Организация исследовательской работы учащихся через групповую форму ученической деятельности
статья по литературе (8, 9, 10, 11 класс)
Применяя форму коллективной познавательной деятельности в своей практике ,я пришла к выводу , что эффективность уроков, на которых используется групповая работа , высока. Учебный процесс строится как поисковая , исследовательская деятельность , в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_gruppovaya_rabota.otred_.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Наталья Сергеевна Занько
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 6 г.о Балашиха
Организация исследовательской работы учащихся через групповую форму ученической деятельности
Применяя форму коллективной познавательной деятельности в своей практике ,я пришла к выводу , что эффективность уроков, на которых используется групповая работа , высока. Учебный процесс строится как поисковая , исследовательская деятельность , в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии.
Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Каковы же дидактические условия , с учетом которых должна строиться эта форма?
Принципы групповой работы:
- Особенности организации.
–класс делится на несколько групп –от 3 до 6 человек;
-внутри каждой группы между участниками распределяются роли;
-процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
- выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
2. Требования к учебному материалу
- задание должно быть таким , чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подгруппы;
-задание должно быть достаточно трудным и желательно проблематичным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций.
3. Комплектование групп.
При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. При определении количественного состава группы важно помнить: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно – и результативность.
4. Функции учителя
Организация групповой работы меняет функции учителя. Его действия должны сводиться к следующему:
-объяснение цели предстоящей работы;
- разбивка учащихся на группы;
- раздача заданий для групп;
- контроль за ходом групповой работы;
-попеременное участие в работе групп , но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
-после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращая внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
В начале учебного года я сообщаю учащимся, по каким произведениям и конкретно по каким темам будет проводиться групповая работа и предлагаю единый план исследования , который записывается в тетрадь.
План групповой исследовательской деятельности.
- Формулировка общей темы исследования.
Темой исследования может являться
-идейно-тематическое содержание произведения;
-художественный образ;
-авторская позиция и способы ее выражения;
-мастерство писателя;
-стиль и язык произведения;
-символический образ , деталь.
2 Постановка цели исследования ( анализ необходимого художественного материала , выбор аргументов , подбор доказательств , собственные выводы, суждения и оценка учителя по исследовательской теме)
3.Определение предмета исследования. ( предмет исследования определяется для каждой группы индивидуально)
4.Выбор метода ( способа) исследования. ( Метод исследования – доказательство т.е установление истинности мысли)
5. Указание этапов исследования
- отбор художественного материала в соответствии с объектом исследования;
-наблюдение и анализ отобранного материала;
- компоновка в логической последовательности в соответствии с выбранным методом;
- вынесение собственного ( группового) суждения и оценки.
4. Оформление исследования ( устное сообщение, доклад представителя группы)
Урок- исследования в форме групповой работы будет иметь высокую эффективность только в том случае, когда процентность прочтения произведения равна не менее 90%.Остальным предлагается индивидуальный вид работы, предполагаемый так же поисковую деятельность, путем получения информации любым доступным способом, чтобы активизировать интерес и вызвать желание к более глубокому изучению произведения, через его прочтения. Исследовательская деятельность проводится после вводного организационно- направленного урока, когда рассматривается сюжетная линия произведения, композиция и образная система.
Работа начинается с формулировки общей темы, совместного целеполагания и определения учителем конкретных объектов исследования. После этого учащиеся распределяются на группы соответственно количеству обозначенных объектов исследования. Каждому уроку предшествует серьезная подготовка: надо определить общую проблему, продумать задания группам и отдельным ученикам, найти разумное сочетание фронтального опроса, индивидуальной и групповой работы, определить свое учительское место, продумать дозировку времени.
На примере систем уроков в 10 классе при изучении произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , покажу как у меня осуществляется форма групповой исследовательской работы.
Первый урок. « Человек есть тайна…»
Учитель знакомит учащихся с личностью Ф.М Достоевского, основными событиями его жизненного и творческого пути.
Домашнее задание. Групповое: подготовить сообщение « О прототипах и протосюжете «Преступления и наказания» Сравнить роман « Преступление и наказание» с произведениями детективного жанра ( по выбору учащихся). Индивидуальное: подготовить сообщение об истории написания романа.
Второй урок. «Психологический отчет одного преступления»
Этот урок посвящен изучению истории создания «Преступления и наказания» и также анализу его жанра, сюжета и композиции. В основу положены результаты групповой и индивидуальной работы, проделанной учащимися самостоятельно.
Домашнее задание. Групповое: подготовить развернутые ответы на вопросы. 1. Каких героев в романе можно отнести к типу «маленького человека»? 2. Почему Раскольников называет Соню «вечной»? Индивидуальное: проанализировать семантику фамилий и имен семьи Мармеладовых.
Третий урок. Трагедия семьи Мармеладовых.
Беседу можно построить в виде работы над опорными цитатами , предварительно записанными на доске:
- « Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти?».
- «Я глаз ее боюсь… Красных пятен на щеках тоже боюсь… И еще – ее дыхания боюсь…Детского плача тоже боюсь…»
- «Катерина Ивановна … весь вечер в ногах у нее на коленках простояла, ноги ей целовала…а потом так обе и заснули вместе, обнявшись…»
- « С Полечкой, наверное, то же самое будет»
- « Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!»
- « Я не тебе, я всему страданию человеческому поклонился…»
Отталкиваясь от опорных цитат, учащиеся выстраивают рассказ о трагических судьбах Мармеладовых, используя при этом результаты своей самостоятельной работы: размышляя над образом «маленького человека» в романе Достоевского, над социальном и философским значением образа «вечной» Сонечки, над семантикой фамилий и имен героев. Для обобщения материала урока можно использовать опорный конспект.
«Мотив» тупика в «Преступлении и наказании»
Мармеладовы
Семен Катерина Ивановна Соня Поленька, Леня
/ / \ \
смерть на смерть на улице проституция на счастливый случай
улице улице
Домашнее задание. Групповое: подготовить развернутые ответы на вопросы.
- Кто из героев романа ( кроме семьи Мармеладовых) связан с мотивом «тупика»?
- В чем необычность преступления, совершенного Раскольниковым?
Индивидуальное: подготовить выступления « В защиту Раскольникова», «Осуждение Раскольникова»
Четвертый , пятый и шестой уроки. Теория Раскольникова.
В течение трех часов последовательно рассматриваются «наполеоновские» и «мессианские» мотивы преступления героя, механизм соединения в его внутреннем мире, а также модель системы образов двойников и антиподов.
1 Первый урок можно посвятить отрицательным элементам идеи Раскольникова и их отражению в сознаниях его двойников.
Следует разъяснить значение термина «двойник». Для примера можно обратиться к повести Достоевского «Двойник», вспомнить двойников Базарова в романе Тургенева « Отцы и дети».
Сначала ученики отвечают на вопрос: В чем состоит необычность преступления, совершенного Раскольниковым? Затем логично перейти к индивидуальным выступлениям учащихся в защиту или с осуждением идеи и поступков главного героя. В результате столкновения противоположных мнений может возникнуть проблемная дискуссия: «Раскольников - убийца или спаситель?»
На следующем этапе урока учитель организовывает работу над текстом романа, обращая внимание учащихся на то, как негативные компоненты теории Раскольникова варьируются в сознаниях его двойников.
В процессе этой работы учащиеся вместе с учителем составляют опорный конспект
Раскольников- «двойники»
/ / \
Свидригайлов Лебезятников Лужин
Своеволие, безверие нигилизм разумный эгоизм
Домашнее задание. Групповое: выписать цитаты, подтверждающие «родственность» идей Раскольникова и его двойников. Индивидуальное: дать сравнительную характеристику двойникам Базарова и Раскольникова.
2.Второй урок. Если предыдущее занятие было посвящено исследованию отрицательных элементов идеи Раскольникова, то основным содержанием данного урока должны стать наблюдения над « мессианским» комплексом, присутствующем наравне с « наполеоновским» в теоретических построениях главного героя. Необходимо разъяснить значение слова «мессия» (для этого можно привлечь библейские тексты) и смысл вкладываемый исследователями в термин «антипод».
На этом уроке учащиеся должны реконструировать «мосты», связующие сознание Раскольникова с антиподами - Соней, Порфирием и Разумихиным.
Результаты анализа можно зафиксировать в схеме.
Антиподы
Соня Порфирий Разумихин
/ / /
Христианское смирение апология (защита) единичный
самопожертвование социальных и этических норм альтруизм
Домашнее задание. Групповое: выписать цитаты, подтверждающие связь антиподов с Раскольниковым. Индивидуальное: проанализировать семантику фамилии главного героя.
3.Третий урок. « В нем два противоположных характера поочередно сменяются».
Главной задачей этого обобщающего в системе работы над теорией Раскольникова – урока является объяснение сочетания противоречивых начал в сознании главного героя. Важно не просто соединить «две половинки души» Раскольникова, но понаблюдать за процессом взаимопереходов наполеона и мессии в его идее. Перерождение добра и зла в мире крайностей Раскольникова необходимо проследить не только на уровне теоретическом ( идея), но и на уровне поступка ( преступление).
Урок следует выстроить таким образом, чтобы анализ противоречий натуры главного героя параллельно сопровождался анализом системы двойников и антиподов, также композиции романа.
Сюда же можно включить и разбор образов мифологического подтекста ( насекомых и животных), с помощью которых раскрывается подсознание героев.
Домашнее задание. Групповое: ответить на вопросы: Какова функция «двойников» и антиподов в романе «Преступление и наказание»? Почему образы насекомых и животных связаны в основном со Свидригайловым?
Седьмой урок. От преступления к наказанию
Спецификой этого урока является то, что концепция романа (движение Раскольникова от преступления к наказанию) анализируется не только на идейном и психологическом уровнях- к работе над текстом привлекаются такие пласты художественной реальности, как время и вещный мир.
Наблюдения над времяощущением героев «философского» ряда и предметным миром Раскольникова позволяет в процессе беседы сделать акцент на том, что его путь к воскресению лежит через возвращение к вере.
Анализируя динамику вещного мира, необходимо раскрыть символический подтекст образов предметов. При этом можно использовать такой опорный конспект.
Раскольников
До преступления преступление после преступления
кольцо (связь с семьей) топор, старухин «клад» евангелие (вера)
часы (земное время) крест ( вера)
Примечание: крест на стрелке означает разрыв связи между Раскольниковым и вещью.
Восьмой урок. Петербург Достоевского.
Урок можно разделить на несколько этапов. На первом («Маршруты Раскольникова»)-анализируется динамика пространства. Активному усвоению материала может способствовать такая опорная схема.
Пространство Раскольникова и Свидригайлова
Свидригайлов Раскольников
Деревня-комната у Ресслих - Адрианополь- шкаф,гроб,каюта Лазарь-сибирь
/ \ / \
Смерть воскресенье
Примечание: при работе над этой проблематикой необходимо раскрыть функцию введения в повествование библейского сюжета о воскресении Лазаря.
Здесь же необходимо рассмотреть и пространство города, в котором ежедневно разыгрывается многоактная человеческая трагедия: на улицах Петербурга гибнет Мармеладов, Катерина Ивановна, прибегает к самоубийству женщина на мосту и сводит счеты с жизнью Свидригайлов , происходит падение Сони и девушки , встреченной Раскольниковым на бульваре. В числе основных выводов на уроке должна прозвучать мысль о том, что Петербург-это соучастник преступления и что городу-преступнику Достоевский противопоставляет спасительную христианизированную пустыню.
На втором этапе урока рассматривается природный мир романа. Внимание учащихся следует обратить на антитезу жары и грозы в романе и на совпадение изменений в природе с динамикой внутреннего состояния главного героя.
Домашнее задание. Групповое: составить цитатный портрет Петербурга. Индивидуальные: подготовить сообщения «Традиции Достоевского в творчестве А.Камю ( «Чума»), «Традиции Достоевского в произведениях Ф. Кафки («Превращение», «Процесс»).
Девятый урок. Сон или явь.
Основным содержанием этого урока являются принципы создания художественной реальности в «Преступлении и наказании». Особое внимание следует уделить анализу символического подтекста четвертого сна Раскольникова.
Результаты наблюдения можно обобщить с помощью опорной схемы.
Объективный мир Сознание Раскольникова
/ \ / \
-знакомство с Мармеладовым -осмысление идеи и характеров
-письмо матери -4 ый сон
-разговор в трактире
-знакомство с «двойниками» и
«антиподами»
-преступление
Домашнее задание. Групповое: объяснить функцию снов Раскольникова и Свидригайлова. Индивидуальное: ответить на вопрос: Почему Достоевский называл свой метод «фантастическим реализмом»?
Десятый урок. ( обобщающий) Достоевский и современность.
На уроке рассматриваются проблемы метода писателя , развития традиции Достоевского в русской ( «Петербург» А. Белого) и европейской ( А Камю «Чума» и Ф Кафка «Превращение») литературе. Следует особое внимание уделить разъяснению гуманистических идей Ф.М. Достоевского, подчеркнуть их актуальность в наше сложное время.
Что же дает использование групповой работы на уроке?
Организуя групповую работу систематически , имею возможность видеть ее результат. Учащиеся добывают знания в совместной деятельности, когда каждый вовлечен в процесс познания и ответственен за качество знаний не только перед собой , но и перед группой, где он трудился. Решение конкретной задачи, порученной ученику группой, ставит его в положение исследователя и поднимает его авторитет, если эта задача успешно была решена. Теснее становятся контакты учителя, всего коллектива и отдельных учащихся. Считаю, метод групповой работы эффективным и полезным в решении самой главной педагогической задачи « Учись учиться сам и помоги другому».
Литература:
1. В.Г Короленко из « Записной тетради» 1889-1891 г;
2. И.Ф. Анненский « Искусство мысли» 1909 г;
3. Н.А. Бердяев « Откровение о человеке в творчестве Достоевского» 1918 г;
4. Н.Н. Страхов о романе « Преступление и наказание» 1867 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики
Данная работа является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой ...
Организация исследовательской работы учащихся 8 класса по изучению топонимики
Выступление на межрегиональной конференции по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (31.10-02.11.2012г.). Секция "Русский язык в аспекте преподавания...
Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики
Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...
Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность
. Все острее обозначается проблема применения академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее значение приобретает направление, пре...
Организация исследовательской работы учащихся гимназии во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).
Организация исследовательской работы учащихся гимназии во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ). Из ...
Методическая разработка "Развитие исследовательских компетентностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность"
В методической разработке определены новизна и практическая значимость, что позволит ее применять педагогам в своей деятельности....