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Форма | Методы и приемы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 год обучения | |||
1 | Занятие 1. Культура здоровья | Беседа | Ассоциативная схема, анализ, обобщение |
2 | Занятие 2. Дневник здоровья | Лекция | Исследование, анализ, дневник наблюдения, тест-анкета |
3 | Занятие 3. Распорядок дня | Беседа | Анкета, исследование, анализ |
4 | Занятие 4. Утренняя зарядка и/или спортивная секция? | Диспут | Исследование, анализ, вывод |
5 | Занятие 5. Как рассчитать идеальный вес? | Лекция | Исследование, тест, рисунок |
6 | Занятие 6. Здоровое питание | Лекция | Рисунок |
7 | Занятие 7. Развитие внимания | Лекция | Работа с источниками, презентация |
8 | Занятие 8. Осторожно, зрение! | Беседа | Дневник наблюдения, построение диаграммы |
9 | Занятие 9 Можно ли поставить в один ряд наркоманию, алкоголизм, табакокурение и игроманию? | Круглый стол, встреча с врачом | Работа с источниками, памятка |
10 | Занятие 10. Мои первые шаги в освоении ЗОЖ. Рефлексия | Викторина | Презентация или видеоролик |
2 год обучения | |||
1 | Занятие 1. Самопознание | Беседа | анкета |
2 | Занятие 2. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья? | Работа с источниками, кроссворд | |
3 | Занятие 3. Развиваем логику | Диспут | Выступление, обобщение |
4 | Занятие 4. Психологические комплексы | Лекция | Опросник, сочинение, вывод |
5 | Занятие 5. Вредные продукты | Беседа | Работа с источниками, анализ, рисунок |
6 | Занятие 6. Плюсы и минусы мобильной связи | Диспут | Работа с источниками, исследование |
1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Занятие 7. Рациональное питание | Беседа | Составление меню, анализ |
8 | Занятие 8. Как снять страх отвечать у доски или получить «2» | Беседа | Работа с источниками, анализ, составление таблицы, рисунок |
9 | Занятие 9. Профилактика инфекционных заболеваний | Беседа | Работа с источниками, анализ, составление таблицы, массаж |
10 | Занятие 10. На середине пути. Рефлексия | Круглый стол | Презентация или видеоролик |
3 год обучения | |||
1 | Занятие 1. Выбор пути | Беседа | Онлайн-тестирование, работа с источниками, памятка, опросник |
2 | Занятие 2. Быстрочтение | Лекция | Работа с источниками, памятка |
3 | Занятие 3. Фитнес, пилатес и аэробика | Лекция | Аналитическая справка |
4 | Занятие 4. Искусство общения | Диспут | Презентация |
5 | Занятие 5. Все о диете | Диспут | Исследование, анализ, плакат, таблица или схема |
6 | Занятие 6. Добавки под кодом Е | Беседа | Работа с источниками, памятка |
7 | Занятие 7. Как снять эмоциональное напряжение и усталость и поднять настроение | Беседа | Рисунок или коллаж |
8 | Занятие 8. Мода и здоровье | Диспут | Работа с источниками, памятка |
9 | Занятие 9. Как преодолеть страх перед ГИА | Лекция | Работа с источниками, составление плана, тест, рекомендации |
10 | Занятие 10. Что я помню за три года изучения темы «Здоровым быть здорово». Рефлексия | Круглый стол | Ассоциативная схема |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
– ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
– элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
– личный опыт здоровьеразвивающей деятельности;
– представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
– знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей.
Метапредметные результаты:
– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
– включение в творческую деятельность под руководством учителя;
− адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
– владение диалогической формой общения;
– формулирование собственного мнения и позиции;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
– осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
– социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
В результате реализации программы:
учащиеся будут знать:
– общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур;
– правила правильного и рационального питания;
– как определить вредные продукты;
– результат влияния вредных привычек;
– систему физических упражнений и упражнений для глаз;
– систему упражнений для развития внимания, памяти, логики;
– систему упражнений для снятия усталости и поднятия настроения.
учащиеся будут уметь:
– составлять распорядок дня;
– проводить самопознание;
– исследовать состояние организма и собственные возможности;
– правильно питаться;
– преодолевать утомление и поднимать настроение;
– преодолевать страх отвечать у доски, получить «2» и сдать ГИА.
Форма контроля может проходить в форме составления ассоциативных схем, заполнения таблиц, анкет, кроссвордов и других методов и приемов.
Диагностика эффективности данной программы осуществляется на основании результатов:
– наблюдений педагога за внешним видом и поведением учащихся, соблюдением ими правил личной гигиены;
– тестирования, опросов;
– бесед с родителями;
– медицинского осмотра школьников.
ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для педагога
1. Бабенкова, Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье [Текст] / Е. А. Бабенкова. – М. : Вентана-Граф, 2004.
2. Безруких, М. М. Формула правильного питания [Текст] : Рабочая тетрадь для школьников / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. – М. : ОЛМА-Медиа-Групп, 2012. – 80 с. : ил.
3. Безруких, М. М. Разговор о правильном питании [Текст] : методическое пособие / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. – М. : ОЛМА-Медиа-Групп, 2009.
4. Богачева, Т. Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности [Текст] / Т. Ю. Богачева, Н. Ю. Синягина // Воспитание школьников. – 2009. – № 8.
5. Диагностический инструментарий к практикуму «Самопознание» [Текст] : дидактический материал / сост. Е. В. Екимова, Е. А. Кулькова. – Красноуфимск : ИОЦ, 2005. – 36 с.
6. Минуты здоровья [Текст] / под ред. В. М. Кузнецовой. – Мурманск, 2000.
7. Наш выбор – здоровье [Текст] : досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград : Учитель, 2009.
8. Орехова, В. А. Педагогика в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / В. А. Орехова. – М. : Кнорус, 2006.
9. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. – М. : АПК и ПРО, 2002.
Интернет-ресурсы
Митина, Н. А. Формирование мотивированного отношения к сохранению и укреплению здоровья [Электронный ресурс] / Н. А. Митина, А. Б. Федосов // Бюллетень. – 2008. – № 6. – Режим доступа : http://periodika.websib.ru/node/28017
Соколова, О. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии [Электронный ресурс] / О. А. Соколова. – Режим доступа : http://www.shkolnymir.info/content/view/258/57
Стольникова, С. И. Функции глаза и гигиена зрения. 8 класс [Электронный ресурс] / С. И. Стольникова // Биология. Всё для учителя! – 2011. – № 1. – Режим доступа : http://periodika.websib.ru/node/30233
http://epifanceva.ucoz.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/1-1-0-4 – Здоровьесберегающие технологии.
http://www.uchmet.ru/library/material/147791 – УчМет. Я здоровье берегу – сам себе я помогу!
http://www.manover35.ru/form_m1.php-on-line – Анкета о состоянии здоровья.
http://www.grandex.ru/forall/grandex.rar – Медицинский центр.
http://www.adolesmed.ru/adolescent-health/teenmedicine/teensomatichealth.html – Портал о подростковом здоровье.
http://www.mircitaty.com/o_zdorowje.html – Цитаты о здоровье.
http://fruitonews.ru – Статьи и новости о ЗОЖ.
http://appetissimo.ru – Все о вкусной еде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса
Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"
Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
рабочая программа внеурочной деятельности "Быть гражданином:мои права, мои обязанности"
В целях формирования законопослушного поведения программа «Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор» (далее — программа), направленная на создание благоприятных ус...