Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Ильина Людмила Николаевна

Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС,  образовательной программы 5-9 классы, примерной программы по истории 5-9 классы и примерной программы для предметной линии учебников  А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2013 г. В технологической карте отражены личностные, метапредметные и предметные результаты . Тип урока - урок" открытия нового знания". В основе  деятельности школьников - системно-деятельностный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

5 класс

Учитель : Ильина Людмила Николаевна      МБОУ «СОШ №60» г. Владивосток

Предмет : история

Класс : 5

Тема урока : Возникновения земледелия и скотоводства

Цели урока : 

Образовательная  получение  систематических знаний  о  причинах перехода от присваивающего к производящему хозяйству за счет расширения понятийной базы  и выявления причинно-следственных связей.

Деятельностная -  совершенствование  навыков  проектирования заданий для   решении  учебных задач, работы со схемами.

Задачи урока :

  • Формировать  систему знаний  с помощью ключевых понятий урока.
  • Развивать  навык  работы с исторической картой
  • Вырабатывать умение получать информацию из разных источников , обрабатывать  и презентовать ее.
  • Развивать умение - составлять учебную задачу
  • Развивать   и совершенствовать  навыки  совместной деятельности в группе

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :

Научиться : применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и

культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Метапредметные :

Познавательные.

Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в схемы или  таблицы)

Коммуникативные.

Умение эффективно сотрудничать в группе.

Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы.

Регулятивные.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

Личностные :

Формирование ответственного отношения к учению.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Условия реализации урока :

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Учебная литература

1. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012

2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2011-12.

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

1.Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. — М.: ВАКО, 2008. – 284 с.  Крючкина Н.Б.

 2.Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.

3.Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004

Оборудование

1.Аудиоколонки колонки.

2.Видеопроектор.

3.Персональный компьютер.

4.Принтер.

5.Экран.

Основные понятия : серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Продолжительность:

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения  в деятельность (хочу узнать)

Организует работу мини-групп (парами)

1.По названию параграфа предположите о каких видах деятельности первобытных людей мы будем говорить.

2.Что из курса «Окружающий мир» вы узнали о них?

3.Это первые занятия людей? Какие занятия были первыми?

Определите место понятий «охота и собирательство» в схеме.

Обсуждение и представление знаний полученных в начальной школе.

Заполнение схемы  

Присваивающее

Охота собирательство  

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели:  подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий 

Продолжительность:

Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и  для постановки проблемой задачи, которую надо решить.

На какие вопросы мы должны ответить, что бы понять процесс перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству?

Обсуждение  в классе, предложенных вопросов.

Как ?

Почему?

Что изменилось?

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: подвести учащихся к пониманию сути перехода от присваивающего хозяйства к производящему.

Продолжительность:

Организует презентацию подготовленных группами заданий.

Предоставляет ресурсы для работы.

Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск.

Задания для мини-групп (пары)

1.Работа с картой –изучить карту придумать вопросы,  помогающие определить  территории заселения земледельцами и скотоводами , придумать значки и прикрепить к карте .

2. Найти в учебнике ,  дополнительной литературе , ресурсы ЦОР информацию о поселениях первых земледельцев.

Выделить понятия для «Словаря в картинках»

Составить схему  –«Поселение земледельцев» и объяснить связи между «гроздьями»

3. Найти в источнике информацию для составления схемы – «Найти соответствие» которая  бы объясняла  зависимость нужд человека и приручения животных.

Определит понятия дл«Словаря в картинках»

Составить схему –соответствия и объяснить взаимосвязи.

4.Найти в источнике информацию о возникновении ремесел.

Определите понятия для «Словаря в рисунках»

Составьте текст в который надо вставить слова-понятия.

Предложите вставить слова в текст классу .

ткачество, ткацкий станок, прялка, одежда из полотна и шерсти.

5.Заполните схему управления племенем.

В источнике найдите понятия,  которые  характеризуют управление людьми и вставьте их в схему, объяснив взаимосвязи.

Задание классу :

Определить как называется хозяйство к которому относится земледелие и охота

Определите место новых занятий в кластере.

Чем отличается присваивающее хозяйство от производящего?

Задание всему классу:

К каким последствия привело возникновение земледелия (поставить + и - )

Земледелие

Ячмень

Пшеница

Мотыга

Серп

Зернотерка

Оседлость

Жилище 

Молоко   собака

Мясо        овца

Шкуры    коза

Шерсть    корова 

Племя

Совет старейшин

Соседская  община

1.Начало кочевого образа жизни

2.Переход к оседлому образу жизни

3.Занятия собирательством

4.Выращивание злаковых растений.

5.Переход к производящему хозяйству

6.Накопление запасов жизни

7.Изменение образа жизни людей

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.

 

Продолжительность

Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке.

Комментирует домашнее задание.

Познавательная рефлексия:

Социальная рефлексия:

Психологическая рефлексия:  

Д.З.

Обязательное :

Проект «Словарь в рисунках»

Читать Параграф 4. Творческое задание по выбору: 

Нарисуйте сюжетный рисунок «Жертвоприношение идолу», или
«Первобытный  обряд захоронения » или

используя ключевые понятия составь рассказ на эти темы.

vЗнакомая информация

+Новая информация

--Я думал (думала) иначе

?Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Игрушки повесить на ёлочку.

Выбери смайлик

Планируемые предметные результаты:

Понимание значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему и   открытий и изобретений древнейших людей  для развития человеческого общества.

Усвоение понятий: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.

Универсальные учебные действия:  

Познавательные. Исследовать географию районов перивичного земледелия на исторической карте. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и ско-товодства.

Коммуникативные. Работа в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

Регулятивные. 

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства

Тема урока:     Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что ското­водство и земледелие - величайшие открытия челове­чества, котор...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати

Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила

Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...


 

Комментарии

отличный урок. Спасибо.