Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность
статья на тему
. Все острее обозначается проблема применения академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в исследовательской деятельности. Данное направление развивает у школьников творческое мышление, самостоятельность, способность проявить себя в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konf-16_osobennosti_ozganizatsii_issledovatelskoy_raboty._vintonyak_e.v.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
371
Е.В. Винтоняк
Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность
Аннотация. Все острее обозначается проблема применения академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в исследовательской деятельности. Данное направление развивает у школьников творческое мышление, самостоятельность, способность проявить себя в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа, научное общество учащихся, формы организации, этапы организации, роль педагога.
Вхождение современного общества в информационно-техническое пространство нынешнего века оказывает большое влияние на всю систему образования в нашей стране. К образованию в современном мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что выпускник учебного заведения это будущий абитуриент с определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника – творческую, целеустремленную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [3, с.36]. Все острее обозначается проблема применения академических знаний на практике, всё большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в исследовательской деятельности. Данное направление развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения.
В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. УУД – познавательные при выполнении исследований играют наиболее важную роль [1, с.87].
Познавательные универсальные учебные действия | |
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира | - различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); – выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); – анализировать результаты опытов, элементарных исследований; - фиксировать их результаты; – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; – проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; – применять таблицы, схемы, модели для получения информации; – презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; |
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции | - сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; - сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; – выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; – выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность | - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, - составлять план простого эксперимента; – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»); – выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; – преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; – моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.); – исследовать собственные нестандартные способы решения; – преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
Школьное научное общество учащихся, деятельность которого направлена на совершенствование знаний школьников в определенных областях науки и искусства, представляет обучающимся оптимальные возможности для реализации индивидуальных творческих запросов, способствует развитию креативных способностей, приобретению навыков исследовательской работы.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученной информации, выработку умения обобщать данные и формулировать результат. В процессе учебного исследования школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний и вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной и предполагает получение субъективной научной новизны - достоверного результата, обладающего новизной для данного исследователя. Научно-исследовательская работа - творческая работа, выполненная под руководством учителя, включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения исследовательской работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков, диаграмм. В итоге теоретическая проблема должна завершиться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Юные исследователи получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.
Основными задачами научно-исследовательской работы являются:
- формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;
- углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний, развитие творческого мышления и самостоятельности;
- выявление одаренных и талантливых школьников, их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.
Формы организации внеурочной учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности:
- подготовка к участию в олимпиадах разного уровня, интеллектуальных турнирах, играх и др.;
- выполнение индивидуальных исследовательских работ и групповых проектов по разной тематике;
- организация в рамках школьного НОУ научно-практических конференций, олимпиад, круглых столов, семинаров, диспутов, конкурсов, викторин, выставок и т.п.;
- трансляция опыта работы членов НОУ через выпуск информационных бюллетеней, научных школьных журналов, газет и т.д.
Рассмотрим основные этапы организации исследовательской работы.
- Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийным аппаратом, методами исследования ,требованиями, предъявляемыми к оформлению работы).
- Выбор и определение темы исследования. Тема должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для выражения собственной позиции, проведения исследования.
- Работа с литературными источниками и интернет ресурсами (изучают теорию и историю проблемы ; осмысляют собранный материал).
- Исследование (постановка задач исследования, выдвижение гипотезы и проверка через теоретические или экспериментальные исследования; обработка полученных результатов).
- Представление исследовательской работы. В зависимости от целей и содержания исследовательские работы представляются авторами в разной форме: научная статья (описание хода работы),план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления),стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций),реферат проблемного характера, компьютерная презентация, видео- и аудиоматериалы.
Подготовка слайдов для сопровождения докладов является обязательной для каждого ученика. Это придает работам практическую ценность, так как все подготовленные учащимися материалы могут в дальнейшем использоваться в работе школьного научного общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов, а также учителями – предметниками.
Роль педагога на разных этапах организации исследовательской деятельности различна.[3]
I. Диагностика. Выявление детей, заинтересованных и предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Тесное взаимодействие учителя и учащихся.
II. Определение темы, целей, постановка задач. Учитель выступает в роли консультанта.
III. Выполнение работы. Учитель - консультант. Максимальная самостоятельность школьников.
IV. Защита. Учитель и учащийся - равноправные партнеры.
Выполнение творческих учебно-исследовательских работ несет в себе глубокий воспитательный характер. Оно стимулирует процесс мышления, способствует развитию целеустремленности и трудолюбия, формированию научного мировоззрения, самостоятельности и дарит радость познания.
Литература
- Егорова Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2004. – №2. – с.83-91
- Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 121-123;
- Маскин В.В., Петренко А.А., Т.К. Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие. / Под ред. В.В. Маскина- Аркти, 2006.- 64с.
- Проказова, О.Г. Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся (для руководителей, педагогов образовательных учреждений) : метод. реком. / О.Г. Проказова. — Волгоград : Учитель, 2002. — с. 23
- URL :nhttp://www.odarenye.ru
- URL:http://www.toptechnologies.ru/ru/article/view?id=26656
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданское воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Вечная задача педагогики- воспитание умного, доброго, сильного и честного человека....
Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность
Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность. Курс "В мире искусства" (1 класс) общекультурное направление...
Особенности организации исследовательской работы в начальной школе по направлению «Краеведение»
статья...
«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »
В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физическо...
Организация исследовательской работы учащихся через групповую форму ученической деятельности
Применяя форму коллективной познавательной деятельности в своей практике ,я пришла к выводу , что эффективность уроков, на которых используется групповая работа , высока. Учебный процесс строитс...
Развитие познавательной активности школьников через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе»
Обобщение опыта работы во внеурочной деятельности по предметам : русский язык, литература, МХК....
Педагогический конкурс: «Развитие познавательной активности школьников через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе» 2016
Материал данной работы указывает на большую роль внеурочной деятельности в повышении познавательной активности учащихся....