Рабочая программа по истории России 6 класс И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,
рабочая программа по истории (6 класс)

Беликова Наталья Александровна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по Истории России.

(с древнейших времен до начала XVI века.)

 

( наименование учебного курса)

 

для ___6 А, Б, ____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения

 

 

 

срок реализации ____1 год_____

 

Составитель программы :

 

Беликова Н.А. -учитель истории и

обществознания

 

                     

      2019-2020 учебный год.

г. Брянск

 

Содержание рабочей программы

 

№, п/п

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

 

3-4

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 

5-6

3

Содержание учебного предмета

 

7-12

4

Тематическое планирование с указанием количества часов

 

13

5

Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов

 

14-15

6

Лист изменений и дополнений

 

16-17


 

Пояснительная записка

  Рабочая программа по «Истории России: с древнейших времен до начала XVI века» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897;

  1. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ

СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);

  1. Примерной образовательной программе основного общего образования;
  2. Авторской программы: основного общего образования по  «История России. С древнейших времен до начала XVI века. 6 класс» И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,– М.: Дрофа, 2018
  3. Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2019– 2020 учебный год;
  4. История России. С древнейших времен до начала XVI века. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосовой и др./ Е.В. Симонова, В.А. Клоков. – М.: Дрофа, 2018. – 93, [3] с.: ил., карт.
  5. Симонова, Е. В. История России. С древнейших времен до начала XVI века. 6 кл. : методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, Л. М. Ляшенко, И. В. Амосовой и др. / Е. В. Симонова, Н. И. Чеботарёва. — М. : Дрофа, 2018. — 223, [1] с. 
  6. История России. С древнейших времен до начала XVI века. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 24 с.: ил., карт. – (Российский учебник)
  7. История России. С древнейших времен до начала XVI века. 6 кл.: контурные карты. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 16 с.: ил., карт. – (Российский учебник)

Цели и задачи изучения курса по "История России"

          Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Объем учебного времени: 40 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«История России: с древнейших времен до начала XVI века».

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

 

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

 

Содержание учебного предмета

"История России" 6 класс

«История России: с древнейших времен до  начала XVI века».

Введение (1 час)

Тема 1. Человек и история (1 час)

Исторический опыт человечества. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. История России — история всех населяющих ее народов.

РАЗДЕЛ I. Народы и государства на территории современной России в древности Древние люди на территории нашей страны (5 часа)

Тема 2. Древнейшие люди на территорий Восточно-Европейской равнины (1 час)

Заселение территории нашей страны человеком. Климатические изменения в древности. Каменный век. Неолитическая революция. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Кочевники евразийских степей. Первобытные верования и искусство.

Тема 3-4. История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – сер. VI века н.э. (2 час)

Языковые семьи жителей Европы и Северной Азии. Миграции народов. Эволюция индоевропейской общности. Скифы и сарматы. Финно-угры, тюрки. Античные города-государства Северного Причерноморья. Дербент — один из древнейших городов России. Связи между народами, их взаимовлияние.

Нашествия готов и гуннов. Начало Великого переселения народов. Тюркский каганат и его историческая судьба. Хазария. Миграция булгар и образование Волжской Булгарии. Главные речные торговые пути. Норманны в Восточной Европе.

Тема 5. Первые государства на территории Восточной Европы  ( 1 час)

Вопрос о происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй. Влияние природно-географического фактора на общество славян. Древние боги славян. Общины, вече и князья. Складывание предпосылок для образования государства.

Тема 6. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО  (10 часов)

Тема 7-8. Образование Древнерусского государства (2 часа)

Проблема образования Древнерусского государства. Легендарное призвание Рюрика. Начало династии Рюриковичей. Поход Олега на Киев. Формирование территории государства. Дань и полюдье. Отношения с Византийской империей.

            Правление князя Игоря. Княгиня Ольга. Введение уроков и погостов. Крещение Ольги. Походы Святослава. Древнерусское войско. Падение Хазарского каганата. Борьба с печенегами. Отношения Руси с Византией.

Тема 9-10.Русь в конце X – первой половине XI веков. Становление государства (2 часа)

Русь при потомках Святослава. Начало правления князя Владимира. Религиозная реформа. Укрепление границ государства. Принятие христианства. Поход на Корсунь. Крещение жителей Руси. Киевская митрополия. Значение принятия христианства. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти.

Борьба за власть между сыновьями князя Владимира. Гибель Бориса и Глеба. Начало правления Ярослава Мудрого. Церковные уставы. Принятие Русской Правды. Победа над печенегами. Реконструкция Киева. Поставление Илариона митрополитом. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Тема 11-12. Русь в середине XI – начале XII веков (2 час)

Княжеские усобицы. Раздел земель Ярославом Мудрым между сыновьями. Борьба за киевский престол в эпоху Ярославичей. Народные восстания и половецкая угроза. Владимир Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха. Дипломатические контакты. Княжеские съезды. Общерусская борьба против половцев. Заключительный период единства Руси в годы правления Мстислава.

Тема 13. Общество Древней Руси (1 час)

Крупнейшие города Руси как центры государственной, экономической и духовной жизни. Укрепления и районы древнерусского города. Городское население: купцы и ремесленники. Мир свободной крестьянской общины. Традиции общинной жизни. Занятия и образ жизни сельских жителей. Княжеское хозяйство. Вотчина как форма землевладения. Категории свободного и зависимого населения.

Тема 14-15. Древнерусская культура (2 часа)

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Влияние христианства на образ жизни людей. Двоеверие. Почитание Бориса и Глеба. Летосчисление и календарь.

Формирование единого культурного пространства. Письменность. Распространение грамотности. Искусство книги. «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Первые русские жития. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Иконопись. Фрески. Мозаики. Архитектура. Начало храмового строительства: церковь Богородицы (Десятинная), София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.

Тема 16. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

РАЗДЕЛ 3. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ  (6 часов)

Тема 17. Начало удельного периода. Княжества Южной Руси  (1 час)

Политическая раздробленность Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей. Факторы единства русских земель. Роль Русской православной церкви в сохранении единства. Киевская и Галицко-Волынская земли. Особенности политического развития. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич.

Тема 18. Княжество Северо-Восточной Руси  (1 час)

Особенности географического положения и природных условий Северо-Востока. Занятия населения. Колонизация края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий. Обособление Ростово-Суздальской земли. Новые города, первое упоминание в летописи о Москве. Борьба за Киев. Правление Андрея Боголюбского. Перенос столицы княжества во Владимир. Укрепление города, сооружение храмов. Икона Богоматери Владимирской. Заговор против Андрея Боголюбского. Княжество при Всеволоде Большое Гнездо.

Тема 19. Боярская республика Северо-Западной Руси  (1 час)

Новгород как центр освоения севера Восточной Европы. Новгородская земля: природные условия, хозяйство, внешние связи. Формирование основ вечевой республики. Начало государственной самостоятельности Новгородской земли. Вечевое собрание. Главные должностные лица вечевой республики. Боярские кланы в системе государства. Роль князей в Новгороде. Обособление Пскова.

Тема 20-21. Культура Руси (2 часа)

Формирование региональных центров культуры. Факторы сохранения культурного единства. Уровень грамотности населения. Берестяные грамоты. Летописание и памятники литературы. «Моление» Даниила Заточника. «Слово о полку Игореве». Архитектурные сооружения Новгорода. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси.

Тема 22. Повторительно – обобщающий урок (1 час)

РАЗДЕЛ 4. РУССКИЕ ЗЕМЛИ, ЗОЛОТАЯ ОРДА И ИХ СОСЕДИ (6 часов)

Тема 23. Походы Батыя на Русь (1 час)

Складывание государства у монголов. Провозглашение Темучина Чингисханом. Возникновение Монгольской империи. Законодательство. Монгольская армия. Завоевания Чингисхана и его потомков. Поход 1223 г. Битва на Калке.

Походы Батыя в  Восточную Европу. Разгром Волжской Булгарии. Захват половецкой степи. Поход на Северо-Восточную Русь. Разорение русских земель, гибель Юрия Всеволодовича. Нашествие монголов на  Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Тема 24. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада (1 час)

Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский орден. Борьба литовских племен с рыцарями. Русь и Орден крестоносцев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Борьба Новгорода с Ливонским орденом. Ледовое побоище. Раковорская битва.

Тема 25-26. Русские земли под властью Орды  (2 часа)

Создание столицы государства Батыя в низовьях Волги. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Последствия монгольского нашествия для Руси. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Хан Батый и князья Ярослав Всеволодович, Александр Ярославич. Политика князей в отношении Орды. Даниил Галицкий. Перепись населения. Баскаки. Ордынский выход. Борьба против ордынского владычества.

Тема 27. Москвы и Твери: борьба за лидерство (1 час)

Возникновение и укрепление Тверского княжества. Тверские князья. Начало самостоятельности Московского княжества. Династия московских князей. Даниил Александрович, Юрий Данилович. Соперничество между Тверью и Москвой за великое княжение владимирское. Иван Калита. Перемещение духовного центра Руси в Москву. Митрополит Петр. Тверское восстание 1327 г.

Тема 28. Повторительно – обобщающий урок ( 1 час)

Раздел 5. Русские земли в XII – первой половине XV веков (4 часа)

Тема 29. Начало объединения русских земель вокруг Москвы (1 час)

Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Государственный строй княжества. Рост и укрепление государства при Гедимине и Ольгерде. Политика Ягайло, сближение с Польшей. Деятельность Витовта. Отношения с Ордой и Москвой. Грюнвальдская битва. Культура княжества.

Тема 30. Московское княжество в конце XIV – середине XV веков (1 час)

Возвышение Москвы. Рост территории Московского княжества. Удельно-вотчинная система. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Митрополит Алексий. Дмитрий Донской. Подчинение Твери Москве. Борьба за власть в Орде. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Битва на Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша.

Тема 31. Соперники Москвы (1 час)

Культурный подъем Руси. Сергий Радонежский. Летописание. Местные летописи и общерусские своды. Литература. Жития. Епифаний Премудрый. Памятники Куликовского цикла. Архитектура. Возрождение каменного зодчества. Памятники Новгорода. Белокаменный Кремль в Москве. Изобразительное искусство. Феофан Грек.

Тема 32. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

РАЗДЕЛ 6. СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (7 часов)

Тема 33. Объединение русских земель вокруг Москвы (1 час)

Завещание Дмитрия Донского. Правление Василия I. Нашествие Тамерлана. Распад Золотой Орды, образование новых государств. Казанское ханство. Крымское ханство. Касимовское ханство. Борьба за московский престол. Юрий Звенигородский и его сыновья. Победа Василия II. Закрепление первенствующего положения московских князей. Отношения Москвы с Казанью, Тверью и Новгородом.

Тема 34. Иван III — основатель Российского государства (1 час)

Государь всея Руси Иван III. Главные направления политики. Присоединение к Москве Новгорода, Твери и других территорий. Ликвидация вечевого строя в Новгороде. Поход хана Ахмата, Стояние на Угре. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Войны с Литвой. Расширение международных связей. Историческое значение возникновения единого Российского государства.

Укрепление власти московского государя. Брак Ивана  III с Софьей Палеолог. Рост международного авторитета России. Новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Государев двор, Боярская дума, Казна, Дворец. Принятие Судебника. Поместная система и служилые люди.

Тема 35-36. Русская культура в XIV – начале XV веке (2 час)

Флорентийская уния. Митрополит Иона. Автокефалия Русской православной церкви. Нестяжатели и иосифляне. Нил Сорс кий. Иосиф Волоцкий. Проблема церковного землевладения. Учения и кружки еретиков. Государство и церковь.

            Расцвет летописания. Летописный свод 1448 г. Литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Московский Кремль при Иване  III. Укрепления из красного кирпича. Кремлевские соборы. Аристотель Фиораванти и другие строители Кремля. Изобразительное искусство. Андрей Рублев. Дионисий.

Тема 37. Итоговая контрольная работа по курсу «История России: с древнейших времен до начала XVI века» (1 час)

Тема 38-39. Итоговый урок

Всего: 39 часов

Резерв: 1 час

Тематическое планирование по «Истории России»

для 6 А, Б классов

 

Наименование раздела

Количество часов

1.

Введение в курс истории

1

2.

Раздел 1. Народы и государства на территории современной России в древности Древние люди на территории нашей страны

5

3.

Раздел 2. Древнерусское государство 

10

4.

Раздел 3. Раздробленность Руси 

6

5.

Раздел 4. Русские земли, Золотая Орда и их соседи

6

6

Раздел 5. Русские земли в XII – первой половине XV веков

4

7.

Раздел 6. Формирование единого Русского государства в XV веке

7

8.

Резерв

1

 

Итого:

40

 

Календарно – тематическое планирование по «История России: с древнейших времен до начала 16 века» для 6 А, Б классов

 

№ урока

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения

 

Введение (1 час)

1.

Человек и история

 

1

 

 

Раздел 1. Народы и государства на территории современной России в древности Древние люди на территории нашей страны ( 5 часов)

 

2.

Древние люди на территории Восточно-Европейской равнины

1

 

3-4.

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середина VI века н.э.

 

2

 

5.

Первые государства на территории Восточной Европы

 

1

 

6.

Повторительно-обобщающий урок по разделу I (контрольная работа по разделу)

1

 

 

Раздел 2. Древнерусское государство  ( 10 часов)

 

7-8.

Образование Древнерусского государства

 

2

 

9-10.

Русь в конце X – первой половине XI веков. Становление государства                                                                                                                  

2

 

11-12.

Русь в середине XI – начале XII веков

2

 

13.

Общественный строй Древней Руси

 

1

 

14-15.

Древнерусская культура

2

 

 

16.

Повторительно-обобщающий урок по разделу II (контрольная работа по разделу)

1

 

 

Раздел 3. Раздробленность Руси ( 6 часов)

 

17.

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси

1

 

18.

Княжества Севера – Восточной Руси

1

 

19.

Боярская республика Северо-Западной Руси

 

1

 

20-21.

Культура Руси

2

 

22.

Повторительно-обобщающий урок по разделу III (контрольная работа по разделу)

1

 

 

Раздел 4. Русские земли, Золотая Орда и их соседи (6 часов)

 

23.

Походы Батыя на Русь

1

 

24.

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада

1

 

25-26.

Русские земли под властью Золотой Орды

2

 

27.

Москва и Тверь: борьба за лидерство

 

1

 

28.

Повторительно-обобщающий урок по разделу IV (контрольная работа по разделу)

1

 

 

Раздел 5. Русские земли в XII – первой половине XV веков (4 часа)

 

29.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

1

 

30.

Московское княжество в конце XIV – середине XV веков

1

 

31.

Соперничество Москвы

1

 

32.

Повторительно-обобщающий урок по разделу V (контрольная работа по разделу)

1

 

 

Раздел 6. Формирование единого Русского государства в XV веке (7 часов)

 

33.

Объединение русских земель вокруг Москвы

 

1

 

34.

Русское государство во второй половине XV – начале XVI веков

1

 

35-36.

Русская культура в XIV -  начале XVI веков

2

 

37.

Повторительно-обобщающий урок по разделу V (итоговая контрольная история по «Истории России с древнейших времен до начала XVI века»)

1

 

38-39.

Итоговый урок

2

 

40

Резерв учебного времени

1

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа51.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная  школа № 52 г. Брянска»

«Согласовано»

Протокол заседания

методической  кафедры

учителей____________

         от  «20»__ 08__2019г.      №1

         руководитель ШМК

        _____________/

       

«Согласовано»

     Заместитель директора по УВР

      МБОУ СОШ №52 г. Брянска

     _____________ /Беляева Г М.

                         «23»__ 08__2019г.

               

         

«Утверждена »

Директор

        МБОУ СОШ №52 г. Брянска

        _________/Семенихина О.Н/

Приказ №_____

                    От «30»__ 08___2019г.

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Истории России.

(с древнейших времен до начала XVI века.)

( наименование учебного курса)

для ___6 А, Б, ____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения 

срок реализации ____1 год_____

Составитель программы :

Беликова Н.А. -учитель истории и

обществознания

                                                                                                                           Рассмотрена на заседании

                                                                                                                                     педагогического совета

                                                                                                                                    МБОУ «СОШ №52 г. Брянска»

                                                                                                                                     Протокол № 1    от 30.08.2019г.      

         

2019-2020 учебный год.

г. Брянск

Содержание рабочей программы

№, п/п

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

3-4

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

5-6

3

Содержание учебного предмета

7-12

4

Тематическое планирование с указанием количества часов

13

5

Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов

14-15

6

Лист изменений и дополнений

16-17

Пояснительная записка

  Рабочая программа по «Истории России: с древнейших времен до начала XVI века» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897;

  1. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ

СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);

  1. Примерной образовательной программе основного общего образования;
  2. Авторской программы: основного общего образования по  «История России. С древнейших времен до начала XVI века. 6 класс» И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,– М.: Дрофа, 2018
  3. Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2019– 2020 учебный год;
  4. История России. С древнейших времен до начала XVI века. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосовой и др./ Е.В. Симонова, В.А. Клоков. – М.: Дрофа, 2018. – 93, [3] с.: ил., карт.
  5. Симонова, Е. В. История России. С древнейших времен до начала XVI века. 6 кл. : методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, Л. М. Ляшенко, И. В. Амосовой и др. / Е. В. Симонова, Н. И. Чеботарёва. — М. : Дрофа, 2018. — 223, [1] с. 
  6. История России. С древнейших времен до начала XVI века. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 24 с.: ил., карт. – (Российский учебник)
  7. История России. С древнейших времен до начала XVI века. 6 кл.: контурные карты. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 16 с.: ил., карт. – (Российский учебник)

        

Цели и задачи изучения курса по "История России"

          Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Объем учебного времени: 40 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«История России: с древнейших времен до начала XVI века».

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

Содержание учебного предмета

"История России" 6 класс

«История России: с древнейших времен до  начала XVI века».

Введение (1 час)

Тема 1. Человек и история (1 час)

Исторический опыт человечества. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. История России — история всех населяющих ее народов.

РАЗДЕЛ I. Народы и государства на территории современной России в древности Древние люди на территории нашей страны (5 часа)

Тема 2. Древнейшие люди на территорий Восточно-Европейской равнины (1 час)

Заселение территории нашей страны человеком. Климатические изменения в древности. Каменный век. Неолитическая революция. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Кочевники евразийских степей. Первобытные верования и искусство.

Тема 3-4. История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – сер. VI века н.э. (2 час)

Языковые семьи жителей Европы и Северной Азии. Миграции народов. Эволюция индоевропейской общности. Скифы и сарматы. Финно-угры, тюрки. Античные города-государства Северного Причерноморья. Дербент — один из древнейших городов России. Связи между народами, их взаимовлияние.

Нашествия готов и гуннов. Начало Великого переселения народов. Тюркский каганат и его историческая судьба. Хазария. Миграция булгар и образование Волжской Булгарии. Главные речные торговые пути. Норманны в Восточной Европе.

Тема 5. Первые государства на территории Восточной Европы  ( 1 час)

Вопрос о происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй. Влияние природно-географического фактора на общество славян. Древние боги славян. Общины, вече и князья. Складывание предпосылок для образования государства.

Тема 6. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО  (10 часов)

Тема 7-8. Образование Древнерусского государства (2 часа)

Проблема образования Древнерусского государства. Легендарное призвание Рюрика. Начало династии Рюриковичей. Поход Олега на Киев. Формирование территории государства. Дань и полюдье. Отношения с Византийской империей.

            Правление князя Игоря. Княгиня Ольга. Введение уроков и погостов. Крещение Ольги. Походы Святослава. Древнерусское войско. Падение Хазарского каганата. Борьба с печенегами. Отношения Руси с Византией.

Тема 9-10.Русь в конце X – первой половине XI веков. Становление государства (2 часа)

Русь при потомках Святослава. Начало правления князя Владимира. Религиозная реформа. Укрепление границ государства. Принятие христианства. Поход на Корсунь. Крещение жителей Руси. Киевская митрополия. Значение принятия христианства. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти.

Борьба за власть между сыновьями князя Владимира. Гибель Бориса и Глеба. Начало правления Ярослава Мудрого. Церковные уставы. Принятие Русской Правды. Победа над печенегами. Реконструкция Киева. Поставление Илариона митрополитом. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Тема 11-12. Русь в середине XI – начале XII веков (2 час)

Княжеские усобицы. Раздел земель Ярославом Мудрым между сыновьями. Борьба за киевский престол в эпоху Ярославичей. Народные восстания и половецкая угроза. Владимир Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха. Дипломатические контакты. Княжеские съезды. Общерусская борьба против половцев. Заключительный период единства Руси в годы правления Мстислава.

Тема 13. Общество Древней Руси (1 час)

Крупнейшие города Руси как центры государственной, экономической и духовной жизни. Укрепления и районы древнерусского города. Городское население: купцы и ремесленники. Мир свободной крестьянской общины. Традиции общинной жизни. Занятия и образ жизни сельских жителей. Княжеское хозяйство. Вотчина как форма землевладения. Категории свободного и зависимого населения.

Тема 14-15. Древнерусская культура (2 часа)

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Влияние христианства на образ жизни людей. Двоеверие. Почитание Бориса и Глеба. Летосчисление и календарь.

Формирование единого культурного пространства. Письменность. Распространение грамотности. Искусство книги. «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Первые русские жития. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Иконопись. Фрески. Мозаики. Архитектура. Начало храмового строительства: церковь Богородицы (Десятинная), София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.

Тема 16. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

РАЗДЕЛ 3. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ  (6 часов)

Тема 17. Начало удельного периода. Княжества Южной Руси  (1 час)

Политическая раздробленность Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей. Факторы единства русских земель. Роль Русской православной церкви в сохранении единства. Киевская и Галицко-Волынская земли. Особенности политического развития. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич.

Тема 18. Княжество Северо-Восточной Руси  (1 час)

Особенности географического положения и природных условий Северо-Востока. Занятия населения. Колонизация края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий. Обособление Ростово-Суздальской земли. Новые города, первое упоминание в летописи о Москве. Борьба за Киев. Правление Андрея Боголюбского. Перенос столицы княжества во Владимир. Укрепление города, сооружение храмов. Икона Богоматери Владимирской. Заговор против Андрея Боголюбского. Княжество при Всеволоде Большое Гнездо.

Тема 19. Боярская республика Северо-Западной Руси  (1 час)

Новгород как центр освоения севера Восточной Европы. Новгородская земля: природные условия, хозяйство, внешние связи. Формирование основ вечевой республики. Начало государственной самостоятельности Новгородской земли. Вечевое собрание. Главные должностные лица вечевой республики. Боярские кланы в системе государства. Роль князей в Новгороде. Обособление Пскова.

Тема 20-21. Культура Руси (2 часа)

Формирование региональных центров культуры. Факторы сохранения культурного единства. Уровень грамотности населения. Берестяные грамоты. Летописание и памятники литературы. «Моление» Даниила Заточника. «Слово о полку Игореве». Архитектурные сооружения Новгорода. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси.

Тема 22. Повторительно – обобщающий урок (1 час)

РАЗДЕЛ 4. РУССКИЕ ЗЕМЛИ, ЗОЛОТАЯ ОРДА И ИХ СОСЕДИ (6 часов)

Тема 23. Походы Батыя на Русь (1 час)

Складывание государства у монголов. Провозглашение Темучина Чингисханом. Возникновение Монгольской империи. Законодательство. Монгольская армия. Завоевания Чингисхана и его потомков. Поход 1223 г. Битва на Калке.

Походы Батыя в  Восточную Европу. Разгром Волжской Булгарии. Захват половецкой степи. Поход на Северо-Восточную Русь. Разорение русских земель, гибель Юрия Всеволодовича. Нашествие монголов на  Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Тема 24. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада (1 час)

Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский орден. Борьба литовских племен с рыцарями. Русь и Орден крестоносцев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Борьба Новгорода с Ливонским орденом. Ледовое побоище. Раковорская битва.

Тема 25-26. Русские земли под властью Орды  (2 часа)

Создание столицы государства Батыя в низовьях Волги. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Последствия монгольского нашествия для Руси. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Хан Батый и князья Ярослав Всеволодович, Александр Ярославич. Политика князей в отношении Орды. Даниил Галицкий. Перепись населения. Баскаки. Ордынский выход. Борьба против ордынского владычества.

Тема 27. Москвы и Твери: борьба за лидерство (1 час)

Возникновение и укрепление Тверского княжества. Тверские князья. Начало самостоятельности Московского княжества. Династия московских князей. Даниил Александрович, Юрий Данилович. Соперничество между Тверью и Москвой за великое княжение владимирское. Иван Калита. Перемещение духовного центра Руси в Москву. Митрополит Петр. Тверское восстание 1327 г.

Тема 28. Повторительно – обобщающий урок ( 1 час)

Раздел 5. Русские земли в XII – первой половине XV веков (4 часа)

Тема 29. Начало объединения русских земель вокруг Москвы (1 час)

Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Государственный строй княжества. Рост и укрепление государства при Гедимине и Ольгерде. Политика Ягайло, сближение с Польшей. Деятельность Витовта. Отношения с Ордой и Москвой. Грюнвальдская битва. Культура княжества.

Тема 30. Московское княжество в конце XIV – середине XV веков (1 час)

Возвышение Москвы. Рост территории Московского княжества. Удельно-вотчинная система. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Митрополит Алексий. Дмитрий Донской. Подчинение Твери Москве. Борьба за власть в Орде. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Битва на Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша.

Тема 31. Соперники Москвы (1 час)

Культурный подъем Руси. Сергий Радонежский. Летописание. Местные летописи и общерусские своды. Литература. Жития. Епифаний Премудрый. Памятники Куликовского цикла. Архитектура. Возрождение каменного зодчества. Памятники Новгорода. Белокаменный Кремль в Москве. Изобразительное искусство. Феофан Грек.

Тема 32. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

РАЗДЕЛ 6. СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (7 часов)

Тема 33. Объединение русских земель вокруг Москвы (1 час)

Завещание Дмитрия Донского. Правление Василия I. Нашествие Тамерлана. Распад Золотой Орды, образование новых государств. Казанское ханство. Крымское ханство. Касимовское ханство. Борьба за московский престол. Юрий Звенигородский и его сыновья. Победа Василия II. Закрепление первенствующего положения московских князей. Отношения Москвы с Казанью, Тверью и Новгородом.

Тема 34. Иван III — основатель Российского государства (1 час)

Государь всея Руси Иван III. Главные направления политики. Присоединение к Москве Новгорода, Твери и других территорий. Ликвидация вечевого строя в Новгороде. Поход хана Ахмата, Стояние на Угре. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Войны с Литвой. Расширение международных связей. Историческое значение возникновения единого Российского государства.

Укрепление власти московского государя. Брак Ивана  III с Софьей Палеолог. Рост международного авторитета России. Новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Государев двор, Боярская дума, Казна, Дворец. Принятие Судебника. Поместная система и служилые люди.

Тема 35-36. Русская культура в XIV – начале XV веке (2 час)

Флорентийская уния. Митрополит Иона. Автокефалия Русской православной церкви. Нестяжатели и иосифляне. Нил Сорс кий. Иосиф Волоцкий. Проблема церковного землевладения. Учения и кружки еретиков. Государство и церковь.

            Расцвет летописания. Летописный свод 1448 г. Литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Московский Кремль при Иване  III. Укрепления из красного кирпича. Кремлевские соборы. Аристотель Фиораванти и другие строители Кремля. Изобразительное искусство. Андрей Рублев. Дионисий.

Тема 37. Итоговая контрольная работа по курсу «История России: с древнейших времен до начала XVI века» (1 час)

Тема 38-39. Итоговый урок

Всего: 39 часов

Резерв: 1 час

Тематическое планирование по «Истории России»

для 6 А, Б классов

Наименование раздела

Количество часов

1.

Введение в курс истории

1

2.

Раздел 1. Народы и государства на территории современной России в древности Древние люди на территории нашей страны

5

3.

Раздел 2. Древнерусское государство  

10

4.

Раздел 3. Раздробленность Руси  

6

5.

Раздел 4. Русские земли, Золотая Орда и их соседи

6

6

Раздел 5. Русские земли в XII – первой половине XV веков

4

7.

Раздел 6. Формирование единого Русского государства в XV веке

7

8.

Резерв

1

Итого:

40

Календарно – тематическое планирование по «История России: с древнейших времен до начала 16 века» для 6 А, Б классов

№ урока

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения

Введение (1 час)

1.

Человек и история

1

Раздел 1. Народы и государства на территории современной России в древности Древние люди на территории нашей страны ( 5 часов)

2.

Древние люди на территории Восточно-Европейской равнины

1

3-4.

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середина VI века н.э.

2

5.

Первые государства на территории Восточной Европы

1

6.

Повторительно-обобщающий урок по разделу I (контрольная работа по разделу)

1

Раздел 2. Древнерусское государство  ( 10 часов)

7-8.

Образование Древнерусского государства

2

9-10.

Русь в конце X – первой половине XI веков. Становление государства                                                                                                                  

2

11-12.

Русь в середине XI – начале XII веков

2

13.

Общественный строй Древней Руси

1

14-15.

Древнерусская культура

2

16.

Повторительно-обобщающий урок по разделу II (контрольная работа по разделу)

1

Раздел 3. Раздробленность Руси ( 6 часов)

17.

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси

1

18.

Княжества Севера – Восточной Руси

1

19.

Боярская республика Северо-Западной Руси

1

20-21.

Культура Руси

2

22.

Повторительно-обобщающий урок по разделу III (контрольная работа по разделу)

1

Раздел 4. Русские земли, Золотая Орда и их соседи (6 часов)

23.

Походы Батыя на Русь

1

24.

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада

1

25-26.

Русские земли под властью Золотой Орды

2

27.

Москва и Тверь: борьба за лидерство

 

1

28.

Повторительно-обобщающий урок по разделу IV (контрольная работа по разделу)

1

Раздел 5. Русские земли в XII – первой половине XV веков (4 часа)

29.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

1

30.

Московское княжество в конце XIV – середине XV веков

1

31.

Соперничество Москвы

1

32.

Повторительно-обобщающий урок по разделу V (контрольная работа по разделу)

1

Раздел 6. Формирование единого Русского государства в XV веке (7 часов)

33.

Объединение русских земель вокруг Москвы

1

34.

Русское государство во второй половине XV – начале XVI веков

1

35-36.

Русская культура в XIV -  начале XVI веков

2

37.

Повторительно-обобщающий урок по разделу V (итоговая контрольная история по «Истории России с древнейших времен до начала XVI века»)

1

38-39.

Итоговый урок

2

40

Резерв учебного времени

1

Утверждено

Приказ №_____от__________20____г.

Директор школы _______О.Н. Семенихина

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

по Истории России (Конец XVII - XVIII век.)

 для 6 А класса

Номер урока

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки. Основание

Дата проведения по факту, пути коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Учитель:      Беликова Наталья Александровна                

                                                  /Ф.И.О./

Утверждено

Приказ №_____от__________20____г.

Директор школы _______О.Н. Семенихина

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

по Истории России (Конец XVII - XVIII век.)

 для 6 Б класса

Номер урока

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки. Основание

Дата проведения по факту, пути коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Учитель:      Беликова Наталья Александровна                

                                                  /Ф.И.О./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

Рабочая программа по истории России 7 класс И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Истории России(РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ) ( наименование учебного курса) для ___7 А, Б, ____ класса (ов), реализующая фед...

Рабочая программа по истории России 8 класс И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Истории России.(Конец XVII - XVIII век.) ( наименование учебного курса) для ___8 А, Б, В,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образователь...

Рабочая программа по истории России 9 класс И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Истории России.(XIX – начало XX века.) ( наименование учебного курса) для ___9 А, Б, В,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образова...