Статья ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ
статья по истории

Чупов Илья Анатольевич

Статья ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chupov_statya_pravovaya_kultura_uchitelya.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОЩЕСТВОЗНАНИЯ (КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА РАЗВИТИЕ ИСТОРИКО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ): РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Чупов И.А.

Магистр ФГБОУ «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Россия, г. Орел;  учитель истории и обществознания  МОУ «Голубоченская ООШ муниципального образования Арсеньевский район», Тульская область, Арсеньевский район, д. Большие Голубочки

Агаева А.В.

Доцент кафедры теории и истории государства и права, к.п.н., доцент, ФГБОУ «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Россия, г. Орел

Аннотация. В статье анализируются результаты экспериментальной деятельности по изучению правовой культуры учителей истории и обществознания Тульской области. Исследование проведено на базе ИПК г. Тулы.

Ключевые слова: правовая культура учителя, образовательный процесс, нормативно-правовые аспекты деятельности учителя, развитие историко-правового сознания у подростков.

В Российской империи первые законодательные акты регулирующую деятельность работников учебных заведений, начали складываться во второй половины XVII века. Во второй половине XVIII века, законодательство в педагогической сфере проходило этап активного развития.  В свою очередь XIX век стал эпохой активных реформ.

Нынешнее законодательство регулирующие сферу деятельности педагогических работников отличается своей либеральностью и социальной направленностью по отношению к педагогу.

        Наравне с вышеуказанным, педагогическому работнику, в частности учителю истории и обществознания, необходимо обладать знаниями, в том числе и в правовом поле, необходимые для формирования историко-правового сознания, а так же подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Во главе современной системы правовых норм, регулирующих организацию труда педагогов в Российской Федерации стоит Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой [3].

Далее, следует Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый 30.12. 2001 г., № 197-ФЗ, регулирующий трудовые правоотношения в сфере занятости в общем и в частности педагогических работников (глава 52 Особенности регулирования труда педагогических работников) [12].

Далее полагается правильным обозначить Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [2].  Закон охватывает правоотношения, возникающие между субъектами в сфере образования, а также устанавливает основополагающие принципы, связанные с организацией труда педагогов. Данный закон является базой для разработки других специальных законов, указов, постановлений, внутренних документов образовательных учреждений:

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [7];

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" [8];

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2013 г. № 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" [9];

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" [10];

- Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" [6];

- Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 № 544н [11];

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» от 08.08.2013 № 678 [5];

        Так же нельзя оставить без внимания постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" [4].

Каждый из вышеуказанных нормативно-правовых актов крайне важно знать учителям, в частности учителям истории и обществознания в Российской Федерации, так как каждый из них непосредственно регулирует деятельность педагогов и определяет вектор движения деятельности  педагога в Российской Федерации.

        В 2019 году на базе ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» было организовано исследование среди педагогов региона.

Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение сформированности правовой культуры у учителей истории и обществознания.

Данная категория педагогов была выбрана не случайно. «Во-первых, исторически сложилось так, что именно из них, как правило, сформированы управленческие кадры учебных заведений, которые априори должны хорошо знать содержание нормативных актов, регламентирующих педагогическую деятельность. Во-вторых, учителя истории и обществознания преподают школьникам отдельные разделы и темы, связанные напрямую с правовой сферой» [1].

В рамках эксперимента учителям было предложено ответить на задания теста, состоящего из 25 вопросов, затрагивающих содержание федерального и регионального законодательства в сфере образования.

В общей сложности было опрошено 25 учителей истории и обществознания г. Тулы и области.

Анализ полученных ответов показал, что в среднем учителя истории и обществознания знают о существовании всего лишь четырёх нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность (ФЗ «Закон об образовании в РФ», ФГОС, Историко-культурный стандарт, Примерная программа по истории), при этом встретилась одна анкета, где поле для ответа на вопрос о перечне нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога, - не заполнено.  

Так же, педагоги не разводят понятия «ФГОС основного общего образования» и «ФГОС среднего общего образования», «Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории» и «Примерная программа основного общего образования по истории».  Педагоги продемонстрировали практически полное отсутствие знаний регионального законодательства в сфере образования.

Говоря о федеральных нормативных документах, следует отметить, что педагоги очень слабо знают содержание Трудового кодекса РФ, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"», приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"», Спецификации и Кодификатора контрольных измерительных материалов по истории и обществознанию и пр.

100% респондентов смогли правильно ответить лишь на один вопрос, который звучит следующим образом:  «Условия трудового договора могут быть изменены:» с правильным ответом указанным под буквой: «d. В письменной форме по соглашению сторон», источником которого является Трудовой кодекс РФ.

В среднем 21% верно ответил на вопросы касающиеся «ФГОС основного общего образования»

Крайне настораживают два факта:

- первый - не все учителя смогли ответить на вопросы о максимально допустимой аудиторной нагрузке для учащихся;

- второй - два вопроса относящиеся к тематике «ФГОС среднего общего образования» не получили ни одного верного ответа.

Можно с уверенностью утверждать, что выявленное крайне низкое знание учителями истории и обществознания ФГОС ООО, ФГОС ОСО, КИМ ОГЭ, КИМ ЕГЭ, крайне негативно отражается на сформированности историко-правового сознания подростков.

На ряду с низкими знаниями ФГОС ООО, ФГОС ОСО, КИМ ОГЭ, КИМ ЕГЭ, учителя истории и обществознания так же плохо знакомы со своими правами педагогического работника, своим юридическим статусом и льготами положенными педагогическим работникам согласно Тульского законодательства.

Лишь 20% респондентов сумели ответить на вопрос о том, какими академическими правами и обязанностями могут пользоваться педагогические работники.

Так же лишь 20% респондентов ответили о региональных мерах социальной поддержки педагогов Тульской области.

Всего 16% респондентов назвали те дисциплинарные взыскания, которые работодатель вправе применить к работнику.

В подтверждении вышесказанного и в целях ознакомления читателя с общими статистическими результатами проведенного анкетирования-тестирования учителей истории и обществознания Тульской области ниже размещена таблица (Таблица №1).

Таблица №1. Сводные данные анкетирования учителей.

Кол-во правильных ответов от 25 респондентов (в %)

Номер вопроса согласно анкете

Источник вопроса.

открытый вопрос

1

24 (96%)

17

Трудовой кодекс РФ

21 (84%)

13

СанПиН 2.4.2.2821-10

20 (80%)

4

ФЗ "Об образовании в РФ"

15 (56%)

6

ФЗ "Об образовании в РФ"

14 (56%)

7

ФЗ "Об образовании в РФ"

14 (56%)

8

ФЗ "Об образовании в РФ"

12 (48%)

21

Трудовой кодекс РФ

11 (44%)

9

ФГОС «ООО»

11 (44%)

20

Трудовой кодекс РФ

9 (36%)

22

Трудовой кодекс РФ

8 (32%)

23

КИМ ЕГЭ

6 (24%)

15

КИМ ОГЭ

6 (24%)

24

ФЗ "Об образовании в РФ"

6 (24%)

25

КИМ ЕГЭ

5 (20%)

3

КИМ ОГЭ

5 (20%)

5

ФЗ "Об образовании в РФ"

5 (20%)

14

Рег-ая поддержка учителей

4 (16%)

16

Трудовой кодекс РФ

4 (16%)

19

Трудовой кодекс РФ

3 (12%)

12

ФГОС «ООО»

2 (8%)

2

ФГОС «ООО»

1 (4%)

18

КИМ ЕГЭ

0 (0%)

10

ФГОС ОСО

0 (0%)

11

ФГОС ОСО

Таким образом, исследование выявило недопустимо низкие знания учителями истории и обществознания документов, регламентирующих содержание контрольно-измерительных материалов по истории и обществознанию, что отчасти объясняет крайне низкие результаты обучающихся Тульской области при сдачи ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию.

Тем самым результаты исследования показали необходимость организации систематической и целенаправленной работы по формированию правовой культуры учителей истории и обществознания.

Стоит обратить внимание на то, что среди обстоятельств определяющих уровень квалификации и профессионализм педагогов, наряду с систематической и целенаправленной работой по подготовки специалистов в вузах и других учебных заведениях выделяется то, какое положение в обществе и правовом поле занимает педагог.

Несомненно, важнейшая роль в формировании положения работника образования принадлежит государству, устанавливающему посредством законов его правовой статус.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» является кодифицированным нормативно-правовым актом - по существу кодексом, в котором, впервые, на законодательном уровне в п. 1 ст. 47, дается понятие правового статуса педагогического работника, являющегося одной из важнейших политико-правовых категорий.

Согласно п. 2 ст. 47 Закона «Об образовании в Российской Федерации» в РФ признается особый статус  педагогических работников (то есть граждан занятых интеллектуальным трудом) в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.

Подводя итог, важно отметить, что в первую очередь в целях развития и формирования историко-правового сознания у подростков на уроках истории и обществознания необходима организация систематической и целенаправленной работы по формированию правовой культуры учителей истории и обществознания.

Список литературы:

  1. Гоголев, Н. В. Школа учения – школа жизни: монография/ Н. В. Гоголев. Тула, 2003. – 118 с.
  2.  Закон  об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 09.04.2020).
  3.  «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 09.04.2020).
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 09.04.2020).
  5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» от 08.08.2013 № 67810 [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 09.04.2020).
  6. Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 09.04.2020).
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 09.04.2020).
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 09.04.2020).
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2013 г. № 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 09.04.2020).
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 09.04.2020).
  11. Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 09.04.2020).
  12. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) - глава 52 Особенности регулирования труда педагогических работников [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 09.04.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по праву на тему: Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

Статья"Роль классного руководителя в формировании правовой культуры учащихся"

Данная статья содержит рекомендации в проведении классных часов посвященных правовому воспитанию. Имеются приложения разработки нескольких классных часов....

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

Статья. Экологическая культура в системе правового воспитания.

Значимость формирования экологической культуры через правовое воспитание....

Статья "Формы и методы воспитания правовой культуры школьников"

Статья содержит теоретический обзор форм и методов правового воспитания в школе, а также обобщение личного опыта по их применению....

Статья "Формирование правовой культуры студентов на уроках обществознания"

В Концепции модернизации российского образования  на период до  2010 года  также говорится о необходимости  усиления гражданско-правовой составляющей:«Обновленное образование...

статья "Дидактическая культура учителя"

статья посвящена формированию и значению дидактической культуры учителя...