Конспект урока истории Касс: 6 Тема: Образование славянских государств
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Дата: 25.09.2015
Урок: история
Касс: 6
Тема: Образование славянских государств
Цели: Продолжить формирование информационных компетенций обучающихся в виде системы исторических представлений по возникновению и особенностям развития славянских государств в центре и на юге Европы.
Образовательные:
рассмотреть причины становления славянских государств; определить особенности внешнеполитического положения славянских государств; охарактеризовать культуру славянских государств.
познакомить учащихся с расселением славян, их занятиями и образом жизни;
дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы;
охарактеризовать правление славянских князей;
обеспечить усвоение учащимися понятий славяне, вече, князья, славянская азбука.
Развивающие: продолжить работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи, по формированию умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты; работать с исторической картой; использовать компьютерные технологий для решения проблемных заданий по истории , развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающихся на поиск и приобретение исторических знаний ;
Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес и уважение к истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
25_09_2015_6klass_obrazovanie_savyanskih_gosudarstv.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 25.09.2015
Урок: история
Касс: 6
Тема: Образование славянских государств
Цели: Продолжить формирование информационных компетенций обучающихся в виде системы исторических представлений по возникновению и особенностям развития славянских государств в центре и на юге Европы.
Образовательные:
рассмотреть причины становления славянских государств; определить особенности внешнеполитического положения славянских государств; охарактеризовать культуру славянских государств.
познакомить учащихся с расселением славян, их занятиями и образом жизни;
дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы;
охарактеризовать правление славянских князей;
обеспечить усвоение учащимися понятий славяне, вече, князья, славянская азбука.
Развивающие: продолжить работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи, по формированию умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты; работать с исторической картой; использовать компьютерные технологий для решения проблемных заданий по истории , развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающихся на поиск и приобретение исторических знаний ;
Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес и уважение к истории
Ход урока | ||
1 | Организационный момент | |
2 | Актуализация знаний: Карточка 1. Как на византийских мозаиках, фресках, иконах изображались люди? Карточка 2 К каким последствиям привела борьба между иконоборцами и иконопочитателями? | |
3 | Фронтальный опрос?
| |
4 | Изучение нового материала: Истоки истории славян. К востоку от империи Каролингов и к северо-западу от Византии жили многочисленные племена славян. В первые века нашей эры предки славян занимали территорию от верхнего течения Эльбы (Лабы) до среднего течения Днепра. Все они пользовались одним языком, и, как считают многие учёные, именно с этим связано их самоназвание: славяне, словене – владеющие словом, понятной речью. Из первоначальных мест расселения славяне начали движение в разные стороны. Часть переместилась к северо-западу, вдоль реки Эльбы, другая часть осваивала Восточно-Европейскую равнину, третья же, продвигаясь на юг, в VI веке достигла Дуная, то есть границы Византии. стр 60 учебника По мере продвижения в разные стороны группы славянских племён обособлялись друг от друга, разделившись на три ветви: западных, восточных и южных славян. Западные – это поляки, чехи и словаки, а также славяне полабские (то есть жившие по реке Лабе) и поморские (жившие по побережью Балтийского моря). Восточные славяне – предки русского, украинского и белорусского народов, к числу южных славян относились населявшие Балканский полуостров болгары, сербы, хорваты и некоторые другие народы. Занятия и общественный строй славян середины I тысячелетия н. э. имели много общего с германскими: то же племенное устройство с важной, но уменьшавшейся ролью народного собрания, усиление власти военного вождя-князя, опиравшегося на дружину, набеги на соседей ради славы и военной добычи. Раньше всего, в конце VII века, возникает Болгарское государство. В IX веке к северо-западу от него появляется Великая Моравия, к северо-востоку – Русь; в X веке – Чехия и Польша. Найдите на карте первые славянские государства.стр71 учебник Государства складываются также у сербов и хорватов. Славянские государства возникали в условиях острого религиозного соперничества между Франкской державой (а позже – Священной Римской империей) и Византией. Обе империи усердно посылали миссионеров в самые отдалённые славянские земли. От того, в каком именно варианте, западном или восточном, будет принято христианство, зависело влияние Рима или Константинополя на обширные земли. Правители славянских стран были поставлены перед непростым выбором между латинянами и греками. Расселение славян происходило на балканском полуострове в 4-7 века Миссионеры – религиозные проповедники, распространяющие свою веру. | |
Великая Моравия. Стр 63 В начале IX в. На реке Морава образовалось первое славянское государство Великая Моравия. Изначально Моравия приняла христианство по римскому обряду. Но впоследствии, осознав опасность со стороны западной державы, почла за лучшее заключить союз с Византией. - Какой западный сосед угрожал Моравии? (Франкская империя.) В 863 г. Из Византии в Моравию прибыли миссионеры: братья-монахи Кирилл и Мефодий. Перед ними встала задача создания славянского алфавита. - Как вы думаете, зачем? (Для перевода священных текстов.) Они создали глаголицу, которой был записал перевод Евангелия. Однако глаголица оказалась не очень удобной. И вскоре на основе греческого письма они создали кириллицу, которую многие славянские народы используют до сих пор. Его создали ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма и назвали в честь учителя кириллицей. И после смерти братьев в Великой Моравии продолжалась борьба между сторонниками Византии и Восточно-Франкского государства. В результате внутренних потрясений к концу IX в. Великая Моравия распалась. В ходе расселения славян возникло несколько государств. Одно из государств это Великая Моравия, Болгарское царство, чехия, польша. Сейчас мы с вами поговорим о болгарском царстве. | ||
Болгарское царство. В 681-1018 – первое болгарское царство. Тюркское племя болгар вторглось на Балканы, объединив славян, проживавших по обе стороны Дуная. Новое государство оказалось в орбите влияния Византии. – С какой серьёзной силой славяне столкнулись на Балканах? (С Византией.) В 864 г. Князь Борис принял христианство восточного обряда. При этом богослужение в Болгарии шло на славянском языке. В период правления Симеона (893-927) Болгария достигла пика своего могущества. Византия была вынуждена считаться с волей своего северного соседа. Симеон даже принял титул «царь», равный по своему значению титулу «император», «василевс». Более того, Симеон заметно расширил границы своего царства за счёт Византии. Внешнеполитические успехи подорвали могущество болгар. - Вспомните, какой русский князь совершал поход против болгар? (Святослав.) В 1014 г. Византийский император Василий II разгромил Болгарское царство и присоединил его к империи. Лишь к концу XII в. Болгария вновь обрела независимость. Это стало началом Второго Болгарского царства. Материал учебника Болгарское царство. Уже в VI-VII веках южные славяне пересекали Дунай и оседали на территории Византии. В 681 году славян, живших по нижнему Дунаю, подчинили и объединили под своей властью пришедшие с востока болгары – кочевники тюркского происхождения. Появилось мощное государство, известное под названием Первое Болгарское царство. Название и правящую династию оно унаследовало от завоевателей, но сами они растворились среди многочисленных славян. Римские традиции и соседство с Византией способствовали быстрому развитию Болгарии, особенно после того, как в 864 году князь Борис принял от византийцев христианство. Византия проводила гибкую политику и не требовала, чтобы языком богослужения был греческий. Вся христианская литература переводилась на славянский язык и записывалась кириллицей, что способствовало расцвету древнеболгарской литературы. В правление сына Бориса Симеона (893-927) Болгария настолько усилилась, что стала соперницей Византии. Симеон первым среди славянских правителей принял титул «царь» (от «цезарь» - император), уравнивавший его с правителями Ромейской державы. Безмерно честолюбивый, Симеон сам хотел стать византийским василевсом. Около 30 лет он воевал с ромеями и заметно расширил границы своей державы. Но бесконечные войны истощили Болгарию. Позже в её отношения с Византией вмешался русский князь Святослав, нанёсший болгарам несколько поражений. С севера страну опустошали венгры, с востока – кочевники-печенеги, на юге вновь усилилась Византия. В 1014 году василевс Василий II разгромил болгар и жестоко расправился с пленными, получив прозвище Болгаробойца. Болгария надолго попала под власть Византии. На этом кончается история Первого Болгарского царства. В конце XII века Болгария восстала и вернула себе независимость. Но Второе Болгарское царство никогда не достигало такого могущества, как Первое. Работа по карте (65) Перечислите соседей славян. | ||
Чехия. стр 64-65 После распада Великой Моравии центром объединения западных славян станут поселения чехов на берегу Влтавы. К концу IX в. чешский князь принимает христианство римского обряда. Особые усилия по распространению христианства предпринял князь Вацлав (921-929). Эта политика вызвала неприятие родовой чешской аристократии. Заговор возглавил брат Вацлава Болеслав. Вацлав был свергнут и убит. Болеслав, подталкиваемый народным возмущением, был вынужден покаяться в пособничестве в убийстве брата. Тело Вацлава было перенесено в храм Святого Вита, а сам погибший князь был провозглашён святым. Тем не менее, правление Болеслава было довольно успешным. Он заметно расширил границы Чехии, усилил княжескую власть, способствовал ослаблению влияния Германии. В XI в. Чехия вошла в состав Священной Римской империи. - Как вы думаете, зачем? (Ради покровительства могущественной западной державы.) В 1085 г. Вратислав II получил от императора Священной Римской империи титул короля. В XII в. этот титул стал наследственным. Материал учебника Чехия. После распада Великой Моравии славянское племя чехов, жившее на реке Влтава (приток Эльбы), подчинило своей власти соседние племена. Ещё в конце IX века чешский князь со своей дружиной принял крещение. Новая вера стала распространяться среди его подданных, однако долго ещё христианство оставалось очень поверхностным, а язычество сохраняло свои корни. Особенно усердно распространял христианство в Чехии князь Вацлав (921-929). Однако усиление власти князя вызвало недовольство родовой знати. Во главе заговора оказался младший брат князя – Болеслав. Вацлав был предательски убит, но его смерть вызвала такое возмущение, что Болеславу пришлось начать своё правление с покаяния. Останки Вацлава были торжественно погребены в пражском соборе Святого Вита. Причисленный к лику святых, Вацлав стал небесным покровителем чешского народа и княжеской власти: не случайно главная площадь Праги носит его имя. Болеслав оказался незаурядным правителем. Он укрепил княжескую власть, раздвинул границы своего государства. Хотя в церковном отношении католическая Чехия зависела от Германии, Болеслав стремился не допустить усиления политического влияния опасного соседа и с этой целью воевал с Германией. При его преемнике в Праге было учреждено самостоятельное епископство, что ослабило церковную зависимость от Германии. В XI веке страна официально вошла в состав Священной Римской империи, но при этом сохранила значительную степень самостоятельности. В 1085 году чешский князь Вратислав II получил от германского императора королевскую корону, а в XII веке этот титул стал в Чехии наследственным. Богатое и процветающее Чешское королевство обладало немалым весом в делах империи и всей Европы. | ||
Польша.стр.65-66 Центром объединения Польши стали поселения вокруг города Гнезно. Вскоре новое государственное образование контролировало территорию между Одером и Вислой. В 966 г. польский князь Мешко I принял христианство римского обряда. - Как вы думаете, почему? (Мешко I искал союза со Священной Римской империей.) В 1000 г. в Польше появился свой архиепископ, который зависел непосредственно от Рима. Это заметно ослабило власть Германии. Сын Мешко I присоединил к Польше Моравию и Чехию. В этот период внешнеполитическое могущество Польши очевидно возросло. В 1025 г. он принял королевский титул. Вскоре Болеслав I перенёс свою столицу в Краков. И хотя после смерти Болеслава Польша теряет многие его завоевания, речь уже идёт о державе, влиятельной во всём европейском пространстве. Польша. В Польше ядром формирующегося государства стало объединение племён полян в районе города Гнезно. Здесь возникло княжество, объединившее в IX-X веках обширные земли в бассейне рек Висла и Одер. В 966 году князь Мешко I принял христианство в его римском варианте, что позволило Польше надолго установить дружественные отношения с империей. Вскоре в Польше появилось своё епископство, а в 1000 году – архиепископство с центром в тогдашней столице Польши – Гнезно. Теперь польская церковь стала полностью независимой от немецкой и напрямую подчинялась Риму. Папы возлагали на польских князей большие надежды в деле обращения язычников в христианство. Сын и преемник Мешко I, Болеслав I Храбрый, объединил все польские земли, на время захватил Моравию и Чехию, ходил даже в поход на Русь, чтобы помочь удержать киевский престол своему зятю Святополку. Германские императоры с большим почтением относились к огромной Польской державе. В 1025 году Болеслав принял королевский титул. Столицу своего государства он перенёс в Краков. После смерти Болеслава его наследники утратили многие завоёванные земли, а в XII веке, как и соседняя Чехия, Польша вступает в период феодальной раздробленности. Таким образом, с VII по X век в Центральной Европе и на Балканском полуострове возникло несколько сильных славянских государств, правители которых, а вслед за ними и их подданные приняли христианство либо в западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло огромную роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских народов Европы, укрепив княжескую власть, заложив основы последующего развития культуры. Христианство принималось в условиях острого соперничества между Римом и Константинополем, и выбор того или иного варианта выходил далеко за рамки вопросов веры: это был выбор и политической ориентации, и письменности, и культурных традиций. В Польше, Чехии, Моравии, Хорватии возобладали католицизм и латинская письменность, в Болгарии и Сербии – православие и кириллица. В первом случае славянские страны оказались включёнными в тесные связи со Священной Римской империей, во втором – с Византией. | ||
Вопросы самоконтроля. Славяне. – Где преимущественно расселились славяне? (Преимущественно в Восточной Европе.) – Какие современные страны принадлежат к ареалу расселения славян? (Россия, Белоруссия, Украина, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Черногория и т. д.) – На какие «ветви» разделились славяне? (Западные, южные и восточные.) – Какая ещё сила претендовала на контроль над славянскими народами? (Римский папа.) 1) Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития славянской культуры? 2) Выделите основные этапы истории Болгарского царства. 3) Что было общего в развитии Чехии и Польши? 4) Какие способы использовали в борьбе за своё влияние западная и восточная церкви? 5) Подумайте, какие причины сыграли свою роль в выборе славянскими государствами того или иного варианта христианства. Самостоятельная работа 1) Раскройте значение определений «византийский мир» и «славянский мир» с помощью ключевых слов из учебника. 2) Какие стороны жизни Византии (государственное устройство, вера, культура) повлияли на развитие большинства славянских стран? Докажите, что и славяне сыграли немаловажную роль в истории Византии. | ||
Домашнее задание: читать §8 «Образование славянских государств»; ответить на вопросы 1,2,3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Образование Древнерусского государства"
Подробный конспект урока. К уроку имеется презентация с картами и небоходимыми понятиями и датами. Презентация занимает 8 Мб, поэтому на сайте невозможно ее разместить. Всем кому небоходима презентаци...
Проект урока. Образование славянских государств.
Проект урока. Образование славянских государств....
Самоанализ урока истории в 6 классе «Образование славянских государств».
Самоанализ урока истории в 6 классе «Образование славянских государств»....
Разработка плана урока на тему: "Образование славянских государств"
Разработка плана урока на тему: "Образование славянских государств"...
Урок истории в 6 классе Образование славянских государств
Конспект урока истории в 6 классе Образование славянских государств...
План-конспект урока по истории "Образование Древнерусского государства" 6 класс
План-конспект урока для 6 класса по учебнику Павленко Н.И....
Конспект урока по истории средних веков в 6 классе «Образование славянских государств».
Цели урока: ознакомить учащихся с историей образования славянских государств; продолжить формирование умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать ее; продолжить развитие...