Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Афинский полис"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс
Афинский полис Цели урока:
1.образовательная – обучающие смогут дать определения: демократия, реформа, тирания.
2. развивающая – обучающие смогут выявить особенности демократии и тирании и найти различия между этими понятиями.
3. воспитательная – обучающие смогут выразить своё отношение к Солону, Писистрату и Клисфену.
Этапы урока | Учитель | Ученик | |
1 создание проблемной ситуации | Медником Периллом была создана статуя быка. Внутри она была пустая, в боку была дверца, а под брюхом разжигали костёр. Приговорённого к казни человека бросали во внутрь, где он сгорал заживо. Когда несчастные жертвы стонали и молили о пощаде, то благодаря особому устройству статуи казалось, что бык мычал. Такими методами некоторые правители Афин – тираны удерживали власть и расправлялись с неугодными им людьми. О ком идет речь в отрывке? Кто же такие тираны? Составим определение данного понятия. (На доске написаны слова: Тиран- по наследству, жестокие, методы для удержания власти, правитель, передающий) С каким символом у вас ассоциируется слово тиран?(символ фиксируется в правой части доски) Что же такое тирания? (Учитель записывает определение на доске.) Тирания – форма правления установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. Назовите другие известные вам формы правления? Что такое демократия? (учитель фиксирует понятие в левой стороне доски) Каким символом мы можем обозначить данное понятие? Какие вы заметили противоречия между этими двумя понятиями? (учитель фиксирует ответы обучающихся в центральной части доски: власть принадлежит одному человеку при тирании. -власть избирается при демократии. | - о тиранах. - Тиран – правитель передающий власть по наследству использующий жестокие методы, для удержания власти. - решетка, молния и т.д. (обучающиеся записывают определение в тетрадь) - демократия. - Демократия – это форма правления при которой у власти стоят выбранные на определённый срок люди. - солнышко, цветок и т.д. -власть принадлежит одному человеку при тирании. -власть избирается при демократии. | |
Формулирование проблемы | Что нам предстоит выяснить? | - Какая форма правления лучше? | |
Версии | Как мы будем искать ответ на этот вопрос? | - Найдём ответ в учебнике. - составим схему. - составим таблицу. - сравним эти два понятия и выясним сходство и различия. | |
Актуализация | А какую таблицу мы сможем с вами составить.? Я предлагаю вам включить в неё сходства и различия этих двух понятий. | - определение. - черты демократии и тирании. - в параграфе учебника? | |
тирания | демократия | ||
Сходство 1 2 | |||
Различия 1 2 | |||
Что мы знаем о демократии? А о тирании? Что нам нужно узнать, чтобы ответить на наш главный вопрос урока? А где мы их можем найти? | |||
Поиск решения | Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежит подсказка используя которую вы составите рассказ: 1 ряд- о Солоне (стр.133, п.3) 2 ряд – о Клисфене (стр.135. п.5) 3 ряд – о Писистрате (документ о тиране) Алгоритм для составления рассказа.
Какое новое слово прозвучало в рассказе о Солоне? Как вы понимаете его смысл? Кто из правителей вам понравился большое и почему? (учитель фиксирует в центральной части доски слово реформа и свобода) А почему не понравился Писистрат? ( учитель фиксирует в центральной части доски слова- жестокость, единоличность власти. Теперь в центральной части доски записаны слова: форма правления -власть принадлежит одному человеку -власть избирается. - реформа -свобода - жестокость -единоличность власти.) А теперь давайте вернёмся к табличке и разберём нашу кучу- малу из слов написанных на доске. | Солон жил в 594 г.до н.э.Происходил из семьи аристократов. Славился честностью. Провёл много реформ: убрал долговые камни, уничтожил деление граждан на аристократов и рядовых граждан. В результате этих реформ власть в Афинах перешла к народному собранию. Клисфен правитель Афин в 6 веке до н.э.При нём аристократы лишились большей части власти. Вся власть в городе принадлежала народному собранию. Для того, чтобы предотвратить установление тирании. Раз в год на народном собрании решалось есть ли в городе человек который может стать тираном. Если такого человека находили путём голосования, то его изгоняли из Афин. Писистрат, афинский тиран в 560—527 до н. э. , происходил из знатной семьи. Наладил хорошие отношения с аристократами. При нём в Афинах был введён ряд новых культов и празднеств. Он стремился сделать Афины крупным религиозным центром, что вызвало враждебность Дельф. Умер своей смертью в 527 году до н. э. - реформа. - это изменения - Солон он провёл реформы и дал гражданам Афин свободу. - Жестокий. - правил самостоятельно. Тирания Демократия Сходство 1 реформа 2 форма правления Различия 1 Власть принадлежит 1. Власть избирается одному человеку 2 свобода 2 жестокость | |
Выражение нового знания | Какой ответ мы можем дать на наш главный вопрос: Какая форма правления лучше тирания или демократия? Почему? Подходит ли тот символ который мы с вами выбрали в начале урока к этому слову? Как вы оцениваете свою работу на уроке? | - Демократия. -демократия –это свобода. При демократии управляют выбранные на люди. -да подходит. | |
Домашнее задание. | Пар.35 учебника. Понятия учить наизусть. Отвечать на вопросы в конце параграфа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Методическая разработка урока по истории древнего мира
Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческие полисы и Великая колонизация", 5 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению. нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ....
Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"
Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"
Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...