Урок в 5 классе Возникновение земледелия и скотоводства
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме
Разработка урока по одной из сложных тем в начале 5 класса Главная задача подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 5
Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.
Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.
2. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).
3 Формировать умение работать с тестами, с учебником.
Учебное
оборудование: карта мира, ИКТ, слайды
План урока:
1- Организационный момент.
2- Проверка домашнего задания.
3 -Вводная беседа.
4- Изучение нового материала.
5- Закрепление изученного материала.
6- Домашнее задание
7- Итог урока.
Ход урока
- Организационный момент.
- Опрос д/з
1. Подготовка устного ответа по карточке № 4,№5.
КАРТОЧКА №4
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилось искусство?». Для этого вспомни:
- Как была найдена впервые пещерная живопись?
- Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?
- Что обозначает понятие «искусство»?
КАРТОЧКА №5 (письмено)
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия ?». Для этого вспомни:
- Почему древние люди чаще всего изображали животное, которое поразил своим оружием человек?
* Почему в могилы люди клали различные предметы?
2. Работа с классом Тесты (учимся отвечать и записывать)
1. Когда на Земле появились первые люди?
а) около 2 млн. лет назад
б) около 10 млн. лет назад
в) около 100 тыс. млн. лет назад
2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?
а)гарпун
б) лук в)рубило
3. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отноше-
ния?
а) в человеческом стаде
б) в родовой общине
в) в государстве
4. Основные занятия человека в период оледенения.
а) охота
б)земледелие
в)ремесло
5. Кто управлял родовой общиной?
а) цари
б) жрецы
в) старейшины
6. Что называется религией?
а) вера человека в сверхъестественные существа
б) наука о сотворении мира
в) наука о появлении человека
7. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за
одного»?
а) в человеческом стаде
б) в родовой общине
в) в государстве
Ключ к mecmy: 1 — а; 2 — а; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а; 7 — б.
4. Развернутый ответ учащегося по карточке № 4.№5
III. Актуализация опорных знаний учащихся по теме Возникновение искусства и религиозных верований».
IV. Изучение новой темы.
План
1) Мотыжное земледелие.
2)Скотоводство.
- Обработка глины и ткачество.
- Племя.
На доске записаны тема урока, новые слова: зернотерка, керамика, старейшина.
Итак, мы знаем, что миллионы лег люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т. е. перешел к производящему хозяйству.
Присваивающее Производящее (Схема на доске и в тетрадь)
Примеры ? Примеры ?
Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?
1. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Прочитать ст 27-28 учебника
2. Беседа по прочитанному:
- Когда появилось земледелие? (10тысяч лет назад).
- Как появилось земледелие? (женщины заметили, что семена дикорастущих культур, упав на землю, на следующий год дают там всходы).
Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? (деревянной мотыгой — палкой с сучком).
- Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).
- На чем растирали зерна? (на зернотерках).
- Чем очищали участок для посева? (каменным топором).
- Какое значение имело земледелие для людей? (Оно давало пищу, теперь люди понимали, что ее можно получить, приложив свои усилия.)
3. Работа с картой. Показать районы первого земледелия
4. Работа с учебником Сообщение наиболее подготовленного ученика по теме: «Как воз-
никло скотоводство».
5. Рассказ учителя.
Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку человеку было бы очень трудно. Поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.
Учитель рисует схему на доске.
Совет старейшин
Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался с молитвой к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины.
IV. Закрепление изученного на уроке.
Выполни задание:
— Первобытные люди сделали много открытий, которые сохранили значение до настоящего времени.
Назовите наиболее важные из них. Как люди использовали эти открытия?
V. Итог урока.
Домашнее 1. Прочитать § 4 задание: (7 вид нарисовать глиняную посуду)
2. Составить рассказ по вопросу «Как появилось земледелие и скотоводство?».
- Уметь объяснять понятия: «старейшина», «племя», «производящее хозяйство», «присваивающее хозяйство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока истории в 5 классе "Возникновение земледелия и скотоводства"
технологическая карта по истории на тему "Возникновение земледелия и скотоводства", цели, задчи урока, деятельность учителя, учащихся, итог, рефлексия...
Урок на тему: "Возникновение земледелия и скотоводства", 5 класс
Урок на тему" Возникновение земледелия и скотоводства"...
Презентация к уроку истории 5 класс "Возникновение земледелия и скотоводства"
Презентация к уроку истории 5 класс "Возникновение земледелия и скотоводства"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ 5 КЛАССА "ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ "вОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"...
Урок истории в 5 классе "Возникновение земледелия и скотоводства" ФГОС
К учебнику: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 3-е изд. - М.: 2015 - 303с.К уроку: §4. Возникновение земледелия и скотоводства...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Возникновение земледелия и скотоводство"
Презентация к уроку истории в 5 классе "Возникновение земледелия и скотоводство"...
Разработка урока истории в 5 классе " Возникновение земледелия и скотоводства"
Знакомство учащихся с возникновением земледелия, скотоводства и ремёсел у первобытных людей. Как в последствии изменилась их жизнь....