статья "Дидактическая культура учителя"
статья

Пархимович Александр Павлович

статья посвящена формированию и значению дидактической культуры учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_didaktich_kultura_uchitelya.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

 ЗНАЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИИ.

Современное высокотехнологическое информационное общество предъявляет повышенные требования к учителю, как к личности и профессионалу, способному осуществить обучение и развитие подрастающего поколения. Значительную роль в профессиональной культуре учителя занимает дидактическая культура, определяющая его возможности по реализации закономерностей усвоения знаний, умений и навыков и формирования компетенций учащихся в процессе обучения и значительно расширяющая его возможности и повышающая конкурентность на рынке образовательных услуг.   Вопрос развития дидактической культуры будущего учителя как проводника знаний, социально-общественных норм, идеологических государственных принципов представляется важной задачей. Формирование дидактической культуры учителя   и повышение престижа педагогической профессии являются одними  из самых важных как в профессиональном становлении педагога инновационной школы на современном этапе, так и в динамично меняющемся информационном общественном пространстве, поскольку именно педагоги являются главными прорабами и инженерами этого пространства . Каким же  образом  сформировать дидактическую культуру (ДК) учителя и способствовать тому, чтобы педагог уважал сам себя и   самостоятельно:

- умел оценить состояние своей подготовленности к осуществлению инновационной дидактической деятельности;

- направил свои усилия на расширение объема личностного опыта  по обучению путем   включения  новых формы работы по освоению дидактических знаний, умений,

-активизировал познавательную активности учащихся;

 - постоянно повышал продуктивность своей дидактической деятельности.

Целью небольшого  исследования является выявление совокупности условий, повышающих уровень формирования  дидактической культуры учителей и как следствие повышение престижа профессии педагога в современных условиях

На федеральном уровне приняты и разработаны такие важные документы как профессиональный стандарт педагога( приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н), определяющий основные требования к его квалификации, и профессиональный кодекс, которые как раз и направлены  на решение данных вопросов.

   Дидактическая культура будущего учителя представляет собой интегративное качество его личности, совокупность его профессиональных и общекультурных компетенций как педагога предметника в области дидактической деятельности с опорой на инновационные технологии обучения, обеспечивающее сохранение гуманистических и культурно-исторических ценностей, способствующее формированию ценностных ориентаций и системы  знаний ученика, а также творческому саморазвитию . Дидактическую культуру учителя это  совокупность двух компонентов:

-метапредметного компонента (включающего в себя личностно-деятельностный, мотивационно-ценностный, проектировочный и технологический элементы)

- предметного компонента (включающего в себя: патриотизм, политическую грамотность, критическое мышление, социокультурную грамотность).

Дидактическую подготовку современного учителя необходимо рассматривать в рамках расширенной дидактической триады «преподавание – учение – саморазвитие», что позволит существенно усилить профессиональную подготовку и задействовать личностный потенциал будущего учителя. Основываясь на исследовании А.Н. Дахина [1],  можем определить следующую последовательность педагогического моделирования процесса формирования дидактической культуры будущего учителя:

1. Определение предпосылок формирования дидактической культуры будущего учителя и целевой установки модели. Здесь необходимо провести анализ состояния и возможного развития педагогической ситуации и осуществить формулировку цели и результата моделирования.

2. Формулировка основной идеи достижения цели, выбор подходов, принципов, способствующих разрешений противоречий. Данный этап определяет методологические закономерности (подходы и принципы) к процессу формирования дидактической культуры будущего учителя, обуславливающие педагогическую и организационную деятельность.

3. Определение этапов достижения поставленной цели по критериям, определяющим развитие моделируемого процесса формирования дидактической культуры будущего учителя.

4. Представление структуры моделируемого процесса или объекта, необходимой для достижения идеального (моделируемого состояния).

5. Моделирование функционала модели, обеспечивающего механизм достижения поставленной цели формирования дидактической культуры будущего учителя..

6. Определение критериев и способов диагностики достижения поставленной цели  формирования дидактической культуры будущего учителя.

7. Реализация на практике представленной модели при диагностике, анализе и при необходимости, корректировки ее структурных или функциональных составляющих.

8. Обобщение результатов, представление оптимального варианта моделируемого процесса формирования дидактической культуры будущего учителя на основе опыта ее реализации в педагогической практике.

Оптимальная модель формирования дидактической культуры будущего учителя включает в себя совокупность блоков (целевой, концептуальный, алгоритмический, содержательный, процессуальный, результативный) и их связей, комплексное поэтапное внедрение которых обуславливает результативность и достижение поставленной цели .

Целевой блок модели включает в себя нормативные компоненты (ФГОС  и профессиональный стандарт педагога) и социальный заказ, обеспечивающие прогностическую функцию модели – подготовку учителя  к будущей профессиональной деятельности, качество подготовки которого отвечает запросам рынка труда, требованиям профессионального стандарта, самих обучающихся с позиций перспектив будущей профессиональной деятельности.

Концептуальный блок модели представляет собой совокупность теоретико-методологических установок, позволяющих определить базис для проектирования, внедрения и анализа педагогической деятельности, обеспечивающих достижение поставленной цели: реализуемая  триада дидактической подготовки «преподавание – учение – саморазвитие»; определяющие ее методологические подходы (культурологический подход; личностно-ориентированный подход; компетентностный подход; проектный подход) и принципы (гуманизации профессиональной подготовки; принцип культуросообразности; принцип мультикультурности; принцип сотрудничества; принцип саморефлексии; принцип профессиональной направленности), обеспечивающие на практике формирование структурных компонент дидактической культуры будущего учителя (метапредметного и предметного).

 Несмотря на всю значимость технологического профессионализма необходимо отметить приоритет гуманистического, человеческого профессионализма и выработки личностно-привлекательных качеств перед профессионализмом узкоспециализированным, «предметным». «Первым требованием, которое мы предъявляем к учителю, - писал Л.С. Выготский,  - заключается в том, чтобы он был научно образованным профессионалом, чтобы он был истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и пр. Только точные знания, точный расчёт и трезвая мысль могут сделаться истинными орудиями педагога». В решении этого вопроса значительная роль принадлежит профессиональному кодексу этики педагога.

 Учитель должен быть изначально талантливым , обаятельным и лучшим профессионалом вокруг которого должны группироваться дети, который должен являться неким образцом и в профессии и в жизни знать намного больше обучаемых и постоянно сам обучаться.  Такая потребность общества ставит особо остро вопрос особого профессионального  отбора без которого никогда не решить  вопрос престижности профессии учителя в обществе.

 Касаясь проблем, возникающих в данной сфере хочется отметить следующие.

Одной из главных проблем, на мой взгляд, препятствующей формированию дидактической  культуры  является состояние самой профессиональной среды, её консервативность и  несамостоятельность,  где любые новшества встречаются достаточно скептично и недоверчиво, что препятствует активному творческому процессу и быстрому реагированию на новые вызовы современного общества, а также привычка ждать одобрения сверху. Учительская профессия все больше напоминает не творческую лабораторию, а армию, где приветствуется точное и беспрекословное подчинение.  При нынешней ситуации если только сами управления образования администраций превратятся в штабы по выработке новаторских образовательных идей - это возможно сможет как-то изменить ситуацию. И конечно, необходимо резко омолодить педагогические кадры и привлекать в педагогическую среду профессионалов востребованных в обществе специальностей для появления и реализации новых идей.

   Ещё одной  важной проблемой в формировании дидактической культуры учителя и повышения престижа профессии является слабый  целевой отбор и отсутствие надежного механизма социальных гарантий, что делало бы профессию не просто стабильной, но и  достаточно привлекательной и прибыльной.

 Как только в профессиональное сообщество начнут попадать наиболее креативные члены общества и их будет более высокий процент чем в других профессиях многие проблемы общества начнут решаться совершенно по другому.

 Представляется, что немаловажной проблемой является и вопрос кажущейся самостоятельности образовательных учреждений, задекларированной в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». По факту это лишь видимость, поскольку нет даже частичной финансовой самостоятельности и возможности эффективно использовать закрепленное имущество, особенно в сельских школах. При решении же организационных вопросов мнение коллектива часто не является  определяющим и как правило не учитывается.

Решение этих проблем   в значительной степени  сможет, на мой взгляд ,повысить престиж педагогической профессии и  сформировать необходимое дидактическое  мастерство учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре учителя физической культуры и ОБЖ Федотова А.Г. во 2 классе.

Система оценки по физической культуре имеет комплексный  подход к оценке результатов  образования, позволяющий вести  оценку достижения обучающимися всех  трёх групп  результа...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» учителя физической культуры ПРОЖИРОВОЙ ОКСАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель программы - формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» учителя физической культуры Прожировой Оксаны Васильевны на 2016 – 2017 учебный год 1 класс

Настоящая рабочая учебная адаптированная программа составлена на основании авторской программы «Физическое воспитание для 1 - 4 классов», авт.: В. М. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» учителя физической культуры ПРОЖИРОВОЙ ОКСАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель программы - формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании...