Из опыта работы над проектами во внеурочной деятельности. Программа "Юный исследователь"
статья (8, 9 класс)

Запрягаева Наталья Юрьевна

Проектная деятельность учащихся рассматривается в современном образовании как вершина  учебой деятельности учащегося. Индивидуальный итоговый проект становится обязательным для учащихся средней школы. В статье  рассматриваются  особенности организации подготовительной работы по  отработке навыков для работы над проектом  в рамках внеурочной деятельности учащихся 8-9 классов, основные проблемы  возникающие при этом у учащихся и учителя. Из опыта работы  по программе "Юный исследователь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Запрягаева Наталья Юрьевна, учитель истории

                                               ГБОУ СОШ №38 Санкт-Петербурга

Из опыта работы над проектами.  Программа внеурочной деятельности

«Юный исследователь» (автор-составитель Запрягаева Н.Ю.)

Характеристики программы

1. Программа общеинтеллектуального направления. Общеинтеллектуальное направление означает организацию познавательной деятельности обучающихся, направленную на самостоятельное открытие нового  знания или алгоритм их приобретения (самостоятельная исследовательская  деятельность учеников).

2. Программа имеет нелинейный характер. Это позволяет создавать разновозрастные группы, использовать различные формы проведения занятий.

3. Основывается на индивидуальном подходе при создании итогового проекта учениками  

8-9 классов.

     Программа «Юный исследователь» направлена на формирование организаторско-деятельностных качеств обучающихся: способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умения ставить цель и организовать ее достижение, творческих качеств. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.

Формы  и методы работы

Лекционные занятия, лабораторные работы с  информацией социологических сайтов, творческие мастерские, экскурсии для поиска экспонатов в музеях, исследовательские проекты,  мини-конференции с презентациями, познавательные и психологические игры и беседы, участие в олимпиадах и конкурсах, беседы, индивидуальные и групповые консультации – очные и заочные, дистанционное обучение.

Содержание программы

Программа состоит из трех разделов: Раздел 1.Теоретические вопросы исследовательской деятельности. Особо выделю темы «Планирование и проведение  социологических исследований»,  «Искусство задавать вопросы», «Искусство делать сообщения», « Как подготовиться к защите исследовательской работы».  Раздел 2. Исследовательская деятельность. Практическая работа над собственной темой. Практикум по исправлению ошибок в исследовательских работах обучающихся. Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности. Процедура защиты исследовательских работ.

 

Проблемы организации проектной деятельности в рамках внеурочных занятий

С появлением требования защиты индивидуальных итоговых проектов на внеурочные занятия приходят  немотивированные учащиеся, вынужденные работать над исследовательским проектом.

Сложности в работе учителя:

1.Определение  сферы интересов немотивированных учащихся (продуктивным вариантом будет попытка   связать выбор темы с предполагаемой  будущей профессией, второй вариант – всё-таки выяснить, чем учащийся интересуется в свободное время и помочь ему сформулировать тему исследования)

2. Какой проект избрать:  индивидуальный, с коллективным участием, «кустовой» (когда учащиеся работают над разными аспектами одной темы). Мой  выстраданный ответ – только индивидуальный, тогда ученик осознает свою ответственность и изучает выбранную тему  основательнее.

3. Плагиат: для устранения этой проблемы необходимо контролировать все этапы работы учащегося и  обязательно вносить исследовательский элемент. Доступным вариантом будет социологический опрос (анкеты, гугл-анкетирование, опросы через сайты).  Сильные ученики составляют авторские анкеты, слабые ученики могут заимствовать (в сокращенном  варианте) анкеты  социологических служб РФ.

4. Соблазн  «умного» учителя: иногда кажется, что самому легче написать эту работу, чем «вытягивать» проект из учащегося. Снимается  значительным количеством проектов для руководства  и чувством самоуважения. На одной из конференций  прекрасно защитившей проект ученице 9 класса задали вопрос о выборе темы, на который она ответила, что это глава  из диплома бакалавра её учителя…

5. Организация работы:  Проводятся общие лекционные  и лабораторные занятия. Например, по ознакомлению с сайтами социологических служб, ресурсами Арзамас-академии, что помогает ученикам найти свою тему; групповые консультации, объединяющие учеников с близкими по содержанию темами исследования. Перед ними ставится задача совместного поиска источников информации.

Индивидуальные консультации – основа успеха. (Очные и, преимущественно,  дистанционные). Работа над проектом требует  вложения сил и времени как от ученика, так и от руководителя проекта.

      В прошлом учебном году при работе над проектами мною написано около 800 писем и получено  около 850 писем учащихся, не считая очных консультаций. Успешно защищено 17 проектов. Четыре из них получили статус победителя, призера  и дипломантов  конференций различного уровня.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к работе Педагогический проект «Организация внеурочной деятельности школьников»

В современном обществе на сегодняшний день неизбежно возникают вопросы: чему учить? зачем учить? как учить?, но, вместе с тем, появляется еще один: как учить результативно? ...

Педагогический проект: Использование проектного метода во внеурочной деятельности «Я - исследователь»

В педагогическом проекте "Использование проектного метода во внеурочной деятельности «Я - исследователь» в начальной школе рассматриваются теоретический и практический материал по данному вопросу.В те...

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...

Из опыта работы «Организация работы с социумом, через внеурочную деятельность».

С данной статье раскрывается опыт работы с социумом (учреждение досуга и отдыха,  ОАУСО Дом-интернат, работа с родителями) через кружки: танцевальный  "Капелька" и декоративно-прикладной "Ма...

Обобщение опыта работы по теме: "Организация внеурочной деятельности обучающихся"

Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: ·            создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающему...

Организация исследовательской работы учащихся гимназии во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).

Организация исследовательской работы учащихся гимназии  во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).  Из ...

Из опыта работы по реализации проекта во внеурочной деятельности «Волшебная ниточка».

Творческая деятельность как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ....