Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
рабочая программа по истории (7 класс) по теме
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_7_klass.zip | 82.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Развернутые тематические планы «История России» для 6–9 классов разработаны на основе Примерной программы курса «История России» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, а также сборника материалов по реализации Федерального компонента Государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области (авторы-составители Е. И. Колусева, ведущий специалист Комитета по образованию Администрации Волгоградской области, Н. И. Чеботарева, методист Волгоградского государственного института повышения квалификации работников образования. – Волгоград: Учитель, 2006).
Тематические планы по истории России ориентированы на комплект учебников:
∙ Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
∙ Данилов, А. А. История России: конец XVI–XVIII век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
∙ Данилов, А. А. История России: XIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
∙ Данилов, А. А. История России: XX–начало XXI века / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2008.
Реализация тематических планов рассчитана на следующее количество часов:
∙ 6 класс – 39 часов (2 ч в неделю, 29 ч выделяется на изучение истории Средних веков);
∙ 7 класс – 42 часа (2 ч в неделю, 26 ч выделяется на изучение Новой истории);
∙ 8 класс (I вариант, История России: XIX век) – 44 часа (2 ч в неделю, 24 ч выделяется на изучение Новой истории);
∙ 8 класс (II вариант, История России: XIX – начало ХХ века) – 44 часа (2 ч в неделю, 24 ч выделяется на изучение Новой истории);
∙ 9 класс (I вариант, История России: XX – начало ХХI века) – 68 часов (3 ч в неделю, 34 ч выделяется на изучение Новейшей истории зарубежных стран);
∙ 9 класс (II вариант, История России с 1917 года до начала ХХI века) – 44 часа (2 ч в неделю, 24 ч выделяется на изучение Новейшей истории зарубежных стран).
Отличительной особенностью тематических планов является наличие тем, отведенных для изучения исторических событий родного края (в нашем случае это региональный компонент Волгоградской области), что дает возможность учителю использовать этот вариант и планировать собственное содержание исторических фактов конкретного региона по аналогии с предлагаемым примером.
Уроки, посвященные истории родного края, включены в планирование 7, 8 классов (I вариант), 9 класса (I вариант). Распределение часов на их изучение соответственно 3 часа, 2 часа, 3 часа.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах и конференциях, реферативные работы и сообщения учащихся.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа (1 ч).
Настоящие планы составлены в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы и, соответственно, тематического планирования, находятся в соответствии с Примерной программой на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных документов. История (М.: Дрофа, 2008).
Тематические планы ориентированы на следующие основные цели и задачи курса:
– воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
– освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
– овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
– формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
– применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.
При составлении рабочей программы использован следующий учебно-методический комплекс:
∙ Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
∙ Данилов, А. А. История России: конец XVI–XVIII век: учебник / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
∙ Данилов, А. А. История России: XIX век: учебник / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
∙ Данилов, А. А. История России: XX–начало XXI века: учебник / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2008.
∙ Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки: пособие для учителя / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
∙ Данилов, А. А. История России: конец XVI–XVIII век. Поурочные разработки: пособие для учителя / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
∙ Данилов, А. А. История России: XIX век. Поурочные разработки: пособие для учителя / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
∙ Данилов, А. А. История России: XX–начало XXI века. Поурочные разработки: пособие для учителя / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2008.
∙ Россия и Мир: учебная книга по истории / под ред. А. А. Данилова. – М.: ВЛАДОС, 1994. – (Российский лицей).
∙ Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до конца ХХ века / М. Н. Зуев. – М.: Дрофа, 2001. – (В помощь абитуриенту).
Программно-тематическое планирование курса «История России».
7 класс (42 ч)
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы | Элементы | Требования к уровню обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | |
план. | факт. | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Россия на рубеже XVI–XVII вв. (4 ч) | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | 1 | Комбинированный урок | Россия в преддверии смуты. Конец династии Калиты. Последний из рода Рюриковичей. Борис Годунов и политическая борьба за власть между боярскими группировками. Этапы закрепощения крестьян. Указы о «заповедных летах», об «урочных летах». Митрополит Иов. Учреждение патриаршества. Внешняя политика Бориса Годунова. Земский собор 1598 г. Избрание Бориса | Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный | Знать о целях внутренней политики правительства Б. Годунова; введении пятилетнего сыска беглых крестьян («урочные лета»); учреждении патриаршества и его значении; новых направлениях внутренней политики Б. Годунова; основных направлениях внешней политики и ее успехах; пресечении династии Рюриковичей; особенностях | Таблица «Внутренняя политика Бориса Годунова» | § 1, вопросы и задания, с. 11; работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Годунова царем. Экономические трудности. Народные выступления. Григорий Отрепьев. Смерть Бориса Годунова. Основные понятия: «заповедные лета», «урочные лета», патриаршество, Земский собор, авантюрист, самозванец | воцарения Б. Годунова на московском престоле; причинах экономического кризиса; народных выступлениях против правящего режима; появлении первого самозванца | ||||||||||
2–3 | Смута | 2 | Комбинированный урок | Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заговор. Политика В. Шуйского. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий II. Интервенция польских и шведских феодалов и национально-освободительное движение. Патриотический подъем народа. Основные понятия: Смутное время, интервенция | Царь Федор Иванович | Знать о причинах | Таблица «Причины Смутного времени: политические, экономические, социальные» | § 2, вопросы и задания, с. 20; работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
4 | Окончание Смутного времени | 1 | Комбинированный урок | «Семибоярщина». Минин и Пожарский. Первое и второе ополчение. Освобождение Москвы. Основные понятия: «Семибоярщина», народное ополчение, Земский собор | Знать о распаде | Хронологический диктант «Смутное время» | § 3, вопросы и задания, с. 31; работа с документом и вопросы к документу, с. 32 | ||||
5 | Россия в XVII в. (11 ч) | Новые | 1 | Урок-лекция | Новые явления в экономике. Окончательное оформление крепостного права. Развитие ремесла и торговли. Начало складывания | Знать о социально-экономических последствиях Смуты начала XVII в.; начале экономической специализации | § 4, вопросы и задания, с. 40; работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
всероссийского рынка. Развитие мелкотоварного производства. Первые мануфактуры. Рост городов. Основные понятия: мелкотоварное ремесло, специализация, укрепленные линии, кооперация, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, крепостное право | различных регионов страны; усилении роли барщины и оброка в аграрном секторе экономики; превращении ремесла в мелкотоварное производство; предпосылках и генезисе мануфактурного производства; специфике формирования всероссийского рынка; предпосылках роста городов | и вопросы к документам, с. 41 | |||||||||
6 | Основные сословия российского общества | 1 | Комбинированный урок | Сословие. Система местничества. Крестьяне: черносошные и владельческие. Бояре. Вотчина. Дворяне. Поместье. Феодальные повинности. Налоговая система. Посадские люди. Духовенство. Казачество. Основные понятия: феодалы, бояре, дворяне, владельческие крестьяне, черносошные | Отмена местничества | Знать об особенностях положения первого сословия российского общества после Смуты; причинах упразднения местничества; положении крестьянского населения в России в XVII в.; изменении положения городского населения, его градации | Схема «Основные сословия российского общества» | § 5, вопросы и задания, с. 47; творческое задание: рассказ о казачестве |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
крестьяне, барщина, оброк, местничество, поземельная и подворная подать, белые слободы, казачий круг | |||||||||||
7 | Политическое развитие страны | 1 | Комбинированный урок | Земский собор 1613 г. Восстановление национальной государственности и утверждение династии Романовых. Сословно-представи- Основные понятия: самодержавие, абсолютизм, крепостничество, волость | Царь Михаил Федорович | Знать о работе Земского собора 1613 г.; усилении самодержавной власти при первых Романовых; изменении роли и значения Земских соборов; причинах утраты властных функций Боярской думы; предпосылках и последствиях роста численности приказов; переменах в системе местного самоуправления; основных положениях и специфике Соборного уложения 1649 г. | Сравнительная таблица «Управление в Российском государстве в XVI и XVII вв.» | § 6, вопросы и задания, с. 54; работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
8 | Власть | 1 | Комбинированный урок | Церковь после Смуты. Церковный раскол: социальные и культурные последствия. Православная церковь и ее влияние на внутриполитическое развитие страны. Реформы патриарха Никона. Религиозно-политическая борьба. Духовный раскол в обществе. Протопоп Аввакум. Основные понятия: церковный раскол, церковная реформа, старообрядцы | Патриарх Филарет | Знать о положении церкви после Смуты; личности патриарха Филарета и новых отношениях высшей государственной и церковной власти при нем; личности патриарха Никона; церковной реформе Никона; причинах усиления разногласий между церковной и светской властями; основных вопросах Церковного собора 1666–1667 гг.; личности и жизненном пути протопопа Аввакума | § 7, вопросы и задания, с. 60; творческое задание: «Церковные деятели в эпоху правления Алексея Михайловича» | ||||
9– | Народные движения | 2 | Комбинированный урок | «Бунташный век». Социальные движения в России. Медный и Соляной бунты. Движение под предводительством С. Разина: причины, ход восстания, причины поражения. | Знать о причинах | Составление опорного конспекта | § 8, вопросы и задания, с. 67, работа с контурной картой |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Выступления старообрядцев. Основные понятия: восстание, война, бунт | бунта; основных этапах восстания С. Разина, личности руководителя восставших; причинах и последствиях массовых выступлений старообрядцев | ||||||||||
11 | Внешняя политика | 1 | Комбинированный урок | Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в. Смоленская война. Проблемы воссоединения Украины с Россией. Б. М. Хмельницкий. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Основные понятия: гетман, голытьба, реестровые казаки | Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Колонизационные процессы и освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля | Знать о причинах | Работа с контурной картой | § 9, вопросы и задания, с. 75 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
12 | Образование и культура в XVII в. | 1 | Комбинированный урок | Расширение культурных связей с Западной Европой. Образование. Развитие научных знаний. Новые жанры в литературе и искусстве. Русские землепроходцы и мореходы. Основные понятия: обмирщение культуры, нарышкинское барокко, парсуна, сатира, биографическая повесть | Обмирщение культуры в XVII в. Последние летописи. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна | Знать об особенностях развития образования в XVII в.; массовом выпуске печатных книг; распространении научных знаний в России, историческом значении Великих русских географических открытий XVII в.; новых явлениях в русской литературе; развитии отечественной архитектуры, специфике живописных произведений, создании первого в России придворного театра | Работа по группам | § 10, вопросы и задания, | |||
13 | Сословный быт. Обычаи | 1 | Урок-конференция | Быт и нравы допетровской Руси. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи. Основные понятия: изразцы, парча, тафта | Знать об изменении облика царского двора в условиях оформления самодержавия; специфике боярского и дворянского быта; переменах в повседневной жизни посадского | Защита проекта «Обычаи | § 11, вопросы и задания, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
населения; традициях и новациях повседневного быта и обычаев российского крестьянства | с. 92 | ||||||||||
14 | Наш край в XVII в. | 1 | Комбинированный урок | Материал о нашем крае в XVII в. Образование Царицына. История развития сторожевой крепости | Знать историю образования Царицына как сторожевой крепости на Волге | Подготовка к тесту | |||||
15 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал разделов «Россия на рубеже XVI–XVII вв.», «Россия | Знать материал разделов «Россия | Тест | |||||
16 | Россия при Петре I (11 ч) | Предпосылки петровских преобразований | 1 | Комбинированный урок | Усиление западного влияния на Россию. Царствование Федора Алексеевича. Симеон Полоцкий. Реформы Ордина-Нащокина Основные понятия: регентство | Знать о причинах усиления западного влияния на Россию | Таблица «Реформы Ордина-Нащокина и Голицына» | § 12, вопросы и задания, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
предпосылках и содержании реформ Ордина-Нащокина; преобразовательных планах Голицына, реформаторских идеях Крижанича; причинах нереализованности этих реформ | с. 99 | ||||||||||
17 | Петр I. Россия | 1 | Комбинированный урок | Стрелецкие восстания. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство. Основные понятия: лавра, брандер | Регентство Софьи | Знать о детстве Петра, особенностях формирования его личности; причинах и последствиях двоецарствия, роли царевны Софьи в политической жизни страны; начале царствования Петра, его социальной опоре; причинах и последствиях Азовских походов; роли и значении Великого посольства для последующих реформ Петра I | Работа по группам | § 13, вопросы и задания, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
18–19 | Северная война | 2 | Урок-лекция. Комбинированный урок | Цели и задачи Северной войны. Начало войны. Битва при Нарве. Создание флота и регулярной армии. Полтавская битва. Первые победы русского флота. Битва у мыса Гангут. Безопасность южных рубежей России. Ништадтский мир. Основные понятия: регулярная армия, рекрут, рекрутская повинность, военная экономика, антихрист, конфузия, виктория | Прутский поход | Знать о причинах Северной войны и ее основных этапах; причинах поражения под Нарвой; предпосылках радикальной перестройки армии и создания флота; историческом значении Полтавской битвы, ее переломном характере; Прутском походе и его роли; становлении России как великой морской державы; условиях и значении для России Ништадтского мира | Работа с контурной картой, составление опорного конспекта | § 14, вопросы и задания, с. 115, план-схема «Полтавская битва» | |||
20–21 | Реформы Петра I | 2 | Урок-лекция. Комбинированный урок | Петербург – новая столица. Реформа централизованного управления. Создание Сената. Введение коллегий. Указ о престолонаследии. Областная и | Подчинение церкви государству. Табель о рангах | Знать о причинах | Хронологический диктант «Северная война». Таблица | § 15, вопросы и задания, с. 120; работа с документами и |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
городская реформы. Синод. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Расширение связей с другими странами. Дворяне – привилегированное сословие. Значение петровских преобразований. Основные понятия: абсолютизм, Сенат, коллегия, аристократия, Табель о рангах, единонаследие, Синод | усилении позиций дворянского сословия; целях и основных направлениях областной реформы, предпосылках, политическом и социальном значении реформы городского управления; содержании и последствиях церковной реформы; причинах и последствиях оппозиции реформам Петра I; историческом значении петровской модернизации России | «Реформы Петра I». Схема «Управление в России в эпоху Петра I» | вопросы к документам, с. 122 | ||||||||
22 | Экономика России в первой четверти XVIII в. | 1 | Комбинированный урок | Состояние экономики России на рубеже веков. Экономическая политика Петра I. Сельское хозяйство. Строительство мануфактур и заводов. Ремесленное производство. Развитие торговли. | Подушная подать | Знать о состоянии экономического потенциала страны на рубеже веков; основных направлениях экономической политики Петра I; традициях и новациях | Работа с контурной картой. Сравнительная таблица «Сильные и слабые | § 16, вопросы и задания, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Денежная и налоговая реформы. Итоги экономических преобразований Петра I. Основные понятия: меркантилизм, приписные крестьяне, ремесленные цеха, валюта | в сельском хозяйстве России в первой четверти XVIII в.; причинах и особенностях роста мануфактурного производства; специфике ремесленного производства в Петровскую эпоху; состоянии и мерах развития торговли; приведении денежной и налоговой реформ, их значении для экономики страны; обобщающих итогах развития экономики России в первой четверти XVIII в. | стороны российской экономики в первой четверти XVIII в.» | |||||||||
23 | Народные движения в первой четверти XVIII в. | 1 | Комбинированный урок | Причины народных выступлений. Астраханское восстание. Восстание под предводительством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания | Знать о предпосылках нарастания народного протеста в эпоху Петра I; причинах и характере астраханского восстания; особенностях восстания под | Исторический диктант. Таблица «Народные восстания при | § 17, вопросы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
работных людей. Значение народных выступлений. Основные понятия: | руководством К. Булавина; причинах и значении башкирского восстания; первых выступлениях работных людей, их причинах и последствиях; значении народных выступлений при Петре I | Петре I» | |||||||||
24 | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. | 1 | Урок-исследование | Светский характер культуры. Принудительная европеизация, социальные расколы в обществе, новые политические идеи: служение Отечеству, России. Распространение просвещения, научных знаний. Изменения в культуре, науке, быте. Барокко. Академия наук. Основные понятия: ассамблея, гравюра, кант, политес, Кунсткамера, клавикорды, Петровское барокко | Школа математических и навигационных наук. Гражданский шрифт. Планировка городов. В. Растрелли | Знать об особенностях реформирования системы образования при Петре I; становлении российской науки; особенностях художественной культуры петровского времени; новых явлениях в повседневной жизни населения России; значении культурного наследия петровской эпохи для последующего развития России | § 18–19, вопросы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
25 | Наш край в первой четверти XVIII в. | 1 | Комбинированный урок | Материал о нашем крае в первой четверти XVIII в. Царицын в эпоху петровских реформ | Знать историю развития Царицына | Подготовка к тесту | |||||
26 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия при Петре I» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Итоги и «цена» петровских преобразований. Петр Великий как человек и государь. Россия – великая европейская держава. Военные триумфы Петра, самоотверженность и верность идеям преобразования России | Знать материал раздела «Россия при | Тест | |||||
27–28 | Россия в 1725– (4 ч) | Дворцовые перевороты | 2 | Урок-лекция. Комбинированный урок | Причины и сущность дворцовых переворотов. Политическая борьба за власть после смерти Петра I. Монархи и фавориты. Екатерина I. Петр II. «Верховники». Анна Иоанновна. «Бироновщина», ее суть | Фаворитизм | Знать о причинах и сущности дворцовых переворотов, особенностях правления Екатерины I; политической борьбе в царствование Петра II; попытке «верховников» ограничить царскую власть; политическом строе при Анне Иоанновне; | Составление опорного конспекта | § 20–21, вопросы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Основные понятия: дворцовые перевороты, фаворитизм, дворянская гвардия, кондиции | характере и особенностях дворцовых переворотов 740–1741 гг.; личности и политической программе Елизаветы Петровны; причинах краткости царствования Петра III | (сообщения) | |||||||||
29 | Внутренняя политика в 1725– 1762 гг. | 1 | Комбинированный урок | Перемены в системе центрального управления. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Положение крестьян. Крестьянские повинности. Политика в области казачества. Политика в области мануфактурного производства. Основные понятия: откуп, подряд, манифест | Знать об основных переменах в системе центрального управления; мероприятиях власти, направленных на укрепление позиций дворянства, особенностях крестьянской политики правителей России; изменениях в системе городского управления и их значении; политике властей в отношении казачества; отношении правящих кругов к развитию мануфактурного производства | § 22, вопросы и задания, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
30 | Внешняя политика России в 1725– 1762 гг. | 1 | Комбинированный урок | Основные направления внешней политики | Вхождение в состав России казахских земель | Знать о международном положении России в 1725–1762 гг; основных направлениях внешней политики страны в эти годы; политике России в отношении Польши; причинах и значении русско-шведской войны 1741–1743 гг.; предпосылках продвижения России в Среднюю Азию; решающей роли России в Семилетней войне; общих итогах внешней политики России в этот период | Таблица «Войны 1762 гг.» | § 23, вопросы и задания, | |||
31 | Россия в 1762– (11 ч) | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | Урок-исследование | Время «просвещенного абсолютизма». Усиление власти дворян. Основные направления преобразований, их характер, итоги и значение. Уложенная | «Золотой век» русского дворянства | Знать об особенностях внутренней политики Екатерины II, причинах ее противоречивого характера; содержании политики «просвещенно- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
комиссия. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Жалованные грамоты дворянству и городам. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Основные понятия: «просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, жалованная грамота, секуляризация, монополия, каторга, межевание | го абсолютизма» и основных мероприятиях Екатерины II в этом направлении; «Наказе» императрицы Уложенной комиссии и общей оценке этого документа; завершении становления российского дворянства в качестве господствующего сословия общества; причинах, проявлениях и последствиях ужесточения внутренней политики Екатери- | § 24, вопросы и задания, с. 176; работа с документами и вопросы к документам, | |||||||||
32 | Крестьянская война под предводительством | 1 | Комбинированный урок | Крестьянская война под предводительством Пугачева. Причины крестьянской войны. Основные этапы и историческое значение восстания. | Критика самодержавия и крепостничества. | Знать о причинах крестьянской войны; личности Пугачева | Работа с контурной картой | § 25, вопросы и задания, с. 183; работа с документами |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Е. И. Пугачева | Основные понятия: восстание, война, «Прелестные грамоты», самоуправление | А. Радищев | особенностях и значении каждого из них, причинах жестокого характера расправы над восставшими; значении войны под предводительством Пугачева для последующего этапа развития России | и вопросы к документам, | |||||||
33 | Наш край в годы крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева | 1 | Урок-беседа | Материал о нашем крае в годы крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева | Знать историю Царицына в годы крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева | Защита проектов | |||||
34 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. | 1 | Комбинированный урок | Начало разложения феодально-крепостни- | Знать о проявлени- | Сравнительная таблица «Экономика России во второй | § 26, вопросы и задания, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Новые отрасли промышленности. Развитие торговли. Финансовые реформы. Итоги экономической политики Екатерины II. Основные понятия: мануфактура, капитал, наемный труд, дворянская монополия | программе и значении деятельности Вольного экономического общества, прогрессивных методах работы в области сельского хозяйства; особенностях развития мануфактурной промышленности; изменениях в структуре и объемах торговли; новых явлениях в развитии финансов; общих итогах развития экономики России в XVIII в. | половине XVIII в. (черты феодальной и капиталистической экономики)» | |||||||||
35–36 | Внешняя политика Екатерины II | 2 | Урок-лекция. Комбинированный урок | Основные направления внешней политики России в эпоху правления Екатерины II. Русско-турецкие войны: причины и характер русско-турецких войн. Участие России в разделе Речи Посполитой. Война со Швецией. Россия и | Присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Вхождение в | Знать о международном положении России к 1762 г.; основных направлениях внешней политики России; причинах и основных итогах русско-турецкой войны 1768–1774 гг.; историческом | Работа с контурной картой | § 27–28, вопросы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
антифранцузская коалиция. Русское военное искусство. А. Суворов, Ф. Ушаков. Основные понятия: коалиция, буферное государство, вооруженный нейтралитет | состав России правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. | значении результатов русско-турецкой войны 1787– |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
37 | Россия при Пав- | 1 | Урок-диспут | Законодательство о престолонаследии. Изменения во внутренней и внешней политике России во время правления Павла I. Отношение к дворянству. Власть и общественные интересы. Заговор против Павла I. Основные понятия: деспотия | Попытка укрепления режима при Павле I. Манифест о трехдневной барщине | Знать о детстве и юности Павла I; особенностях формирования его как личности и политика; основных направлениях внутренней политики Павла I, ее противоречивом характере; особенностях внешней политики императора, ее результативности; причинах заговора и убийства Павла, оценках этого события современниками и потомками | Работа по группам | § 29, вопросы и задания, | |||
38 | Наука и образование | 1 | Комбинированный урок | Век просвещения. Сословный характер образования. Академия наук. М. В. Ломоносов и его вклад в российскую науку. Основание Московского университета. Развитие естественных и гуманитарных наук. Развитие техники. | Народные училища. Шляхетские корпуса. Академические географические экспедиции | Знать о целях и задачах создания российской Академии наук, личности М. В. Ломоносова, его значении для российской науки; достижениях российских ученых в области естественных и | § 30, вопросы и задания, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Изобретательство. Основные понятия: обсерватория, меценат, регион, общеобразовательная школа, гимназия, мортира | гуманитарных наук; академических экспедициях русских первооткрывателей; выдающихся русских техниках и изобретателях; развитии российской системы образования | ||||||||||
39 | Художественная культура | 1 | Урок-конференция | Развитие культуры и общественной мысли во второй половине XVIII в. Литература и искусство: западноевропейское влияние Основные понятия: ампир, сентиментализм, классицизм, барокко, романтизм, крепостной театр | Профессиональный театр. Ф. Волков | Знать о специфике развития русской художественной культуры в XVIII в.; особенностях развития отечественной литературы; становлении публичного русского театра; новых явлениях в музыкальной жизни российского общества; проявлениях расцвета российской живописи и скульптуры; становлении новых стилей в российской архитектуре | Защита проектов «Художественная культура XVIII в.» | § 31–32 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
40 | Быт и обычаи | 1 | Комбинированный урок | Быт и нравы в России во второй половине XVIII в. Сословные различия. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан. Основные понятия: колядки, терем | Знать о новых яв- | § 33, вопросы и задания, | |||||
41 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Россия в 1762–1801 гг.» | Знать материал раздела «Россия в 1762–1801 гг.» | Тест | Подготовка к итоговой контрольной работе |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
по разделу «Россия в 1762– | |||||||||||
42 | Итоговое занятие (1 ч) | Итоговый повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал курса «История России: конец XVI–XVIII в.» | Знать основные вопросы курса «История России: конец XVI–XVIII в.» | Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
рабочая программа по истории России. Всеобщая история. 7 класс
индивидуальное обучение...
Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы
Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...
Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)
В рабочей программе по истории России-всеобщей истории в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...