Роль учителя в годы Великой Отечественной войны
статья (5 класс)

Шевченко Светлана Августовна

Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в т.ч. учителей и преподавателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя в годы Великой Отечественной войны

             Великая Отечественная война затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в т.ч. учителей и преподавателей.

22 июня 1941 года на нашу Советскую Родину предательски напала фашистская Германия. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, проявив горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу. Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.

Перед школой ставились определенные задачи:

1) организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста;

2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве;

3) перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне;

4) повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины;

5) улучшение военно-физической подготовки;

6) всемерное развертывание массовой оборонной и политико - просветительской работы среди учащихся и населения;

7) оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков.

Борьба с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно - воспитательную работу. Ей был придан боевой патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Учебные программы военного времени претерпели некоторые изменения. В школьных курсах стали глубже изучать темы, связанные с войной и обороной: отравляющие вещества, планы и карты, современная военная техника и военная терминология, сельское хозяйство. Было усилено патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной работе. Были пересмотрены темы и методы преподавания таких предметов, как физика, биология, химия. Преподавание этих предметов в рамках школьной программы стало носить максимально - практический характер. В школах появились темы военно - оборонной направленности с целью установления более тесной связи школы с жизнью.

Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды. 1 сентября 1941года не открылись двери ленинградских школ. Многие из школьных зданий были заняты госпиталями, воинскими частями. Старшеклассники участвовали в работе на строительстве оборонительных укреплений. Но уже с 25октября 1941 года в школах начались занятия для старших классов. 60 тысяч школьников 1-6 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели ещё более 300 тысяч учащихся 1-4 классов.

В связи с тем, что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов.

Как только Красная Армия освобождала какой - либо населённый пункт от немецко - фашистских захватчиков школы открывались практически сразу.

Большие трудности выпали на долю учителей западных районов Союза, оккупированных немцами. Но даже в осаждённых фашистами городах продолжали работать школы.

Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей .

Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах  стали открываться учебно-производственные мастерские. В ряде случаев учащиеся старших классов вовлекались в оборонную работу на предприятиях или работали в мастерских бытового обслуживания: по ремонту электроприборов и т. п. В этом полезном и важном деле принимали участие и учителя как руководители ученических бригад. Наставниками и старшими друзьями каленовских школьников были: Краснова Агния Михайловна, Мельникова (Житихина) Любовь Петровна, Рещикова Елизавета Петровна, Шишкина (Макарова) Мария Михайловна,  военрук Котлыков Владимир Семенович, Титова (Буркова) Галина Елизаровна и Дружинина (Толстихина) Клавдия Ивановна.

«Мужество учителей передавалось и детям. Они взрослели в эти страшные дни на глазах. 15 239 подростков в возрасте до 16 лет были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Позднее один из ленинградских школьников тех лет, Юрий Воронов, ставший известным поэтом, написал:

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом паспорта…

Было и еще одно направление работы учащихся и педагогов Ленинграда во время блокады. Это — шефство над госпиталями. Учителя и воспитатели готовили с детьми художественную самодеятельность и шли к раненым. Семиклассница Галя Боброва так описала посещение госпиталя: «…И вот мы перешли в другую палату. Здесь меня поразило молодое лицо с грустными глазами. У бойца не было руки. Девочки заметили это и старались его развеселить. Читали стихи и танцевали с  большим увлечением. По окончании концерта этот боец хлопал больше всех, ударяя здоровой рукой по тумбочке» .

 В связи с угрозой блокады Ленинграда и необходимостью дальнейшей подготовки медицинских кадров, училищу в полном составе предписано эвакуироваться в Сибирь. Первый эшелон прибыл в г. Омск 21 августа 1941 г., вслед за ним – еще три эшелона. Через неделю после прибытия первого эшелона 28 августа 1941 года училище приступило к занятиям. Штаб училища разместился на Съездовской улице, курсы зубных врачей - в поликлинике на ул. Лермонтова, дом 72. Позже городские власти выделили училищу военный городок по ул. Спартаковской.

 Первый крупный выпуск училища после передислокации в Омск состоялся 2 июля 1942 г. в количестве 544 военных фельдшера. По этой программе за четыре года было подготовлено 4099 военфельдшеров, в том числе 573 девушки и 321 зубной врач.

 Сотрудники училища в военные годы занимались не только подготовкой кадров, но и оказывали медицинскую помощь населению г. Омска, работая в 15 крупных госпиталях для раненых и поликлиниках. Личный состав училища внес на нужды обороны 4 255 295 рублей, за что был удостоен благодарности Государственного комитета обороны.

Учителя проделали огромную работу. Работать учителем в школе никогда не была лёгкой задачей. А в годы войны труд в столь тяжелых условиях был почти невозможен. Но простые люди, мужчины демобилизованные с фронта, женщины оставшиеся в городах и сёлах взяли а себя эту не простую задачу – обучить новое поколение, которое в будущем станет опорой для нашей, уже свободной родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

«РОЛЬ ПЛАКАТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 г.г.»

1.Содействовать развитию познавательной деятельности, формировать чувства  ответственности, уважения и гордости за защитников нашей Родины.2.Способствовать формированию патриотизма среди воспитан...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Роль мхов в годы Великой Отечественной войны.

рассмотреть на практике метод «Фишбоун» , который позволяет успешно формировать и оценить метапредметные результаты обучения на уроке, т.к. учит эффективно работать с информацией ,потому ч...