Возникновение земледелия и скотоводства
план-конспект урока по истории (5 класс)
Коспект урока по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiy_konspekt_uroka_istorii_5_klass.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира
Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.
Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными
представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства;
метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления;
личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии.
Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
- Дидактический раздаточный материал для работы групп
- Листы самоконтроля
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2014
- Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014
Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства
Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся
Форма урока: урок – игра
Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.
-Здравствуйте ребята. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята, прежде чем познакомится с нашей сегодняшней, темой давайте проверим домашнее задание. Что мы изучали на прошлом уроке? Пр.3 вопр. стр. 20
Актуализация знаний.
- Как была открыта пещерная живопись?
- Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
- Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
- Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мертвых»?
Учитель: Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.
- Что вы ели вчера и сегодня?
- Из каких продуктов приготовлены эти блюда?
- Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
- Откуда брали пищу самые первые люди?
- Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?
Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.
(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)
Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством. Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему?
Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться на 10 т.л.н. в Западную Азию.
Но что это? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания. Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения от гибели.
Изучение нового материала:
Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).
Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.
Родовая община — это коллектив людей, связанных между собой родством.
- Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.
Роль старейшин в родовых общинах:
1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.
2. Разрешает споры внутри рода.
Учащиеся записывают определения слов род и родовая община.
Записывают схему.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.
После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.
Работа в группах:(10 мин).
Группы | Содержание плана урока | Проблемное задание |
Род Лошади | Мотыжное земледелие | Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники: Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому… Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1 |
Род Бизона | Приручение животных | Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:
Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ……………….. Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо. Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2 |
Род Медведя | Возникновение ремесел | Возникновение ремесел. Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду. 1. Сплетенную из веток и обмазанную___глиной_________ корзину , мы поставили в __огонь___. Прутья сгорели, остался крепкий _________кувшин_. Мы изобрели ______гончарство__. 2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____. 3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________. Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4 |
Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).
Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство, ремесло).
Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.
Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов.
Закрепление (вопросы выводятся на слайдах, ответы фиксируются в листах самоконтроля).
1. Земледелие возникло из:
А) охоты
Б) собирательства
В) рыболовства
Г) ремесла
2. Найдите лишнее:
В земледельческих работах применяли:
А) мотыгу
Б) серп
В) каменный топор
Г) гончарный круг
3. Скотоводство возникло из:
А) охоты
Б) собирательства
В) рыболовства
Г) ремесла
4. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):
А) тигр
Б) лошадь
В) корова
Г) собака
5.Какое ремесло не возникло у первобытных людей
А) изготовление рыцарских доспехов
Б) гончарство
В) прядение
Г) ткачество
6.Гончарство – это:
А) изготовление нитей
Б) изготовление глиняной посуды
В) изготовление ткани
Г) строительство жилищ
7. Выберите неправильный ответ:
Несколько родовых общин, живущих в одной местности:
А) составляли племя
Б) состояли из больших семей
В) управлялись советом старейшин
Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля. Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода .путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.
Обсудим проблемную ситуацию
Какие общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым общинам.
1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.
2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство
3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом
4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.
Рефлексия:
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что нового я узнал на уроке?
- Чему научился?
Домашнее задание:
п.4, задания в рабочей тетради на выбор учащегося № 13, 14
Список использованной литературы:
- Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)
- Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)
- Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003
Лист Самоконтроля
Учащегося 5 А Класса __________________________________________
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ответ | |||||||
баллы |
В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ
Всего баллов____________ Оценка ___________________
Лист Самоконтроля
Учащегося 5 А Класса __________________________________________
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ответ | |||||||
баллы |
В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ
Всего баллов____________ Оценка ___________________
Лист Самоконтроля
Учащегося 5 А Класса __________________________________________
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ответ | |||||||
баллы |
В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ
Всего баллов____________ Оценка ___________________
Род Лошади
Мотыжное земледелие.
Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:
Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю… ., поэтому…
Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие
Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21- 22 п.1
Род Бизона
Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:
Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ………………..
Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо.
Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2
Род Медведя
Возникновение ремесел.
Вставьте пропущенные слова:
Мы научились изготавливать посуду и одежду.
1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.
2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.
3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории "Возникновение земледелия и скотоводства" 5 класс
Урок с использованием ЭОР. Материал урока способствует формирования у учащихся умения обобщать материал и делать выводы....
Урок в 5 классе Возникновение земледелия и скотоводства
Разработка урока по одной из сложных тем в начале 5 класса Главная задача подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые пр...
Возникновение земледелия и скотоводства
Цели урока: познакомить учащихся с причинами возникновения земледелия и скотоводства, с изменениями ,которые эти занятия вызвали в обществе...
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему «Возникновение земледелия и скотоводства»
Методическая разработка урока истории "Возникновение земледелия и скотоводства"...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"
Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС, образовательной программы 5-9 классы, примерной программы по истории 5-9 классы и примерной программы для предметной линии учебников ...
Возникновение земледелия и скотоводства.
Презентация к уроку истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира "Возникновение земледелия и скотоводства"
Методическая разработка урока по истории Древнего мира«Возникновение земледелия и скотоводства» Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести...