Рабочая программа по истории России 8 класс И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,
рабочая программа по истории (8 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Истории России.
(Конец XVII - XVIII век.)
( наименование учебного курса)
для ___8 А, Б, В,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
срок реализации ____1 год_____
Составитель программы :
Беликова Н.А. -учитель истории и
обществознания
2018-2019 учебный год.
г. Брянск
Содержание рабочей программы
№, п/п | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка
| 3-4 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
| 5-6 |
3 | Содержание учебного предмета
| 7-11 |
4 | Тематическое планирование с указанием количества часов
| 12 |
5 | Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов
| 13-14 |
6 | Лист изменений и дополнений
| 15-17 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории России. (Конец 18-19 век.)» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);
- Примерной образовательной программе основного общего
образования;
- Авторской программы: основного общего образования по «История России. Конец XVII – XVIII век. 8 класс» И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,– М.: Дрофа, 2018
- Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2018 – 2019 учебный год;
- История России. Конец XVII - XVIII век. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосовой и др./ Е.В. Симонова, В.А. Клоков. – М.: Дрофа, 2016. – 93, [3] с.: ил., карт.
- Симонова, Е. В. История России. Конец XVII—XVIII век. 8 кл. : методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, Л. М. Ляшенко, И. В. Амосовой и др. / Е. В. Симонова, Н. И. Чеботарёва. — М. : Дрофа, 2018. — 223, [1] с.
- История России. Конец XVII-XVIII век. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 24 с.: ил., карт. – (Российский учебник)
- История России. Конец XVII-XVIII век. 8 кл.: контурные карты. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 16 с.: ил., карт. – (Российский учебник)
Цели и задачи изучения курса по "История России"
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Объем учебного времени: 44 часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в ненедю
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«История России. Конец XVII-XVIII век.»
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
- целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны
Содержание учебного предмета
"История России" 8 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ.
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
Введение (1 час)
Тема 1. Введение в курс Истории России
Познакомятся с целью, задачами и предметом курса истории государства и народов России в XVIII в., со структурой учебника, основными приемами учебной деятельности. Актуализируются знания по курсу истории России XVI—XVII вв., планирование деятельность по изучению истории России XVIII в., характеризовать источники по российской истории XVIII в. Формирование устойчивого познавательного интереса к прошлому своей Родины.
РАЗДЕЛ 1.Рождение Российской империи (15 часов)
Тема 2. Борьба за власть в конце XVII в. (1 час)
Семья Алексея Михайловича. Правление Федора Алексеевича. Внешняя и внутренняя политика. Уничтожение местничества. Династический кризис. Стрелецкие бунты. Правление царевны Софьи. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Крымские походы.
Тема 3. Начало преобразований (2 часа)
Жизнь Петра в Преображенском. Формирование его личности. Военные забавы. Немецкая слобода. Влияние европейцев. Переворот 1689 года. Сподвижники Петра. Азовские походы и строительство флота в Воронеже.«Великое посольство». Петр в Голландии и Англии. Стрелецкий бунт 1698 года. Расправа со стрельцами.
Тема 4. Северная война: от Нарвы до Полтавы (1 часа)
Складывание антишведской коалиции. Начало Северной войны. Личность Карла XII. Поражение под Нарвой. Преобразование армии. Рекрутская система. Создание регулярных частей. Первые победы. Основание Петербурга.
Разгром Карлом XII армии Августа II. Карл поворачивает на Украину. Измена гетмана И.С. Мазепы. Битва при Лесной. Полтавское сражение. Военное искусство Петра 1. Разгром армии Карла XII. Значение Полтавской победы. Захват Прибалтики. Прутский поход Петра.
Тема 5. Северная война: от Полтавы до Ништадтского мира (1 час)
Вторжение в Финляндию. Морские победы России. Ништадтский мир. Его значение. Превращение России в империю. Принятие Петром императорского титула. Каспийский поход и его результаты.
Тема 6. Реформы в области государственного управления (2 часа)
Причины петровских реформ. Их ход, методы проведения. Учреждение Сената. Образование коллегий. Упразднение патриаршества и учреждение Синода. «Генеральный регламент». Формирование системы абсолютизма. Образование губерний. Местные органы власти. Введение подушной подати. Ревизии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Система российских сословий.
Тема 7. Церковная и военная реформы. Социально-экономические преобразования (2 часа)
Экономический подъём и его причины. Рост мануфактурного производства. «Берг-привилегия». Работные люди. Приписные и посессионные крестьяне. Характер труда на промышленных предприятиях. Новые порты и торговые пути. Рост внутренней и внешней торговли. Таможенный тариф. Политика протекционизма.
Тема 8. Общество и государство. Тяготы реформ (2 час)
Причины народного недовольства в разных слоях общества. Восстание в Астрахани. Положение казачества при Петре 1. Причины движения Булавина. Ход восстания, его разгром и последствия.
Тема 9. «Новая Россия». Итоги реформ. (3 часа)
Развитие системы образования. Начальное обучение. Подготовка специалистов. Введение гражданского шрифта, современных цифр, реформа летосчисления. Новые учебные пособия. Газета «Ведомости». Первая публичная библиотека. Кунсткамера. Указ о создании Академии наук. Новые веяния в живописи, скульптуре, архитектуре. Появление светской живописи. Творчество Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Бартоломео Карло Растрелли. Доменико Трезини. Архитектура петровского времени. Изменения в быту. Новые обычаи. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Быт дворянства и быт других сословий.
Тема 10. Контрольная работа по теме «Правление Петра Великого» - (1 час)
РАЗДЕЛ 2. Россия в 1725 – 1762 годах (9 часов)
Тема 11. Россия после Петра I (2 часа)
Правление Екатерины 1. Положение Меншикова. Верховный тайный совет. Правление Петра II. Падение Меншикова. Долгорукие. Смерть Петра II и пресечение рода Романовых. Приглашение на престол Анны Иоанновны. Кондиции. Попытка ограничения самодержавия.
Тема 12. Правление императрицы Анны Иоанновны (2 часа)
Ликвидация кондиций и упразднение Верховного тайного совета. Восстановление самодержавия. Окружение императрицы. Внутренняя политика. Кабинет министров. Заговор Волынского. Внешняя политика. Вмешательство в войну за «польское наследство». Война с Турцией, возвращение Азова. Результаты внешней политики.
Тема 13. Елизавета Петровна и ее окружение (2 час)
Завещание Анны Иоанновны. Брауншвейгекое семейство. Иоанн Антонович. Регентство Бирона. Регентство Анны Леопольдовны. Елизавета Петровна. Переворот 25 ноября 1741 года. Судьба Брауншвейгского семейства. Заточение и гибель Иоанна Антоновича.
Тема 14. Внутренняя политика императрицы Елизаветы Петровны (1 час)
Личность императрицы. Её влияние на политику страны. Внутренняя политика. Возвращение к «петровским традициям». Деятельность Шуваловых и Разумовских.
Тема 15. Внешняя политика России в 1741 – 1762 годах (1 час)
Внешняя политика. Участие России в Семилетней войне. Победы русского оружия. Выход России из войны, её результаты.
Тема 16. Повторительно-обобщающий урок (1 час)
РАЗДЕЛ 3. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II. (18 часов)
Тема 17. Начало правления Екатерины II (1 час)
Происхождение и личность Петра III. Его женитьба на Екатерине. Правление Петра III: Манифесте вольности дворянства, выход России из Семилетней войны, попытка секуляризации. Причины недовольства Петром III и его политикой. Происхождение Екатерины II. Её жизнь в России. Переворот 1762 года. Свержение Петра III и его гибель.
Тема 18. Уложенная комиссия (1 час)
Личность императрицы. Влияние идей французских просветителей. Первые годы правления. Уложенная комиссия и её работа. «Наказ» Екатерины. Роспуск Уложенной комиссии, её значение. Сподвижники Екатерины. Принципы общения Екатерины с людьми, «работа с кадрами». Личность и дела Г.А. Потемкина.
Тема 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева (1час)
Причины восстания. Фактор самозванства. Начало движения. Осада Оренбурга. Состав участников восстания. Внутреннее управление повстанцев. Их цели, призывы, идеология. Отход на Урал. Новое наступление. Взятие поволжских городов. Крестьянская война. Манифест Пугачева об отмене крепостного права. Причины поражения восстания. Арест Пугачева, расправа над ним и его сторонниками. Значение Пугачевского движения.
Тема 20. Государственные реформы в 1775—1796 гг. (2 часа)
Причины реформ. Губернская реформа. Рост числа городов. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Сельское хозяйство. Помещичье землевладение. Положение крестьян. Развитие промышленности. Торговая политика. Выпуск ассигнаций. Влияние французской революции на события в России. Изменение политического курса. Последние годы правления Екатерины II.
Тема 21. Внешняя политика России на южном направлении (2 часа)
Задачи внешней политики. Война с Турцией 1768—1774 годов. Кючук-Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Путешествие Екатерины в Новороссию. Выход России к Чёрному морю. Русско-турецкая война 1787—1791 годов. Взятие Измаила. Ясский договор и его условия.
Тема 22. Европейское напр. внешней политики России во второй пол. XVIII в. (1 час)
Внутренний строй Речи Посполитой. Причины разделов Речи Посполитой. Первые два раздела. Война с Т. Костюшко. Взятие Варшавы. Третий раздел Речи Посполитой. Земли, присоединённые к России.
Тема 23. Внутренняя политика Павла I (1 часа)
Личность императора. Противоречивость его характера. Новый закон о престолонаследии. Указ о трёхдневной барщине. Активность законотворчества. Регламентация и усиление дисциплины. Положение в армии. Непредсказуемость действий Павла 1. Рост дворянского недовольства. Переворот 1801 года. Борьба с влиянием идей Французской революции.
Тема 24. Внешняя политика России на рубеже веков (1 час)
Вступление России в антифранцузскую коалицию. Военные победы Ушакова. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Значение их побед. Полководческое искусство Суворова и Ушакова — вершина военного искусства России.
Тема 25. Российское общество во второй половине XVIII в.(1 час)
Тема 26. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. (1 час)
Тема 27. Просвещение и наука во второй половине XVIII века (4 часа)
Политика государства в области просвещения. Создание новых учебных заведений. Народные училища. Русская наука и её достижения. Русские астрономы и их открытия. Развитие химии и медицины. Гуманитарная мысль. Князь М.М. Щербатов. Русские механики-самоучки И.И. Ползунов и И.П. Кулибин, их изобретения. Вклад русских учёных в мировую науку.
Классицизм как направление в литературе и искусстве, его основные черты. Литература. Творчество Г.Р. Державина. Русская драматургия того времени. Начало сентиментализма. Российская Академия. Первый толковый словарь русского языка. Русская опера. Другие музыкальные жанры. Творчество Д.С. Бортнянского. Русский театр. Крепостные театры. П.С. Ковалёва-Жемчугова. Классицизм в архитектуре. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. Петербургское зодчество. Э.-М. Фальконе, М.И. Козловский. Творения Ф.И. Шубина. Классицизм в живописи. А.П. Лосенко. Начало русского пейзажа — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Портретное искусство. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Основание Эрмитажа. Значение русской культуры второй половины XVIII века.
Тема 28. Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 29. Итоговая контрольная работа по курсу «История России. XVII – XVIII века» (1 час)
Всего: 43 часа
Резерв: 1 час
Тематическое планирование по «Истории России»
для 8 А, Б, В классов
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Введение в курс истории | 1 |
2. | Раздел 1.Рождение Российской империи | 15 |
3. | Раздел 2. Россия в 1725 – 1762 годах | 9 |
4. | Раздел 3. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II. | 18 |
5. | Резерв | 1 |
| Итого: | 44 |
Календарно – тематическое планирование по «История России. Россия в конце 17 – 18 веков: от царства к империи» для 8 А, Б, В классов
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения |
1. | Введение в курс истории
| 1 |
|
РАЗДЕЛ 1.Рождение Российской империи ( 15 часов)
| |||
2. | Борьба за власть в конце XVII в. | 1 |
|
3-4. | Начало преобразований
| 2 |
|
5. | Северная война: от Нарвы до Полтавы
| 1 |
|
6. | Северная война: от Полтавы до Ништадского мира
| 1 |
|
7-8. | Реформы в области государственного управления
| 2 |
|
9-10. | Церковная и военная реформы. Социально-экономические преобразования | 2 |
|
11-12. | Общество и государство. Тяготы реформ | 2 |
|
13-15. | «Новая Россия». Итоги реформ.
| 3 |
|
16. | Контрольная работа по теме «Правление Петра Великого»
| 1 |
|
РАЗДЕЛ 2. Россия в 1725 – 1762 годах (9 часов)
| |||
17-18. | Россия после Петра I
| 2 |
|
19-20. | Правление императрицы Анны Иоанновны | 2 |
|
21-22. | Елизавета Петровна и ее окружение
| 2 |
|
23. | Внутренняя политика императрицы Елизаветы Петровны | 1 |
|
24. | Внешняя политика России в 1741 – 1762 годах | 1 |
|
25. | Повторительно – обобщающий урок
| 1 |
|
РАЗДЕЛ 3. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II. (18 часов)
| |||
26. | Начало правления Екатерины II | 1 |
|
27. | Уложенная комиссия
| 1 |
|
28. | Восстание под предводительством Е. Пугачева | 1 |
|
29-30. | Государственные реформы в 1775—1796 гг.
| 2 |
|
31-32. | Внешняя политика России на южном направлении
| 2 |
|
33. | Европейское напр. внешней политики России во второй пол. XVIII в. | 1 |
|
34. | Внутренняя политика Павла I
| 1 |
|
35. | Внешняя политика России на рубеже веков (1 час) | 1 |
|
36. | Российское общество во второй половине XVIII в.
| 1 |
|
37. | Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
| 1 |
|
38-41. | Просвещение и наука во второй половине XVIII века | 4 |
|
42. | Повторительно-обобщающий урок (1 час) | 1 |
|
43. | Итоговая контрольная работа по курсу «История России. XVII – XVIII века» (1 час) | 1 |
|
44. | Резерв | 1 |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Брянска»
«Согласовано» Протокол заседания методической кафедры учителей____________ от «20»__ 08__2018г. №1 руководитель ШМК _____________/
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №52 г. Брянска _____________ /Беляева Г М. «23»__ 08__2018г.
| «Утверждена » Директор МБОУ СОШ №52 г. Брянска __________/Семенихина О.Н/. Приказ №_____ От «30»__ 08___2018г. |
| ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Истории России.
(Конец XVII - XVIII век.)
( наименование учебного курса)
для ___8 А, Б, В,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
срок реализации ____1 год_____
Составитель программы :
Беликова Н.А. -учитель истории и
обществознания
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ №52 г. Брянска»
Протокол № 1 от 30.08.2018г.
2018-2019 учебный год.
г. Брянск
Содержание рабочей программы
№, п/п | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3-4 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 5-6 |
3 | Содержание учебного предмета | 7-11 |
4 | Тематическое планирование с указанием количества часов | 12 |
5 | Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов | 13-14 |
6 | Лист изменений и дополнений | 15-17 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории России. (Конец 18-19 век.)» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);
- Примерной образовательной программе основного общего
образования;
- Авторской программы: основного общего образования по «История России. Конец XVII – XVIII век. 8 класс» И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,– М.: Дрофа, 2018
- Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2018 – 2019 учебный год;
- История России. Конец XVII - XVIII век. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосовой и др./ Е.В. Симонова, В.А. Клоков. – М.: Дрофа, 2016. – 93, [3] с.: ил., карт.
- Симонова, Е. В. История России. Конец XVII—XVIII век. 8 кл. : методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, Л. М. Ляшенко, И. В. Амосовой и др. / Е. В. Симонова, Н. И. Чеботарёва. — М. : Дрофа, 2018. — 223, [1] с.
- История России. Конец XVII-XVIII век. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 24 с.: ил., карт. – (Российский учебник)
- История России. Конец XVII-XVIII век. 8 кл.: контурные карты. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 16 с.: ил., карт. – (Российский учебник)
Цели и задачи изучения курса по "История России"
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Объем учебного времени: 44 часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в неделю
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«История России. Конец XVII-XVIII век.»
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
- целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
Содержание учебного предмета
"История России" 8 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ.
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
Введение (1 час)
Тема 1. Введение в курс Истории России
Познакомятся с целью, задачами и предметом курса истории государства и народов России в XVIII в., со структурой учебника, основными приемами учебной деятельности. Актуализируются знания по курсу истории России XVI—XVII вв., планирование деятельность по изучению истории России XVIII в., характеризовать источники по российской истории XVIII в. Формирование устойчивого познавательного интереса к прошлому своей Родины.
РАЗДЕЛ 1.Рождение Российской империи (15 часов)
Тема 2. Борьба за власть в конце XVII в. (1 час)
Семья Алексея Михайловича. Правление Федора Алексеевича. Внешняя и внутренняя политика. Уничтожение местничества. Династический кризис. Стрелецкие бунты. Правление царевны Софьи. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Крымские походы.
Тема 3. Начало преобразований (2 часа)
Жизнь Петра в Преображенском. Формирование его личности. Военные забавы. Немецкая слобода. Влияние европейцев. Переворот 1689 года. Сподвижники Петра. Азовские походы и строительство флота в Воронеже.«Великое посольство». Петр в Голландии и Англии. Стрелецкий бунт 1698 года. Расправа со стрельцами.
Тема 4. Северная война: от Нарвы до Полтавы (1 часа)
Складывание антишведской коалиции. Начало Северной войны. Личность Карла XII. Поражение под Нарвой. Преобразование армии. Рекрутская система. Создание регулярных частей. Первые победы. Основание Петербурга.
Разгром Карлом XII армии Августа II. Карл поворачивает на Украину. Измена гетмана И.С. Мазепы. Битва при Лесной. Полтавское сражение. Военное искусство Петра 1. Разгром армии Карла XII. Значение Полтавской победы. Захват Прибалтики. Прутский поход Петра.
Тема 5. Северная война: от Полтавы до Ништадтского мира (1 час)
Вторжение в Финляндию. Морские победы России. Ништадтский мир. Его значение. Превращение России в империю. Принятие Петром императорского титула. Каспийский поход и его результаты.
Тема 6. Реформы в области государственного управления (2 часа)
Причины петровских реформ. Их ход, методы проведения. Учреждение Сената. Образование коллегий. Упразднение патриаршества и учреждение Синода. «Генеральный регламент». Формирование системы абсолютизма. Образование губерний. Местные органы власти. Введение подушной подати. Ревизии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Система российских сословий.
Тема 7. Церковная и военная реформы. Социально-экономические преобразования
(2 часа)
Экономический подъём и его причины. Рост мануфактурного производства. «Берг-привилегия». Работные люди. Приписные и посессионные крестьяне. Характер труда на промышленных предприятиях. Новые порты и торговые пути. Рост внутренней и внешней торговли. Таможенный тариф. Политика протекционизма.
Тема 8. Общество и государство. Тяготы реформ (2 час)
Причины народного недовольства в разных слоях общества. Восстание в Астрахани. Положение казачества при Петре 1. Причины движения Булавина. Ход восстания, его разгром и последствия.
Тема 9. «Новая Россия». Итоги реформ. (3 часа)
Развитие системы образования. Начальное обучение. Подготовка специалистов. Введение гражданского шрифта, современных цифр, реформа летосчисления. Новые учебные пособия. Газета «Ведомости». Первая публичная библиотека. Кунсткамера. Указ о создании Академии наук. Новые веяния в живописи, скульптуре, архитектуре. Появление светской живописи. Творчество Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Бартоломео Карло Растрелли. Доменико Трезини. Архитектура петровского времени. Изменения в быту. Новые обычаи. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Быт дворянства и быт других сословий.
Тема 10. Контрольная работа по теме «Правление Петра Великого» - (1 час)
РАЗДЕЛ 2. Россия в 1725 – 1762 годах (9 часов)
Тема 11. Россия после Петра I (2 часа)
Правление Екатерины 1. Положение Меншикова. Верховный тайный совет. Правление Петра II. Падение Меншикова. Долгорукие. Смерть Петра II и пресечение рода Романовых. Приглашение на престол Анны Иоанновны. Кондиции. Попытка ограничения самодержавия.
Тема 12. Правление императрицы Анны Иоанновны (2 часа)
Ликвидация кондиций и упразднение Верховного тайного совета. Восстановление самодержавия. Окружение императрицы. Внутренняя политика. Кабинет министров. Заговор Волынского. Внешняя политика. Вмешательство в войну за «польское наследство». Война с Турцией, возвращение Азова. Результаты внешней политики.
Тема 13. Елизавета Петровна и ее окружение (2 час)
Завещание Анны Иоанновны. Брауншвейгекое семейство. Иоанн Антонович. Регентство Бирона. Регентство Анны Леопольдовны. Елизавета Петровна. Переворот 25 ноября 1741 года. Судьба Брауншвейгского семейства. Заточение и гибель Иоанна Антоновича.
Тема 14. Внутренняя политика императрицы Елизаветы Петровны (1 час)
Личность императрицы. Её влияние на политику страны. Внутренняя политика. Возвращение к «петровским традициям». Деятельность Шуваловых и Разумовских.
Тема 15. Внешняя политика России в 1741 – 1762 годах (1 час)
Внешняя политика. Участие России в Семилетней войне. Победы русского оружия. Выход России из войны, её результаты.
Тема 16. Повторительно-обобщающий урок (1 час)
РАЗДЕЛ 3. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II. (18 часов)
Тема 17. Начало правления Екатерины II (1 час)
Происхождение и личность Петра III. Его женитьба на Екатерине. Правление Петра III: Манифесте вольности дворянства, выход России из Семилетней войны, попытка секуляризации. Причины недовольства Петром III и его политикой. Происхождение Екатерины II. Её жизнь в России. Переворот 1762 года. Свержение Петра III и его гибель.
Тема 18. Уложенная комиссия (1 час)
Личность императрицы. Влияние идей французских просветителей. Первые годы правления. Уложенная комиссия и её работа. «Наказ» Екатерины. Роспуск Уложенной комиссии, её значение. Сподвижники Екатерины. Принципы общения Екатерины с людьми, «работа с кадрами». Личность и дела Г.А. Потемкина.
Тема 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева (1час)
Причины восстания. Фактор самозванства. Начало движения. Осада Оренбурга. Состав участников восстания. Внутреннее управление повстанцев. Их цели, призывы, идеология. Отход на Урал. Новое наступление. Взятие поволжских городов. Крестьянская война. Манифест Пугачева об отмене крепостного права. Причины поражения восстания. Арест Пугачева, расправа над ним и его сторонниками. Значение Пугачевского движения.
Тема 20. Государственные реформы в 1775—1796 гг. (2 часа)
Причины реформ. Губернская реформа. Рост числа городов. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Сельское хозяйство. Помещичье землевладение. Положение крестьян. Развитие промышленности. Торговая политика. Выпуск ассигнаций. Влияние французской революции на события в России. Изменение политического курса. Последние годы правления Екатерины II.
Тема 21. Внешняя политика России на южном направлении (2 часа)
Задачи внешней политики. Война с Турцией 1768—1774 годов. Кючук-Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Путешествие Екатерины в Новороссию. Выход России к Чёрному морю. Русско-турецкая война 1787—1791 годов. Взятие Измаила. Ясский договор и его условия.
Тема 22. Европейское напр. внешней политики России во второй пол. XVIII в. (1 час)
Внутренний строй Речи Посполитой. Причины разделов Речи Посполитой. Первые два раздела. Война с Т. Костюшко. Взятие Варшавы. Третий раздел Речи Посполитой. Земли, присоединённые к России.
Тема 23. Внутренняя политика Павла I (1 часа)
Личность императора. Противоречивость его характера. Новый закон о престолонаследии. Указ о трёхдневной барщине. Активность законотворчества. Регламентация и усиление дисциплины. Положение в армии. Непредсказуемость действий Павла 1. Рост дворянского недовольства. Переворот 1801 года. Борьба с влиянием идей Французской революции.
Тема 24. Внешняя политика России на рубеже веков (1 час)
Вступление России в антифранцузскую коалицию. Военные победы Ушакова. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Значение их побед. Полководческое искусство Суворова и Ушакова — вершина военного искусства России.
Тема 25. Российское общество во второй половине XVIII в.(1 час)
Тема 26. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. (1 час)
Тема 27. Просвещение и наука во второй половине XVIII века (4 часа)
Политика государства в области просвещения. Создание новых учебных заведений. Народные училища. Русская наука и её достижения. Русские астрономы и их открытия. Развитие химии и медицины. Гуманитарная мысль. Князь М.М. Щербатов. Русские механики-самоучки И.И. Ползунов и И.П. Кулибин, их изобретения. Вклад русских учёных в мировую науку.
Классицизм как направление в литературе и искусстве, его основные черты. Литература. Творчество Г.Р. Державина. Русская драматургия того времени. Начало сентиментализма. Российская Академия. Первый толковый словарь русского языка. Русская опера. Другие музыкальные жанры. Творчество Д.С. Бортнянского. Русский театр. Крепостные театры. П.С. Ковалёва-Жемчугова. Классицизм в архитектуре. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. Петербургское зодчество. Э.-М. Фальконе, М.И. Козловский. Творения Ф.И. Шубина. Классицизм в живописи. А.П. Лосенко. Начало русского пейзажа — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Портретное искусство. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Основание Эрмитажа. Значение русской культуры второй половины XVIII века.
Тема 28. Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 29. Итоговая контрольная работа по курсу «История России. XVII – XVIII века» (1 час)
Всего: 43 часа
Резерв: 1 час
Тематическое планирование по «Истории России»
для 8 А, Б, В классов
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Введение в курс истории | 1 |
2. | Раздел 1.Рождение Российской империи | 15 |
3. | Раздел 2. Россия в 1725 – 1762 годах | 9 |
4. | Раздел 3. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II. | 18 |
5. | Резерв | 1 |
Итого: | 44 |
Календарно – тематическое планирование по «История России. Россия в конце 17 – 18 веков: от царства к империи» для 8 А, Б, В классов
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения |
1. | Введение в курс истории | 1 | |
РАЗДЕЛ 1.Рождение Российской империи ( 15 часов) | |||
2. | Борьба за власть в конце XVII в. | 1 | |
3-4. | Начало преобразований | 2 | |
5. | Северная война: от Нарвы до Полтавы | 1 | |
6. | Северная война: от Полтавы до Ништадского мира | 1 | |
7-8. | Реформы в области государственного управления | 2 | |
9-10. | Церковная и военная реформы. Социально-экономические преобразования | 2 | |
11-12. | Общество и государство. Тяготы реформ | 2 | |
13-15. | «Новая Россия». Итоги реформ. | 3 | |
16. | Контрольная работа по теме «Правление Петра Великого» | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. Россия в 1725 – 1762 годах (9 часов) | |||
17-18. | Россия после Петра I | 2 | |
19-20. | Правление императрицы Анны Иоанновны | 2 | |
21-22. | Елизавета Петровна и ее окружение | 2 | |
23. | Внутренняя политика императрицы Елизаветы Петровны | 1 | |
24. | Внешняя политика России в 1741 – 1762 годах | 1 | |
25. | Повторительно – обобщающий урок | 1 | |
РАЗДЕЛ 3. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II. (18 часов) | |||
26. | Начало правления Екатерины II | 1 | |
27. | Уложенная комиссия | 1 | |
28. | Восстание под предводительством Е. Пугачева | 1 | |
29-30. | Государственные реформы в 1775—1796 гг. | 2 | |
31-32. | Внешняя политика России на южном направлении | 2 | |
33. | Европейское напр. внешней политики России во второй пол. XVIII в. | 1 | |
34. | Внутренняя политика Павла I | 1 | |
35. | Внешняя политика России на рубеже веков (1 час) | 1 | |
36. | Российское общество во второй половине XVIII в. | 1 | |
37. | Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. | 1 | |
38-41. | Просвещение и наука во второй половине XVIII века | 4 | |
42. | Повторительно-обобщающий урок (1 час) | 1 | |
43. | Итоговая контрольная работа по курсу «История России. XVII – XVIII века» (1 час) | 1 | |
44. | Резерв | 1 |
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Истории России (Конец XVII - XVIII век.)
для 8 А класса
Номер урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. Основание | Дата проведения по факту, пути коррекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Истории России (Конец XVII - XVIII век.)
для 8 Б класса
Номер урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. Основание | Дата проведения по факту, пути коррекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Истории России (Конец XVII - XVIII век.)
для 8 В класса
Номер урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. Основание | Дата проведения по факту, пути коррекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...
Рабочая программа по истории России 6 класс И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Истории России.(с древнейших времен до начала XVI века.) ( наименование учебного курса) для ___6 А, Б, ____класса (ов), реализующая федеральный государственны...
Рабочая программа по истории России 7 класс И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Истории России(РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ) ( наименование учебного курса) для ___7 А, Б, ____ класса (ов), реализующая фед...
Рабочая программа по истории России 9 класс И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Истории России.(XIX – начало XX века.) ( наименование учебного курса) для ___9 А, Б, В,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образова...