Роль танковых войск в Великой Отечественной войне
методическая разработка по истории (9 класс)

Методическая разработка урока, посвящённая коренному перелому в ходе ВОВ, одной из самых легендарных битв - танковое сражение у деревни Прохоровка.

 Основной акцент делаю на переживаниях и воспоминаниях героев и простых очевидцев этих великих, по значению и смыслу, событий. "Люди и танки",- таков главный подтекст моей темы.

 Осмысление сквозь призму настоящего, увиденное глазами очевидца и участника - моего дедушки, механика танка, принявшего этот кровавый бой у деревни Прохоровка.

Потеряв всё: свой танк, экипаж, став практически инвалидом, он обрёл право и возможность говорить о невероятном опыте преодоления боли, страха , смерти... 

Война, глазами Героя и просто. - родного человека... "Со слезами на глазах"...

Вечная память...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка урока29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 урока истории по теме

«Роль танковых войск в Великой Отечественной войне.

( на примере танкового сражения у деревни Прохоровка) »

Белозёр Виктория Борисовна

МБОУСОШ № 83

Уроки памяти… Люди и танки.

К вопросу о роли танковых войск в Великой Отечественной войне.

Цели урока:

Образовательная: показать учащимся великий подвиг русских людей во время Великой Отечественной войны, способствовать патриотическому воспитанию учащихся;

Воспитательная: воспитание глубокого уважения к истории России, мужеству её народа, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа;

Развивающая: развитие у учащихся чувства национальной гордости за великий подвиг русского народа.

Задачи:

  • формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России;
  • развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому;
  • вовлекать учащихся в социально-значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать общественную активность.

Ход урока.

Сегодня мы с вами пролистаем важные страницы истории Великой Отечественной войны, выясним, какую роль сыграли танковые войска в приближении Великой Победы. У времени есть своя память – история. И поэтому мир, никогда не забывает о трагедиях, сотрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком.                                                                             Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь.

Для меня тема войны глубоко личная. Мой дедушка служил в танковых войсках. Он был очевидцем тех событий, о которых пойдёт сегодня речь. До войны он, как и я был учителем. Преподавал военное дело в маленькой деревенской школе, когда вернулся в 1938году после победоносных боёв нашей армии, у озера Хасан. Именно там, в далёкой Монголии, он и принял своё первое боевое крещение в составе первых танковых бригад, будучи механиком танка Т-26. А в самом начале войны, в октябре 1941 года, его танковая бригада, переброшенная с Дальнего Востока для защиты Москвы, некоторое время, размещалась на подъездных железнодорожных путях к городу Ногинск. С большой теплотой и благодарностью он рассказывал о жителях нашего города, которые делились последним,  с голодными и уставшими, после длительной транспортировки, танкистами. Волей судеб и меня забросило в эти места. Мы всегда с ним очень удивлялись такому странному совпадению. Хотя случайностей не бывает, так он считал, а есть закономерность судеб и событий, которая подчинена законам иного порядка не всегда нам доступного и понятного. Например, размышляя о преимуществах наших советских танков и недостатках немецких, он всегда с юмором отмечал, что проблема кроется в пресловутом немецком педантизме и повышенной любви к комфорту. Да, действительно, в Т-34 тесновато и вся команда еле помещалась, зато боеприпасов на борт взять можно было больше. В то время, когда в немецких – кожаные кресла по спецзаказу фирмы «Мерседес». И гусеницы их танков рассчитаны были на идеально ровные немецкие шоссейные дороги, и поэтому часто роковым образом для себя увязали на нашем всесезонном русском бездорожье.  Наши же были просты и примитивны в ремонте, гусеницы, по сути, были сняты с таких привычных для всех – тракторов.

Самые тяжёлые воспоминания у моего дедушки были о битве у деревни Прохоровка. Там он потерял свой танк, свой экипаж и часть своего лёгкого. Правда, получил за мужество Орден Красного Знамени. Он рассказывал эту историю так часто и пронзительно, и она настолько сильно врезалась в мою память, что иногда мне кажется, что это я была очевидцем и участником той страшной трагедии.

 Самого крупного в мировой истории танкового сражения. 12 июля 1943 – это одна из самых памятных  дат в  военной истории Отечества. 

Горело все, что могло гореть, все было затянуто пылью, гарью и дымом от горящих танков, селений, лесов и хлебных полей. Земля была выжжена до такой степени, что на ней не осталось ни одной травинки. Лоб в лоб здесь сошлись советские гвардейцы и элита вермахта – танковые дивизии СС

Непосредственное командование танковыми соединениями во время сражения осуществляли генерал-лейтенант Павел Ротмистров с советской стороны и группенфюрер СС Пауль Хауссер - с немецкой.

50 дней, с 5 июля по 23 августа 1943 года, продолжалась Курская битва- одна из величайших битв второй мировой войны. Более 4 млн. человек было вовлечено в это сражение с обеих сторон. В боях на Курской дуге принимало участие свыше 69 тыс. орудий и минометов, более 13 тыс. танков и самоходных орудий, до 12 тыс. боевых самолетов. Здесь развернулись невиданные до тех пор танковые и воздушные сражения.

Пятые сутки шла битва на Курской дуге.

На Орлово-Курском направлении части Центрального фронта успешно отражали натиск солдат Вермахта. На Белгородском участке фронта ситуация была гораздо более тяжелой — стратегическая инициатива оставалась в руках немецкого командования. Силы 6-ой армии и 1-ой танковой армии отступая, вели ожесточенные бои. Нанесенные противнику контрудары тоже не возымели успеха. Немецкое наступление на юго-восточном направлении продолжалось. Элитные дивизии немецко-фашистких войск продвигались на юго-восток, угрожая тылам сразу двух наших фронтов.

Местом решающей схватки должен был стать небольшой пятачок земли в районе деревни и одноименной железнодорожной станции «Прохоровка». Первые бои в районе Прохоровки начались еще вечером 11 июня. Главным образом, это были попытки немецких дивизий улучшить свои позиции и зайти во фланги нашей центральной группировке. Несмотря на то, что обойти и ударить во фланг наших войск немцы не смогли, для остановки прорывов пришлось использовать значительные силы и даже привлекать резервы.                                                                                                                       В 8 часов утра 12 июля наши войска провели артподготовку, а в 8:15 перешли в контрнаступление. Из журнала боевых действий  5-ой гвардейской армии от 12 июля «... В 8:30 войска Армии перешли в решительное наступление на всем фронте в общем направлении Бол. Маячки, нанося основной удар левым флангом...»

С нашей стороны во фронтовом ударе участвовали силы 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской общевойсковой армии, а также два отдельных танковых корпуса (2-й и 2-й гвардейский).  Им противостояли 1-я дивизия Лейбштандарте-СС «Адольф Гитлер», 2-я танковая дивизия СС «Дас Райх» и 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф» («Мертвая голова»).

Время для начала наступления было выбрано не случайно — восходящее солнце слепило немцев, затрудняя прицельную стрельбу. Это было крайне важно, ведь в состав немецких частей входили «Тигры» и «Фердинанды», способные пробивать лобовую броню наших Т-34 с расстояния до 2 км. Нашим же танкам требовалось сократить расстояние до 500 метров, и даже при этом условии пробивалась только боковая броня «Тигра». Нивелировать это преимущество можно было лишь в ближнем бою, за счет более высокой маневренности.

Во время первых боев немецким танкам удавалось иногда проникнуть за наш передний край. Были случаи, когда противник прорывался вглубь обороны до полутора километров, но зато, ни один из прорвавшихся танков не возвращался обратно. Все они уничтожались в полосе нашей обороны.

          Буквально через час после начала наступления советских войск танковые армии обеих сторон сошлись в ожесточенном бою. Началось самое масштабное танковое сражение Великой Отечественной Войны. На основном участке находилось около 1000-1200 советских и немецких танков и артиллерийских самоходных установок.

По воспоминаниям очевидцев, гул был слышен за многие километры, а рой самолетов издали представлялся тучей. Взрывы поднимали в воздух землю, все поле горело. Солнце закрылось плотной взвесью пыли, песка и золы, стоял запах горелого, раскаленного металла и пороха. Сверху падали горящие части самолетов. Бойцы задыхались от тяжелого, удушливого дыма, который стлался по полю, щипал глаза. Танки различали по силуэтам. Над полем стоял грохот разрывов, гул моторов и скрежет сталкивающихся машин.

Из воспоминаний участника боя, рядового Е.И. Филатова: «Танки шли лавиной. Сколько их было, не считали. Машины двигались по полю зигзагами, меняя направление. Чтобы сбить с толку наших артиллеристов, помешать им прицелиться…  Рвутся бомбы… Такой грохот стоял, что кровь текла из ушей».

Вспоминает участник танкового сражения герой Советского Союза Григорий Пенежко: «В памяти остались тяжелые картины…  Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки. От выстрелов в бензобаки танки мгновенно вспыхивали. Открывались люки, и танковые экипажи пытались выбраться наружу. Я видел молодого лейтенанта, наполовину сгоревшего, повисшего на броне. Раненый, он не мог выбраться из люка. Так и погиб. Не было никого рядом, чтобы помочь ему. Мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка. Одна мысль, одно стремление: пока жив, бей врага. Наши танкисты, выбравшиеся из своих разбитых машин, искали на поле вражеские экипажи, тоже оставшиеся без техники, и били их из пистолетов, схватывались врукопашную. Помню капитана, который в каком-то исступлении забрался на броню подбитого немецкого “тигра” и бил автоматом по люку, чтобы “выкурить” оттуда гитлеровцев. Помню, как отважно действовал командир танковой роты Черторижский. Он подбил вражеский “тигр”, но и сам был подбит. Выскочив из машины, танкисты потушили огонь. И снова пошли в бой».

А это воспоминание о событиях июля 1943 года немецкого солдата: «Облака пыли сделали очень трудной помощь от люфтваффе, и вскоре множество Т-34 прорвались сквозь наши оборонительные сооружения и стаями устремились по всему полю битвы…».

Перед началом этого сражения была сухая и солнечная погода, стояли поспевшие хлеба … А через две недели все поле стало черным, изрытым воронками, полным искореженным, сожженным и покрытым копотью металлом. «Огромное количество сгоревших танков, танковые тараны, запах сожженного металла, искореженная техника и всё перебивающий запах разлагающихся трупов». Ещё никто никого не хоронил, стояла летняя жара, и вид поля был иллюстрацией на тему «ужасы войны».

Как вспоминали очевидцы, после битвы на Прохоровке на три дня фронт затих. Стояла гробовая тишина. Разом прекратилась канонада орудий. Не стреляла артиллерия, не летала авиация, всё замерло.

По свидетельству главного немецкого танкового авторитета Гудериана, это было «решающее поражение».

Понесенные потери и организованный отход немецких войск не позволили развить контрудар с целью окружения и разгрома немецких танковых дивизий. Гитлеровские войска потеряли в сражении до четверти танков, что окончательно исчерпало атакующий потенциал на Белгородском направлении. Наступление немцев было остановлено. План «Цитадель» провалился.                                                                                                                      Старушка, жившая в те дни в районе боёв, рассказывала, что после войны танки с поля боя увозили пять лет.

Европа снова забыла, чьей кровью были куплены для неё вольность, мир и комфорт повседневной жизни. Вновь фальсификации и дискуссии на тему, кто выиграл в этой кровопролитной битве и в этой страшной войне. Но я твердо знаю, что мы, наша страна. Мой дед, потерявший весь свой экипаж в обезглавленном танке, задыхающийся и уже почти мёртвый от газов, которыми фашисты всегда «выкуривали» танкистов, решивший, что его родной танк  станет ему могилой.  Но фашистам он не сдастся…

После того как окружение было снято, его нашли и он был спасён хирургами Воронежского госпиталя, которым пришлось удалить часть его лёгкого. Он прожил долгую жизнь, перенёс 2 инфаркта и умер во сне, когда ему было 96 лет, 13 мая 2011года. До последнего дня своей жизни он вспоминал свой танк, экипаж. Плакал и просил меня обязательно рассказать о его войне, именно так, как он её понял и пережил, чтобы никто и никогда не забыл ценой какого немыслимого горя и утрат, куплен этот счастливый мир, который порой нам кажется таким постоянным и незыблемым …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"...

«РОЛЬ ПЛАКАТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 г.г.»

1.Содействовать развитию познавательной деятельности, формировать чувства  ответственности, уважения и гордости за защитников нашей Родины.2.Способствовать формированию патриотизма среди воспитан...

Единый урок обороны, посвящённый 75-й годовщине начала контрнаступления советских войск в битве под москвой в великой отечественной войне 1941-1945 годов

Урок посвящён 75-й годовщине начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. В истории всех народов и государств бывают такие выдающиеся события, которые навсегда сохраняются в историческ...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Роль мхов в годы Великой Отечественной войны.

рассмотреть на практике метод «Фишбоун» , который позволяет успешно формировать и оценить метапредметные результаты обучения на уроке, т.к. учит эффективно работать с информацией ,потому ч...

Роль учителя в годы Великой Отечественной войны

Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в т.ч. учителей и преподавателей....