Рабочая программа по истории России 9 класс И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,
рабочая программа по истории (9 класс)

Беликова Наталья Александровна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по Истории России.

(XIX – начало XX века.)

 

( наименование учебного курса)

 

для ___9 А, Б, В,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения

 

 

 

срок реализации ____1 год_____

 

Составитель программы :

 

Беликова Н.А. -учитель истории и

обществознания

 

                                                                                                                          

2019-2020 учебный год. 

г. Брянск

Содержание рабочей программы

 

№, п/п

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

 

3-4

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 

5-6

3

Содержание учебного предмета

 

7-13

4

Тематическое планирование с указанием количества часов

 

14

5

Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов

 

15-17

6

Лист изменений и дополнений

 

18-20

 

Пояснительная записка

  Рабочая программа по «Истории России. (XIX – начало XX века.)» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897;
  3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);
  4. Примерной образовательной программе основного общего образования;
  5. Авторской программы: основного общего образования по  «История России. XIX – начало XX века . 9 класс» Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,– М.: Дрофа, 2018
  6. Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2019 – 2020 учебный год;
  7. История России. XIX – начало XX века. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Л.М. Ляшенко, И.В. Амосовой и др./ Е.В. Симонова, В.А. Клоков. – М.: Дрофа, 2019. – 93, [3] с.: ил., карт.
  8. Симонова, Е. В. История России. XIX – начало XX века . 9 кл. : методическое пособие к учебнику Л. М. Ляшенко, И. В. Амосовой и др. / Е. В. Симонова, Н. И. Чеботарёва. — М. : Дрофа, 2019. — 223, [1] с. 
  9. История России XIX – начало XX века. 9 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019. – 24 с.: ил., карт. – (Российский учебник)
  10. История России. XIX – начало XX века. 9 кл.: контурные карты. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019. – 16 с.: ил., карт. – (Российский учебник)

 

               

Цели и задачи изучения курса по "История России"

         Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

—        формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

—        овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

—        воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

—        развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

—        формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Объем учебного времени: 44 часа

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«История России. XIX – начало XX века».

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

 

Содержание учебного предмета

"История России" 9 класс

ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX – начало XX века

 

Введение (1 час)

Тема 1. Введение. XIX столетие – особый этап в истории России ( 1 час)

     Особенности отечественной истории XIX  — начала XX в. Проблемы российского общества.

 

Раздел I. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века (2 часа)

Тема 2. Сельское хозяйство (1 час)

      Новое веяние в сельском хозяйстве. Влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства. Эффективность работы крепостных. Влияние крепостничества. Помещики. Аграрная страна. Трехполье. Кулаки и их влияние на развитие сельского хозяйства.

 

Тема 3. Развитие промышленности, транспорта и торговли ( 1 час)

      Влияние крепостного плана на развитие промышленности. Промышленный переворот. Кризис перепроизводства. Промышленный рынок. Внутренняя и внешняя торговля. Финансовая система. Инфляция. Барщина и оброк.

 

Раздел II. Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825 годы (6 часов)

 

Тема 4. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1811 гг. (1 час)

Император Александр I как личность и государственный деятель. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Проекты либеральных реформ. Первые шаги нового царствования. Реформы государственного управления. Создание министерств и Государственного совета. М. М. Сперанский. Указ о «вольных хлебопашцах». Основные направления внешней политики. Присоединение Грузии. Война России с  Францией 1805— 1807 гг. Тильзитский мир. Участие России в континентальной блокаде. Война с Ираном, присоединение Северного Азербайджана и Дагестана. Война с Турцией, присоединение Бессарабии. Война со Швецией, присоединение Финляндии.

 

Тема 5. Героический 1812 г. (1 час)

Начало войны с Наполеоном. М.  Б.  Барклай де Толли, П. И. Багратион. Смоленское сражение. М. И. Кутузов. Бородинская битва. Совет в Филях. Народная война. Тарутинский маневр русской армии. Заключительный период войны. Победа над Наполеоном. Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Заграничный поход русской армии. Союзники России. Битва под Лейпцигом. Победное завершение похода.

 

Тема 6. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816-1825 годах (1 час)

Россия после войны с Наполеоном Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России в международной политике после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Уставная грамота Российской империи Н. Н. Новосильцева и ее судьба. Крестьянский вопрос. Проекты отмены крепостного права. Отмена крепостного права в Прибалтике. А. А. Аракчеев. Военные поселения. Восстание Семеновского полка. Отказ императора от проведения реформ.

 

Тема 7. Общественное движение жизнь в России (1 час)

Восстание декабристов Становление общественного движения в России. Консерваторы как защитники традиционных ценностей. Н. М. Карамзин. «Записка о древней и новой России». Главные направления консервативной мысли. Дворянская оппозиция самодержавию.

 

Тема 8. Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов (1 час)

Причины возникновения движения декабристов. Тайные организации: «Союз спасения», «Союз благоденствия», Северное общество. Н.  М.  Муравьев. «Конституция». Южное общество. П. И. Пестель. «Русская правда». Взгляды членов тайных обществ на будущее страны. Кончина Александра I, междуцарствие. План выступления членов Северного общества. Восстание 14 декабря 1825 г. Выступление Черниговского полка. Итоги и последствия движения декабристов.

 

Тема 9. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

 

Раздел II. Российская империя в царствование Николая I.

1825-1855 годы (4 часа)

 

Тема 10. Охранительный курс Николая II во внутренней политике (1 час)

Реформаторские и  консервативные тенденции в  политике Николая  I. Главные характеристики николаевского режима. Официальная идеология: православие, самодержавие, народность. С. С. Уваров. Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. Централизация управления. Создание III отделения императорской канцелярии. А. Х. Бенкендорф. Корпус жандармов. Кодификация законов. М. М. Сперанский. Полное собрание и Свод законов Российской империи.

 

Тема 11. Политика правительства в социально-экономической сфере (1 час)

Указ об обязанных крестьянах. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева. Инвентарная реформа. Деятельность комитетов по крестьянскому вопросу.

 

Тема 12. Россия в «европейском оркестре» в 1826 – 1856 годах. Крымская война (1 час)

Внешняя политика. Крымская война Восточный вопрос во внешней политике России. Расширение империи: русско-иранская и  русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. Россия и  революции в  Европе. Распад Венской системы в  Европе. Крымская война. Синопское сражение. П. С. Нахимов. Героическая оборона Севастополя. В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Парижский мир 1856 г.

 

Тема 13. Общественно-политическая жизнь России 1830—1840-х гг. (1 час)

Общественное движение после декабристов. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Революционное направление в общественном движении. Кружки М. В. Буташевича-Петрашевского и Н. А. Спешнева. Либеральное течение общественной мысли. Россия и  Европа как центральный пункт общественных дебатов. Западники и славянофилы. Складывание теории «русского социализма». А. И. Герцен. Вольная русская типография. Журнал «Полярная звезда», газета «Колокол».

 

Раздел IV. Начало золотого века русской культуры (3 часа)

 

Тема 14. Просвещение и наука в 1801-1850 годах (1 час)

Образование и наука. Изменения в системе образования. Новые университеты. Университетские уставы. Царскосельский лицей. Развитие науки и техники. Ученые-естествоиспытатели, изобретатели. Развитие исторической мысли. «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Исследование территории и природных ресурсов России. Географические экспедиции. Кругосветные плавания русских моряков. Открытие Антарктиды.

 

Тема 15. Литература, живопись, театр, музыка и архитектура (1 час)

Периодическая печать и художественная культура Русская журналистика. Журналы, литературные салоны и объединения. Правительственные органы печати. Развлекательная журналистика. Новый этап в развитии журналистики, связанный с изданием «Современника» и «Отечественных записок». В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Основные черты литературных стилей, наиболее характерные произведения. Основные направления в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир в архитектуре как стиль империи. Шедевры К. И. Росси. Рождение русско-византийского стиля. Расцвет академической живописи. К. П. Брюллов. Переход к реализму. П. А. Федотов. Творчество скульпторов. Формирование русской музыкальной школы. М. И. Глинка. Драматургия и театральное искусство. М. С. Щепкин. Развитие культуры народов, населявших Российскую империю.

 

Тема 16. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

 

Раздел V. Эпоха Великих реформ в России 1860-1870 годов (5 часов)

 

Тема 17. Подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 года (1 час)

Предпосылки отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Главный комитет. Редакционные комиссии. Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин. Деятельность дворянских губернских комитетов. Манифест об отмене крепостного права. «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Условия освобождения крестьян. Уставные грамоты. Мировые посредники. Значение отмены крепостного права.

 

Тема 18. Последующие реформы (1 час)

Реформы 1860—1870-х гг. — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Утверждение начал всесословности в  правовом строе страны. Судебная реформа и  развитие правового сознания. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Реформы в сфере образования и цензуры. Военная реформа. Д. А. Милютин. Устав о всеобщей воинской повинности. Реформаторские планы Александра  II. Конституционный вопрос. Проект М. Т. Лорис-Меликова.

 

Тема 19. Внешняя политика России в 1850-е – начале 1880-х годов (1 час)

Многовекторность внешней политики империи. Российская дипломатия. А. М. Горчаков. Россия и Балканы. Отказ от условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Русскотурецкая война 1877—1878 гг. Штурм Плевны. Оборона Шипки. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир. Решения Берлинского конгресса. Присоединение Средней Азии. Россия на Дальнем Востоке. Пекинский договор с Китаем. Продажа Аляски Соединенным Штатам Америки.

 

Тема 20. Общественно-политическая жизнь 1860—1880-х гг. (1 час)

Идеология революционного лагеря. Отношение А. И. Герцена, А. И. Чернышевского к ситуации в России. Народнические кружки: идеология и практика. «Земля и воля». Прокламация «Молодая Россия». Кружок Н. А. Ишутина. «Народная расправа» С. Г. Нечаева.

 

Тема 21. Основные направления в народничестве 1870-х – начале 1880-х годов (1 час)

Три направления в народничестве. Пропаганда революционных идей. «Исторические письма» П. Л. Лаврова. Русский анархизм. М. А. Бакунин как вождь «бунтарского» направления. П. Н. Ткачев и тактика заговора и политического переворота. «Хождение в народ» и его провал. «Земля и воля» 1870-х гг. и ее распад на «Народную волю» и «Черный передел». Террор народовольцев. Покушение на Александра II.

 

 

Раздел VI. Российская империя в царствование Александра III.

1881-1894 годы (5 часов)

 

Тема 22. Внутренняя политика Александра III: контрреформы (1 час)

Внутренняя политика Александр III: между либералами и консерваторами. Политика «консервативной стабилизации». Манифест о незыблемости самодержавия. К. П. Победоносцев. «Положение об охране». Фабричное законодательство. Контрреформы. Ограничение общественной самодеятельности. Пересмотр положений судебной реформы. Местное самоуправление и самодержавие. Учреждение института земских начальников. Положение о земских учреждениях.

 

Тема 23. Внешняя политика России в 1880-е – начале 1890-х годов (1 час)

Внешняя политика Пространство империи. Основные сферы и  направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Н. К. Гирс. Россия на Балканах. Европейское направление внешней политики. Отношения с Болгарией. Проблемы в отношениях с Германией. Курс на сближение с Францией. Русско-французская военная конвенция.

 

Тема 24. Общественное и рабочее движение в 1880-е – начале 1890-х годов (1 час)

Общественное движение  Консерваторы как защитники самодержавия и сторонники контрреформ. М. Н. Катков. Газета «Московские ведомости» и журнал «Русский вестник». Либералы и эволюционный путь развития общества. Идея созыва Земского собора. Народники. «Террористическая фракция “Народной воли”». Теория «малых дел». Первые рабочие организации в России. Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. Группа «Освобождение труда».

 

Тема 25. Религиозная политика России в XIX веке (1 час)

Многообразие религий в России. Церковь в системе государственного управления. Политика по управлению положения церкви. Старчество.

 

Тема 26. Повторительно – обобщающий урок (1 час)

 

Раздел VII. Социально-экономическая развитие России во второй половине XIX века (3 часа)

 

Тема 27. Развитие сельского хозяйства (1 час)

Завершение промышленного переворота Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Аграрное перенаселение. Проблема сохранения помещичьего землевладения. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Процесс расслоения крестьянства. Приспособление помещиков к новым условиям хозяйствования. Завершение промышленного переворота в России. Новые отрасли промышленности и экономические районы. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации.

 

Тема 28. Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт (1 час)

 Иностранный капитал в России. Создание коммерческих и акционерных банков. С. Ю. Витте. Винная монополия. Денежная реформа. Протекционистская политика государства. Национальная и религиозная политика Польское восстание и его последствия. Политика правительства по отношению к народам, населявшим Россию. Русификация национальных окраин. Конфессиональная политика. Деятельность митрополита Филарета (Дроздова) и митрополита Макария (Булгакова). Изменения в повседневной жизни Новшества в жизни горожан. Технический прогресс и его отражение в жизни людей. Развитие транспорта, связи.

 

Тема 29. Повседневная жизнь основного населения России в XIX веке (1 час)

Быт промышленных рабочих. Образ жизни крестьян — наиболее многочисленной части населения. Традиции и новации сельского быта. Помещичьи усадьбы в деревне и в городе. Жизнь торгово-промышленной верхушки. Развитие образования и науки Влияние реформ Александра II на развитие образования.

 

Раздел VIII. Продолжение золотого века русской культуры (4 часа)

 

Тема 30. Просвещение и наука ( 1 час)

Совершенствование образовательной системы, отмена сословных ограничений. Начальные народные училища, мужские и женские гимназии. Реальные училища. Усиление государственного контроля за системой образования. Циркуляр «о кухаркиных детях». Рост уровня грамотности населения. Книгоиздательская деятельность. Достижения российской науки. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Выдающиеся историки — С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. Создание Российского исторического общества. Деятельность Географического общества.

 

Тема 31. Печать и литература (1 час)

Периодическая печать и художественная культура Книгоиздание и журналистика. Произведения выдающихся русских писателей как отражение общественных процессов. Реалистическое направление в живописи. Бунт в Академии художеств. Творчество передвижников.

 

Тема 32. Архитектура, живопись, театр, музыка (1 час)

Поиск новых форм в скульптуре и архитектуре. Подъем музыкальной культуры. Новаторство композиторов  — членов «Могучей кучки». Развитие театрального искусства. Появление меценатов среди купцов и промышленников. Художественная культура народов России.

 

Тема 33. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

 

Раздел IX. Российская в конце XIX – начале XX веков (11 часов)

 

Тема 34. Экономическое развитие России: город и деревня (1 час)

На рубеже веков Николай  II и  самодержавная государственность. Административный аппарат. Население империи. Россия в  системе международных отношений. Политика на  Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905  гг. Подвиг крейсера «Варяг». С. О. Макаров. Оборона Порт-Артура. Крупнейшие сухопутные сражения. Цусимское сражение. Портсмутский мир. Экономическое развитие: город и деревня Индустриальное развитие страны. Циклы российской экономики. Образование монополий. Россия и мировая система хозяйства. Новая география экономики. Урбанизация. Отечественный и иностранный капитал. Состояние аграрного сектора.

 

Тема 35. Социальные, религиозные и национальные отношения в империи (1 час)

Нарастание социальных противоречий Нарастание оппозиционных настроений в стране. Противоречия в деревне. Положение пролетариата. Рост протестных настроений. Демократические тенденции в общественном сознании. Либеральная оппозиция. П. Н. Милюков. «Союз освобождения», «Союз земцев-конституционалистов». Причины и начало Первой российской революции

 

Тема 36-37. Государство и общество на рубеже XIX-XX веков (2 часа)

Социалистическое движение. Формирование Партии социалистов-революционеров. В. М. Чернов. Создание РСДРП. Раскол партии на большевиков и меньшевиков. В.  И.  Ленин. Ю. О. Мартов. Причины Первой российской революции. Власть и общество накануне революции. Банкетная кампания. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Г. А. Гапон. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. Возникновение рабочего Совета в Иваново-Вознесенске. Восстание на броненосце «Потемкин». Наивысший подъем революции. Складывание многопартийности Всероссийская октябрьская политическая стачка.

 

Урок 38. 1905 год: революция и самодержавие (1 час)

Причина революции. Нарастание общественного недовольства. Этапы революционных действий. Кровавое воскресенье. Манифест 17  октября 1905  г.

 

Урок 39. Начало многопартийности (1 час)

Формирование многопартийной системы. Создание либеральных партий  — кадетов, октябристов. А. И. Гучков. Тактика либералов. Правомонархические партии в борьбе с революцией. «Союз русского народа». В. М. Пуришкевич. Национальные партии и организации. Продолжение революционных выступлений. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве.

 

Урок 40. Завершающий период революции 1905-1907 годов (1 час)

Завершающий период революции. I и II Государственная дума Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Новая система органов государственной власти. Права и обязанности граждан. Особенности революционных выступлений 1906— 1907 гг. Крестьянское движение как фактор начала Столыпинской аграрной реформы. Указ о выходе из общины. Избирательная кампания в  I  Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

 

Урок 41. Общество и власть после революции (1 час)

Общество и власть после Первой российской революции Третьеиюньский политический режим. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Уроки революции: политическая стабилизация и  социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Нарастание социальных противоречий в стране. Новый подъем общественного движения.

 

Тема 42. Серебреный век русской культуры (1 час)

 Образование, наука, культура Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и  народом. Открытия российских ученых. К. Э. Циолковский. И. П. Павлов. Полярные экспедиции. Достижения гуманитарных наук. В. О. Ключевский. Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX в. Достижения реалистической школы. Живопись. «Мир искусства». Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. Русские сезоны в Париже. Зарождение кинематографа. Понятие «Серебряный век». Городская культурно-информационная среда. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

 

Тема 43. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

 

Урок 44. Итоговая контрольная работа по теме: «История России. XIX – начало XX веков» (1 час)

 

Всего: 44 часа

Тематическое планирование по

«Истории России. XIX – начало XX веков»

для 9 А, Б, В классов

 

Наименование раздела

Количество часов

1.

Введение. XIX столетие – особый этап в истории России

1

2.

Раздел 1.Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

2

3.

Раздел 2. Российская империя в царствование Александра I.    1801-1825

6

4.

Раздел 3. Российская империя в царствование Николая I.        1825-1855  

4

5.

Раздел 4. Начало золотого века русской культуры

3

6.

Раздел 5. Эпоха великих реформ в России 1860-1870 –е годы

5

7.

Раздел 6. Российская империя в царствование Александра III 1881-1894 годы

5

8.

Раздел 7. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века

3

9.

Раздел 8. Продолжение золотого века русской культуры

4

10.

Раздел 9. Россия в конце XIX – начале XX веков

11

 

Итого:

44


Календарно – тематическое планирование по

«История России. XIX – начало XX века» для 9 А, Б, В классов

 

№ урока

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения

1.

Введение. XIX столетие – особый этап в истории России. 

 

1

 

 

Раздел 1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

(2 часа)

 

2.

Сельское хозяйство

 

1

 

3.

Развитие промышленности, транспорта и торговли

 

1

 

 

Раздел 2. Российская империя в царствование Александра I.    1801-1825 (6 часов)

 

4.

Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 годах

 

1

 

5.

Героический 1812 год

 

1

 

6.

Внутренняя и внешняя политика Александра I  в 1816-1825 годах

 

1

 

7.

Общественная жизнь в России

 

1

 

8.

Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов

 

1

 

9.

Повторительно-обобщающий урок по разделу I,II

 

1

 

 

Раздел 3. Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855 (4 часа)

 

10.

Охранительный курс Николая I во внутренней политики

 

1

 

11.

Политика правительства в социально-экономической сфере 

 

1

 

12.

Россия в «европейском оркестре» в 1826-1856 гг. Крымская война

 

1

 

13.

Общественно-политическая жизнь России в 1830-1840–х годах 

 

1

 

Раздел 4. Начало золотого века русской культуры ( 3 часа)

 

14.

Просвещение и наука в 1801-1850 годах

 

1

 

15.

Литература, живопись, театр, музыка, архитектура

 

1

 

16.

Повторительно-обобщающий урок по разделу III-IV

1

 

 

Раздел 5. Эпоха великих реформ в России 1860-1870 –е годы (5 часов)

 

17.

Подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 года

 

1

 

18.

Последующие реформы

 

1

 

19.

Внешняя политика России в 1850-е – начале 1880-х годов

 

1

 

20.

 Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России 1860-1870 годов

 

1

 

21.

Основные направления в народничестве 1870-х – начале 1880-х годов

 

1

 

 

Раздел 6. Российская империя в царствование Александра III 1881-1894 годы

(5 часов)

 

22.

Внутренняя политика Александра III: контрреформы

 

1

 

23.

Внешняя политика России в 1880-е – начале 1890-х годов

 

1

 

24.

Общественное и рабочее движение в 1880-е – начале 1890-х

1

 

25.

Религиозная политика России в XIX веке

 

1

 

26.

Повторительно-обобщающий урок по разделу V-VI

 

1

 

 

Раздел 7. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века  (3 часа)

 

27.

Развитие сельского хозяйства

 

1

 

28.

Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт

1

 

29.

Повседневная жизнь основного населения России XIX веке

1

 

 

Раздел 8. Продолжение золотого века русской культуры (4 часа)

 

30.

Просвещение и наука

 

1

 

31.

Печать и литература

 

1

 

32.

Архитектура, живопись, театр, музыка

 

1

 

33.

Повторительно-обобщающий урок по разделу VII-VIII

1

 

 

Раздел 9. Россия в конце XIX – начале XX веков (11 часов)

 

34.

Экономическое развитие России: город и деревня

 

1

 

35.

Социальные, религиозные и национальные отношения в империи

 

1

 

36-37.

Государство и общество на рубеже XIX – XX веков

 

2

 

38.

1905 год: революция и самодержавие

 

1

 

39.

Начало многопартийности

 

1

 

40.

Завершающий период революции 1905-1907 гг.

 

1

 

41.

Общество и власть после революции

 

1

 

42.

Серебряный век русской культуры

 

1

 

43.

Повторительно-обобщающий урок по разделу IX

 

1

 

44.

Итоговая контрольная работа по курсу «История России. XIX-начало XX веков»

 

1

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_ir.docx61.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная  школа № 52 г. Брянска»

«Согласовано»

Протокол заседания

методической  кафедры

учителей____________

         от  «20»__ 08__2019г.      №1

         руководитель ШМК

        _____________/

       

«Согласовано»

     Заместитель директора по УВР

      МБОУ СОШ №52 г. Брянска

     _____________ /Беляева Г М.

                         «23»__ 08__2019г.

               

         

«Утверждена »

Директор

        МБОУ СОШ №52 г. Брянска

       __________/Семенихина О.Н/.

Приказ №_____

От «30»__ 08___2019г.

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Истории России.

(XIX – начало XX века.)

( наименование учебного курса)

для ___9 А, Б, В,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения 

срок реализации ____1 год_____

Составитель программы :

Беликова Н.А. -учитель истории и

обществознания

                                                                                                                           Рассмотрена на заседании

                                                                                                                                     педагогического совета

                                                                                                                                    МБОУ «СОШ №52 г. Брянска»

                                                                                                                                     Протокол № 1    от 30.08.2019г.      

         

2019-2020 учебный год.

г. Брянск

Содержание рабочей программы

№, п/п

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

3-4

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

5-6

3

Содержание учебного предмета

7-13

4

Тематическое планирование с указанием количества часов

14

5

Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов

15-17

6

Лист изменений и дополнений

18-20

Пояснительная записка

  Рабочая программа по «Истории России. (XIX – начало XX века.)» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897;
  3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);
  4. Примерной образовательной программе основного общего образования;
  5. Авторской программы: основного общего образования по  «История России. XIX – начало XX века . 9 класс» Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,– М.: Дрофа, 2018
  6. Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2019 – 2020 учебный год;
  7. История России. XIX – начало XX века. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Л.М. Ляшенко, И.В. Амосовой и др./ Е.В. Симонова, В.А. Клоков. – М.: Дрофа, 2019. – 93, [3] с.: ил., карт.
  8. Симонова, Е. В. История России. XIX – начало XX века . 9 кл. : методическое пособие к учебнику Л. М. Ляшенко, И. В. Амосовой и др. / Е. В. Симонова, Н. И. Чеботарёва. — М. : Дрофа, 2019. — 223, [1] с. 
  9. История России XIX – начало XX века. 9 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019. – 24 с.: ил., карт. – (Российский учебник)
  10. История России. XIX – начало XX века. 9 кл.: контурные карты. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019. – 16 с.: ил., карт. – (Российский учебник)

        

Цели и задачи изучения курса по "История России"

         Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

—        формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

—        овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

—        воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

—        развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

—        формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Объем учебного времени: 44 часа

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«История России. XIX – начало XX века».

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

Содержание учебного предмета

"История России" 9 класс

ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX – начало XX века

Введение (1 час)

Тема 1. Введение. XIX столетие – особый этап в истории России ( 1 час)

     Особенности отечественной истории XIX  — начала XX в. Проблемы российского общества.

Раздел I. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века (2 часа)

Тема 2. Сельское хозяйство (1 час)

      Новое веяние в сельском хозяйстве. Влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства. Эффективность работы крепостных. Влияние крепостничества. Помещики. Аграрная страна. Трехполье. Кулаки и их влияние на развитие сельского хозяйства.

Тема 3. Развитие промышленности, транспорта и торговли ( 1 час)

      Влияние крепостного плана на развитие промышленности. Промышленный переворот. Кризис перепроизводства. Промышленный рынок. Внутренняя и внешняя торговля. Финансовая система. Инфляция. Барщина и оброк.

Раздел II. Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825 годы (6 часов)

Тема 4. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1811 гг. (1 час)

Император Александр I как личность и государственный деятель. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Проекты либеральных реформ. Первые шаги нового царствования. Реформы государственного управления. Создание министерств и Государственного совета. М. М. Сперанский. Указ о «вольных хлебопашцах». Основные направления внешней политики. Присоединение Грузии. Война России с  Францией 1805— 1807 гг. Тильзитский мир. Участие России в континентальной блокаде. Война с Ираном, присоединение Северного Азербайджана и Дагестана. Война с Турцией, присоединение Бессарабии. Война со Швецией, присоединение Финляндии. 

Тема 5. Героический 1812 г. (1 час)

Начало войны с Наполеоном. М.  Б.  Барклай де Толли, П. И. Багратион. Смоленское сражение. М. И. Кутузов. Бородинская битва. Совет в Филях. Народная война. Тарутинский маневр русской армии. Заключительный период войны. Победа над Наполеоном. Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Заграничный поход русской армии. Союзники России. Битва под Лейпцигом. Победное завершение похода. 

Тема 6. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816-1825 годах (1 час)

Россия после войны с Наполеоном Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России в международной политике после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Уставная грамота Российской империи Н. Н. Новосильцева и ее судьба. Крестьянский вопрос. Проекты отмены крепостного права. Отмена крепостного права в Прибалтике. А. А. Аракчеев. Военные поселения. Восстание Семеновского полка. Отказ императора от проведения реформ.

Тема 7. Общественное движение жизнь в России (1 час)

Восстание декабристов Становление общественного движения в России. Консерваторы как защитники традиционных ценностей. Н. М. Карамзин. «Записка о древней и новой России». Главные направления консервативной мысли. Дворянская оппозиция самодержавию.

Тема 8. Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов (1 час)

Причины возникновения движения декабристов. Тайные организации: «Союз спасения», «Союз благоденствия», Северное общество. Н.  М.  Муравьев. «Конституция». Южное общество. П. И. Пестель. «Русская правда». Взгляды членов тайных обществ на будущее страны. Кончина Александра I, междуцарствие. План выступления членов Северного общества. Восстание 14 декабря 1825 г. Выступление Черниговского полка. Итоги и последствия движения декабристов.

Тема 9. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Раздел II. Российская империя в царствование Николая I.

1825-1855 годы (4 часа)

Тема 10. Охранительный курс Николая II во внутренней политике (1 час)

Реформаторские и  консервативные тенденции в  политике Николая  I. Главные характеристики николаевского режима. Официальная идеология: православие, самодержавие, народность. С. С. Уваров. Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. Централизация управления. Создание III отделения императорской канцелярии. А. Х. Бенкендорф. Корпус жандармов. Кодификация законов. М. М. Сперанский. Полное собрание и Свод законов Российской империи.

Тема 11. Политика правительства в социально-экономической сфере (1 час)

Указ об обязанных крестьянах. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева. Инвентарная реформа. Деятельность комитетов по крестьянскому вопросу.

Тема 12. Россия в «европейском оркестре» в 1826 – 1856 годах. Крымская война (1 час)

Внешняя политика. Крымская война Восточный вопрос во внешней политике России. Расширение империи: русско-иранская и  русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. Россия и  революции в  Европе. Распад Венской системы в  Европе. Крымская война. Синопское сражение. П. С. Нахимов. Героическая оборона Севастополя. В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Парижский мир 1856 г.

Тема 13. Общественно-политическая жизнь России 1830—1840-х гг. (1 час)

Общественное движение после декабристов. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Революционное направление в общественном движении. Кружки М. В. Буташевича-Петрашевского и Н. А. Спешнева. Либеральное течение общественной мысли. Россия и  Европа как центральный пункт общественных дебатов. Западники и славянофилы. Складывание теории «русского социализма». А. И. Герцен. Вольная русская типография. Журнал «Полярная звезда», газета «Колокол».

Раздел IV. Начало золотого века русской культуры (3 часа)

Тема 14. Просвещение и наука в 1801-1850 годах (1 час)

Образование и наука. Изменения в системе образования. Новые университеты. Университетские уставы. Царскосельский лицей. Развитие науки и техники. Ученые-естествоиспытатели, изобретатели. Развитие исторической мысли. «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Исследование территории и природных ресурсов России. Географические экспедиции. Кругосветные плавания русских моряков. Открытие Антарктиды.

Тема 15. Литература, живопись, театр, музыка и архитектура (1 час)

Периодическая печать и художественная культура Русская журналистика. Журналы, литературные салоны и объединения. Правительственные органы печати. Развлекательная журналистика. Новый этап в развитии журналистики, связанный с изданием «Современника» и «Отечественных записок». В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Основные черты литературных стилей, наиболее характерные произведения. Основные направления в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир в архитектуре как стиль империи. Шедевры К. И. Росси. Рождение русско-византийского стиля. Расцвет академической живописи. К. П. Брюллов. Переход к реализму. П. А. Федотов. Творчество скульпторов. Формирование русской музыкальной школы. М. И. Глинка. Драматургия и театральное искусство. М. С. Щепкин. Развитие культуры народов, населявших Российскую империю.

Тема 16. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Раздел V. Эпоха Великих реформ в России 1860-1870 годов (5 часов)

Тема 17. Подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 года (1 час)

Предпосылки отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Главный комитет. Редакционные комиссии. Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин. Деятельность дворянских губернских комитетов. Манифест об отмене крепостного права. «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Условия освобождения крестьян. Уставные грамоты. Мировые посредники. Значение отмены крепостного права. 

Тема 18. Последующие реформы (1 час)

Реформы 1860—1870-х гг. — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Утверждение начал всесословности в  правовом строе страны. Судебная реформа и  развитие правового сознания. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Реформы в сфере образования и цензуры. Военная реформа. Д. А. Милютин. Устав о всеобщей воинской повинности. Реформаторские планы Александра  II. Конституционный вопрос. Проект М. Т. Лорис-Меликова. 

Тема 19. Внешняя политика России в 1850-е – начале 1880-х годов (1 час)

Многовекторность внешней политики империи. Российская дипломатия. А. М. Горчаков. Россия и Балканы. Отказ от условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Русскотурецкая война 1877—1878 гг. Штурм Плевны. Оборона Шипки. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир. Решения Берлинского конгресса. Присоединение Средней Азии. Россия на Дальнем Востоке. Пекинский договор с Китаем. Продажа Аляски Соединенным Штатам Америки. 

Тема 20. Общественно-политическая жизнь 1860—1880-х гг. (1 час)

Идеология революционного лагеря. Отношение А. И. Герцена, А. И. Чернышевского к ситуации в России. Народнические кружки: идеология и практика. «Земля и воля». Прокламация «Молодая Россия». Кружок Н. А. Ишутина. «Народная расправа» С. Г. Нечаева.

Тема 21. Основные направления в народничестве 1870-х – начале 1880-х годов (1 час)

Три направления в народничестве. Пропаганда революционных идей. «Исторические письма» П. Л. Лаврова. Русский анархизм. М. А. Бакунин как вождь «бунтарского» направления. П. Н. Ткачев и тактика заговора и политического переворота. «Хождение в народ» и его провал. «Земля и воля» 1870-х гг. и ее распад на «Народную волю» и «Черный передел». Террор народовольцев. Покушение на Александра II.

Раздел VI. Российская империя в царствование Александра III.

1881-1894 годы (5 часов)

Тема 22. Внутренняя политика Александра III: контрреформы (1 час)

Внутренняя политика Александр III: между либералами и консерваторами. Политика «консервативной стабилизации». Манифест о незыблемости самодержавия. К. П. Победоносцев. «Положение об охране». Фабричное законодательство. Контрреформы. Ограничение общественной самодеятельности. Пересмотр положений судебной реформы. Местное самоуправление и самодержавие. Учреждение института земских начальников. Положение о земских учреждениях. 

Тема 23. Внешняя политика России в 1880-е – начале 1890-х годов (1 час)

Внешняя политика Пространство империи. Основные сферы и  направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Н. К. Гирс. Россия на Балканах. Европейское направление внешней политики. Отношения с Болгарией. Проблемы в отношениях с Германией. Курс на сближение с Францией. Русско-французская военная конвенция. 

Тема 24. Общественное и рабочее движение в 1880-е – начале 1890-х годов (1 час)

Общественное движение  Консерваторы как защитники самодержавия и сторонники контрреформ. М. Н. Катков. Газета «Московские ведомости» и журнал «Русский вестник». Либералы и эволюционный путь развития общества. Идея созыва Земского собора. Народники. «Террористическая фракция “Народной воли”». Теория «малых дел». Первые рабочие организации в России. Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. Группа «Освобождение труда».

Тема 25. Религиозная политика России в XIX веке (1 час)

Многообразие религий в России. Церковь в системе государственного управления. Политика по управлению положения церкви. Старчество.

Тема 26. Повторительно – обобщающий урок (1 час)

Раздел VII. Социально-экономическая развитие России во второй половине XIX века (3 часа)

Тема 27. Развитие сельского хозяйства (1 час)

Завершение промышленного переворота Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Аграрное перенаселение. Проблема сохранения помещичьего землевладения. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Процесс расслоения крестьянства. Приспособление помещиков к новым условиям хозяйствования. Завершение промышленного переворота в России. Новые отрасли промышленности и экономические районы. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации.

Тема 28. Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт (1 час)

 Иностранный капитал в России. Создание коммерческих и акционерных банков. С. Ю. Витте. Винная монополия. Денежная реформа. Протекционистская политика государства. Национальная и религиозная политика Польское восстание и его последствия. Политика правительства по отношению к народам, населявшим Россию. Русификация национальных окраин. Конфессиональная политика. Деятельность митрополита Филарета (Дроздова) и митрополита Макария (Булгакова). Изменения в повседневной жизни Новшества в жизни горожан. Технический прогресс и его отражение в жизни людей. Развитие транспорта, связи. 

Тема 29. Повседневная жизнь основного населения России в XIX веке (1 час)

Быт промышленных рабочих. Образ жизни крестьян — наиболее многочисленной части населения. Традиции и новации сельского быта. Помещичьи усадьбы в деревне и в городе. Жизнь торгово-промышленной верхушки. Развитие образования и науки Влияние реформ Александра II на развитие образования.

Раздел VIII. Продолжение золотого века русской культуры (4 часа)

Тема 30. Просвещение и наука ( 1 час)

Совершенствование образовательной системы, отмена сословных ограничений. Начальные народные училища, мужские и женские гимназии. Реальные училища. Усиление государственного контроля за системой образования. Циркуляр «о кухаркиных детях». Рост уровня грамотности населения. Книгоиздательская деятельность. Достижения российской науки. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Выдающиеся историки — С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. Создание Российского исторического общества. Деятельность Географического общества.

Тема 31. Печать и литература (1 час)

Периодическая печать и художественная культура Книгоиздание и журналистика. Произведения выдающихся русских писателей как отражение общественных процессов. Реалистическое направление в живописи. Бунт в Академии художеств. Творчество передвижников.

Тема 32. Архитектура, живопись, театр, музыка (1 час)

Поиск новых форм в скульптуре и архитектуре. Подъем музыкальной культуры. Новаторство композиторов  — членов «Могучей кучки». Развитие театрального искусства. Появление меценатов среди купцов и промышленников. Художественная культура народов России.

Тема 33. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Раздел IX. Российская в конце XIX – начале XX веков (11 часов)

Тема 34. Экономическое развитие России: город и деревня (1 час)

На рубеже веков Николай  II и  самодержавная государственность. Административный аппарат. Население империи. Россия в  системе международных отношений. Политика на  Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905  гг. Подвиг крейсера «Варяг». С. О. Макаров. Оборона Порт-Артура. Крупнейшие сухопутные сражения. Цусимское сражение. Портсмутский мир. Экономическое развитие: город и деревня Индустриальное развитие страны. Циклы российской экономики. Образование монополий. Россия и мировая система хозяйства. Новая география экономики. Урбанизация. Отечественный и иностранный капитал. Состояние аграрного сектора. 

Тема 35. Социальные, религиозные и национальные отношения в империи (1 час)

Нарастание социальных противоречий Нарастание оппозиционных настроений в стране. Противоречия в деревне. Положение пролетариата. Рост протестных настроений. Демократические тенденции в общественном сознании. Либеральная оппозиция. П. Н. Милюков. «Союз освобождения», «Союз земцев-конституционалистов». Причины и начало Первой российской революции 

Тема 36-37. Государство и общество на рубеже XIX-XX веков (2 часа)

Социалистическое движение. Формирование Партии социалистов-революционеров. В. М. Чернов. Создание РСДРП. Раскол партии на большевиков и меньшевиков. В.  И.  Ленин. Ю. О. Мартов. Причины Первой российской революции. Власть и общество накануне революции. Банкетная кампания. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Г. А. Гапон. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. Возникновение рабочего Совета в Иваново-Вознесенске. Восстание на броненосце «Потемкин». Наивысший подъем революции. Складывание многопартийности Всероссийская октябрьская политическая стачка. 

Урок 38. 1905 год: революция и самодержавие (1 час)

Причина революции. Нарастание общественного недовольства. Этапы революционных действий. Кровавое воскресенье. Манифест 17  октября 1905  г.

Урок 39. Начало многопартийности (1 час)

Формирование многопартийной системы. Создание либеральных партий  — кадетов, октябристов. А. И. Гучков. Тактика либералов. Правомонархические партии в борьбе с революцией. «Союз русского народа». В. М. Пуришкевич. Национальные партии и организации. Продолжение революционных выступлений. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве.

Урок 40. Завершающий период революции 1905-1907 годов (1 час)

Завершающий период революции. I и II Государственная дума Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Новая система органов государственной власти. Права и обязанности граждан. Особенности революционных выступлений 1906— 1907 гг. Крестьянское движение как фактор начала Столыпинской аграрной реформы. Указ о выходе из общины. Избирательная кампания в  I  Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. 

Урок 41. Общество и власть после революции (1 час)

Общество и власть после Первой российской революции Третьеиюньский политический режим. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Уроки революции: политическая стабилизация и  социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Нарастание социальных противоречий в стране. Новый подъем общественного движения. 

Тема 42. Серебреный век русской культуры (1 час)

 Образование, наука, культура Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и  народом. Открытия российских ученых. К. Э. Циолковский. И. П. Павлов. Полярные экспедиции. Достижения гуманитарных наук. В. О. Ключевский. Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX в. Достижения реалистической школы. Живопись. «Мир искусства». Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. Русские сезоны в Париже. Зарождение кинематографа. Понятие «Серебряный век». Городская культурно-информационная среда. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

Тема 43. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Урок 44. Итоговая контрольная работа по теме: «История России. XIX – начало XX веков» (1 час)

Всего: 44 часа

Тематическое планирование по

«Истории России. XIX – начало XX веков»

для 9 А, Б, В классов

Наименование раздела

Количество часов

1.

Введение. XIX столетие – особый этап в истории России

1

2.

Раздел 1.Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

2

3.

Раздел 2. Российская империя в царствование Александра I.    1801-1825

6

4.

Раздел 3. Российская империя в царствование Николая I.        1825-1855  

4

5.

Раздел 4. Начало золотого века русской культуры

3

6.

Раздел 5. Эпоха великих реформ в России 1860-1870 –е годы

5

7.

Раздел 6. Российская империя в царствование Александра III 1881-1894 годы

5

8.

Раздел 7. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века

3

9.

Раздел 8. Продолжение золотого века русской культуры

4

10.

Раздел 9. Россия в конце XIX – начале XX веков

11

Итого:

44

Календарно – тематическое планирование по

«История России. XIX – начало XX века» для 9 А, Б, В классов

№ урока

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения

1.

Введение. XIX столетие – особый этап в истории России.  

1

Раздел 1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

(2 часа)

2.

Сельское хозяйство

1

3.

Развитие промышленности, транспорта и торговли

1

Раздел 2. Российская империя в царствование Александра I.    1801-1825 (6 часов)

4.

Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 годах

1

5.

Героический 1812 год

1

6.

Внутренняя и внешняя политика Александра I  в 1816-1825 годах

1

7.

Общественная жизнь в России

1

8.

Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов

1

9.

Повторительно-обобщающий урок по разделу I,II

1

Раздел 3. Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855 (4 часа)

10.

Охранительный курс Николая I во внутренней политики

1

11.

Политика правительства в социально-экономической сфере  

1

12.

Россия в «европейском оркестре» в 1826-1856 гг. Крымская война

1

13.

Общественно-политическая жизнь России в 1830-1840–х годах  

1

Раздел 4. Начало золотого века русской культуры ( 3 часа)

14.

Просвещение и наука в 1801-1850 годах

1

15.

Литература, живопись, театр, музыка, архитектура

1

16.

Повторительно-обобщающий урок по разделу III-IV

1

Раздел 5. Эпоха великих реформ в России 1860-1870 –е годы (5 часов)

17.

Подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 года

1

18.

Последующие реформы

1

19.

Внешняя политика России в 1850-е – начале 1880-х годов

1

20.

 Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России 1860-1870 годов

1

21.

Основные направления в народничестве 1870-х – начале 1880-х годов

1

Раздел 6. Российская империя в царствование Александра III 1881-1894 годы

(5 часов)

22.

Внутренняя политика Александра III: контрреформы

1

23.

Внешняя политика России в 1880-е – начале 1890-х годов

1

24.

Общественное и рабочее движение в 1880-е – начале 1890-х

1

25.

Религиозная политика России в XIX веке

1

26.

Повторительно-обобщающий урок по разделу V-VI

1

Раздел 7. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века  (3 часа)

27.

Развитие сельского хозяйства

1

28.

Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт

1

29.

Повседневная жизнь основного населения России XIX веке

1

Раздел 8. Продолжение золотого века русской культуры (4 часа)

30.

Просвещение и наука

1

31.

Печать и литература

1

32.

Архитектура, живопись, театр, музыка

1

33.

Повторительно-обобщающий урок по разделу VII-VIII

1

Раздел 9. Россия в конце XIX – начале XX веков (11 часов)

34.

Экономическое развитие России: город и деревня

1

35.

Социальные, религиозные и национальные отношения в империи

1

36-37.

Государство и общество на рубеже XIX – XX веков

2

38.

1905 год: революция и самодержавие

1

39.

Начало многопартийности

1

40.

Завершающий период революции 1905-1907 гг.

1

41.

Общество и власть после революции

1

42.

Серебряный век русской культуры

1

43.

Повторительно-обобщающий урок по разделу IX

1

44.

Итоговая контрольная работа по курсу «История России. XIX-начало XX веков»

1

Утверждено

Приказ №_____от__________20____г.

Директор школы _______О.Н. Семенихина

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

по Истории России (XIX- начало XX века)  для 9 А класса

Номер урока

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки. Основание

Дата проведения по факту, пути коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Учитель:      Беликова Наталья Александровна                

                                                  /Ф.И.О./

Утверждено

Приказ №_____от__________20____г.

Директор школы _______О.Н. Семенихина

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

по Истории России (XIX- начало XX века)  для 9 Б класса

Номер урока

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки. Основание

Дата проведения по факту, пути коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Учитель:      Беликова Наталья Александровна                

                                                  /Ф.И.О./

Утверждено

Приказ №_____от__________20____г.

Директор школы _______О.Н. Семенихина

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

по Истории России (XIX- начало XX века)  для 9 В класса

Номер урока

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки. Основание

Дата проведения по факту, пути коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Учитель:      Беликова Наталья Александровна                

                                                  /Ф.И.О./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

Рабочая программа по истории России 6 класс И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Истории России.(с древнейших времен до начала XVI века.) ( наименование учебного курса) для ___6 А, Б, ____класса (ов), реализующая федеральный государственны...

Рабочая программа по истории России 7 класс И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Истории России(РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ) ( наименование учебного курса) для ___7 А, Б, ____ класса (ов), реализующая фед...

Рабочая программа по истории России 8 класс И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Истории России.(Конец XVII - XVIII век.) ( наименование учебного курса) для ___8 А, Б, В,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образователь...