Организация исследовательской работы учащихся гимназии во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Организация исследовательской работы учащихся гимназии  во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).  Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avdeevaproekt_pedsovet.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской работы учащихся гимназии  во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ). Из опыта работы учителя истории Авдеевой Т.С.

 Организацией исследовательской работы в урочное и внеурочное время я занималась задолго до введения ФГОС нового поколения, обращаясь, прежде всего, к изучению истории семьи. С введением ФГОС, я работаю по программе» Я - исследователь»

Организация занятий по  этой программе  предоставляет возможность участия всех  учащихся 5-х классов  в исследовательской деятельности, стимулирует семейные коммуникации, повышает интерес к отечественной и мировой истории. Задания по изучению истории семьи вызывают повышенный интерес и практически все учащиеся  участвуют в подготовке и выполняют эти исследования.

 Особый интерес вызывают занятия по поиску различных сведений в государственных архивах, накопленных в них материалах и возможностях их использования для написания истории семьи.

С 2014 года учащиеся гимназии являются призерами и победителями районного, городского, региональных и всероссийских конкурсов «Моя родословная», «История моей семьи», «Правнуки победы» и пр. В подготовке работ для участия в конкурсах большая роль отводится членам семьи, которые помогают своим детям в поисках документов, установлении родственных связей, что  способствует укреплению семей, воспитанию детей  в духе патриотизма и уважения к истории своего отечества через историю своей семьи. 

Хочу выразить свою  признательность учителям-родителям  Аргуновой Ирине Владимировне, чья дочь Аргунова Екатерина дважды становилась победителем и призером районных и городских конкурсов юных генеалогов «История моей семьи» и Цыбырнак Светлане Анатольевне, дочь которой Валерия являлась призером районного конкурса и участником городского конкурса юных генеалогов.

Особый интерес к истории семьи вызвала подготовка к празднованию 75 -летия Победы.

Лидия Васильевна Виноградова  и Светлана Геннадьевна Бингор помогли Соне Ротцы и Соне Бингор обобщить сведения и подготовить настоящие исследования по участию членов семьи в Великой Отечественной войне.

 Повышенный интерес  у большинства учащихся 5-х классов возник в подготовке исследований  с организацией поиска архивных документов родственников, членов семей  участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Собранные  материалы учащиеся  представляли  на занятиях, классных часах, Было запланировано  совместное с детьми родительское собрание 5б класса вместе с классным руководителем Евдокименко О.И, которое, в результате, было проведено дистанционно.

Таким образом, через участие во внеурочной деятельности по программе

 « Я - исследователь», решаются, наряду с воспитательной, и другие задачи:

 обучающие -  учащимся предоставляется возможность расширения знаний по      предметам истории и обществознания, интеграции урочной и внеурочной деятельности;

-развивающие - развитие способностей учащихся осмысливать события и связи,  прежде всего в своей семье, с учетом принципов историзма. 

Участие в программе помогает учащимся: провести дополнительные действия в  создании целостного представления  об историческом развитии и о важных периодах всеобщей  истории и истории Отечества в призме истории семьи;

-  создать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями на примере истории семьи;

-  совершенствовать способности применять понятийный аппарат и сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов, как прошлого так и настоящего периодов истории.

Историческая секция ГНОМ была создана в 2015 году. Состав учащихся весьма разновозрастный от 5 до 11 классов, что не только не мешает, но, наоборот, весьма способствует решению поставленных задач в реализации конкретных проектов. В секции использовались различные формы работы:

1) Все участники секции работают над реализацией проекта «Гимназические Карамзинские чтения, которые в разные годы посвящены определенным историческим событиям (300-летие Н.М. Карамзина и его «Истории Государства Российского», 100-летие Февральской буржуазной революции, 100-летие Великой Октябрьской революции,100-летие окончания Первой мировой войны и т.д.). В ходе реализации проекта учащиеся проводят виртуальные  и реальные экскурсии по темам чтений, радиопередачи, исторические викторины, квесты, различные конкурсы. Итоги подводят на пленарном заседании с сообщениями ответственных за определенную часть чтений. Победители конкурсов и их организаторы отмечаются различными наградами. Кураторами групп, отвечающих за определенные направления, являются учителя истории Дмитриева И. И., Коготков С. С., Распутин И.С., Матрашова Л.А.

2) Работа организуется по модулям с разными заданиями для 5-7-х и для 8-11-х классов.

3) Совместные работы. Например, на пленарном заседании Карамзинских чтений 10-11 классов, посвященных 100-летию Октябрьской революции Семенов Арсений, учащийся 5б класса представил презентацию своего исследования «Топонимика Петербурга до и после Революции» На другом пленарном заседании, учащаяся 5а класса Лапшина Виктория представила свое исследование «Что я знаю о ВЛКСМ».

В организации работы по внеурочной деятельности и дополнительного образования

проводятся совместные мероприятия. Например, для подготовки занятия  «Народная песня от истоков до современности», члены  исторической секции ГНОМ, учащиеся 11 класса Тюленина А. и Шаранина Е, и учащаяся 5а класса  Утемова О., подготовили на основании опроса одноклассников сообщение по теме »Что я знаю о русской народной песне?» Учащиеся класса фортепиано преподавателя Пентехиной Г.Г. рассказали и исполнили произведения русских композиторов, в которых звучали народные мелодии. Учащаяся  Алибекова Эллина из 5а представила презентацию «Народная музыка Дагестана».

В практике работы исторической секции ГНОМ проведение совместных занятий учащихся 6-х классов и старшеклассников на иностранных языках с помощью учителей иностранных языков Например,»Битва при Гастингсе» .учащиеся 11 класса ,учитель Сторчак Н.В.,»Что вы знаете о Шекспире?» учитель Чернова С.А., учащиеся 9 класса

«Кельты, бритты, англы, саксы» ,учитель Флерова В.Н.,»Средневековые города Германии»,учитель Апакидзе Т.Н.

Как видите, формы работы могут быть самые разнообразные. Те, что использую я, отнюдь не каноничны и, безусловно, нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании, чтобы в еще большей мере соответствовать целям проекта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность

. Все острее обозначается проблема применения  академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее   значение приобретает направление, пре...

Программа районного семинара «Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования».

Программа районного семинара«Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования»....

«Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования детей»

Презентация к районному семинару «Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования детей»...

Организация исследовательской работы учащихся через групповую форму ученической деятельности

Применяя форму коллективной познавательной деятельности в своей практике ,я пришла к выводу , что  эффективность уроков, на которых используется групповая работа , высока. Учебный процесс строитс...

Из опыта работы над проектами во внеурочной деятельности. Программа "Юный исследователь"

Проектная деятельность учащихся рассматривается в современном образовании как вершина  учебой деятельности учащегося. Индивидуальный итоговый проект становится обязательным для учащихся средней ш...