Использование игровых приемов на уроках музыки.
статья на тему
Использование игровых приемов на уроке музыки с детьми со сложной структурой дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovykh_priemov_na_urokakh_muzyki_s_detmi.docx | 19.25 КБ |
morozova_e.b.statya.docx | 26.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Морозова Елена Борисовна
Учитель музыки, педагог-организатор
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4
Структурное подразделение «Школа»
Факт.адрес 119017 г. Москва, Пятницкая ул., д.46 стр. 3
Юр.адрес115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.
Использование игровых приемов на уроках музыки с детьми со сложной структурой дефекта.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развить у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
Музыкальное развитие детей со сложной структурой дефекта является одним из действенных средств эмоционального развития. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для таких детей. Но нужно сказать, что не любая музыка может воздействовать на ребенка и развивать высшие психические функции, развивать музыкальность и эмоциональную отзывчивость на нее. Дети легче усваивают музыкальные произведения с яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью.
У таких детей очень слабый, а порой и совсем отсутствует эмоциональный фон. У них отмечается значительное недоразвитие высших психических функций. Развиты слабо многие виды восприятия. Отмечается незрелость мотивационной сферы. Мотивы учебной деятельности являются ситуационными, мотивы трудовой деятельности крайне примитивные и короткие. Выполнение заданий у учащихся носит формальный характер.
Объем внимания низкий, ограничивается 1 – 2 объектами. Устойчивость и переключение внимания значительно снижены. Некоторым детям требуется постоянная помощь педагога.
У учащихся крайне слабо развита общая и мелкая моторика, ручная умелость. Объем кратковременной и долговременной памяти крайне низкий. Произвольное запоминание практически отсутствует.
Так же дети отличаются по уровню речевого развития. У детей нарушение лексико-грамматического строя речи. Многие ученики практически не говорят. Речь с многочисленными нарушениями слоговой структуры слова. Словарный запас ограничен бытовой лексикой. Письменной речью не владеет никто. И задача педагога с помощью различных видов музыкальной деятельности обогатить их новыми впечатлениями, эмоциям, вызвать интерес и желание петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, быть раскованными и с желанием выступать перед зрителями.
В работе с такими детьми нужно использовать различные виды деятельности, такие как пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, музыкально-ритмические упражнения, музыкально-ритмические движения с элементами танца, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, дидактические игры.
Подбор музыкальных произведений, который предлагается детям с такими нарушениями, должен быть доступный для их восприятия.
Уроки проходят в виде комплексных занятий в виде игры, маленького сюрприза, сказочного представления, охваченных одной общей тематикой, где учитель выступает в главной роли.
Таким образом, работа с детьми со сложной структурой дефекта является эффективной, если она построена на сочетании игры, музыки, движения и слова.
Игровые приемы на уроках музыки с детьми со сложной структурой дефекта помогают приобщить их к деятельности, вызвать интерес к музыке, обогатить новыми впечатлениями, вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментами, вокальными произведениями разного характера, они переживают и испытывают определенные чувства.
Во время слушания с детьми младших классов используются игрушки, которые могут с ними «разговаривать», «танцевать», «маршировать», «петь».
Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмысливанию и запоминанию.
Например: «Чудесный мешочек», куда могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые песни, пьесы. Дети, по звучанию музыки должны определить. Кто находится в мешочке. Игра «тихо-громко», направлена на развитие динамического слуха. В этой игре можно использовать как игрушки, так и музыкальные инструменты. Для закрепления пьес «Марш», «Танец», «Песня» можно провести игру «Что делают дети», «Что делают …(называние игрушки).
Такая игровая форма, нравится детям, они активно включаются в разговор с игрушкой.
Постепенно благодаря играм, приобщаются к умению распознавать знакомые музыкальные произведения.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального обучения в школе с детьми со сложной структурой дефекта.
Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы.
Для закрепления песен, использую игру «Волшебный волчек», которую можно проводить в разных вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву. Одновременно закрепляется знание о форме построения песни.
На развитие различать звуки по высоте можно использовать игру «Где мои детки?», деть с удовольствием отвечают тоненьким голоском за котят, щенят, утят и т.д.
Развивая ритмическое чувство можно брать как не сложные попевки, так и музыкальные фразы из знакомых и разучиваемых песен, которые дети поют с разных звуков и одновременно могут прохлопать ритмический рисунок или проиграть на музыкальных инструментах.
На уроке с детьми со сложной структурой дефекта берется и такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. Здесь дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки.
В младших классах используется игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. В старших классах дети выполняют движения с музыкальными инструментами, которые помогают выполнять то или другое ритмическое движение. Например: «Бубен - марш», «Погремушка – подскоки», «колокольчики – бег».
Необходимо развивать, обогащать двигательную активность. И развивать простейшие творческие проявления, используя ритмические движения. Например: в игре «Кто из леса выходит?», дети должны не только определить, но и изобразить героя(медведя, лису, зайца и т.д.). Конечно же, каждый ребенок по- своему применяет умения и знания в этой игре, но положительная оценка учителя поможет раскрыться ребенку больше и больше с каждым уроком.
Также можно совмещать слушание и музыкально-ритмические движения. Например: слушая «Польку», можно предложить детям придумать танец, используя знакомые танцевальные движения. Акцентировать внимание детей на то, что при изменении музыки – меняется и танцевальное движение. После чего придуманный танец может танцевать весь класс.
Музыкально-ритмическая деятельность проходит более успешно, если обучение танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Необходимо использовать и наглядный материал: картины, рисунки, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры различные атрибуты.
В обучении таких детей на музыкальных инструментах, конечно нужно использовать игру «Я дирижер», «Поиграем в оркестр», где дети учатся правильно держать инструменты, слаженно играть на них, слушать других. И самое главное, эти игры помогают детям развивать и удерживать внимание, с желанием овладевать умением играть на инструменте, эмоционально выражать свое отношение к музыке. Систематическое применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям.
Таким образом, в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию всех видов музыкальной деятельности и приобщению их к основам музыкального искусства.
Предварительный просмотр:
Интеграция общего и дополнительного образования как условие создания адаптированной среды для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Морозова Е.Б., учитель музыки, ответственный за внеурочную и внеклассную деятельность
Аннотация. В статье приводится опыт работы о области дополнительного образования. О направлениях и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей и подростков с ОВЗ, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: Дополнительное образование, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, программы дополнительного образования различных направленностей.
Проблема дополнительного образования в нашем обществе стала ощутимее, т.к. с развитием общества возрастает потребность и развития у детей, а особенно детей сирот и оставшихся без попечения родителей. В настоящее время внимание к проблемам и развитию дополнительного образования детей усиливается на всех уровнях:
на федеральном уровне: закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил статус дополнительного образования, сформулировал ответственность субъектов Федерации за его развитие. Указы Президента Российской Федерации сформулировали задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием до 75 процентов к 2020 году;
на региональном уровне: невозможно не заметить процессов совершенствования механизмов организации системы дополнительного образования в Москве. Достаточно привести пример внедрения в практику деятельности всех организаций, реализующих программы дополнительного образования, системы регистрации кружков и секций на Московском портале госуслуг.
Возникшая проблема затронула все слои образования. В связи с этим, стали организовываться различные кружки, секции, клубы по интересам.
В моем выступлении речь пойдет об опыте работы нашего образовательного комплекса - Колледжа малого бизнеса № 4 - о направлениях и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей и подростков с ОВЗ, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дополнительное образование является соединительным звеном между всеми звеньями образования (от дошкольного до профессионального). С помощью которого наиболее полно обеспечивается право детей с особыми образовательными потребностями на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение.
За последние годы в связи с новыми тенденциями в мире профессий наблюдается рост заинтересованности приемных родителей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе, увеличилась мотивация и детей-сирот к участию в различных конкурсных мероприятиях (чемпионатах, олимпиадах, спартакиадах), меняются запросы семей и детей в сфере реализации программ дополнительного образования. Большим спросом пользуются кружки по IT-технологиям; кружки, которые пробуждают профессиональные интересы детей – такие, как мебельные мастерские, мастерские дизайна и моды, кулинарные студии, обучении на разный музыкальных инструментах, постановка голоса.
Сравнительный анализ показывает, что если в 2014-15 учебном году в Колледже действовало 17 бюджетных и 60 внебюджетных программ дополнительного образования, то в текущем учебном году кружков и секций стало 90 (из них 47 – бюджетных и 43 платных).
Нашими специалистами реализуются программы различных направленностей: художественно-эстетической; технической; социально-педагогической; физкультурно-спортивной; туристско-краеведческой; естественнонаучной. Мы стараемся обеспечить преемственность программ дополнительного образования на всех уровнях обучения в нашем образовательном комплексе.
Общее количество обучающихся, которые посещают кружки и секции составляет 743 человека, их них 276 детей-инвалидов и 36 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Когда мы предлагаем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, программы дополнительного образования, то обязательно учитываем:
индивидуальные особенности ребенка (общительность, познавательные способности, особые таланты и т.д.) и его возрастные особенности.
ожидания приемных родителей относительно системы дополнительного образования (дать ребенку знания, развить способности, организовать досуг, получить представление о профессии).
Какие шаги в направлении развития системы дополнительного образования предпринимается в Колледже?
1. Для того, чтобы инфраструктура дополнительного образования детей соответствовала современным требованиям, администрация Колледжа прикладывает все усилия для оснащения среды современным оборудованием и инвентарем, учебными пособиями, компьютерной техникой.
2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, наравне с другими ребятами принимают участие в конкурсных мероприятиях самой разной направленности (в области изобразительных искусств, танца, пения и др.).
Не буду подробно останавливаться на всех их достижениях, назову самые значимые на наш взгляд:
Городской экскурсионно-туристических квест «Мой город – Москва», фестиваль-конкурс «Алтарь Отечества», инклюзивный фестиваль-конкурс «1+1», участие в Олимпиаде "Музеи. Усадьбы. Парки."
3. Мы стараемся использовать потенциал системы дополнительного образования как механизм мотивации как обычных семей, так и семей с приемными детьми. С этой целью в Колледже действует Семейный клуб выходного дня, при проведении которого подводятся итоги программ дополнительного образования за определенный период времени. Клуб собирается приблизительно 1 раз в четверть. Благодаря такой форме работы мы получаем обратную связь от родителей о нашей деятельности, что дает возможность подкорректировать те или иные стороны нашей работы, а также активнее вовлекать семьи в процесс подготовки к проведению школьных праздников и конкурсных мероприятий
4. Мы стараемся внедрять новые технологии, привлекать талантливых специалистов для расширения спектра дополнительных развивающих программ. Так, уже второй год на базе СП Школа мы развиваем инновационное направление арт-терапии – Эбру. Так, совсем недавно выставка работ ребят из мастерской эбру состоялась в центральном выставочном зале в Манеже.
5. У нас проводятся занятия по обучению детей игре на разных музыкальных инструментах: флейте, синтезатору, фортепиано, гуслях, гитаре. Так же работают музыкальные студии «Голос», где с детьми работают над постановкой голоса. Дети сироты и оставшиеся без попечения родителей очень любят занятия в хоре, в котором дети приобщаются к ответственности за свои действия. В конце каждого полугодия дети показывают свое умение в отчетных концертах «Школа талантов».
6. В ближайшей перспективе - организация полноценной Кулинарной студии. Мы уже сейчас проводим здесь занятия по кулинарии, которые пользуются спросом не только у детей, но и у взрослых. С этой целью мы пригласили профессионального диетолога, кулинара, которая проводит занятия по программе «Кругосветное путешествие вкусов» на внебюджетной основе. В ходе занятий дети знакомятся с традициями кухонь народов мира, осваивают технологии приготовления блюд, требующих простой кулинарной обработки, приучаются к самообслуживанию.
Эти новые направления пользуются особым интересом у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Какие еще задачи перед нами стоят?
дальнейшее развитие партнерских отношений со структурами дополнительного образования, в т.ч. числе негосударственного сектора;
привлечение большего числа детей из внешкольного пространства;
формирование банка программ дополнительного образования детей, что позволит собрать и систематизировать наши лучшие практики;
создание системы мониторинга эффективности работы в части реализации технологий дополнительного образования.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что в нашем образовательном комплексе дополнительное общеразвивающее образование детей является полноправным партнером общего и профессионального образования. Система дополнительного образования, которая выстроена в Колледже, является социокультурным стержнем, который пронизывает уровни дошкольного, общего, профессионального образования.
Для многих детей-сирот, которые, в силу своих возможностей, не смогут освоить общеобразовательную программу, дополнительное образование выполняет функции «социального лифта», о котором говорится в Концепции развития дополнительного образования. И создает условия для успешности каждого ребенка, который пришел к нам учиться.
Список литературы:
Статьи:
- Кремнева С.Н., Поташова И.И. Эффективная система внеурочной деятельности и дополнительного образования как фактор обеспечения вариативности АООП для детей с ОВЗ//Кремнева С.Н., Поташова И.И./Сборник МНПК «Проблемы инклюзивного образования с учетом реализации ФГОС» - М.:АПКПРО, 2016. http://www.apkpro.ru/352.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.
Использование игровых приемов на уроках иностранного языка, преимущества. Список игр к урокам английского языка....
Статья "Приемы критического мышления и игровые приемы на уроках музыки"
Это обзор тех современных приемов и методов работы, которые соответствуют новым образовательным стандартам, и в тоже время отвечают специфике предмета "Музыка"в общеобразовательной школе....
Игровые приемы на уроках музыки в специальных коррекционных классах VIII вида
Описаны некоторые приемы работы с учащимися специальных (коррекционных) классов....
использование игровых приемов на уроках английского языка в начальной школе
Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. В игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особеннос...
Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.
Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе....
Использование игровых приемов на уроках английского языка как способ активизации речемыслительной деятельности в классах с полиэтническим составом.
В последние годы усиление процесса миграции населения из бывших союзных республик привело к тому, что в школах появились классы с полиэтническим составом обучающихся. Не исключением являются и ш...
Статья "Игровые приемы на уроках музыки в специальных (коррекционных) классах VIII вида"
Программа для коррекционных классов по музыке, в отличие от общеобразовательной программы, имеет свои особенности....