«РОЛЬ ПЛАКАТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 г.г.»
классный час (9, 10, 11 класс) на тему
1.Содействовать развитию познавательной деятельности, формировать чувства ответственности, уважения и гордости за защитников нашей Родины.
2.Способствовать формированию патриотизма среди воспитанников.
3. Раскрыть мощность пропагандистской роли плаката в военное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_rol_plakata.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
«РОЛЬ ПЛАКАТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1941 – 1945 г.г..»
Цели и задачи:
1.Содействовать развитию познавательной деятельности, формировать чувства ответственности, уважения и гордости за защитников нашей Родины.
2.Способствовать формированию патриотизма среди воспитанников.
3. Раскрыть мощность пропагандистской роли плаката в военное время.
Подготовка:
сбор материала, музыкальное оформление, подбор плакатов.
Место проведения: комната «Досуга».
Оформление:
На доске в комнате «Досуга» прикреплены плакаты,
Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Звучит музыка, песни военных лет.
Воспитатель:
Плакат - это вид графики.
Вот что говорил художник – плакатист Дени (Виктор Николаевич Денисов).
«Что есть плакат и какова природа плаката?»
Говорю в качестве старого плакатиста – солдата.
Плакат не есть длинное чтиво, Относись к зрителю бережно и учтиво.
Плакат должен быть ясен и прост – таков пост.
Плакат есть стрела – молния к сознанию зрителя.
Взглянул зритель – мыслью объят,
Вот и есть плакат.
Агитационная роль плаката во время войны была огромна. В блиндажах и землянках переднего края, в кабинах танков и самолетов, в заводских цехах и на улицах городов – всюду плакаты были подлинными выразительными патриотических чувств народа, его непреклонной воли к победе. Лучшие плакаты военных времен остались памятниками большого искусства
Воспитанник 1:
Теплыми зорями начинался тот июнь. Светлые грибные дожди орошали землю, а люди улыбались.
Дождь с солнцем – есть на Руси такая примета – предвещает счастье. Поднимались хлеба, звенели над полем жаворонки. Богатый урожай должно было принести нашей Родине лето 1941 года. А принесло – кровь, пепел, разорение. Выжжены нивы. Оборваны мечты и надежды. Идет война. В смертельной опасности Родина! На колени она не встает, не просит пощады, не склоняется перед противником. Враг увидит его горе, его гнев, мужество, силу, но никогда не увидит в руках советских воинов белые флаги капитуляции.
Война была везде: и на фронтах и в тылу. Люди разных профессий, в силу своих возможностей помогали разгромить врага, в том числе и художники.
Воспитанник 2:
Плакат «РОДИНА – МАТЬ ЗОВЕТ!».
В конце дня от Белорусского вокзала уходили на фронт военные эшелоны. Их провожал в путь плакат «Родина – мать зовет!»
Художник И. Таидзе (1941г.) Контур, красный цвет и предельно выразительная однофигурная композиция. Седая женщина широко и требовательно смотрит в глаза. Одна рука ее вскинута вверх, другая держит листок с текстом присяги. Она провожает в путь своих сыновей защищать Родину.
Воспитанник 3:
Плакат «БЕСПОЩАДНО РАЗГРОМИМ И УНИЧТОЖИМ ВРАГА!»
Этот плакат был выпущен уже на третий день войны и красочно говорит о том, что Германия нарушила договор «О ненападении между СССР и Германией».
Войну Германия предполагала начать 15 мая 1941 года, но к этому времени не удалось завершить военные действия в Югославии и Греции.
Новой датой вторжения было определено 22 июня. А 13 июня 1941 года ТАСС заявил: «Германия так же неуклонно соблюдает условия советско – германского пакта о ненападении, как и Советский Союз». Слухи о том, что Германия стала сосредотачивать войска у границ с целью нападения на СССР , а тот «будто бы усиленно готовится к войне с Германией.
22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут утра без объявления войны немецкие войска начали атаку по всей протяженности советской границы.
Воспитатель:
Плакат имел многообразные и порой совсем новые формы: от привычного настенного до этикетки спичечного коробка. В тылу или на фронте, в городе или селе, в воинской части или в партизанском отряде, на заводе или колхозе, в землянке или в танке – всюду были бойцы, бившиеся за свободу, а с ними рядом, поддерживая их психологически и эмоционально, сражался скромный лист бумаги – военный плакат!
( Звучат песни военных лет).
Воспитанник 4:
Плакат «ВОИН КРАСНОЙ АРМИИ, СПАСИ!».
Художник В. Корецкого (1942г).
На плакате изображена молодая женщина, которая прижала к себе маленького сынишку и с ужасом глядит на окровавленный штык со свастикой, направленный на них.
Глядя на плакат, каждый солдат вспоминал и свою семью, и опасность, надвигающуюся на Родину. Это рождало новые силы для борьбы с захватчиками.
Воспитанник 5:
Плакат «ВРАГ БУДЕТ РАЗБИТ».
22 июня 1941 года Молотов выступил по радио с сообщением о начале войны. В такой важный момент должен был выступить Сталин. Но известие о начале наступления немецких войск настолько потрясло вождя, что он не нашел в себе сил обратиться к народу. Молотов закончил речь лозунгами: «НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ. ВРАГ БУДЕТ РАЗБИТ. ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ!» Вскоре появился плакат «ВРАГ БУДЕТ РАЗБИТ!»
Воспитанник 6:
«ОТСТОИМ МОСКВУ!»
5 октября 1941 года Сталин позвонил Жукову Г.К. и попросил срочно прибыть в Москву, чтобы ликвидировать прорыв противника на Западном направлении.
10 октября Жуков возглавил Западный фронт, объединивший все войска на подступах к столице. Основные силы генерал сосредоточил на линии Волоколамск – Можайск – Малоярославец - Калуга.
Во второй половине ноября, когда началось новое генеральное наступление немцев, Сталин спросил у Жукова : «Вы уверены, что мы удержим Москву? Я спрашиваю с болью в душе. Говорите честно, как коммунист!»
Тот ответил: «Москву, безусловно, удержим! «Отстоим Москву!»
Воспитанник 7:
Плакат «ОТСТОИМ ВОЛГУ _ МАТУШКУ».
В 20 числах августа 1942 года на южном направлении фронта складывалось тяжелое положение. Немецкие войска должны были выйти к Кавказу и нижнему течению Волги, чтобы лишить Советский Союз его главных экономических ресурсов: угля и промышленных предприятий Донбасса, хлеба Кубани и Поволжья, нефти Баку. Установление контроля над Волгой должно было лишить Советский Союз главной водной артерии, соединяющей центральные и южные районы страны.
С августа по ноябрь длилась оборона города Сталинграда. За это время немецкие войска потеряли около 700 тысяч убитыми и раненными, свыше двух тысяч орудий и минометов, более одной тысячи танков и орудий.
20 ноября 1942 года Сталинградский фронт перешел в наступление. Завершилась Сталинградская битва 2 февраля 1943 года.
Не удалось немцам прорваться к Волге!
Воспитанник 8:
Плакат «ВСЕ ДЛЯ ФРОТНА! ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»
Поразительные успехи немецких войск и пугающие неудачей Красной Армии в первые годы войны сблизили всех советских людей, понимающих, что именно сейчас решается судьба Отечества. 3 июля 1941 года Сталин обратился к народу со словами: «Братья и сестры, возложив на себя, в глазах большинства людей, нелегкую долю главы огромной семьи – Отечества, попавшего в смертельную опасность».
Все народное чувства и настроения проявились не только в массовом героизме советских солдат на фронте, но и в тылу. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, сели на трактора, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей.
Воспитанник 9:
Плакат «НАШИ СИЛЫ НЕИСЧЕСЛИМЫ!»
Днем и ночью работали заводы. Они готовили оружие для борьбы с врагом. Мужчин, ушедших на фронт заменили женщины, старики. Подростки. В эти грозные дни сотни тысяч людей вступили в народное ополчение. На дверях военкоматов висели надписи: «Здесь идет запись добровольцев в народное ополчение». У подъездов домов огромная очередь. Завтра эти люди возьмут в руки оружие, чтобы встать на защиту Родины.
Воспитанник 10:
Плакат «ПАРТИЗАН, МСТИ ЗА РОДИНУ!»
С первых же дней войны на оккупированной территории начали стихийно возникать подпольные группы и партизанские отряды. Они были небольшими, разрозненными, и состояли, практически из безоружных местных жителей. Подпольщикам удавалось совершать нападения на отдельные автомашины, поджигать склады, распространять листовки со сводками совинфорбюро. Затем отряды стали работать под единым руководством. К концу 1941 года на занятой противником территории действовали две тысячи партизанских отрядов общей численностью 90 тысяч человек.
Воспитанник 11:
Плакат «ЗА РОДИНУ!»
16 октября 1942 года после 73- дневных боев с румынами советские войска оставили Одессу. Части Приморской армии генерала Ивана Петрова отбили все атаки и нанесли врагу мощные контрудары. Но прорыв немцев в Крым поставил под угрозу главную базу Черноморского флота – Севастополь.
Гарнизон Одессы эвакуировался для обороны 2города русской славы- Севастополя». Ежедневно вражеская авиация совершала до 1000 боевых выстрелов. Отважные защитники города оказывали упорное сопротивление противнику. Однако их силы с каждым днем заметно таяли. Через 20 дней непрерывных атак противнику удалось ворваться в город. Но бой продолжался пока у защитников не иссякли все боеприпасы.
Воспитанник 12:
Плакат «НА ЗАПАД!»
Генеральный штаб Советского Союза тщательно разработал план контрнаступления. Ударить по фашистам, было решено в Западном направлении. Именно здесь находились их главные силы.
Утром, 5 декабря 1941 года, на позиции немцев, под городом Калинином, Московской области обрушились снаряды нашей тяжелой артиллерии. Сорок пять минут продолжался обстрел, затем в атаку пошла советская пехота. На следующий день начал наступление «Западный фронт».
Воспитанник 13:
Плакат «НЕМЕЦКИЙ ТАНК ЗДЕСЬ НЕ ПРОЙДЕТ!»
Благодаря победе под Сталинградом, Красная армия, изгнала врага с Северного Кавказа. Однако, в феврале 1943 года, группа армий «Юг» неожиданно нанесла контрудар и вновь овладела Харьковым и Белградом. В результате в районе Орла, Курска и Харькова образовалась дуга. Немецкие войска могли попытаться окружить противника около Курска, а советские - возле Орла. Гитлер решил «срезать» Курский выступ ударами с севера и юга, но он ожидал выпуск новых танков «Пантера» и «Тигр». Они по техническим характеристикам превосходили советских танков «Т-34» и «КВ».
Наконец атаку под Курском назначили на 5 июля. Войскам группы армий «Юг», почти удалось прорвать оборону Воронежского фронта. Им навстречу была брошена 5 –ая танковая армия генерала Павла Ротмистрова. 12 июля около деревни Прохоровка сражение с двумя танковыми корпусами СС генерала Пауля Хауссера. Русские потеряли 334 машины, а немцы не более 5 машин. Но успех под Прохоровкой немцы не смогли использовать.
Воспитанник 14:
Плакат «ПОД ОТКОС!»
Летом 1943 года систему партизанских отрядов армейское командование решило использовать при подготовке Курской битвы. Был разработан план уничтожения железнодорожного полотна на всей оккупированной территории, и прежде всего на тех участках, по которому шли поезда в район Курска, где готовилось танковое наступление. Операцию назвали «рельсовой войной». В ней участвовали белорусские, орловские и часть украинских партизан. Они должны были действовать практически одновременно и одним ударом вывести из строя тысячи километров путей.
Операция началась в ночь на 3 августа. Партизаны взрывали станционные здания, железнодорожные оборудования. На многих километрах путей движение оказалось парализовано.
Воспитанник 15:
Плакат «ЖДИТЕ С ПОБЕДОЙ!»
Нет у войны легких дорог, но тяжелее и горше всего те, по которым приходится отступать. Стелятся по полям Прибалтики, дубравам Белоруссии, по украинской степью горестный дым отступления. Отходим, оставляем города и села. Болью наливаются сердца. Тревожным набатом звучат фронтовые сводки: фашисты под Смоленском, под Киевом, под Одессой. Фашистские танки рвутся к берегам Невы. Фашистские бомбардировщики впиваются в московское небо. В смертельной опасности Родина!
Но в бой вступает вольнолюбивый гордый народ. Враг увидит его горе, его гнев, мужество, силу, но никогда не увидит в руках советских воинов белые флаги капитуляции.
Воспитанник 16:
Плакат «ПРОТЯНИТЕ РУКУ БРАТСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ СЕЛ И ГОРОДОВ!»
На территории, освобожденной от немцев, остались разрушенные города и села. Многие жители лишились всего: дома, не было одежды и пищи. Поэтому советское правительство выступило с призывом помочь жителям данных городов и сел. Все откликнулись на этот призыв. Им стали поступать посылки с одеждой, домашней техникой.
Воспитанник 17:
Плакат «ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»
Главный фактор грядущей победы руководство страны видело в единстве фронта и тыла. Подавляющая часть населения всей душой приняла лозунг «Все для фронта, все для Победы!». Люди работали с полной отдачей, терпеливо переносили трудности военного времени.
Хлеб войны. Его не назовешь сладким, но он был, и вечная слава тем, кто выращивал его. В тяжелейших условиях, недосыпая и недоедая, труженики города и колхозного села сделали все, чтобы хорошо вооружить, одеть, накормить свою армию. Бесперебойно снабжали фронт продовольствием и сырьем.
Воспитанник 18:
Плакат «КРАСНОЙ АРМИИИ СЛАВА!»
21 апреля красноармейцы ворвались на берлинские окраины, а 25 апреля взяли город в кольцо. В Берлине советские войска понесли большие потери. На штурм, в самый канун победы, в уличных боях погибли не меньше 100 тысяч солдат. Но Берлин пал. Дошли до Берлина! 30 апреля воины 150 ой стрелковой дивизии М.А.Егоров и М.В. Кантарио водрузили над куполом рейхстага Красное Знамя Победы. 2 мая остатки Берлинского гарнизона полностью капитулировали!
Воспитанник 19:
Плакат «СЛАВА ВОИНУ – ПОБЕДИТЕЛЮ!»
Война в Европе закончилась 9 мая 1945 года. Великий Советский народ, народы других стран мира с огромным ликованием праздновали День Победы.
25 июня на Красной площади в Москве, состоялся парад Победы! Сводные полки всех фронтов во главе с их командующими прошли мимо Мавзолея. К подножью Мавзолея брошены знамена поверженных полков и дивизий фашистской армии. Это был триумф народа – победителя! ВОИНА – ПОБЕДИТЕЛЯ!
Воспитатель:
Мы с вами познакомились с художественными плакатами. Смысл плаката был нам понятен, и мы с вами убедились, что плакаты играли большую роль в годы Великой Отечественной войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Татарстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Историко-познавательная игра. 9 классТезис: в игровой форме проверить знания по истории Татарстана в годы Великой Отечественной войны; дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую...
Вечер памяти, посвященный защитникам и блокадникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. "Как вы выдержали?"
Вечер памяти, посвященный защитникам и блокадникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. "Как вы выдержали?"Эпиграф:Что мы пережили, расскажет историк,Был сон наш тревожен, и хле...
Котельнич в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Презентация для проведения классных часов, посвящённых 70-летию Победы...
«Они приближали Победу. Подвиг учёных физиков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»
Методическая разработка урока – конференции по физике для учащихся 8, 10 классов....
Методическая разработка. Проект: «Кронштадтские форты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, драматическими событиями и представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший матер...
Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).
Казахстан в годы в Великой Отечественной войны в 1941-1945гг....
Разработка урока "Подвиг защитников и жителей города Ельни в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"
Урок посвящён событиям 1941-1943 годов на Ельнинской земле, которая была освобождена героическими усилиями солдат, партизан, ополченцев и жителей этого края. Их подвиг оценён правительством и навсегда...