Методическая разработка урока «Образование славянских государств»
методическая разработка по истории (6 класс)

Потявина Наталия Николаевна

Методическая разработка урока «Образование славянских государств» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_slavyanskih_gosudarstv.docx192.93 КБ

Предварительный просмотр:

             

Конструкт урока истории

Класс - 6

Тема урока: «Образование славянских государств»

Автор:  учитель истории ГБOУ СОШ № 98 с углубленным знанием английского языка

г. Санкт-Петербурга Потявина Н.Н.

C:\Users\Samsung\Desktop\Славяне\52961b36ef9eb5ca7c387d0ad747a6bf.jpg


Тема урока: «Образование славянских государств»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению периода образования славянских государств (VI –X века)

Педагогические технологии: игровые (сюжетная игра), технологии развития критического мышления (кластер, сюжетная таблица, игра «Летопись»), здоровьесберегающая технология (хоровод), информационно – коммуникационная технология (демонстрационная).

Задачи урока:

*образовательные задачи:

  1. познакомить учащихся с процессом образования ранних славянских государств;
  2. изучить три ветви славян (западные, восточные и южные);
  3. описать влияние принятия христианства на судьбу славянских народов

*развивающие задачи:

        1. умение применять смысловое чтение;

        2. развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

        3. совершенствование коммуникативных навыков и навыков презентации;

* воспитательная задача – создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания

Основные понятия и термины: славяне, вече, союз племен, Болгарское государство, Великоморавская держава, Польское государство

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор

УМК:

  • Учебник. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской
  • Карта Европы 2015 год
  • Авторская презентация по теме «Образование славянских государств»
  • Раздаточный материал

Ход урока

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результативность этапов урока

1.Организационный этап

2 мин

Слайд 1: Тема урока: «Образование славянских государств»

Учитель приветствует учеников, называет тему урока, отмечает присутствующих в журнале

Ученики приветствуют учителя

Формирование рабочего настроя

2. Проверка домашнего задания

10 мин

Слайд 2: «Польская легенда о расселении славян» Слайд 3: «Сказания Чехии –Легенда о Либуше» Слайд 4 «Славяне»

Объяснительно-иллюстративный метод; сюжетная игра

Учитель создает эмоциональный настрой, формулирует задание – разыграть сценки о древних славянах.

Учитель обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

Ученики объединяются в три команды, в которых работали на протяжении недели и демонстрируют сценки

Первая команда представляет Польскую легенду о расселении славян. Вторая команда – легенду у Либуше из чешских сказаний. Третья команда разыгрывает отрывок из Византийского военного трактата о славянах.

Формирование  умения работать в группе, осознанно использовать речевые средства, изучение представлений о древних славянах

3.Актуализация

5 мин

Слайд 5

Карта Европы 2015 год

Слайд 6

Кластер «Три ветви славян»

Работа в парах

Фронтальная беседа

Учитель предлагает объединиться в пары (с соседями по парте), используя карту Европы 2015 г. записать какие есть в Европе славянские страны и сформулировать народы каких стран произошли от  западных, южных и восточных славян.

Учитель, на доске основываясь на ответах учеников, рисует кластер «Три ветви славян»

 

Обсуждают в парах и записывают современные славянские страны в три столбика – произошедшие от западных, восточных или южных славян.

Называют славянские страны и ветви их происхождения – западные, южные, восточные славяне.

Актуализируются знаний о славянах.

4. Изучение нового материала

15 минут

 Параграф 8 учебника

Слайд 7 «Болгарское государство», слайд 8 «Великоморавское государство», слайд 9 «Польша»

Работа в группах

таблица "Что? Где? Когда? Почему?" (сюжетная таблица)

Учитель объединяет учеников в 3 группы, каждая получает задание прочитать один из пунктов параграфа 8 учебника.

Учитель предлагает ученикам описать основные события, описанные в параграфе при помощи таблицы "Что? Где? Когда? Почему?"

Учитель заносит ответы из презентаций команд по таблицам в таблицу на доске.

Ученики объединяются в три группы.

Ученики в первой группе читают пункт 3 параграфа 8 «Болгарское государство»

Ученики второй группы читают пункт 4 параграфа 8 «Великоморавская держава и создатели славянской письменности».

Ученики третьей группы читают пункт 5 параграфа 8 «Образование славянских государств».

Каждая команда заполняет таблицу "Что? Где? Когда? Почему?" и готовят презентацию таблицы.

Ученики выбирают спикера от своей команды, которые представят заполненную таблицу.

Презентация таблиц.

Ученики заполняют таблицу по презентациям других групп в своих тетрадях вслед за учителем.

Получение новых знаний о славянских государствах в древности. Развивается умение  работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.

5. Физкультминутка

5 мин

Слайд 10 «Хоровод»

Хоровод

Учитель спрашивает «Какой вы знаете танец, который танцуют во всех славянских странах?»

«Да, правильно, это хоровод, сейчас мы все выйдем в коридор, встанем в круг, возьмемся за руки и будем водить хоровод».

 

Ученики называют танец Хоровод. Выходят в коридор, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так! » С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает учитель, например повернуться, наклониться, присесть

Формируется благоприятный эмоциональный настрой. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища  (особенно спины)   и мелких мышц кистей рук.

6. Рефлексия

6 мин

Работа в группах – «Летопись»

Учитель выдает трем ученикам, сидящем на первой парте каждой из трех колонок лист формата А4. Дает следующее задание: «У нас есть три команды (колонки), каждая команда будет писать летопись образования славянских государств. Летопись пишется каждым учеником по очереди. Каждый ученик может написать только одно предложение таким образом, чтобы его содержание отличалось от того, что уже написано выше. Когда ученик написал одно предложение, он передает лист с летописью следующему ученику из своей группы. И так пока летопись не окажется у ученика, сидящего на последней парте. Посмотрим какая команда напишет летопись быстрее, старайтесь писать разборчиво, чтобы ваши друзья смогли разобрать текст. Когда летописи напишут все команды, их надо будет зачитать».

Учитель слушает летопись и делает комментарии по хронологии событий и содержанию.

Ученики пишут летопись, зачитывают летопись своей команды осуществляют взаимопроверку,

формулируют конечный результат своей работы на уроке

Умение передавать информацию в  сжатом виде, работать в команде.

7.Домашнее задание

2 мин

Учитель дает домашнее с помощью Интернет-ресурсов написать свое имя глаголицей и кириллицей.

Ученики слушают учителя, записывают в дневник домашнее задание

Настрой на предстоящий урок

Приложение 1

Легенда о происхождении славян в Польше (о братьях Лех, Чех и Рус) источник: http://www.liveinternet.ru/community/moja_polska/post217646722/

...Это было очень давно, сотни лет назад. Спасаясь от набегов кочевников, славянский народ отправился на поиски земли, где он мог бы поселиться и зажить мирной жизнью. Вели славян три брата-князя — Лех, Чех и Рус. Долгим был их путь. Дни проходили за днями, весна сменяла зиму, а осень — лето. Люди пробирались через дремучие леса — столь густые, что иногда путь приходилось прорубать топорами, переправлялись через быстрые реки... Но вот пуща постепенно начала редеть. Деревья расступились, и в лучах вечернего солнца перед усталыми людьми открылась неширокая речка, серебрившаяся посреди прекрасной зеленой долины, окруженной холмами. На их склонах то тут, то там поднимались могучие дубы, в ложбинах поблескивали спокойные воды озер. А высоко в небе кружил, распластав крылья, белый орел. Зачарованные этой внезапно открывшейся картиной, славяне остановились. Какая-то птица, вспугнутая людьми, выпорхнула из зарослей. Завидев добычу, орел камнем упал вниз — и птица забилась в его когтях. Совершив широкий круг, орел опустился на большой одинокий дуб, стоявший на вершине холма. Здесь было его гнездо, и птенцы встретили его радостным клекотом. Тогда князь Лех воткнул свой меч в землю и сказал: «Братья! Сам владыка громов, всезнающий и всевидящий Святовид, посылает нам этот знак! Мы построим свой город вокруг этого орлиного гнезда, и да будет отныне белый орел нашим гербом!» Так был основан город Гнезно, или по-старославянски «Гнездно» (Gniezdno), — «гнездо», а белый орел остается с тех пор государственным гербом Польши. Потомков князя Леха стали называть лехитами, ляхами, а позже по названию самого крупного из лехитских племен — полян – весь народ стал именоваться поляками. Старинные легенды рассказывают, что братья Леха — Чех и Рус — не захотели оставаться здесь. «Эта долина прекрасна, но нас много, как песка в этих озерах, — нас всех эта земля не прокормит», — сказал Рус. И братья ушли: Чех — на юг, в долину Влтавы, где стал родоначальником чешского народа, а Рус — на восток, к Днепру и Оке.

Приложение 2

Легенда о происхождении Чехии (Легенда о Либуше и Пржемысле, стих В.Гука)  источник: https://www.stihi.ru/2011/09/25/9047

С холма Вышеграда прекрасная Влтава
Как на ладони видна,
Сюда приходила горда, величава
Дочь воеводы, княжна
Одна, без подруг над рекою гуляла,
Любила мечты и покой,
Как будто мечтала и что-то искала,
В холмах над бегущей рекой
А день был пригожий, и плыли куда-то 
По синим волнам облака,
И будто шептала почти непонятно,
Едва различимо река
Либуше прислушалась, долго и томно,
К печальному шепоту волн,
И вдруг увидала у берега скромный,
Немного потрепанный челн
И в это мгновенье понятным стал шепот,
И слышит Либуше – «Спустись,

Плыви на тот берег, под пенных брызг ропот
И в берега дымку вглядись»

Вдруг видит княжна там невиданный город,

И храма прекрасного шпиль,

У хижин посадских открытые створки,
И крыш черепичных штиль
Мостов через Влтаву прекрасные плечи,
Мечтою речных берегов,
Раскинулся город, как в сказке предтечей,
Величия долгих веков
“А имя его очень скоро узнаешь,
И станет твоею судьбой,
То что ты найдешь, уже не потеряешь,
Навеки будет с тобой”
Спустилась Либуше, поверивши слову,
С холма, а внизу городок,
Крестьянин Пржемысл, строя дом новый,
Строгал потихоньку порог
И вскоре женой Пржемысла стала,
Либуше, хоть и княжна,
А в Чехии новой династии начало,
И славной станет она
Над Влтавою высится сказочный город,
Центром торговых дорог,
В память той встрече – назвали который
Прага – по-чешски порог

Приложение 3 Отрывок из Византийского военного трактата VI-VII веков о славянах

«Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие  случающихся  с   ними  опасностей.   Сражаться  со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, при этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежа навзничь на дне реки дышат с помощью их... Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты. Они пользуются деревянными луками и небольшими стрелами с пропитанными ядом наконечниками».

 

 «Племена антов сходны по своему образу жизни по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране». Славяне доброжелательно относятся к прибывающим к ним в страну иноземцам, если те пришли с дружескими намерениями. Не мстят они и врагам, недолго задерживая их у себя в плену, и обычно предлагают им либо за выкуп уйти к себе на родину, либо остаться жить среди славян на положении свободных людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока. Образование славянских государств.

Проект урока. Образование славянских государств....

Самоанализ урока истории в 6 классе «Образование славянских государств».

Самоанализ урока истории в 6 классе «Образование славянских государств»....

Разработка плана урока на тему: "Образование славянских государств"

Разработка плана урока на тему: "Образование славянских государств"...

Методическая разработка урока "Образование и наука в современном обществе"

Методическая разработка урока по обществознанию в формате ФГОС для 8 класса.Учебное пособие: учебник "Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва "Просвещение", 2013...

Урок истории в 6 классе Образование славянских государств

Конспект урока истории в 6 классе Образование славянских государств...

Конспект урока истории Касс: 6 Тема: Образование славянских государств

Дата: 25.09.2015Урок: историяКасс: 6Тема: Образование славянских государствЦели: Продолжить формирование информационных компетенций обучающихся в виде системы исторических представлений  по возни...

Методическая разработка урока «Образование российского централизованного государства»

Методическая разработка урока«Образование российского централизованного государства»        Представлена технологическая карта урока с приложениями...