Статья "Формы и методы воспитания правовой культуры школьников"
статья по праву на тему

Бочарникова Татьяна Александровна

Статья содержит теоретический обзор форм и методов правового воспитания в школе, а также обобщение личного опыта по их применению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_pravovoo_vospitaniya_shkolnikov.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Министерство образования Московской области                          

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Зональный целевой постоянно действующий

проблемно-тематический семинар

 «Совершенствование деятельности классного руководителя»

Итоговый практикозначимый проект

«Формы и методы воспитания правовой культуры школьников»

Слушатель: Бочарникова Т.А.

Должность: учитель истории и обществознания

Место работы: МКОУ Ржавская СОШ

Территория : Солнечногорский район

Руководитель: Новиков Василий Савельевич - к. юр. н.,   доцент кафедры комплексной безопасности ГОУ Педагогическая академия– «Право»

Москва

2012

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы проекта:

В нашем государстве сейчас активно формируется правовое поле, участниками которого в будущем станут сегодняшние школьники. Формирование и развитие правовой культуры учащихся способствует их дальнейшей социальной адаптации, формированию активной, грамотной жизненной позиции, гражданскому правомерному поведению. Это необходимое условие современного воспитания учащихся и залог стабильности нашего государства в будущем.

Практическая значимость проекта:

Формирование правовой культуры – это системный, непрерывный процесс. Роль классных руководителей в этом незаменима: именно поэтому в своем выступлении на ШМО мне хотелось бы сориентировать коллег на деятельность в этой сфере. Актуальны и внеклассные формы работы. Поэтому предлагаемое мною мероприятие  могут использовать во внеурочной деятельности мои коллеги. Оно призвано повысить интерес учащихся к правовым знаниям и активизировать их  в игровой форме.

Цель проекта:

1. Подготовить небольшой теоретический материал для выступления на ШМО классных руководителей, посвященный актуальности правового воспитания учащихся.

2. В качестве обмена опытом познакомить коллег с разработкой внеклассного мероприятия «Правовой турнир», ориентированной на учащихся 7 – 8 классов.

Ожидаемые результаты внедрения проекта:

1. Выступление на ШМО классных руководителей. Активное взаимодействие с коллегами  по правовым вопросам.

2. Повышение интереса к правовой культуре подростков среднего звена в результате участия во внеклассном мероприятии «Правовой турнир».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

(материал для выступления на ШМО классных руководителей)

Правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.

Цель правового воспитания несовершеннолетних заключается в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

Достижение этой цели осуществляется путем:

а) усвоения школьниками определенной суммы знаний о правовых нормах;

б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе;

в)активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства;

г) повышение правовой культуры родителей и педагогов.

Зачастую и педагоги, и родители сталкиваются, как они говорят, с «неуправляемым» (ученые употребляют слово «девиантным») поведением детей. В большей степени такое поведение свойственно подросткам. Об особенностях подросткового возраста мы говорили предостаточно. Но что заставляет подростков с маниакальным упорством нарушать нормы и правила поведения, идти противоправным путем? Причин тому несколько.

Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. В юридической и специальной психолого-педагогической литературе, анализирующей правосознание подростков с девиантным поведением, выделяются следующие его особенности.

Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах.

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление.

В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена.

В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления.

В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.

Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание школьников, которое формирует самостоятельную форму сознания — правосознание.

Чтобы правильно организовать правовое воспитание школьников, и родителям, и педагогам необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Неукоснительно соблюдать принцип индивидуального подхода: кто, как не учитель, в частности, классный руководитель, знает сильные и слабые стороны личности каждого своего ребенка: что способно вызвать различные эмоции в нем, что может приостановить негативную или разрушительную деятельность.

2 . Необходимо стимулировать  положительное  эмоциональное  отношения к сообщаемой информации по правовой тематике.

3. Постоянно поддерживать активный интерес школьников к приобретению правовых знаний.

4. Помнить, что теория без практики мертва: правовая информация должна быть связана с фактами из повседневной жизни школьников.

5. Необходимо приучать  их к сознательной оценке своих поступков; это обеспечит сознательное усвоение правовых знаний.

6. Правовое воспитание должно проводиться с учетом возрастных особенностей подростков, тогда оно даст наилучшие результаты. Это святой принцип педагогики.

Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Правовое просвещение школьников должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата — одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Основными формами правового просвещения учащихся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература,

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру. В этом деле не может быть равнодушия и мелочей.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Как учитель истории, обществознания и права, я систематически занимаюсь правовым воспитанием и просвещением учащихся в процессе урочной деятельности. В кабинете есть стенды с текущей информацией  «Подросток и закон», «Правовая ответственность несовершеннолетних» и др.

Цели моей работы по правовому воспитанию:

Сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности; научить учеников приемам безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности, научить школьников анализировать политическую информацию; сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны, сформировать толерантность и эмпатию.

Как руководитель ШМО классных руководителей хочу предложить коллегам разработку внеклассного мероприятия «Правовой турнир», который с успехом был апробирован в параллели 8-х классов Кудиновской школы № 35, где я преподавала год назад.

План-конспект

проведения правовой игры в рамках Декады правовых знаний

 для учащихся 8-х  классов в МОУ СОШ № 35

Учитель – Бочарникова Т.А.

Дата проведения – 20.01.2010 года.

«Турнир знатоков права».

Цели мероприятия:

1. Формирование правовых знаний, закрепление и совершенствование познаний учащихся в области прав несовершеннолетних.

2. Развитие умения практического переноса теоретических знаний на конкретные жизненные ситуации, формирование способа поведения в критических ситуациях.

3. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в области правовых знаний.

Участники игры – 2 команды по 6 человек:

           8-а класс                                    8-б класс

«Орлы справедливости»                     «Спартак»

Девиз 8-а: «Наш девиз – не унывать, четко, твердо право знать!»

Девиз 8-б: «В атаку, «Спартак», 8-б, вперед! Мы вместе, а значит,  победа нас ждет!»

Оборудование:

1. Задание «Соотнеси понятие».

2. Тестовый материал для команд.

3. Аудиозапись с фрагментами голосов.

4. Эмблемы команд, распечатка для жюри.

Методическая литература:

1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию, 5 – 9 классы», М., «Вако», 2006 год.

2. Гордеева В.В. «Правовое воспитание, 9 – 11 классы. Разработки организационно-деятельностных игр», Волгоград «Учитель», 2007 г.

1.Вступительное слово.

Сегодня вы, ребята, выступите в роли сыщиков, экспертов, криминалистов – одним словом, в роли знатоков права. Но самое главное – вы должны определить, как необходимо вести себя в правовом поле взрослых, чтобы не допускать правонарушений и не преступать границ. Правовые знания, закрепленные сегодня, помогут вам выработать способы поведения в конкретных жизненных ситуациях.

2. Представление команд.

3. «Соотнеси понятие». 

Конечно, настоящим юристам  не обойтись без прочных теоретических знаний. Начнем наш конкурс с самого серьезного задания: в течение 3 минут командам необходимо соотнести понятия, изучаемые в курсе обществознания 8 класса, с их содержанием.

( работа команд  с письменным заданием). Соотнесите понятие и содержание:

1.

общество

В

А. Семейный союз мужчины и женщины, который определяет взаимные права и обязанности.

2.

социум

Д

Б. Основной закон государства.

3.

этнос

Ж

В. Способ организации жизни людей.

4.

брак

А

Г. Ущемление в правах отдельных лиц или группы лиц по национальному, расовому, половому либо иному признаку.

5.

геноцид

Е

Д. Латинская форма слова «общество».

6.

расизм

З

Е. Уничтожение большой группы людей по национальным, религиозным, политическим мотивам.

7.

декларация

И

Ж. Греческая форма слова «народ».

8.

конвенция

К

З. Теория о превосходстве своей расы над другими.

9.

конституция

Б

И. Документ, не имеющий обязательной силы, в котором провозглашаются основные принципы.

10.

дискриминация

Г

К. Международное соглашение по важному социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

4. Разминка для болельщиков. 

«Криминалистические загадки» - это прекрасная гимнастика для ума любого знатока права! Эти предметы и описания  принадлежат знаменитым сыщикам, а также литературным и киногероям. Поскольку сегодня вы являетесь коллегами, в течение 1 минуты определите, кому именно:

- трость, трубка, скрипка, лупа (Шерлок Холмс);

- котелок, жилет, трость, усики (Эркюль Пуаро);

- планшет, фуражка (Анискин);

- современный литературный и киногерой. Его «отец» – Борис Акунин. Он – сотрудник тайной полиции, участник всех загадочных событий  в Российской империи начала 20 века, знаток техники ниндзя (Эраст Петрович Фандорин).

- Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за «Черной кошкой». Считал, что вор должен сидеть в тюрьме (Глеб Жеглов).

- Он самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой знаменитый номер, а любое препятствие для него – пустяк (Джеймс Бонд).

- Он отважный полицейский. Его партнер – человек. Он – породистый пес (Комиссар Рекс).

- Он – герой, защитник будущего. Он необычный персонаж. Он – мутант (черепашка-ниндзя).

- Он – круглобокий. Его очень любят дети. Он ушел от бабушки (колобок).

-  Во всех русских народных сказках он борется со злом, при этом иногда нарушает права сказочных злодеев. Свой недюжинный ум маскирует нелестным прозвищем… (Иванушка-Дурачок).

Правовые ситуации.

По новой программе правового образования юридические тонкости предлагаемых жизненных ситуаций может четко разобрать даже шестиклассник. Но знания закона необходимы в любом возрасте, независимо от школьной программы. Поэтому сейчас мы совместно, опираясь на ваш жизненный опыт и уже приобретенные знания, попытаемся   проанализировать  точки зрения права и морали каждую конкретную ситуацию (в процессе обсуждения по каждому случаю ведется многоплановая, разносторонняя беседа; в этом и заключается дидактическая цель).

а) 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

(Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.173 КЗОТ.)

б) 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается, имеет немалый доход. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?

 (С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью.  При этом родители ответственности за него не несут. Ст.27 ГК. Дети с 6 до 14 лет могут совершать только мелкие сделки – без денег. Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст. 28 ГК.)

в) 3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть? (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления – с 14 лет. Ст.105 УПК. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.)

г) Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Подумаешь! Мне все равно ничего не будет!». Прав ли он? (Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины ко всем администрация вправе применить следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.)

д) На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как  вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать?

(Это расценивается как мелкое хулиганство, ст.158 АК., за которое предусмотрен штраф в размере до одного МРОТ; при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН)

е) Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?

(Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления, ст.31 УПК.)

5. Работа с тестом 

«Мы и закон». (раздается каждой команде). Жюри начисляет баллы за каждый правильный ответ.

Тестовый материал.

 1. Что такое закон?

       а) документ, регулирующий взаимоотношения людей;

       б) общепринятые нормы, обязательные для исполнения;

       в) наказание за преступление.

2. В чем цель наказания?

       а) посадить человека в тюрьму;

       б) предотвратить новые нарушения закона;

       в) наградить правонарушителей.

3. Правонарушение – это...

       а) нарушение закона;

       б) нарушение распорядка дня;

       в) нарушение режима питания.

4. Ребенок имеет право на...

       а) жизнь;

       б) общение с родителями;

       в) на защиту от голода и болезней.

5. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?

       а) с 18 лет;               б) с 7 лет;               в) с 20 лет.

6. Что обязан сделать милиционер при задержании несовершеннолетнего?

       а) сообщить начальству;

       б) сообщить родителям;

       в) сообщить классному руководителю.

7. Что такое дееспособность?

       а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия;

       б) способность иметь права и обязанности;

       в) так по-другому называется право на труд.

8. Спор с родителями – это...

       а) возможность выразить свое мнение;

       б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;

       в) желание доказать другим свою правоту.

6. «Твой правовой выбор» (задания для болельщиков). 

Можно хорошо знать теоретически, что такое хорошо и что такое плохо. Но зачастую жизнь ставит нас в очень непростые ситуации, когда очень важен выбор самого человека. Помните наш разговор о свободе и ответственности? О том, что ежедневно, ежечасно человек делает свой выбор и обязан сам нести за него ответственность? Как, не нарушая закон, правильно поступить в подобных ситуациях:

1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать на озеро. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Вот-вот дело перерастет в драку. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов…

2.  Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы попасть на рок-концерт. Вам хочется попасть на концерт, вы боитесь обидеть отказом своих друзей, но прогуливать нельзя: положение в школе и дома  и так уже серьезное…

7.«Аудиокриминалистика».

 Работа со звуковым материалом – важная составляющая труда современных сыщиков. Иногда достаточно проанализировать несколько звуков, чтобы раскрыть громкое преступление! Ваша задача –  определить, чей голос звучит на пленке.

8. «Словесный портрет». 

Только что вы по описанию определили знаменитых персонажей. А сейчас вам предстоит самим составить словесный портрет любого человека, присутствующего здесь. Команде соперников предстоит отгадать, о ком идет речь.

9. «Внимание и наблюдательность». 

Они являются основой профессии любого детектива и правоведа. Конкурсы:

1. «Зрительный ряд» (10 предметов – запомнить расположение, поменять местами).

2. «5 вопросов» - на наблюдательность (о школе, одежде, цветах…)

Пока идет работа над последним заданием, жюри подводит итоги.

10. Анализ мероприятия, подведение итогов игры. Награждение.

Памятка для жюри.

Название конкурса

Кол-во баллов за ответ

Максимальное кол-во баллов за конкурс

8- А

8 - Б

1.

Эмблема, название

3

2.

«Соотнеси понятие»

1

10

3.

Конкурс болельщиков (загадки)

1

5

4.

Правовые ситуации

1

3

5.

Тест «Мы и закон»

1

8

6.

К-с болельщиков « Твой правовой выбор»

3

3

7.

Аудиокриминалистика

1

8.

Словесный портрет

1

1

9.

«Зрительный ряд»

3

3

10.

«5 вопросов»

5

5

11.

ИТОГ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников

Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников...

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

Формирование правовой культуры школьников на уроках технологии

В данной статье рассмотрено такое понятие, как правовая культура школьников. Ее основные составляющие, а также возможность осуществления междисциплинарного синтеза двух образовательных дисциплин ...