Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС, образовательной программы 5-9 классы, примерной программы по истории 5-9 классы и примерной программы для предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2013 г. В технологической карте отражены личностные, метапредметные и предметные результаты . Тип урока - урок" открытия нового знания". В основе деятельности школьников - системно-деятельностный подход.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
5 класс
Учитель : Ильина Людмила Николаевна МБОУ «СОШ №60» г. Владивосток
Предмет : история
Класс : 5
Тема урока : Возникновения земледелия и скотоводства
Цели урока :
Образовательная – получение систематических знаний о причинах перехода от присваивающего к производящему хозяйству за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей.
Деятельностная - совершенствование навыков проектирования заданий для решении учебных задач, работы со схемами.
Задачи урока :
- Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.
- Развивать навык работы с исторической картой
- Вырабатывать умение получать информацию из разных источников , обрабатывать и презентовать ее.
- Развивать умение - составлять учебную задачу
- Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе
Планируемые образовательные результаты:
Предметные :
Научиться : применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и
культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Метапредметные :
Познавательные.
Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в схемы или таблицы)
Коммуникативные.
Умение эффективно сотрудничать в группе.
Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы.
Регулятивные.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
Личностные :
Формирование ответственного отношения к учению.
Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению
Условия реализации урока :
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Учебная литература
1. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2011-12.
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)
1.Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. — М.: ВАКО, 2008. – 284 с. Крючкина Н.Б.
2.Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.
3.Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004
Оборудование
1.Аудиоколонки колонки.
2.Видеопроектор.
3.Персональный компьютер.
4.Принтер.
5.Экран.
Основные понятия : серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности Продолжительность: | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать) Организует работу мини-групп (парами) | 1.По названию параграфа предположите о каких видах деятельности первобытных людей мы будем говорить. 2.Что из курса «Окружающий мир» вы узнали о них? 3.Это первые занятия людей? Какие занятия были первыми? Определите место понятий «охота и собирательство» в схеме. | Обсуждение и представление знаний полученных в начальной школе. Заполнение схемы Присваивающее Охота собирательство |
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий Продолжительность: | Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить. | На какие вопросы мы должны ответить, что бы понять процесс перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству? | Обсуждение в классе, предложенных вопросов. Как ? Почему? Что изменилось? |
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи) Цели: подвести учащихся к пониманию сути перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Продолжительность: | Организует презентацию подготовленных группами заданий. Предоставляет ресурсы для работы. Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск. | Задания для мини-групп (пары) 1.Работа с картой –изучить карту придумать вопросы, помогающие определить территории заселения земледельцами и скотоводами , придумать значки и прикрепить к карте . 2. Найти в учебнике , дополнительной литературе , ресурсы ЦОР информацию о поселениях первых земледельцев. Выделить понятия для «Словаря в картинках» Составить схему –«Поселение земледельцев» и объяснить связи между «гроздьями» 3. Найти в источнике информацию для составления схемы – «Найти соответствие» которая бы объясняла зависимость нужд человека и приручения животных. Определит понятия дл«Словаря в картинках» Составить схему –соответствия и объяснить взаимосвязи. 4.Найти в источнике информацию о возникновении ремесел. Определите понятия для «Словаря в рисунках» Составьте текст в который надо вставить слова-понятия. Предложите вставить слова в текст классу . ткачество, ткацкий станок, прялка, одежда из полотна и шерсти. 5.Заполните схему управления племенем. В источнике найдите понятия, которые характеризуют управление людьми и вставьте их в схему, объяснив взаимосвязи. Задание классу : Определить как называется хозяйство к которому относится земледелие и охота Определите место новых занятий в кластере. Чем отличается присваивающее хозяйство от производящего? Задание всему классу: К каким последствия привело возникновение земледелия (поставить + и - ) | Земледелие Ячмень Пшеница Мотыга Серп Зернотерка Оседлость Жилище Молоко собака Мясо овца Шкуры коза Шерсть корова Племя Совет старейшин Соседская община 1.Начало кочевого образа жизни 2.Переход к оседлому образу жизни 3.Занятия собирательством 4.Выращивание злаковых растений. 5.Переход к производящему хозяйству 6.Накопление запасов жизни 7.Изменение образа жизни людей |
IV. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.
Продолжительность | Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке. Комментирует домашнее задание. | Познавательная рефлексия: Социальная рефлексия: Психологическая рефлексия: Д.З. Обязательное : Проект «Словарь в рисунках» Читать Параграф 4. Творческое задание по выбору: Нарисуйте сюжетный рисунок «Жертвоприношение идолу», или используя ключевые понятия составь рассказ на эти темы. | vЗнакомая информация +Новая информация --Я думал (думала) иначе ?Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше Игрушки повесить на ёлочку. Выбери смайлик |
Планируемые предметные результаты:
Понимание значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему и открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.
Усвоение понятий: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.
Универсальные учебные действия:
Познавательные. Исследовать географию районов перивичного земледелия на исторической карте. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и ско-товодства.
Коммуникативные. Работа в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
Регулятивные.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства
Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, котор...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати
Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила
Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...
Комментарии
благодарность
отличный урок. Спасибо.