«Реализация дополнительных общеобразовательных программ гуманитарного профиля в школах, расположенных в сельской местности»
учебно-методический материал по истории

Федоров Евгений Михайлович

ТЕМА СЕМИНАРА: «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ В ШКОЛАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ»

Раздел: «Реализация дополнительных общеобразовательных программ гуманитарного профиля в школах, расположенных в сельской местности»

Из опыта работы учителя истории муниципального казенного общеобразовательного учреждения Караваевской основной школы Сычевского района Смоленской области Федорова Евгения Михайловича. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_fedorova_e.m._sychevskiy_rayon.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА СЕМИНАРА: «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ В ШКОЛАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ»

Раздел: «Реализация дополнительных общеобразовательных программ гуманитарного профиля в школах, расположенных в сельской местности»

Из опыта работы учителя истории муниципального казенного общеобразовательного учреждения Караваевской основной школы Сычевского района Смоленской области Федорова Евгения Михайловича.

        

Караваево

2020

Из опыта работы учителя истории муниципального казенного общеобразовательного учреждения Караваевской основной школы Сычевского района Смоленской области Федорова Евгения Михайловича.

 

     Одним из направлений реализации дополнительных общеобразовательных программ гуманитарного профиля в нашей сельской малокомплектной школе является организация проектной деятельности обучающихся по краеведению. Проектной деятельностью школа занимается с момента ее внедрения в образовательный процесс.

     В прошлом учебном году для ее осуществления мною была разработана  дополнительная общеобразовательная программа «Проектная деятельность» для обучающихся 9 класса, которая была включена в учебный план школы на 2019-2020 учебный год.  Программа определяла содержание и организацию проектной деятельности, способствовала формированию культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечило развитие творческих способностей,  успешность социализации в коллективе школы, саморазвитие и самосовершенствование  обучающихся. В процессе работы формировались такие личностные характеристики как любознательность, желание узнать историю родного края, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми,  ответственность, неравнодушие к судьбе малой родины.

     Актуальность программы  заключалась в том, что в процессе её реализации, дети получили ценный опыт умственного действия, удовлетворяли свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использовали разные виды деятельности, в которых не только формировали компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создавали продукт, имеющий значимость для развития краеведческих знаний об истории Сычевского района и Смоленщины.   Во время реализации  программы становятся востребованными различные способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к исследовательской деятельности гуманитарной направленности.    

     Гуманитарное образование на уровне основного общего образования играет важнейшую роль в личностном развитии и социализации обучающихся, приобщая их и к национальным культурным традициям,  и способствует интеграции в наше многонациональное и поликонфессиональное общество.

     В процессе работы над проектами у обучающихся формировались эмоционально окрашенные образы выбранной ими темы, складывались представления о  личностях  и  событиях прошлого. Обучающиеся приобретают исторические и географические знания, учатся оперировать терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа и оформлением проектов.

     Целью программы было создание условий для формирования у обучающихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,  активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний в области истории и географии родного края, развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации, достижения обучающимися метапредметных результатов освоения дополнительной образовательной программы основного общего образования.

      Проектная деятельность в рамках образовательного процесса была призвана:

- учить обучающихся четко определять цель, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, подбирать  методы и формы работы по теме исследования;

- формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать);

- развивать умения анализировать (креативное и критическое мышление);

- формировать и развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- способствовать формированию позитивного отношения к работе, активной жизненной позиции;

- интенсифицировать освоения знаний по базовым предметам, способствовать формированию системы межпредметной интеграции и целостной картины мира;

- способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции обучающихся как одного из факторов их успешной социализации в будущем;

- способствовать оценке достижения планируемых метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия», программы формирования универсальных учебных действий.

      Цель и задачи программы  «Проектная деятельность» соответствовали цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ Караваевской  ОШ.

      Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на  17 часов.

       Связь содержания программы  с учебной деятельностью по истории обеспечивает единство образовательной деятельности, что позволяет формировать у обучающихся не только мотивацию на изучение нового, но и способствует формированию познавательной активности, активизации исследовательской и поисковой деятельности.

       Здоровьесберегающая организация образовательного процесса, предполагающая  использование форм и технологий обучения, адекватных возрастным возможностям школьника, особенно четко проявляется во время дистанционного обучения: информационная свобода, индивидуализация проектной  деятельности, занятия в домашней привычной среде без контакта   с вирусоносителями.

При составлении программы и методики её реализации были учтены принципы реализации образовательной деятельности такие как:

- проектная деятельность как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

- вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность;

- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе проектной деятельности;

 - учёт возрастных особенностей детей;

- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов проектной         деятельности;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

- целенаправленность и последовательность деятельности;

- связь теории с практикой.

      Содержание данной программы раскрывает все стороны интеллекта, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.

Учет материалов по освоения программы проектной деятельности происходило путем накопления проектных работ обучающихся, по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы проектной деятельности осуществлялась на школьной  научно-практическая конференция.

Подобная организация учета, контроля и оценки результатов освоения программы проектной деятельности способствовало формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося.

Результатом работы стали проекты обучающихся 9 класса гуманитарной направленности. В связи с тем, что школа сельская малокомплектная и в 9 классе в 2019-2020 уч.году только три ученика - это три проекта:

 

  • «Сычевка и Екатерина II»  проект Капорцевой Анны;
  • «Борис Годунов и Смоленская крепость» Ковариковой Александры;
  • «Пётр I и Гжатская пристань» Максимовой Марии.

 В связи с переходом в конце учебного года на дистанционное обучение, особое значение в условиях ЭО приобретают ДОТ. Для организации дистанционной образовательной деятельности в школе было организовано использование расположенных в социальных сетях предметных и классных групп и чатов в мессенджерах, в дополнение к образовательным сайтам и иным электронным и индивидуальным способам взаимодействия.

    Над проектами по краеведению работают все учащиеся 5-9 классов. За время обучения каждым обучающимся выполняются несколько проектных работ.

     Наиболее удачные представлялись на школьной и районной научно-практической конференциях школьников и на районной краеведческой конференции, которые ежегодно проводит Сычевская ЦБС.  

     Это «Денежные знаки» Батюкова Андрея, «Усадьба Дугино» Капорцевой Анны, «357 стрелковая дивизия в боях у д.Пызино» Потапова Ивана, «373 стрелковая дивизия в боях за Сычевку» Байковой Алены, «История памятника» Моряковой Тамары, «Поисковое движение» Букуярова Николая, «Сычевская линия обороны»  Поляковой Татьяны, «Василиса Кожина» Денисовой Василисы, «Моя бабушка - Герой (О Герое социалистического труда Гепнер В.А.)» Ивановой Варвары, «Две судьбы» Афиногеновой Оксаны и т.д.

     Опыт моей работы и опыт работы моих коллег из Сычевского района по данному направлению показывает, что реализация дополнительных общеобразовательных программ гуманитарного профиля в школах, расположенных в сельской местности приносит положительные результаты.

      Работа над проектами краеведческого направления воспитывает патриотизм, формирует у обучающихся  активную жизненную позицию, побуждая их к  практической деятельность в общественных организациях, волонтерском движении, поисковых отрядах и других формах общественной жизни.

Приложение 1

Результаты освоения программы.

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся будут сформированы:

-  самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,

-  уважение  и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,

-  уважительное отношение к иному мнению,

-  положительное отношение к школе,

-  навыки  взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

-  овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,

- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,

-   развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

-   научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,

-   сформировать элементарные основы проектной культуры.

   

Приложение 2

 Регулятивные  универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

-   принимать и сохранять учебную задачу,

-   в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,

-   переносить навыки построения внутреннего плана действий из теоритической деятельности в практическую.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

-   оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,

-   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

Приложение 3

Коммуникативные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-   первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности, задавать вопросы,

-   учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-  адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,  формулировать собственное мнение и позицию,

- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Приложение 4

Познавательные универсальные учебные действия

 В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-    слушать и понимать речь других людей,

-    работать по предложенному учителем плану,

-  выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-    строить сообщения в устной и письменной форме,

-    устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать

   

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации мониторинга реализации дополнительной общеобразовательной программы

В данном материале представлены рекомендации по организации мониторинга освоения дополнительной общеразвивающей программы....

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 лет

Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 летРабочая программа...

Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 лет

Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 летРабочая программа...