Методическая разработка урока «Образование российского централизованного государства»
методическая разработка по истории
Методическая разработка урока
«Образование российского централизованного государства»
Представлена технологическая карта урока с приложениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povt._urok-intervyu_po_istoriichellendzhpanko.doc | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
«Образование российского централизованного государства»
Учебная дисциплина: история
ФИО преподавателя: Панько Елена Александровна
Дата: 15 марта 2019 Группа: 1811,1821
Специальность: 23.02.01. организация перевозок и управление на транспорте
22.02.06 Сварочное производство
Тема учебного занятия: повторительно-обобщающий урок по теме «Образование российского централизованного государства»
Используемые педагогические технологии: технология групповой деятельности
Тип учебного занятия: урок - интервью
Цели учебного занятия:
- Обучающая: повторить, обобщить и ситематизиовать знания обучающихся по теме «Образование российского централизованного государства»
- Развивающая: развивать умение анализировать ситуацию, делать выводы, обосновывать свои ответы, работать в команде; развивать умение аргументировать и доказывать своё мнение; развитие речевой деятельности
- Воспитательная: способствовать воспитанию индивидуальных творческих способностей обучающихся, уважения к истории своей страны; способствовать созданию ситуации успеха для каждого
Методы обучения: интерактивный. Словесный, наглядный, практический, поисковый
Форма обучения: групповая. (за основу взят челлендж «Герой. Я могу назвать кого – то, кто является примером для меня. Интервью.»)
Требования к результатам освоения УД:
Умения для освоения
У1 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
У2 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
У3 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
У4 представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Знания для усвоения
З1 основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
З2 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
З3 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
З4 основные исторические термины и даты;
Формируемые компетенции:
Общие компетенции
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Предпринимательские компетенции:
Я могу взять на себя ответственность за выполнение задания.
Я знаю, что у всех людей есть различные профессиональные возможности.
При использовании личных способностей я могу работать с другими людьми.
Я нахожу общий язык с другими людьми, могу хорошо общаться.
Языковые компетенции:
Я могу провести интервью.
Я могу письменно обобщить ответы на вопросы интервью.
Могу устно представить содержание.
Межпредметные связи: обществознание, русский язык, литература
Средства обучения: учебник «История России, часть 1» Артёмов, Лубченков, энциклопедии по истории России, раздаточный материал об исторических личностях изучаемого периода (приложение 1), бланк с примерными вопросами интервью (приложение 2), альбомный лист, фломастеры, маркеры, интернет-ресурсы, лист самооценки (приложение 3)
Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия:
Сочинение - рассуждение «Московские князья – история успеха»
Лист самооценки (Приложение 3)
Выбор наиболее понравившегося интервью путём голосования
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ | Этап урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты |
Организационный | 1 мин. | Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, психологический настрой на урок. Столы подготовлены для групповой работы. Преподаватель предлагает обучающимся по желанию объединиться в группы по 4 человека. | Приветствуют преподавателя, объединяются по группам | Психологический настрой на урок, объединение по группам | |
Актуализация знаний | 2 мин. | Эпиграф: «Величие человека состоит в его неспособности уместиться в рамках своего времени» Евгений Глушаков. Преподаватель обращает внимание обучающихся на эпиграф, обсуждают его; сообщает, что историю эпохи можно рассмотреть через биографию выдающихся людей | Слушают преподавателя, записывают тему и эпиграф в тетрадь, обсуждают его | Записи в тетради, актуализация знаний по пройденной теме; обучающиеся приходят к вводу, что через изучение деятельности выдающегося человека можно проследить ход исторического развития определённого периода и что его жизнь и дела остаются важными, значимыми и интересными и для последующих поколений | |
Мотивация деятельности | 1 мин. | Преподаватель говорит о целях урока, мотивирует обучающихся на продуктивную творческую деятельность. Сообщает, что сегодня им предстоит перенестись в прошлое, представить себя известными журналистами и взять интервью у знаменитых, великих людей той эпохи, повлиявших на историю нашей страны, на процесс объединеия России, на то, что сейчас она именно такая большая и великая. Проследить, как данный персонаж добился успеха и реализовал свою идею. | Слушают, эмоционально настраиваются на работу | Эмоциональный метод мотивации, активизация творческих способностей обучающихся | |
Изучение нового материала. | 20 мин. | Преподаватель объясняет задание: - каждой группе предлагается исторический персонаж, у которого они должны взять интервью. (А.Невский, И.Калита, Иван 3, Ярослав Мудрый, Владимир 2 Мономах) Обучающимся выдаётся бланк с примерными вопросами (от 7 до 10 вопросов, из них 3 - обязательные) и они должны, используя весь доступный материал (учебник, энциклопедии, распечатки, предложенные преподавателем, интернет), подготовить вожможное интервью с историческим персонажем. Обращает внимание обучающихся на ключевые вопросы, которые будут использоваться для подготовки интервью и презентации. Главная задача – узнать, как ему удалось добиться успеха, через какие препятствия пришлось пройти, чтобы добиться результата. Важно, раскрывая его личность и биографию показать исторические события, происходящие в этот период и их влияние на ход истории вплоть до наших дней. Кроме того, обучающиеся должны создать презентацию, в которой надо отразить основные события и направления деятельности того исторического персонажа у которого группа берёт «интервью». Преподаватель наблюдает, направляет, корректирует работу групп | Обучающиеся внутри группы определяются с ролями – исторический персонаж, журналист, оформители презентации. Читают тексты, анализируют информацию, продумывают вопросы и возможные варианты ответов, оформляют краткую презентацию. | Умение работать в команде, находить общий язык, создавать рабочую атмосферу. Демонстрировать умение работать с информацией, выбирать главное, связно формулировать свои мысли. Через создание краткой презентации на плакате (а при наличии времени и в электронном виде) наглядно, чётко, структурировано отображать основные направления деятельности исторического персонажа | |
Закрепление нового материала | 17 мин. | Преподаватель выслушивает интервью, при необходимости направляет его ход, задаёт наводящие вопросы, отмечает, насколько удачно были распределены роли, сформулированы вопросы и ответы на них, насколько интересно и полно раскрывается персонаж и его роль в истории. Следит за грамотностью речи выступающих | Обучающиеся представляют интервью, презентации на плакатах, которые крепятся на доске. Остальные внимательно слушают, при наличии времени – задают дополнительные вопросы. Делают записи в тетради (Что нового узнали об историческом персонаже и событиях во время его правления) | Раскрытие творческих способностей обучающихся, умение грамотно говорить, чётко выражать свои мысли, умение выгодно подать информацию и презентовать своего кандидата. Повторение и обобщение пройденного материала через демонстрацию плакатов-презентаций | |
Рефлексия | 2 мин. | Преподаватель раздаёт листы оценивания каждому обучающемуся индивидуально, предлагает проанализировать свою работу на уроке по предложенным критериям | Обучающиеся должны обвести необходимое с их точки зрения количество смайликов. Анализируют свою деятельность на уроке, продумывают что получилось, а над чем надо поработать в дальнейшем. | Понимание обучающимися своих сильных и слабых сторон, осознание того, над чем надо поработать для достижения успеха, что вырабатываемые компетенции помогут им в их дальнейшей профессиональной деятельности | |
Подведение итогов урока. | 1 мин. | Преподаватель благодарит за работу, отмечает интересные творческие идеи обучающихся; предлагает на основании проведённых интерью проголосовать за того исторического персонажа, который по их мнению, добился наибольшего успеха в своей деятельности (каждый голосует один раз и не за своего героя). Побеждает та команда, которая набирает большее число голосов. Возвращается к эпиграфу урока. Преподаватель подводит обучающихся к выводу, что каждый человек в своей деятельности может быть успешным, при этом можно и нужно учитывать исторический опыт и примеры выдающихся людей | Обучающиеся голосуют за наиболее понравившегося им персонажа, обсуждают с преподавателем связь между эпохами, возможность своего вклада в развитие страны, через изучение биографий выдающихся людей и тех препятствий, которые им пришлось преодолеть, добиваясь успеха | Создание ситуации успеха на уроке. Формирвание чувства патриотизма, гордости за свою страну, понимания возможности внести свой вклад в её процветание, став успешным в своей профессиональной деятельности. | |
Задание на дом (ВСР) | 1 мин. | Преподаватель сообщает и объясняет тему домашнего задания – написать сочинение – рассуждение «Московские князья – история успеха?» | Слушают объяснения преподавателя, записывают тему в тетрадь |
Приложение 1: Интервью
- Проведите интервью с известной исторической личностью.
- Результаты интервью должны быть представлены в форме пятиминутной презентации (возможно с использованием визуальных средств), а также раздаточного материала.
Перед интервью подготовить |
|
Во время интервью провести |
|
После интервью Оформить презентацию |
|
Приложение 2
25 интересных фактов об Александре Невском
Великий русский князь Александр Невский прожил очень насыщенную жизнь. Историки, изучающие его биографию, нередко расходятся во мнениях касательно его влияния на дальнейшую судьбу Руси, но все они согласны с тем, что в истории было мало личностей подобного масштаба. Покорив и объединив значительные земли, именно он стал тем, кто заложил основы будущего объединения русских княжеств.
Факты из жизни Александра Невского
- Родился княжеский сын в городе Переяславль, который сейчас называется Переславль-Залесский.
- Когда юному Александру Невскому было всего 9 лет, отец оставил его вместе с братом править Новгородом, так как сам уходил в поход. Вскоре боярам, присматривавшим за ними, пришлось бежать вместе с юными князьями, так как они опасались восстания новгородцев.
- Свой род Александр Невский вёл от знаменитого варяга Рюрика.
- У Александра Невского было 9 братьев и сестёр, но большая их часть умерла ещё в младенческом возрасте.
- Впоследствии отец посадил юного Александра Невского вместе с его братом Фёдором княжить на новгородском престоле, но спустя несколько лет 13-летний Фёдор умер, и 12-летний Александр остался единственным новгородским князем.
- Отец провёл обряд посвящения Александра Невского в воины, когда тому было всего 4 года.
- Первый сын Александра Невского появился на свет, когда князю было 19 лет.
- Одним из самых ярких фактов биографии Александра Невского стала победа над шведским войском, вторгшимся в реку Неву. Именно благодаря её он и заработал своё прозвище.
- Новгород, всегда бывшие вольным городом, выгнал князя, и тот отправился в Переяславль. Однако, когда шведская армия подошла к новгородским землям, новгородцы попросили Александра Невского вернуться обратно, отказавшись от кандидатуры его брата.
- Именно после вышеописанных событий Александром Невским вскоре была выиграна битва на Чудском озере, вошедшая в историю, как Ледовое побоище.
- Александр Невский при жизни был князем Новгорода и Владимира, а также великим князем Киева.
- Став правителем, он придерживался мудрой политики — ведя активные войны с европейцами, на восточных рубежах он успешно добивался мира дипломатическим путём.
- За свою жизнь Александр Невский не проиграл ни одного сражения.
- В ту эпоху татаро-монгольская Золотая Орда представляла собой грозную силу. Князь Александр лично четырежды посещал ставку великого хана, ведя переговоры.
- В браке у Александра Невского родилось пятеро детей.
- Его усилиями православная епархия была открыта даже на территории Золотой Орды.
- Папа Римский неоднократно присылал к Александру Невского послов, предлагая тому принять католичество, но князь неизменно отказывался.
- Некоторые летописи утверждают, что частые поездки князя в ставку Орды вызывали ропот ряда бояр.
- Большая часть фактов биографии Александра Невского дошла до нас из «Жития», летописи, описывающей его жизнь и написанной вскоре после его смерти.
- Александр Невский официально стал приёмным сыном хана Батыя.
- Перед смертью он принял монашество и имя «Алексий».
- Некоторые историки полагают, что во время своей последней, четвёртой поездки в Орду Александр Невский был отравлен, но подтверждений этой версии нет.
- После смерти Александр Невский был канонизирован, как благоверный князь.
- Великому князю поставлено множество памятников на территории России и Беларуси.
- Имя Александра Невского носит ряд судов, подводная лодка, поезд, автопробег и историко-литературная премия.
12 интересных фактов об Иване Калите
Правитель княжества Московского Иван Калита в своё время заложил основы будущего Русского государства, которое было образовано спустя полтора века после его правления. Будучи мудрым правителем, он, однако, считается историками весьма неоднозначной личностью, так как его правление было отмечено в том числе и довольно спорными решениями. Как бы то ни было, жизнь Ивана Калиты была действительно интересной. А какой ещё могла быть жизнь князя одного из самых сильных городов Древней Руси?
Интересные факты из жизни Ивана Калиты
- Точный год рождения князя Ивана Даниловича неизвестен. Большинство историков сходится во мнении, что он появился на свет в 1283 году.
- Калита на старорусском языке означает «кошель». Почему так прозвали князя — доподлинно неизвестно. По первой версии, он получил это прозвище за свою щедрость по отношению к беднякам. По второй — за свою дипломатию, основанную на взятках и подкупах.
- Князья тех лет получали ярлык (дозволение) на княжение у татаро-монгольских захватчиков. Обычно ярлык выдавался на определённый срок, но Иван Калита получил его пожизненно.
- На протяжении всей жизни Иван Калита демонстрировал преданность Орде, чтобы сохранить власть в своих руках и продолжать закладывать основы централизованного государства. Когда в Тверском княжестве начался бунт против Орды, Калита подавил восстание, получив за это от Узбек-хана, правителя Орды, право самостоятельно собирать дань с других русских княжеств.
- Первые каменные строения в Москве появились именно в эпоху правления этого князя.
- Богатство Ивана Калиты использовалось им рационально — он активно скупал земли и сёла, расширяя территории Московского княжества.
- Князь был женат дважды, оставив после себя семерых детей.
- Иван Калита с целью усиления влияния ввёл практику династических браков, расчётливо выдавая замуж дочерей и укрепляя тем самым свои позиции на политической арене.
- Он также переманил митрополита из Владимира в Москву, построив в городе просторную резиденцию и превратив тем самым свой город в духовный центр Руси.
- Проводимая Иваном Калитой политика преданности Орде привела к тому, что на протяжении почти полувека на Руси не было ни одного набега степняков. Это помогло нескольким поколениям русичей вырасти без страха перед захватчиками.
- Законы тех лет не позволяли Ивану Калите, как правителю, приобретать земли в других княжествах. Он со свойственной ему хитростью обходил эта запреты, скупая нужные ему земли не для себя, а для верных ему бояр, которых запрет не касался.
- Незадолго до смерти Иван Калита постригся в монахи, приняв имя Анания.
14 интересных фактов об Иване III
Русский царь Иван Третий недаром был прозван «Великим». Он вошёл в историю, как человек, объединивший разрозненные княжества в мощные государства. Конечно, это не только его заслуга — предпосылки к объединению были заложены задолго до него другими, не менее дальновидными правителями. Впрочем, это никак не приуменьшает заслуг Ивана III перед русским народом за всё, что он сделал для страны, которую впоследствии назвали Россией.
Интересные факты из жизни Ивана III
- Будущий князь родился в день памяти апостола Тимофея, и сперва его назвали именно так — Тимофеем. Но но в итоге его крестили под именем Иоанна (Ивана), под которым он и вошёл в историю.
- В возрасте 12 лет он уже возглавлял войско в походе на вражескую крепость. Конечно, это была чисто номинальная роль — командовали войском опытные воеводы. Тем не менее, личное присутствие царевича придавало солдатам боевой дух.
- Отец Ивана, Василий Тёмный, был слеп, поэтому на плечи княжеского отпрыска с самых ранних лет легли многочисленные заботы.
- Василий Тёмный назначил сына своим полноправным соправителем. Они оба, Василий и Иван, именовались «великими князьями», и на монетах чеканились оба их лица.
- Обручился Иван Третий в возрасте 12 лет, когда вернулся после своего первого военного похода.
- Когда великий князь Василий скончался, Ивану III было 22 года. Покойный князь в своём завещании поделил земли между сыновьями, оставив Ивану основную их часть.
- Фактически Иван III развил процесс объединения русских земель, запущенный ещё Иваном Калитой, который был первым русским князем, предпринявшим шаги в этом направлении (см. интересные факты об Иване Калите).
- В эпоху правления Ивана Третьего Золотая Орда переживала нелёгкие времена, распадаясь на более мелкие орды. Именно этот великий князь отказался платить захватчикам дань, после чего успешно разбил вражеские войска, пришедшие взять своё силой.
- В 1447 году Иван III принял Судебник, сборник законов, единый для всех русских земель. Так он заложил основы права на Руси.
- Именно он сделал символом русского государства двуглавого орла, позаимствовав его у Византии и Священной Римской империи.
- Иван III приказал возвести ту самую красную стену московского Кремля, которую мы все можем увидеть в настоящее время.
- Первый брак великого князя был недолгим — его жена скончалась по неизвестным причинам. Ходили слухи, что её отравили.
- Второй женой Ивана III стала знаменитая Софья Палеолог, представительница рода византийских императоров.
- Именно этот князь впервые стал именоваться «государем всея Руси». Когда он заявил миру об этом титуле, никто не решился его оспорить.
19 интересных фактов о Ярославе Мудром
Русский князь Ярослав Мудрый неспроста заработал такое лестное прозвище. Его политика отличалась дальновидностью и взвешенностью решений, и он существенно укрепил позиции русичей. С детства воспитывавшийся, чтобы однажды возглавить народ, он оправдал все возложенные на него надежды и вошёл в историю, как один из самых видных правителей Древней Руси.
Факты из жизни Ярослава Мудрого
- В 2004 году он был причислен к лику святых.
- Путь Ярослава Мудрого к власти был труден, и сопровождался долгой борьбой с братьями.
- Ярослав был князем новгородским и киевским.
- Князь очень любил читать. Его полулегендарная библиотека до сих пор разыскивается историками и археологами.
- Ярослав Мудрый считал династические браки очень полезными для внешней политики. У него было десять детей, и он спустя годы стал отцом и дедом множества европейских правителей.
- В прошлом веке прах князя пропал из его саркофага, и до сих пор неизвестно, где он сейчас находится.
- Ярослав Мудрый приложил руку к составлению первого на Древней Руси свода законов, «Русской правде».
- Одним из внуков князя был Владимир Мономаха.
- Достоверно известно, что Ярослав Мудрый прихрамывал. Возможно, именно из-за невозможности лично блистать на поле боя он развивал свои ум и волю. И, судя по тому, что народ прозвал его «Мудрым», очень успешно.
- В бытность князем новгородским он активно привлекал на военную службу викингов, которым хорошо платил. Отряды северян представляли собой грозную военную силу.
- Дочь Ярослава Мудрого, Анна, стала женой французского короля Генриха Первого.
- Женой князя была шведская принцесса, которая впоследствии основала в Киеве первый женский монастырь.
- Одна из государственных наград Украины называется «Орден князя Ярослава Мудрого».
- Дочь Ярослава Мудрого по имени Елизавета стала женой сперва одного из королей Норвегии, а затем и короля Дании.
- Далёким потомком великого князя является американский президент Дональд Трамп. Его генеалогическое древо тянется от французской королевской династии, которая, в свою очередь, связана с Анной Ярославной.
- Два основанных Ярославом Мудрым города носят его имя — Ярославль в России и одноимённый город в Польше.
- Он положил начало практике переводов иностранных рукописей и книг на древнерусский язык.
- В эпоху правления Ярослава Мудрого Киев стал одним из наиболее крупных и развитых европейских городов.
- Именно этот князь положил начало предпосылкам объединения русских княжеств в цельное государство, которое и произошло спустя века.
14 интересных фактов о Владимире Мономахе
Русский князь Владимир Мономах, несомненно, входит в число самых знаменитых правителей былых времён. Он проводил политику укрепления княжеской власти, добившись значительных результатов и создав важные предпосылки к будущему объединению городов Киевской Руси. Вклад его в образование России, как государства, переоценить невозможно. Именно поэтому личность князя навсегда вошла в учебники истории.
Факты из жизни Владимира Мономаха
- В течение жизни он успел побыть князем пяти городов — Смоленска, Чернигова, Переяславля, Ростова и Киева.
- В православном крещении Владимир Мономах принял имя Василий.
- После восстания, вызванного недовольством крестьян против ростовщиков, князь внёс в законы поправки, запрещающие продажу должников в рабство.
- Князь считал духовность тем фактором, который способен объединить Русь. Подробно он изложил свои идеи в знаменитом «Поучении».
- Одним из излюбленных занятий Мономаха была охота, если верить дошедшим до наших времён летописям.
- В молодости князь учился в Англии, в университете Оксфорда, который уже тогда, девять веков назад, был очень уважаемым учебным заведением.
- Мономах дважды был женат. Первой его женой стала европейская принцесса, а второй — дочь хана печенегов.
- Один из внуков Мономаха, Вольдемар, стал королём Дании (см. интересные факты о Дании).
- Имя матери Владимира Мономаха до сих пор не известно. Но летописи утверждают, что его дедом был знаменитый Ярослав Мудрый.
- Впервые будущий князь принял участие в военном походе, когда ему было всего двенадцать лет.
- Объединённая Владимиром Мономахом и его сыном Мстиславом Русь распалась на отдельные княжества вскоре после смерти последнего.
- Знаменитая шапка Мономаха, хранящаяся в музее, на несколько веков моложе, чем сам Мономах. Большинство историков сходится во мнении, что она была подарена монгольским ханом князю Ивану Калите (см. интересные факты об Иване Калите).
- Владимир Мономах так звался, потому что он был внуком византийского императора Константина Мономаха.
- Средняя продолжительность жизни в те далёкие времена была намного меньше, чем сейчас, но князь Мономах прожил целых 72 года.
Приложение 3: Самооценка
Оцените себя сами и обведите подходящие смайлики!
Я лучше понимаю жизнь и секрет успеха человека, который реализовал идею. | ☺ | ☺☺ | ☺☺☺ |
Я с успехом могу провести интервью и обобщить результаты. | ☺ | ☺☺ | ☺☺☺ |
Я могу обобщить информацию, обработать её и представить публике. | ☺ | ☺☺ | ☺☺☺ |
Я могу взять ответственность за выполнение задания. | ☺ | ☺☺ | ☺☺☺ |
Я понимаю, что у всех людей различные карьерные возможности. | ☺ | ☺☺ | ☺☺☺ |
Я могу работать с другими людьми и максимально использовать свои умения. | ☺ | ☺☺ | ☺☺☺ |
Я нахожу общий язык с другими людьми, умею хорошо общаться. | ☺ | ☺☺ | ☺☺☺ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно-методическая разработка урока "Конституция-основной закон государства"
Методическая раработка урока "Конституция-основной закон государства"...
Методическая разработка урока "Образование и наука в современном обществе"
Методическая разработка урока по обществознанию в формате ФГОС для 8 класса.Учебное пособие: учебник "Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва "Просвещение", 2013...
Подборка заданий по теме "Образование Российского централизованного государства"
Уважаемые коллгеи! Предлагаю подборку заданий по теме "Образование Российского централизованного государства", составленную на основе открытого банка заданий ФИПИ. В ней содержаться заданий нескольких...
Методическая разработка урока "Первая российская революция"
Первая российская революция...
Методическая разработка урока обществознания на тему "Государство и его отличительные признаки"
Данный урок предназначен для учащихся 9-х классов.Форма урока: урок – обсуждениеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: гру...
Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции"
Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции" включает технологическую карту урока и презентацию, разработана на основе ФГОС ООО. Может быть использована в качестве обобщающег...
Методическая разработка урока «Образование славянских государств»
Методическая разработка урока «Образование славянских государств»...