Роль мхов в годы Великой Отечественной войны.
методическая разработка по биологии

Шишова Ирина Анатольевна

рассмотреть на практике метод «Фишбоун» , который позволяет успешно формировать и оценить метапредметные результаты обучения на уроке, т.к. учит эффективно работать с информацией ,потому что приоритетная роль на уроке отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

ФИО  учителя

Шишова Ирина Анатольевна

Предмет

Биология

УМК

Сухорукова Л.Н.. В.С. Кучменко, И.В. Тимошенко    Биология 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Изд. Просвещение2016 г,  Сухорукова Л.Н. ,В.С. Кучменко, И.В. Тимошенко  7 класс тетрадь-тренажер М. Изд. Просвещение2016г..

Класс

7

Тема

Роль мхов в годы Великой Отечественной войны.

Цель урока

 Познакомить учащихся с особенностями строения мха-сфагнума , его жизнедеятельностью, средой обитания, ролью в природе и жизни человека;  воспитывать бережное отношение к растениям; развивать  метапредметные УУД.

Задачи урока

-объяснить причины  и значение таких явлений, как  гигроскопичность мхов,

-формировать умение решать поставленную проблему;

- сравнивать, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать логическое мышление учащихся;

- развивать умения работать в группе.

Межпредметные связи

Литература, география, медицина, химия, экология.

Ресурсы

  1. Компьютер, проектор;
  2. Презентация «Строение сфагнума»;
  3. Планшеты, цифровой микроскоп,  набор лабораторной посуды для проведения эксперимента, сфагнум.

Технологии

Технология проблемного обучения, здоровьесберегающие , ИКТ.

Планируемые результаты

Предметный результат:

  • владеют биологической терминологией;
  • умеют составлять модель биологического процесса;
  • умеют применять знания при решении практических задач.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • умеют планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • умеют оценивать правильность выполнения выполняемых заданий по алгоритму;
  • могут оценивать свою работу.

Познавательные:

  • могут находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и предложенную информацию;
  • умеют работать с таблицами; схемой «Фишбоун»;
  • умеют логически рассуждать, анализировать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные:

  • умеют строить работу в группах;
  • участвуют в коллективном обсуждении проблемы;
  • могут представлять результат работы в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения, аргументированно отвечать на вопросы.

Технологическая карта урока

Ход урока.

Дидактическая
структура
учебного занятия

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Формируемые умения (универсальные
учебные действия

Организационный этап

(1 мин.)

Приветствует учеников.

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

Создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс.Слайд№1

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

Приветствуют учителя, определяют самооценку готовности к уроку.

Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Поднимают руки, кто готов отвечать на «5»

Личностные УУД

: настрой на урок

Регулятивные УУД: Самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности

1.Мотивационно – ориентационный  этап.

(4 мин)

Прежде чем вы приступите к работе , обращаю ваше внимание на то, что мы будем работать на основе командной деятельности. Группы у нас сформированы

( по интересам).  На столах у вас лежит карта

«Менеджмент» (Приложение№3), на которой показана ваша функциональная обязанность в группе.

По ходу занятия вам необходимо будет заполнять карты успешности. : индивидуальная карта учащихся и групповая(заполняет лидер группы). По окончанию занятия Вам необходимо провести самооценку, групповую оценку вашей деятельности.

Выясним ,чем мы будем заниматься на уроке?

Наш урок мне хотелось бы начать с прочтением отрывка из стихотворения Е. Руденко .

Учитель читает стих на фоне музыки. Слайд 2

У берёзок склоняясь,

Перед боем солдаты мечтали,

Что родную свою

Вновь обнимут, вернувшись домой.

Но не знали тогда

Те солдаты, конечно, не знали,

Что так быстро война

Может сделать родную вдовой.

Белый свет обхватив,

Окропляя берёзку слезами,

По погибшим друзьям

Плакал тихо бывалый солдат,

И шумела тогда

Та берёзка своими ветвями,

Чтоб от горя отвлечь

Его мокрый и пристальный взгляд.

На веку на своём

Повидали берёзки немало,

Потому-то весной

Снова плачут они о былом.

Ах, война, ты, война,

Сколько жизней невинных забрала!

И березкам вовек

Не забыть уж того, что прошло.

 -О чем идет речь в этом стихотворении?

Внимание на экран.

Просмотр фрагмента фильма «Вызываем огонь на себя» . Как вы думаете случайно или нет я продемонстрировала вам этот видеосюжет?

-Чем знаменательна для каждого жителя нашей страны весна 2020 года? (75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне)

Дорогой  ценой было завоёвано счастье жить и работать под мирным небом. По признаниям ветеранов, тогда у многих было ощущение, что против фашистских захватчиков выступила сама природа. Каждая травинка, каждый куст, любое дерево помогали нашим солдатам.

Велика помощь природы для партизан, ведь они находились в экстремальных условиях: часто под руками не было даже самых простых медикаментов и перевязочных материалов. Как в таких случаях оказать помощь заболевшему или пострадавшему?

Вот тут - то на помощь и шла сама природа.

Просмотр  слайда, видеофрагмента,слушают учителя, отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: слушают учителя, анализируют сюжет видеофрагмента

Личностные УУД:

Положительное отношенте к деятельности ,мотивация и интерес к уроку.

2.Создание проблемной ситуации, целеполагание

(3 мин)

Организует побуждающий (подводящий) диалог.

-Ребята, а что нового нового  для вас вы увидели в сюжете фильма?  (в качестве перевязочного материала использовали  незнакомое нам вещество).

-Для того, чтобы выяснить, что использовали бойцы на фронте в  качестве перевязочного материала

сегодня мы с вами, ребята, отправимся в страну Знаний.

Продолжаем работу. Учитель создаёт условия для  определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации.

Представьте себе, сегодня наш класс- это клуб знатоков «Что?Где?Когда?» В одном из выпусков интеллектуальной игры Что?Где?Когда?» перед знатоками поставили черный ящик и задали вопрос телезрителей: «Что в черном ящике?»

Внимание на экран(демонстрация фрагмента фильма о мхах).Фрагмент фильма о мхах часть1.

Итак, как вы считаете,что в черном ящике?Ваши версии.Посмотрим продолжение фильма и определим, кто из вас прав. Версии учащихся.(мох)

Сформулируйте тему урока. Слайд3

Проведем небольшое наблюдение. Просмотрим видеоролок. Фрагмент фильма о мхах  часть2.

Что вас удивило? (Ответ: сфагнум впитал большое кол-во воды, пролежав в коробке несколько лет). Слайд4

-Почему это произошло?

Что необходимо сделать, чтобы решить эту проблему? (Изучить строение мха.)

- Как вы это сделаете? Обращение к слайду №5( работа с текстом, выполнение лабораторной работы, составление схемы «Фишбоун»).

-Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. Для этого обратитесь к технологичной карте урока.  Отметьте, чего бы вы хотели добиться на уроке(учащиеся выбирают предложенные в технологической карте цели).

Отвечают на вопрос учителя.

. Выдвигают гипотезы.

Большинство учащихся сталкиваются с проблемой.

Сталкиваются с затруднением, связанным с недостаточным объемом знаний.

Формулируют проблему. Почему сфагнум впитал большое количество воды?

Формулируют цель с использованием опорных глаголов: изучить, выяснить, проанализировать (работают в технологических картах). Озвучивают цели.

Предполагаемая формулировка цели: изучить строения мха-сфагнума , его жизнедеятельность, среду обитания, роль в природе и жизни человека. 

Личностные:

формируется мотивация на изучение объектов природы (мхов).

Регулятивные УУД:формулируют тему и цели урока

Коммуникативные ууд: работают в груп пах(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

3.Объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися учебного материала.

(3 мин)

Представление результата работы и коррекция (20мин)

.

(1 мин)

     Учитель, используя презентацию ,рассказывает о местообитании мхов, их многообразии. На физической карте показывает заповедники, где охраняются мхи(Васюганское болото). Слайд 6-7

Дает проблемный вопрос для обсуждения.

 Почему сфагнум впитал воду в сосуде?

Учитель предлагает ознакомиться учащимся с инструктивной картой (приложение 2). - Предлагает учащимся поработать в парах и выполнить лабораторную работу .  Всмоминают алгоритм работы со схемой «Фишбоун». Слайд8

Проверяется правильность заполнения схемы «Фишбоун» Строение сфагнума. Слайд9-10

Физкультминутка. Сдайд11

Работа в группах по заданию учителя.

Устанавливают закономерности; делают выводы, фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Изучают текст, выполняют лабораторную работу(на планшетах), заполняют схему «Фишбоун».

Выступление 1 группы «Почему сфагнум-это высшее растение?

Изучают текст,  работают с цифровым микроскопом, выполняют Л.Р., заполняют схему «Фишбоун» Внешнее строение сфагнума.

вывод: сфагнум имеет органы.

Выступление 2 группы «Почему сфагнум впитал воду в сосуде?»

Изучают текст, ,  работают с цифровым микроскопом, выполнение Л.Р., заполняют схему «Фишбоун» Внутреннее строение сфагнума.

вывод: сфагнум имеет живые и мертвые клетки.

Выступление 3 группы «Свойства сфагнума»

Изучают текст, работа с Интернет-источниками.

Вывод: сфагнум обладает высокой гигроскопичностью и бактерицидными свойствами.

Сообщения учащихся о использовании сфагнума в годы ВОВ(опережающее обучение) сопровождается презентацией. Приложение №4.

Выступление 4 группы «Значение мхов в природе и жизни человека»

Изучают текст, работа с Интернет-источниками, читаю стихотворение, понимают о чем идет речь.

На кочке  средь морошки

Жилец лесных болот.

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растет.

Он снизу седоватый,

Повыше зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

И лучшим санитаром был на сраженьях он.

Познавательные УУД:

Умение работать с информацией:

находить, выделять, анализировать необходимую информацию при работе с текстом, оценивать ее достоверность, проведя исследование,

знаково-символические действия (моделирование биологического процесса).

Регулятивные УУД:

Выполнение заданий по алгоритму, самостоятельно оценивать правильность его выполнения. Самостоятельно       планируют и осуществляют контроль по результату

Коммуникативные УУД:

ясно излагают выполненную работу, аргументированно отвечают на вопросы,    работают в группах.

Познавательные УУД:

Умение работать с информацией: Находить, выделять, анализировать необходимую информацию при работе с текстом,таблицей.

Регулятивные УУД:  Самостоятельно       планируют и осуществляют контроль по результату

Личностные УУД:

Понимают значимость приобретенных знаний и умений, способны выражать собственное отношение к изученному материалу.

Познавательные УУД:

Умение работать с информацией:

Находить, выделять, анализировать необходимую информацию при работе с текстом, оценивать ее достоверность, проведя исследование,

моделирование биологического процесса, постановка эксперимента, умение структуировать знания в письменной форме.

Регулятивные УУД:

Выполнение заданий по алгоритму, самостоятельно оценивать правильность его выполнения

Коммуникативные УУД:ясно излагают выполненную работу, аргументированно отвечают на вопросы,

работают в группах. Владеют устной речью.

Личностные УУД:

Регулируют свое эмоциональное состояние, придерживаются здорового образа жизни.

Проверка усвоения изученного материала(8 мин)

Решение кроссворда

http://learningapps.org/display?v=pp0ak3u7n16  Слайд12

Решают кроссворд. Применяют полученные знания при ответе на вопросы.

Регулятивные УУД: Взаимопроверка, взаимоконтроль

Рефлексия учебной деятельности  

(5 мин)

Возвращаемся к теме и цели, которую формулировали в начале урока: Слайд3

( соотнести цели урока и его результаты, самооценка)

Выводы по уроку.

Рефлексия «Выбери верное утверждение» Слайд №13

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

  1. Какую проблему решали на уроке?
  2. Как решали?
  3. Что оказалось самым трудным для вас?
  4. Чему научились?
  5. Где вы можете применить полученные знания?
  6. Что больше всего запомнилось?

Оцените свою работу в группе и работу других групп.

Работа какой группы понравилась вам больше всего. Аргументируйте свой ответ. Отметки за урок.

Анализируют степень достижения цели урока. Проговаривают кратко  особенности строения сфагнума, роль сфагнума в годы ВОВ.

Выбирают утверждение, проводят самоанализ деятельности на уроке.

Личностные УУД:

самосовершенствование через проведение личной рефлексии в рамках работы в группах.

Регулятивные УУД:

Адекватно определяют причины успешности и неуспешности деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Задание по выбору обучающихся (инструктаж):

  1. Параграф 18. Подготовить устно ответы на вопросы (репродуктивный уровень).
  2. Составить памятку «Правила полива  растения» (продуктивный уровень) .

Составить 2 практические задачи, для решения которых необходимы знания по теме  "Строение сфагнума"  (творческий уровень)  Слайд14

Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю по домашнему заданию

Ребята, скажите мне пожалуйста, чем знаменита наша школа? (на  территории школы№25 г.Россоши находится Братская могила№ 278, которая является памятником культурно - исторического наследия Воронежской области. Впервые обелиск был установлен в 1949 г. В могиле захоронено 623 советских воинов частей Юго-Западного фронта, погибших в боях за город Россошь и его окрестностей, а также умерших от ран в госпиталях. В результате поисковой работы учениками школы установлены фамилии 21 погибших).  Поэтому нам с вами никогда нельзя забывать имена тех людей, которые сложили свои головы за чистое и мирное небо над вами. Завершить наш урок мне хотелось бы прочитав стихотворение ученика нашей школы Поляничко Александра Слайд15 Спасибо за урок.

Познавательные УУД: слушают учителя

Личностные УУД:

Регулируют свое эмоциональное состояние

Используемая  литература:

  1. Сухорукова Л.Н.. В.С. Кучменко, И.В. Тимошенко    Биология 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Изд. Просвещение2016 г,  Сухорукова Л.Н. ,В.С. Кучменко, И.В. Тимошенко  
  2. Электронное приложение к учебнику Сухорукова Л.Н.. В.С. Кучменко, И.В. Тимошенко    Биология 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Изд. Просвещение2016 г,  Сухорукова Л.Н. ,В.С. Кучменко, И.В. Тимошенко  
  3. http://svcom.vologda.ru/images/Leaf_sect.jpg
  4. http://fb.ru/misc/i/gallery/25789/671457.jpg
  5. http://player.myshared.ru/1018637/data/images/img65.jpg

Приложение№1

Технологичная карта урока учащихся

Группа№1

Дата                                г.

Тема урока:

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

1

Узнать новую информацию

2

Пополнить свой словарный запас

3

Отдохнуть на уроке

4

5

1..Причитайте текст. Ответьте на вопрос: Почему сфагнум-это высшее растение?

 2. Выполните лабораторную работу  «Строение сфагнума».

3.Заполните схему «Фишбоун» Внешнее строение мха.

4. . Сделайте вывод к работе.

Вывод урока:

Технологичная карта урока учащихся

Группа№2

Дата:                .

Тема урока:

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

1

Узнать новую информацию

2

Пополнить свой словарный запас

3

Отдохнуть на уроке

4

5

  1. Изучите предложенный текст. Что нового вы для себя узнали?

     2. Ответьте на вопрос «Почему сфагнум впитал воду в сосуде?»

3. Заполните схему «Фишбоун» Внутреннее строение мха.

Вывод урока:

Технологичная карта урока учащихся

Группа№3

Дата          г.

Тема урока:

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

1

Узнать новую информацию

2

Пополнить свой словарный запас

3

Отдохнуть на уроке

4

5

1.Изучите предложенный текст и Интернет-источники. Что нового вы для себя узнали?

     2. Какими свойствами обладает сфагнум?

      3. Найдите: стебель и листья,    ножку и коробочку (на верхушке стебля).

Зарисуйте растение и подпишите его строение

Вывод урока:

Технологичная карта урока учащихся

Группа№4

Дата          г.

Тема урока:

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

1

Узнать новую информацию

2

Пополнить свой словарный запас

3

Отдохнуть на уроке

4

5

1.Изучите предложенный текст и Интернет-источники. Что нового вы для себя узнали?

     2.Каково значение мхов в природе и жизни человека? Прочтите стихотворение

 На кочке  средь морошки

Жилец лесных болот.

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растет.

Он снизу седоватый,

Повыше зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

И лучшим санитаром был на сраженьях он.

      3. Найдите: стебель и листья,    ножку и коробочку (на верхушке стебля).

Зарисуйте растение и подпишите его строение

Вывод урока:

Приложение№2

Лабораторная работа "Строение сфагнума"

  1. Рассмотрите растение сфагнум.
  2. Найдите: стебель и листья, ножку и коробочку (на верхушке стебля).
  3. Зарисуйте растение и подпишите его строение.
  4.  Приготовьте микропрепарат листа мха.

Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте в тетради.

Приложение№3

карта «Менеджмент»

Приложение№4

На фронтах I мировой сфагнум широко использовался в качестве перевязочного материала, спасшего многие жизни. По впитывающей способности он в 2-6 раз превосходит вату, но главное преимущество – то, что он распределяет ее равномерно во всех направлениях, и только после того, как пропитается весь, выделения выступают на поверхность. Поэтому повязка меняется реже, и пациенту обеспечивается покой. Особенно важно это в фронтовых условиях, когда медперсонал перегружен. Если вспомнить бактерицидные свойства сфагнума, преимущества становятся неоспоримыми. Раны со сфагновыми повязками заживают быстрее и процент осложнений значительно уменьшается из-за содержания в нем многих сложных органических соединений, препятствующих нагноению. Хотя во многих руководствах рекомендуется стерилизовать сфагнум (в экстремальных условиях – прокаливанием на разогретых камнях) , в экстренных случаях его можно использовать и без этого. Сфагнум – прекрасный материал для оказания первой помощи при переломах – обернутые мхом перед наложением шин, конечности лучше фиксируются и не затекают. Не много найдется микроорганизмов, перед которыми сфагнум бессилен. Не стоит рассчитывать на него при перевязке язв, вызванных проказой. К счастью, это редкое заболевание. В конце II мировой войны на Британских островах возникла целая отрасль промышленности по изготовлению перевязочных материалов из мха сфагнума, добываемого в Шотландии, Ирландии, Уэльсе и Девоне. Для удобства транспортировки часть сфагнума выпускалась в виде прессованных листов, помещенных в марлевые оболочки с большим запасом по размерам, чтобы обеспечить пространство для его набухания. Листовой сфагнум прессовался на заводе в Шотландии на том же гидравлическом прессе, на котором в другую смену прессовались оболочки снарядов .  Перевязочные материалы на основе сфагнума широко применялись нашими партизанами, и сейчас он обязательно упоминается в руководствах по выживанию в экстремальных условиях. . В настоящее время сфагнум снова используется в современных перевязочных материалах, главным образом благодаря Германии, где его ценные качества были совершенно случайно заново открыты в начале восьмидесятых: повязки прекрасно впитывают, «дышат» , мягки и комфортны. Однако, несмотря на то, что внедрение сфагнума в современную медицину выглядит инновацией, предыдущие поколения прекрасно знали его целебные свойства. Сохранились летописные свидетельства о том, что воины накладывали на раны повязки изо мха с мягкой травой. С незапамятных времен мох использовался в народной медицине и быту народов Севера. По свидетельству древнего автора, «лапландские матери кладут в колыбели мох, который меняют утром и вечером, благодаря чему ребенок остается в замечательной сухости, удобстве и тепле» . Шел 1919-й г. На севере нашей Советской республики наступали белогвардейцы. Раненых красноармейцев было много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. Однажды врач Новотельнов вышел за околицу села, здесь начиналось болото. Вдруг он заметил под снегом чистый мох сфагнум. Новотельнов вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замерзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. С таким же успехом он может впитывать кровь и гной. На следующее утро, несмотря на мороз, партия санитаров отправилась за сфагнумом. Разрывая снег, они выдергивали мерзлые пласты мха и за три часа собрали 300 кг. Когда мох оттаял, его отжали и разложили на простынях на полу в хорошо протопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, мох заменил и йод: содержащееся в нем фенольное соединение сфагнол, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

«РОЛЬ ПЛАКАТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 г.г.»

1.Содействовать развитию познавательной деятельности, формировать чувства  ответственности, уважения и гордости за защитников нашей Родины.2.Способствовать формированию патриотизма среди воспитан...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...

Роль учителя в годы Великой Отечественной войны

Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в т.ч. учителей и преподавателей....