Программа внеурочной деятельности "Кем быть?" составлена для обучающихся с умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Кем быть?» составлена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29. 07. 2017г);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.08.2017г № 09-1672 «Методические рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 30.08.2019г.
Программа внеурочной деятельности социальной направленности«Кем быть» составлена на период реализации АООП УО 1год на основе учебной и методической литературы воспитателями основной школы.
Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития. Это предполагает:
-сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
-информированность о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;
-знакомство с путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей;
-формирование умения правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью;
-участие в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия для знакомства с различными видами труда и профессиями;
-знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей;
-приобретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;
-проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.
Цель программы: помочь обучающимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате сформировать информационную готовность к профессиональному выбору.
Задачи программы:
-познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
-формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
-оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;
-формировать уобучающихся навыки ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;
-развивать познавательные способности и творческую активность обучающихся;
-формировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации;
-создать условия для формирования у учащихся единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Содержание курса обеспечивает преемственность с адаптированной общеобразовательной программой с умственной отсталостью по учебному курсу «Технология», «Социально бытовая ориентировка» для учащихся 6-9классов.
Программа реализуется воспитателями во второй половине дня. При реализации содержания используется индивидуальная и групповая форма работы. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий и упражнений, встреч, бесед, экскурсий, игр, мастер-классов, викторин, создание и защиту презентации.
Программа рассчитана на 34 часа и разработана для глухих учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8б класса (от 14до 15лет).Программа реализуется – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия варьируется от 40 минут до 1 часа в зависимости от формы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
- достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения;
- сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности;
- сформированность у учащихся уверенности в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;
- сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств);
- наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей);
- сформированность у школьников профессионально важных качеств, т. е. качеств, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.
Предметные:
Знать:
- перечень документы, необходимые для поступления на работу;
- о влиянии личностных качеств на выбор профессии;
-куда и как подростку устроиться на работу.
Уметь:
-ориентироваться в мире профессии;
-презентовать свои личностные и деловые качества;
Контроль над уровнем освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Система отслеживания и оценивания результатов курса обучающимися, проводится в форме бесед, анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий (коллаж), игр, встреч, виртуальных экскурсии, проф проб. Формой промежуточной аттестации является выпуск коллажа или реферата «Рабочие профессии»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Название темы | Количество часов |
Раздел I Человек и профессия | 31 ч. |
Раздел II. Трудоустройство | 3ч |
Итого: | 34 ч |
Раздел I Человек и профессия(31ч).
Типы профессий. (Человек- человек, человек- природа, человек – художественный образ, человек- техника). Игра с элементами диагностики «Что кому нравиться?» Что такое профессиограмма. Практикум:«Как составить профессиограмму». Интересы, склонности, способности (профдиагностика). Рабочие профессии: рабочий зеленого хозяйства, рабочий по комплексному обслуживанию здания, швея. Виртуальная экскурсия «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса» Условия поступления и проживания. Выпуск коллажа. Экскурсия в ателье. Профессия обувщик. Экскурсия в «Обувную мастерскую». Работа по заполнению ИОП по профориентации. Здоровье и выбор профессии. Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). Профориентационная игра «Угадай профессию».
Раздел II. Трудоустройство (3ч).
Куда и как подростку можно устроиться на работу. Документы, необходимые для поступления на работу (перечень).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Неделя | Дата | Тема | БУДы | Форма занятия | Словарь, фразеология | РСВ | Прим. |
1 | ИОП по профориентации | -формирование представления о личном профессиональном плане ученика; -умение самостоятельно планировать свою деятельность по заданию. | Проф беседа | ИОП это личный профессиональный план выбора будущей профессии. | -Какую профессию ты выбрал(а)? | ||
2 | ИОП по профориентации | -умение анализировать этапы своего профессионального плана, выделять главное, обобщать и систематизировать. | Практикум | Чтобы получить профессию…, сначала мне нужно… | -Я планирую посетить проф.пробы по выбранной профессии. | ||
3 | Анкета «Профессиональные интересы» | -формирование навыка самостоятельной работы на основе разных видов инструкции для решения практических и учебных задач; -определение профессиональных предпочтений ученика. | Практическое занятие (анкетирование) | Отметьте в бланке один из вариантов — «а» или «б» знаком «+» 1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы. Следить, регулировать | -Я буду отвечать на вопросы анкеты. | ||
4 | Здоровье и выбор профессии. | - формирование необходимого объёма профессиональных знаний; - воспитание положительного отношения к труду. | Групповой час. | Все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека | Здоровье влияет на выбор будущей профессии. | ||
5 | Типы профессий: человек-человек. | - знание типа профессии - человек-человек; -развитие потребности в самопознании и самореализации. | Проф. беседа | Ч-Ч (это когда человек работает с человеком) Например: врач, воспитатель и т.д | Буду делать коллаж | ||
6 | Типы профессий: человек –знаковая система. | - знание типа профессии - человек –знаковая система; -воспитание ответственного отношения к выбору профессионального пути. | Проф. беседа | Человек-знаковая система это работа профессии с текстами, цифрами, формулами, таблицами, и схемами. | -Назови профессии, которые относятся к типу человек-знаковая система? | ||
7 | Типы профессий: Человек – художественный образ, человек-техника. | - расширение представлений о типах профессии: человек – художественный образ, человек-техника; - мотивирование к осознанному и целенаправленному выбору будущей профессии. |
Проф. беседа | Ч-Х - что-либо творит: художник, артист, фотограф. Ч-Т - человек работает с техникой: тракторист, программист. | -Какие профессии относятся к типу «человек – техника»? | ||
8 | «Что кому нравится?» | -закрепление представлений о типах профессий; -формирование умения работать в группе, слушать собеседника и вести диалог. | Игра с элементами диагностики | Задание: выбрать картинку с буквой, обозначающей предмет труда. -Что делают люди на рисунке? | -На какие типы делятся профессии? | ||
9 | Что такое профессиограмма? | -ознакомление с понятием «профессиограмма»; -воспитание ответственности, самостоятельности при выборе будущей профессии. | Проф. беседа | Профессиограмма - это документ, который описывает обязанности и требования профессии. | -Что такое профессиограмма? | ||
10 | Как составить профессиограмму. | -развитие навыка составления профессиограммы по выбранной специальности; -формирование умения самостоятельно планировать свою деятельность по заданию оценивать результаты работы. | Практикум | 1.Описание профессии; 2.Навыки для овладения профессией; 3.Черты характера; 4.Где нужна эта профессия; 5.Где и как можно получить эту профессию? | -Как составить профессиограмму по выбранной специальности? | ||
11 | Интересы, склонности, способности | -формирование понятий «интерес», «склонность», «способность»; - формирование умений адекватно оценивать свои возможности. | Профдиагнос тика | Интересы – то, что тебе больше нравится. Склонность – желание заниматься какой-либо деятельностью (связана с интересами ученика). | Что такое интересы ( склонности, способности)? | ||
12 | Хакасский колледж профессионналь ных технологий, экономики и сервиса | -знание специальностей, по которым обучают в колледже; - формирование серьёзного отношения к выбору профессии. | Виртуальная экскурсия | В колледже обучающие могут получит образование по специальности: «Рабочий зеленого хозяйства», рабочий по комплексному обслуживанию здания. | Какие рабочие профессии можно получить, обучаясь в ХКПТЭС? | ||
13 | Специальность «Рабочий зеленого хозяйства» | -знание о деятельности «Рабочий зеленого хозяйства»; - формирование коммуникативных навыков. | Проф беседа | Рабочий зеленого хозяйства выполняет работы по обустройстве скверов, клумб. | Специальность можно получить в колледже города Абакана. | ||
14 | Специальность «Рабочий по комплексному обслуживаю зданий» | - знание профессиональных обязанностей «рабочий по комплексному обслуживанию здания»; - умение слушать, задавать вопросы, вступать в диалог. | Проф проба | Рабочий должен уметь починить кран, зашпаклевать и покрасить стены. | Специальность рабочий по комплексному обслуживанию зданий | ||
15 | Специальность: «Рабочий по комплексному обслуживанию здания» | -знание о деятельности «Рабочий по комплексному обслуживанию здания»; - воспитание уважительного отношения к людям любой профессии и труду. | Проф. беседа | Убирает и содержит здание школы. Проводит сезонную подготовку зданий, оборудования. | -Чем занимается рабочий по комплексному обслуживанию здания? | ||
16 | Специальность «Швея» | - знание о деятельности швеи; -воспитание интереса к выбранной профессии. | Проф. беседа | Швея шьет изделия из тканей вручную или на швейной машине. | Профессию швея можно получить в Красноярском техникуме социальных технологий. | ||
17 | Специальность «Швея» | -закрепить знания о деятельности «Швея»; - умение слушать, задавать вопросы, вступать в диалог; проявлять уважение к людям труда. | Экскурсия в ателье | Пошив одежды по индивидуальным меркам. | Рабочие инструменты швеи: иголка, нитки,ножницы,шейная машинка. | ||
18 | «Угадай профессию» | -умение соотнести профессию и профессиональные качества; -умение вести диалог, и отвечать на вопросы. | Проф.игра | Задание: угадай профессии по рабочим инструментам. Например: Кто работает со швейной машинкой? -Кто работает с секатором? | -Назови профессию рабочим инструментам | ||
19 | Рабочие профессии | -умение работать в группе, слушать собеседника и вести диалог; -планировать этапы и последовательность реализации поставленных целей и задач деятельности. | Творческая лаборатория | Найдите информацию о рабочих профессиях в интернете. | Рисовать стенгазету | ||
20 | ИОП по профориентаци | - умение пользоваться рекомендациями при составлении ИОП; | Практикум | -Куда ты хочешь поступить после окончания школы. | -Я хочу поступить в колледж. | ||
21 | Профессия: «Обувщик» | -знание о деятельности «Обувщик»; - воспитание уважительного отношения к людям любой профессии и труду. | Проф. беседа | Обувщик – работник обувной фабрики или частной обувной мастерской. | -Что делает обувщик? | ||
22 | Профессия «Обувщик» | -знакомство учащихся с учебным учреждением для получения профессии обувщика; -формирование профессионального самоопределения. | Виртуальная экскурсия | Профессию обувщик можно получить в «Красноярском колледже сферы услуг и предпринимательства» | Профессия обувщик | ||
23 | Профессия «Обувщик» | -закрепить знания о деятельности обувщика; -воспитание культуры общения. | Экскурсия «Обувная мастерская» | Обувщик ремонтирует обувь, делает набойки на каблуки. Вшивает молнию. | Виды работ: замена молнии, набоек. | ||
24 | Профессия «Обувщик» | -расширение знаний о профессиональных обязанностях обувщика; - уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности. | Проф пробы | Обувщик ремонтирует обувь, | Для работы нужны: кусок резины, нож, клей, гвозди. | ||
25 | Профессия «Обувщик» | -развитие навыков составления характеристики профессии; -умение работать с различными информационными источниками. | Практическое занятие ( Составление профессиограммы) | Недостатки: необходимость работать в быстром ритме, повышенная шумность в цеху, испарения от различных красящих и клеящих веществ. | -К какому типу профессии относится данная профессия обувщик? | ||
26 | «Угадай профессию» | -умение анализировать, делать выводы; -работать с несложной по содержанию и структуре информацией. | Проф игра | Составьте пословицу из слов Например: сапоги шьет, сегодня, пироги, завтра печет | - О какой профессии говорится в пословице? | ||
27 | Анкета «Профессиональные интересы» | - осознание своих личных особенностей, интересов и склонностей; - умение осознанно относиться к выбору профессии. | Профдиагностика | Интересы – то, что тебе больше нравиться. Склонность– желание заниматься какой-либо деятельностью. | Ответь на вопросы теста. | ||
28 | ИОП по профориентации | -умение анализировать этапы своего профессионального плана, выделять главное, обобщать и систематизировать. | Практикум | -Я хочу получить профессию... | -Я хочу посетить проф.пробы по выбранной профессии. | ||
29 | ИОП по профориентации. | -умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Практикум | -Какие кружки ты посещаешь? («Театр мод»,»Уникальный стиль») | -Я посещаю кружки…, | ||
30 | Документы необходимые для поступления на работу. | -знание перечня документов, необходимых для поступления на работу; -формирование умения ведения диалога. | Встреча с соц. педагогом. | Документы: заявление о приеме на работу; паспорт; снилс; ИНН; медицинская справка; справка с места учебы; трудовая книжка; фото (3х4). | -Какие документы нужны для поступления на работу? | ||
31 | Анкета «Темперамент профессий» | -формирование желания приобрести новые знания; -развитие коммуникативных навыков: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. | Встреча с психологом | Темперамент:сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик | - Какой у тебя тип темперамента? | ||
32 | Куда и как подростку можно устроиться на работу. | -формирование желания приобрести новые знания; - воспитывать правовую грамотность. | Групповой час. | Работу можно найти через: интернет, по объявлению в газете , на бирже труда. | Работу можно найти в центе занятости населения. | ||
33 | Куда и как подростку устроиться на работу. | - ознакомление о видах работ для подростков, предоставляемых ЦЗН; - формирование социальной компетентности. | Встреча | Условия труда: 1. Работа не противопоказана здоровью. 2. Выполняется в свободное от учебы время. 3.Согласие родителей. 4.Короткий рабочий день | Допускается прием на работу подростков с 14 лет | ||
34 | Рабочие профессии (Итоговое занятие). | -закрепление знаний о деятельности рабочих профессий; -осознанно действовать на основе разных видов инструкции для решения практических задач. | Занятие мастерская (выпуск коллажа написание реферата) | Будем создавать коллаж о рабочих профессиях. -Какие профессии мы изучали? | -Составим коллаж о рабочих профессиях: зеленого хозяйства, по комплексному обслуживанию здания, швея. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерн...

Рабочая программа по трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа разработана по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...

Программа коррекционно - логопедического курса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с системным недоразвитием речи
Логопедическая программа групповых занятий для обучающихся 3 класса, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) и системное недоразвитие речи....