Методическая разработка. Игра "Крестики-нолики" по истории Древнего мира
методическая разработка по истории (5 класс)
Цель: Обобщение и систематизация знаний по истории Древнего мира и их применение в новых ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_krestiki-_noliki_po_istorii_drevnego_mira_5_klass.doc | 589 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мероприятия
Игра «Крестики- нолики» по истории Древнего мира (5 класс).
Цель: Обобщение и систематизация знаний по истории Древнего мира и их применение в новых ситуациях
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать духовно-нравственные качества личности.
Образовательные:
- Учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, сравнивать данные разных источников, выявлять сходства и различия.
- Соотносить единичные исторические факты и общие явления.
- Определять и объяснять свое отношение к событиям, личностям в истории и их оценку.
- Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Личностные:
- развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося,
- реализация творческого потенциала детей,
- развитие умения самооценки собственной деятельности, а также работы своих товарищей,
- развитие учебно-познавательного интереса к истории как предмету;
Метапредметные:
Регулятивные:
- оценка и осознание учениками качества и уровня освоения материала по истории Древнего мира
Познавательные:
- обобщение и систематизация полученных знаний по курсу истории Древнего мира,
- применение полученных знаний в новых ситуациях,
Коммуникативные:
- развитие умения работать в группе, команде,
- развитие культуры общения во время групповой работы,
- развитие умения отстаивать свою точку зрения.
Предметные:
- применение полученных знаний по Древнего мира в новых ситуациях
Оснащение : Плакат с изображением игрового поля (как в игре «крестики- нолики»), с графическим (схематическим) изображением заданий; карточки с изображением «крестиков» и «ноликов», задания
Подготовка кабинета: два стола для работы групп, остальные расставить так, чтобы было свободное пространство для инсценировки и презентации заданий).
Участники - учащиеся 5-х классов
Форма мероприятия – групповая работа.
Этапы мероприятия:
- Подготовительный.
Каждый пятый класс заранее выбирает команду, капитана, а так же придумывает название команды.
- Оргмомент.
Учитель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас внеклассное мероприятие по истории Древнего мира. Нам необходимо выяснить:
- что мы знаем?
- чему мы научились?
- сможем ли мы применить наши знания?
А сделаем мы это в форме всем известной игры «крестики-нолики».
3.Объяснение правил игры:
Одна из команд будет играть роль «нолика», другая – роль «крестика». Как играть в «крестики-нолики», я думаю, вы все знаете.
Первый ход определяется по жеребьёвке. Команда, которой выпало право первого хода, выбирает клетку на поле с заданием, которое для нее является наиболее интересным. Похожее задание получает и вторая команда. Дается время на его выполнение (например, 5-10 мин. в зависимости от сложности). По истечении времени дает ответ первая команда. Если ее ответ правильный, она заполняет квадратик на игровом поле своим знаком (например, крестик), используя заранее подготовленные карточки с «ноликами» и «крестиками». (Их приклеивают скотчем на игровое поле). Если же первая команда дает неверный ответ, тогда отвечает вторая команда. В случае правильного ответа, она закрывает данный квадратик на игровом поле своим знаком «нолик». Победившая команда имеет право выбрать следующий квадратик с заданием.
Выигрывает та команда, которая заполняет своими значками квадратики на игровом поле как в игре «крестики- нолики», т.е. вертикально, горизонтально или по диагонали.
Итак, начинаем играть…
3. Основная часть мероприятия. (см. приложение)
Игровое поле.
1. Рассказ купца |
2. Восстанови исторический источник | 3. В театре Диониса |
4. Историческое расследование… |
5. Читаем карту… | 6. Личность в истории |
7. Конкурс капитанов | ?
8. «Блиц-опрос» | 9 Разгадай ребус |
- «Рассказ купца»:
Представьте, что вы богатые купцы и со своим товаром, на своем корабле посетили многие древние храмы. Давайте послушаем ваши рассказы об удивительных местах.
Для 1 команды: составить рассказ по теме «Город богини Афины», используя данные слова (на карточках).
Для 2 команды: составить рассказ по теме «Долина мертвых», используя данные слова (на карточках): Приложение№1.
2 . «Восстанови исторический источник»:
Часто в письменных источниках древности часть текстов. Попробуйте воссоздать их сопоставив событие с известными вам историческими деятелями
Команды должны сопоставить личность и событие
(цель: провести сравнительный анализ): Приложение №2
3. «В театре Диониса»:
Вам известно, что искусство театрального мастерства зародилось в Древней Греции. Попробуйте вжиться в роль древнегреческих актеров и
инсценировать исторический отрывок
(цель-развитие творческих способностей обучающихся)
Ребята должны инсценировать отрывок из исторического сюжета. (возможно и использование пантомимы), а также сказать где и когда происходило (могло происходить) действие сюжета. Приложение №3
4.«Историческое расследование»
На этом этапе к своим знания ы должны приложить вашу сообразительность и привлечь логику. Попробуйте расследовать историческую головоломку.
Команды должны проанализировать исторический факт и на его основе сделать вывод. Приложение №4
5. «Читаем карту…»
Каждая команда получает силуэт из белой бумаги. Попробуйте по очертаниям определить, границам какого древнего государства они соответствуют и назовите основные природно-климатические особенности этого государства.
Задание по карте, т.е. используя карту, ее легенду, составить связный рассказ.
6. «Личность в истории»
Каждая команда получает по две карточки с именами исторических личностей. Вы должны охарактеризовать их самих, их деятельность, где и когда они жили.
Приложение №5
7. Конкурс капитанов
Вы – древний сказитель, учились у самого Гомера. А теперь вам нужно написать в стихах, о любимой стихии многих древних народах - море. Вам в помощь даются пары рифм.
Приложение №6
8. «Блиц- опрос»
Каждая команда получает по пять вопросов, на которые нужно ответить быстро.
Побеждает команда ответившая на большее количество вопросов. Если команда не знает ответ, ответить могут противники.
Приложение №7
9. «Разгадай ребус»
Мы знаем, что до изобретения букв люди пользовались пиктографическим письмом (картинки-знаки). Попробуйте угадать слово спрятанное за этими пиктограммами.
Побеждает команда быстрее разгадавшая ребус.
Приложение №8
4. Итоги: (рефлексия, оценка образовательного мероприятия)
В конце игры подводятся итоги, выясняются положительные и отрицательные моменты:
-что понравилось?
-что было сложным?
-что хотелось бы повторить?
Учитель дает оценку капитанам, а капитаны команд оценивают работу своих коллег по команде. Победители получают призы ☺
Примечание.
В течение занятия целесообразно провести музыкальную паузу(можно несколько) для разрядки, а так же физкультминутку.
Приложения
Приложение №1.
Город богини Афины: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, портик, кариатиды,.
В долине мертвых: Сфинкс, саркофаг, пирамиды, мумия, жрецы, пески.
Приложение №2.
Событие | Личность |
Создатель первого письменного сборника законов был… | Солон |
Возглавил самое крупное восстание рабов в Древнем Риме… | Конфуций |
Учение… велит уважать и почитать старших, а младших опекать | Рамсес II |
Воплотить свою мечту о покорении мира почти удалось … | Александр Македонский |
Освободителем своей земли от долговых камней был… | Хаммурапи |
Государство на берегах Нила обрело наибольшее могущество при… | Спартак |
Приложение№3.
Отрывок №1:
«Черную землю иссушало солнце, листья растений поникли. Все живое изнемогало от жары и жажды. Но вот в реке прибывала вода, она становилась мутно-зеленого, а затем красного цвета. Река оживляла землю, жаждущую влаги. Взрослые и дети резвились в освежающих водах огромной реки. Широкие волнывлекли за собой рыб, сверкающих чешуёй. Над ними кружили стаи птиц».
Отрывок №2:
«В первый день атлеты молились и приносили жертвы богам. Перед огромной статуей бога-громовержца они давали клятву бороться честно. Затем, этому же богу мудрые судьи клялись выносить справедливые решения и честно решать, кто станет победителем»
Приложение№4.
Задание команде №1.
На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.
Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.
Ответ: папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге.
Задание команде №2.
Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст.
Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?
Ответ - в Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы.
Приложение№5.
Каждая команда получает по две карточки с именами исторических личностей. Они должны охарактеризовать их самих, их деятельность, где и когда они жили.
1 команда: Юлий Цезарь, Хаммурапи.
2 группа: Перикл, Тутмос
Приложение №6.
Например, составить стихотворение, используя данные рифмы:
___________ вскоре
___________ волны
___________ море
___________ вольный и т.п.
Примечание:
Что не было скучно остальным членам команды, им можно дать задание, правильное выполнение которого, даст дополнительные баллы команде.
Задание: каждая команда должна определить о ком идет речь
1 команда
Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?
“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”
Ответ - Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море.
.
2 команда:
Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали.
Для кого из героев поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?
Ответ - Страшный циклоп - людоед Полифем, который лишился единственного глаза, потому что заснул, опьянев от выпитого вина. “Тут повалился он навзничь… не в меру напившись” пишет Гомер.
Приложение№7.
Команда №1.
1. Первая столица объединенного Египта Мемфис
2. Повелитель Египта, его правитель. Фараон
3. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. Писец
4. Знатные, знаменитые люди, советники фараона. Вельможи
5. Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон. Амон – Ра
Команда №2.
1. Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых. Осирис
2. Бог земли в Древнем Египте. Геб
3. Необычные существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид. Сфинксы
4. Священная книга христиан. Библия
5. Правила, по которым, согласно учению христиан, должны жить люди. Заповеди
Приложение №8
Ребус для команды №1
Ребус для команды №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Методическая разработка урока по истории древнего мира
Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"
Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....
Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"
Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....