Возникновение земледелия и скотоводства
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Цели урока: познакомить учащихся с причинами возникновения земледелия и скотоводства, с изменениями ,которые эти занятия вызвали в обществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozniknovenie_zemledeliya_i_skotovodstva.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Возникновение земледелия и скотоводства
Цели: Познакомить учащихся с причинами возникновения земледелия и скотоводства, с изменениями,
которые эти занятия вызвали в обществе.
Формировать умение работать с текстом учебника, иллюстрациями
Оснащение: карта мира, таблицы
Ход урока:
- Повторение
1. Решите кроссворд (рабочая тетрадь задание 12)
2. Ответьте на вопросы: 1) Что изображали первобытные художники?
2) Почему древние люди чаще всего изображали животное, которого поразил
своим оружием человек?
3) Рисунки, найденные на стенах пещер, свидетельствуют о том, что у
первобытных людей наряду с охотой и собирательством появился еще один
вид деятельности. Какой?
4) Что такое искусство?
5) При раскопках археологи находили не только наскальные рисунки, но и
захоронения первобытных людей. Что в этих захоронениях было необычным?
- Изучение нового материала
В могилах древних людей археологи находят орудия труда, оружие, глиняные кувшины и миски, зерна ржи, пшеницы. Эти находки свидетельствуют о том, что все это использовалось людьми в повседневной жизни.
Вопрос: Откуда у людей были эти предметы и продуты?
Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Но примерно 10 тыс. лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т.е научился сам выращивать продукты питания и разводить скот.
Сегодня на уроке мы и познакомимся тем как это произошло.
Десять тысяч лет назад началось потепление. Северный океан вскрылся ото льда. Северные степи со временем превратились в тундру, где крупным животным (таким как мамонты) стало не хватать пищи, и они постепенно вымерли.
Племена охотников откочевали на юг. Но и там степи занимали небольшую площадь – только вдоль края горных ледников. Охотникам не хватало диких животных, и они были вынуждены искать новые способы добывания пищи. Так человечество в плотную подошло к двум великим открытиям, сыгравшим в истории исключительно важную роль, - к земледелию и скотоводству.
земледелие – возделывание, обработка земли с целью выращивания с/х растений
скотоводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота для получения мяса, шкур и других
продуктов
учебник § 4 п .1- 2 стр. 20-21 – вслух
Самые древние поселения земледельцев археологи обнаружили в Передней Азии ( это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины ) – карта стр. 7
Там и сейчас можно найти дикую пшеницу, ячмень, рожь, овес. В других районах Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу – в Центральной Америке, картофель – в Южной Америке, бананы и сахарный тростник – в Индии, просо и рис – в Китае.
Вопрос : 1. Какие еще занятия появились у древних людей?
учебник § 4 п .3 стр. 21 – тихое чтение
ремесло - изготовление различных изделий
Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю прими-тивными орудиями труда и охотиться в одиночку, человеку было бы очень трудно. Поэтому сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин – самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Старейшины управляли родовыми общинами, следили за тем, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Под руководством старейшин проходили празднества. На них сородичи особыми танцами и пенями старались вызвать дождь, обеспечить урожай или добиться успеха на охоте.
Все сородичи считали, что происходят от одного предка – человека или животного.
Жениться на девушке из своего рода было запрещено. Часто устанавливался такой порядок: юноши и девушки из одного рода заключали браки с юношами и девушками из другого. Таким образом, роды заключали между собой нерушимый союз. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя.
племя – несколько родовых общин , живущих в одной местности
Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени – ведь человек не мог прожить в одиночку.
Закрепление изученного материала:
- Из каких более древних занятий возникли земледелие и скотоводство?
- Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства?
- Почему сородичи слушались старейшин?
- Первобытные люди часто считали животных своими сородичами и даже предками, называли себя «люди Бобра», «люди Орла». Известно, что некоторые роды устраивали праздники, во время которых надевали маски медведей, танцевали, подражая медвежьей походке. Подумайте, с какой целью они так поступали.
Домашнее задание: § 4, рабочая тетрадь задание 14, 15, 16,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории "Возникновение земледелия и скотоводства" 5 класс
Урок с использованием ЭОР. Материал урока способствует формирования у учащихся умения обобщать материал и делать выводы....
Урок в 5 классе Возникновение земледелия и скотоводства
Разработка урока по одной из сложных тем в начале 5 класса Главная задача подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые пр...
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему «Возникновение земледелия и скотоводства»
Методическая разработка урока истории "Возникновение земледелия и скотоводства"...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"
Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС, образовательной программы 5-9 классы, примерной программы по истории 5-9 классы и примерной программы для предметной линии учебников ...
Возникновение земледелия и скотоводства.
Презентация к уроку истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира "Возникновение земледелия и скотоводства"
Методическая разработка урока по истории Древнего мира«Возникновение земледелия и скотоводства» Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести...
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства
Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, котор...