Методические рекомендации по организации мониторинга реализации дополнительной общеобразовательной программы
методическая разработка

В данном материале представлены рекомендации по организации мониторинга освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_alievoy_po_monitoringu.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный
семинар РМО ПДО, 19.03.2015

МБОУ ДОД ЦРТДиЮ

Методические рекомендации по организации мониторинга реализации дополнительной общеобразовательной программы

 Алиева И.И. зав. отделом, методист МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Актуальность проблемы разработки критериев эффективности реализации образовательных программ по различным направлениям деятельности в системе дополнительного образования детей обусловлена модернизационными процессами, и как следствие необходимостью обновления и повышения качества образования.

В отличие от школьного образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко определен, в дополнительном образовании отсутствуют единые стандарты, а потому вопрос мониторинга образовательной программы по-прежнему вызывает затруднения у педагогов.

Оценка деятельности педагога дополнительного образования осуществляется как на уровне государства, так и на уровне учреждения.

На уровне государства:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 г. Москва "Об осуществлении мониторинга системы образования" (пункт III Дополнительное образование).

Таблица 1.

Параметр

Оцениваемый критерий

а) численность населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам;

Охват детей от 5 до 18 лет.

б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам;

Распределение охвата детей по направленности образовательных программ.

в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;

Соотношение среднемесячной зарплаты педагога к среднемесячной зарплате в регионе РФ.

г) материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;

Общая площадь помещений в расчете на 1 ученика.

Число организаций, имеющих водопровод, отопление, канализацию.

Число ПК, из них имеющих доступ  к Интернет.

д) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

Темп роста числа количества ОДОД.

е) финансово-экономическая деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ;

Объем поступивших финансовых средств на 1 ученика.

Финансовые средства от приносящей доход деятельности.

ж) структура организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе характеристика филиалов);

Число организаций имеющих филиалы.

з) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;

Число организаций, имеющих пожарные краны и рукава.

Число организаций, имеющих дымовые извещатели.

Число организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии.

Число организаций, здания которых требуют капитального ремонта.

и) учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам дополнительного образования детей.

Результаты занятий детей в ОДОД (по результатам социологического опроса родителей).

Социологический опрос для родителей

«Выберите из списка то, что, по вашему мнению, стало результатом занятий вашего ребенка в кружке, секции, клубе и т.п.? (Ответьте про организацию, в  которой вам была выдана данная анкета. Если ваш ребенок посещает несколько кружков, выберете тот, в котором ребенок занимается больше всего, или тот, который вы считаете главным, отметьте не более 3 вариантов)»:

1. ребенок приобрел актуальные знания, умения, практические навыки - тому, чему не учат в школе, но очень важно для жизни.

2. ребенку удалось проявить и развить свой талант, способности.

3. ребенок сориентировался в мире профессий, освоил значимые для профессиональной деятельности навыки.

4. ребенок смог улучшить свои знания по школьной программе, стал лучше учиться в школе.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Таблица 2.

Критерии оценивания

3

4

5

1

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

город

респ

РФ

2

Реализация: программ углубленного изучения образовательной области.

3

Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.

город

респ

РФ

4

Качество знаний воспитанников по результатам изучения образовательной области (предмета)

40-60%

60-80%

80-100%

5

Результаты работы педагога по сохранению контингента ( за 5 лет)

40-60%

60-80%

80-100%

6

Качество знаний по итогам внешнего мониторинга. (Доля обучающихся (в %), полностью усвоивших образовательную программу за учебный год)

40-60%

60-80%

80-100%

7

Позитивные результаты работы с семьями воспитанников, с социумом.

ОУ

муниц

респуб

8

Результаты участия воспитанников  в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях

муниц

респуб

РФ

9

Позитивные результаты студий, кружков, секций

муниц

респуб

РФ

10

Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

муниц

респ

РФ

11

Наличие авторских программ, методических пособий

ОУ

муниц

респуб

12

Выступления на научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах, секциях; проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий

муниц

респ

РФ

13

Участие в профессиональных конкурсах (очные, заочно)

ОУ

муниц

РС (Я), РФ

14

Общественная деятельность

наслег

муниц

РС (Я), РФ

15

Звания, награды, поощрения, благодарности

муниц

респ

РФ

16

Повышение квалификации.

пробл

2 пробл

фунд

На уровне организации (учреждения):

Исходя из этого, в мониторинге должны быть определены четыре основных параметра, характеризующих:

  • соответствие деятельности ОДОД требованиям действующих нормативно-правовых документов;
  • соответствие условий обеспечения воспитательно-образовательного процесса требованиям действующих нормативных правовых документов;
  • степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ОДОД;
  • соответствие результатов развития обучающихся требованиям действующих нормативно-правовых документов.

Виды мониторинга

Известный педагог А.С. Белкин указывает на виды образовательного мониторинга:

  • мониторинг дидактический - слежение за различными сторонами учебно-воспитательного процесса; учитывается система связей отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса;
  • мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях: педагог-педагог; педагог - обучающиеся; педагог – семья;
  • мониторинг социально-психологический - слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений за характером психологической атмосферы коллектива групп.

Мониторинг может классифицироваться по достаточно большому количеству оснований, предложенных А.Н. Майоровым:

Таблица 3.

По масштабу целей образования

Стратегический

Тактический

Оперативный

По этапам обучения

Входной (отборочный)

Учебный (промежуточный)

Выходной (итоговый)

По временной зависимости

Ретроспективный

Предупредительный (опережающий)

Текущий

По частоте процедур

Разовый

Периодический

Систематический

По охвату объекта наблюдения

Локальный

Выборочный

Сплошной

По организационным формам

Индивидуальный

Групповой

Фронтальный

По формам объект - субъектных отношений

Внешний (социальный)

Взаимоконтроль

Самоанализ

По используемому инструментарию

Стандартизированный

Нестандартизированный

Матричный

Таким образом, виды педагогического мониторинга носят многообразный характер и дают возможность педагогу самостоятельно придерживаться той или иной классификации в зависимости от направленности педагогической деятельности и субъекта (объекта) на который эта деятельность направлена.

Следует отметить, что именно стандартам как единым нормам или эталонам (ключевым компетенциям) должен подчиняться образовательный процесс во всех учреждениях системы образования. Тема стандартов в дополнительном образовании имеет два противоположных направления обсуждения. По мнению Л.Г. Логиновой, стандартом в дополнительном образовании детей может стать образовательная программа как педагогическая технология. При этом подчеркивается, что стандартизируется не содержание образовательного процесса, а определяются как общее требование разноуровневость, разнонаправленность, вариативность его организации. Результатом реализации такой программы является положительный итог целенаправленной деятельности педагога или совместной деятельности педагога с детьми, выраженный в изменении состояния личности, ее свойств, установок или микросреды их сотворчества, соотвественно владении определенными компетенциями. Следует заметить, что компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, поэтому содержание дополнительного образования может определяться четырехкомпонентной моделью (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения).

Целевым ориентиром для отслеживания личностных достижений обучающегося, а также уточнения содержания образовательных программ выступает модель выпускника.

Дополнительное образование не может существовать в отрыве от общего образования, а потому вполне логично, что предметом мониторинга взяты направления, которые обозначены в ФГОС общего образования:

  • Личностные;
  • Предметные;
  • Метапредметные.

Соотношение задач программы с группами планируемых результатов и группами УУД представлено в таблице ниже (таблица 4):

Таблица 4.

Задачи программы

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Воспитательные

Личностные

Личностные

Развивающие

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Обучающие

Предметные

-

Предметные результаты - знания, умения, навыки, опыт решения проблем,  творческой деятельности, усвоенных  в рамках изучения программы.

Метапредметные результаты - освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (образовательных программ одной или нескольких направленностей) способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Таблица 5.

Учебные универсальные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Планировать и организовать работу,   распределять учебное время

Определять цель занятия.

Организовывать свое рабочее (учебное) место.

Профессиональная направленность.

Терпение.

Подбирать и анализировать специальную литературу.

Пользоваться компьютерными источниками информации.

Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.).

Пользоваться технологическими картами.

Обобщать, выделять и формулировать проблему, делать выводы.

Решать задачу/проблему разными способами и выделять наиболее оптимальный.

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей.

Выступать перед аудиторией.

Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения.

Работать в группе.

Интерес к занятиям в детском объединении.

Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам объединения).

Личностные  результаты - ценности и мотивы образовательной деятельности, самооценка образовательного опыта, в том числе уровня образованности (функциональной грамотности, допрофессиональной  и общекультурной компетентности), готовности к решению социально и личностно - значимых  проблем.

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся следующие универсальные учебные  действия:

  • сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли;
  • сформированность любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира;
  • развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • знание основных моральных норм, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса — занятия, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества и ориентации на образец поведения «хорошего обучающегося» как пример для подражания.

Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

Стартовое оценивание - направлено на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Текущее оценивание - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Тематическое оценивание - осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний обучающихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях и подготавливает к контрольным мероприятиям.

Промежуточное оценивание - выявление результатов определенного этапа обучения. Оценка уровня подготовки обучаемых в этом случае производится с помощью зачетов по разделам программы, экзаменов или тестов.

Итоговое оценивание - проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения обучающимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

  • оценивание может быть только критериальным.

Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

Сегодня хотелось бы вам предложить общую схему (матрицу) диагностики результатов реализации общеразвивающей программы.

За основу была взята методика, разработанная Кленовой Н.В., кандидатом философских наук, зам. зав.отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Буйловой Л.Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики Московского института открытого образования[1] (таблица 6).

В таблице 6 представлен практически полный перечень критериев для мониторинга. Однако, каждый педагог дополнительного образования, исходя из специфики своей образовательной программы, расписывает подробно предметные результаты, а из перечня личностных и метапредметных результатов выбирает те, которые подходят по возрастным, педагогическим особенностям обучающимся и задачам программы (образец в Приложении 1).

Данная таблица может быть пополнена вами теми параметрами, которые вы планируете развивать, воспитывать у обучающихся в ходе реализации вашей образовательной программы.

Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана - развернутый вариант, либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант. Изложенные в систематизированном виде, эти показатели помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:

- теоретическая подготовка,

- практическая подготовка,

Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоении ребенком программного материала и основных компетентностей – от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.

Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов». Данная графа может быть заполнена самим педагогом в соответствии с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества.

В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анализ проектно-исследовательской работы учащегося. Педагог может использовать обозначенные методы диагностики (подчеркнуть в таблице), либо предложить свои, которые применяются им в соответствии со спецификой программы

Методы диагностики также зависят от программы и возраста обучающихся и, помимо специфичных (соревнование, решение шахматных задач, конференция, зачет, отчетный концерт, спектакль, конкурс и т.д.) существуют универсальные способы отслеживания результатов образовательной деятельности[2] (см. Приложение 2).


Таблица 6

МОНИТОРИНГ

результатов обучения  обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики (каждый ПДО определяет сам)

1. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Теоретическая  подготовка

1.1. Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • практически не усвоил   теоретическое содержание программы;
  • овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных знаний составляет более ½;
  • освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

1

2

3

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • не употребляет специальные термины;
  • знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;
  • сочетает специальную терминологию с бытовой;
  • специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

2

3

Практическая подготовка

1.3.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие  практических умений и навыков программным требованиям

  • практически не овладел умениями и навыками;
  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;
  • объем усвоенных  умений и навыков составляет более ½;
  • овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными  программой за конкретный период

0

1

2

3

1.4.Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • не пользуется специальными приборами и инструментами;
  • испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;
  • работает с оборудованием с помощью педагога;
  • работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0

1

2

3

1.5.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности - ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
  • репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;
  • творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;
  • творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0

1

   2

3

1.6.Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • правила ТБ не запоминает и не выполняет;
  • овладел менее чем ½ объема  навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных навыков составляет более ½;
  • освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой, за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

0

1

2

3

2. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Культура поведения

Соблюдение нравственно–этических норм

  • Имеют место нарушения.
  • Выполняет правила поведения ТО.
  • Выполняет правила поведения ТО и призывает других.

1

2

3

2.2. Конфликтность

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

  • Провоцирует конфликты, участвует в них.
  • Сам не участвует в конфликтах, равнодушно наблюдает.
  • Не участвует и пытается уладить возникающие конфликты.

1

2

3

2.3. Толерантность

Степень развития толерантного отношения к окружающим

  • Нетерпим к детям с физическими и психологическими нарушениями.
  • Доброжелателен.
  • Доброжелателен сам и призывает других.

1

2

3

2.4.Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;
  • испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;
  • работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании  педагога;
  • аккуратно, ответственно выполняет работу,  контролирует себя сам.

0

1

2

3

3. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

3.1. Планировать и организовать работу,   распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

  • организовывать работу и распределять время не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при  планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога и родителей;
  • планирует и организовывает работу, распределяет время при  поддержке (напоминании) педагога и родителей;
  • самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

0

1

2

3

3.2. Определять цель занятия

Способность самостоятельно определить цель занятия

  • не умеет и не стремится определять цель занятия.
  • определяет цель занятия при поддержке педагога.
  • способен определить цель занятия самостоятельно

0

1

2

3.3. Организовывать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

  • рабочее место организовывать не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога;
  • организовывает  рабочее место и убирает за собой  при  напоминании педагога;
  • самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

0

1

2

   3

3.4. Профессиональная направленность

Знание и выполнение профессионально–этических норм

  • В оценивании работ превалируют негативные личностные оценки.
  • Доброжелателен в оценках работы других.
  • Стремится к профессиональной оценке работы других. Объективно оценивает свои работы и других.

1

2

3

3.5. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

  • Терпения хватает менее чем на ½ занятия
  • Терпения хватает более чем на ½занятия
  • Терпения хватает на все занятие

1

2

3

Подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и работе с литературой

  • учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  • работает с литературой с помощью педагога или родителей;
  • работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

0

1

2

3

Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

  • компьютерные источники не использует, работать с ними не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с компьютерными источниками, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  • работает с компьютерными источниками с помощью педагога или родителей;
  • работает с компьютерными источниками самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

0

1

2

3

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

  • не умеет и не испытывает желание осуществлять учебно-исследовательскую деятельность;
  • испытывает серьезные затруднения при  осуществлении учебно-исследовательской деятельности, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога и родителей;
  • осуществляет учебно-исследовательскую деятельность при  поддержке (напоминании) педагога и родителей;
  • самостоятельно осуществляет учебно-исследовательскую деятельность, проявляет инициативу, привлекает других.

0

1

2

3

Пользоваться технологическими картами

Способность читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты

  • Читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты не умеет и не стремится учится.
  • Умеет читать графики, схемы, таблицы, карты.
  • Умеет читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты.

0

2

3

Обобщать, выделять и формулировать проблему, делать выводы

Способность к аналитической деятельности

  • Способности к аналитической деятельности не имеет и не пытается учится.
  • Умеет обобщать, выделять и формулировать проблему, делать выводы при помощи педагога, родителей.
  • Умеет обобщать, выделять и формулировать проблему, делать выводы самостоятельно.

0

2

3

Решать задачу/проблему разными способами и выделять наиболее оптимальный

Гибкость мышления

  • Решает задачи одним способом, не пытается оптимизировать процесс.
  • Решает задачи разными способами, выделяет наиболее оптимальный при помощи педагога, родителей.
  • Решает задачи разными способами, выделяет наиболее оптимальный самостоятельно.

0

2

3

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей

Адекватность восприятия информации идущей от педагога

  • объяснения педагога не слушает,  учебную информацию не воспринимает;
  • испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом

     воспринимает учебную информацию;  

  • слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при  напоминании

     и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

  • сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает

информацию, уважает мнения других.

0

1

2

3

Выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации

  • перед аудиторией не выступает;
  • испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации;
  • готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;
  • самостоятельно готовит информацию, охотно   выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию.

0

1

2

3

Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в  дискуссии, логика в построении  доказательств

  • участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;
  • испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;
  • участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;
  • самостоятельно  участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.

0

1

2

3

Работать в группе

Умение работать в групповых формах обучения

  • Не умеет работать в группе, предпочитает работать самостоятельно.
  • Не умеет работать в группе, но присутствует в качестве пассивного участника.
  • Работает в группе с удовольствием, может организовать работу всех членов группы

1

2

3

Интерес к занятиям в детском объединении

Степень заинтересованности учащегося в занятиях в творческом объединении

  • Часто имеют место пропуски без уважительных  причин.
  • Занятия посещает только по расписанию.
  • Занятия посещает сверх установленного расписанием времени.

1

2

3

Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

  • Избегает участия в общих делах.
  • Участвует при побуждении извне.
  • Принимает активное участие в общих делах.

1

2

3

Далее путем математического подсчета педагог выводит количество баллов для низкого, среднего и высшего уровней, считая, что 0-1 балл соответствует низкому уровню, 2 балла – среднему и 3 балла – высокому.

Все полученные оценки педагог вносит в сводную ведомость:

Фамилия, имя ребенка

Предметные результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Итого

Уровень

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1.1.

1.2.

1.3.

1.4

1.5

1.6

2.1

2.2

2.3

2.4

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

3.11

3.12

3.13

3.14

3.15

3.16

3.17

Анализ полученных данных можно проводить как по горизонтали, то есть по каждому ребенку, так и по вертикали, выявляя какие задачи (образовательные, развивающие или воспитательные) не достигнуты или достигнуты частично.


Выбор форм и методов диагностики (аттестации) образовательной деятельности определяется возрастом учащихся. При этом надо помнить, чем младше ребенок, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Оценивая младших школьников можно руководствоваться «правилами оценочной безопасности»[3]:

  • Не скупитесь на похвалу (не обязательно словесную, часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.).
  • Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо «Ты сделал три ошибки» лучше сказать: «Давай с тобой разберемся, где ошибки».
  • «На ложку дегтя – бочку меда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
  • Ставить перед ребенком только конкретные цели.
  • Не надо ставить перед младшими школьниками несколько задач одновременно.
  • Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

В оценивании старших подростков допускаются рейтинговые методы оценки, зачетные собеседования, тесты и т.д.

В заключении хотелось бы отметить, что отсутствие государственных стандартов в системе дополнительного образования детей с одной стороны дает определенную свободу для педагогического творчества, с другой стороны порождает ряд проблем в оценивании качества результатов. Поэтому, надеемся, что данные материалы помогут педагогическим работникам в выстраивании системы мониторинга образовательных результатов.


Приложение 1

1. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Теоретическая  подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы «Волшебная радуга»:

1.1. Знание жанров изобразительного искусства

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • Не знает жанры изобразительного искусства. С трудом выделяет средства выразительности.
  • Имеет нечеткое представление о жанрах изобразительного искусства. Выделяет средства выразительности (цвет, форму, колорит, композицию).
  • Различает жанры  изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт), видит их особенности.

1

2

3

Наблюдение

1.2. Знание основных и промежуточных  цветов

  • Затрудняется в нахождении и названии основных и промежуточных цветов. Не может самостоятельно подобрать цветовую гамму.
  • Знает основные и промежуточные цвета, но путается в их названии. Затрудняется в подборе цветовой гаммы
  • Знает основные и промежуточные цвета, отличает теплые цвета от холодных. Самостоятельно подбирает цветовую гамму и, если необходимо создать нужный цвет, пользуется палитрой.

1

2

3

Наблюдение

1.3. Знание основных народных промыслов (Дымковская игрушка, Городецкая роспись по дереву, Хохлома.)

  • Путает названия народных промыслов, с трудом  выделяет их характерные особенности.
  • Иногда путает названия народных промыслов, не всегда правильно выделяет их характерные особенности.
  • Знает названия и характерные особенности различных народных промыслов.

1

2

3

Наблюдение

1.4. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • Знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;
  • Сочетает специальную терминологию с бытовой;
  • Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

1

2

3

Наблюдение

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы «Волшебная радуга»)

1.5. Умение работать акварелью, гуашью

Соответствие  практических умений и навыков программным требованиям

  • Не владеет техникой работы предлагаемыми худож. материалами.
  • Правильная техника работы худож.  материалами для получения оттенков цвета применяется не всегда. Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно.
  • Владеет техникой работы с худож. материалами. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность.

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

1.6. Усвоение основных приемов лепки

Соответствие  практических умений и навыков программным требованиям

  • Не владеет основными приемами лепки, часто обращается за помощью к педагогу.
  • Владеет основными приемами лепки, иногда нужен показ педагога.
  • Самостоятельно владеет основными приемами лепки (скатывание шара, раскатывание жгутиков, отщипывание, примазывание и т.д.)

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

1.7. Применение разных приемов вырезания (обрывная аппликация, симметричное вырезание и т. д)  и наклеивания изображений

Соответствие  практических умений и навыков программным требованиям

  • Не умеет применять различные приемы вырезания и наклеивания изображений
  • Применяет различные приемы вырезания и наклеивания изображений,  изредка обращаясь к помощи взрослого.
  • Самостоятельно применяет различные приемы вырезания и наклеивания изображений

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

1.8. Владение специальным оборудованием и оснащением (карандаш, кисть, стека, ластик, палитра, ножницы)

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;
  • работает с оборудованием с помощью педагога;
  • работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

1

  2

  3

Наблюдение, контрольное задание

1.9. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности - ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
  • репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;
  • творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;
  • творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0

1

   2

3

Наблюдение, анализ продуктов деятельности

1.10.Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • овладел менее чем ½ объема  навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных навыков составляет более ½;
  • освоил практически весь объем навыков ТБ, всегда соблюдает их в процессе работы.

1

2

3

Наблюдение


Приложение 2

Основные методы проведения мониторинга

1. Наблюдение – метод психолого-педагогического исследования, рассчитанный на непосредственное получение информации через органы чувств. Его суть – в преднамеренном, систематическом восприятии человека с целью изучения особенностей его поведения и деятельности, отыскания смысла этих проявлений личности, изучения спецефических изменений в определенных условиях.

Наблюдение - один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении обучающихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за обучающимся вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.
  2.  Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки)  и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
  3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей.
  4. Естественность  - наблюдение должно проводиться в естественных для ребёнка условиях.
  5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.
  6. Объективность – педагог должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
  7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение – метод трудоемкий. Минусы:

  • практически невозможно исключить влияние случайных факторов;
  • фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное;
  • метод пассивный: педагог наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий;
  •  наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

2. Устный опрос (интервьюирование, беседа) – метод получения информации на основе словесного общения в форме свободного диалога на определенную тему. Интервью – это беседа по заранее сформулированным вопросам, которые задаются в определенной последовательности, чтобы легче было обрабатывать. Сводная беседа позволяет менять позволяет менять последовательность и варьировать содержание вопроса с целью получения более точных развернутых сведений.

Опрос — незаменимый прием получения информации. Это почти универсальный метод. Искусство его использования состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Существует несколько видов опроса:

  1. Сплошной опрос означает, что участвуют все лица изучаемой совокупности людей (такая всеохватывающая совокупность называется генеральной совокупностью).
  2. Выборочный опрос более экономичен, т. к. здесь в качестве респонден-тов выступают не все представители генеральной совокупности, а только их часть - выборочная совокупность, или просто выборка.

Формы опроса:

Устный - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.

Сущность этого метода заключается в том, что педагог ставит обучающимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.

Индивидуальный – вопрос в полном объёме задаётся конкретному ребёнку.

 Фронтальный - педагог расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа обучающихся.

Уплотненный -  педагог вызывает одного ребёнка для устного ответа, а четырем-пяти обучающимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний – письменного опроса. Суть в том, что педагог раздает обучающимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном занятии оценивать знания всех детей. Это важная положительная сторона данного метода.

3. Анкетирование – метод получения информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения, с помощью составленных в соответствии с определенными правилами вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования.

Анкетирование - наиболее распространенный метод в социологии. Он предусматривает сбор информации с помощью анкет. Анкета - (от франц. enquete - расследование) - это опросный лист с заранее сформулированными вопросами.

Вопросы могут быть открытыми, когда требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.

Анкета должна удовлетворять ряду требований: 

  1. нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств;
  2. вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными;
  3. на выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов обучающегося;
  4. желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление  суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя  треть) – снова простые.

 Достоинствами анкет являются:

  • массовость обследования;
  • большая скорость сбора информации;
  • легкость обработки результатов;
  • возможность применения статистических методов.

 К недостаткам следует отнести следующие:

  • анкетирование не учитывает различное понимание вопросов обучающимися;
  • объективность ответов не всегда высокая, так как дети могут недобросовестно отнестись к ответу;
  • жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.

4. Тестирование – метод диагностики, использующий стандартизированные задания (вопросы и задачи), имеющий определенную шкалу значений.

Тестирование обученности – совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определённых аспектов содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований, они должны быть:

  • относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;
  • однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
  • правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
  • относительно краткими, требующими сжатых ответов;
  • информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;
  • удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
  • стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования — измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Типы тестовых вопросов:

  1. Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими (да/нет) или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа.
  2. Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме.
  3. Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определенной ситуации.
  4. Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

Тестирование обрабатывает по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала:

        где Ку – коэффициент усвоения учебного материала;

N – количество правильных ответов обучающихся в тестовом задании;

К – общее количество правильных ответов в тесте.

Оценивание результатов:

Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал считается усвоенным.

Оценка универсальных учебных действий обучающихся производится по трёхбалльной системе:

Ку

0 – 0,49

0,5 – 0,79

0,8 - 1

Балл

1 балл

2 балла

3 балла

5. Анализ – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. Различают анализ как практическое действие и как мыслительную операцию. Для педагогов дополнительного образования именно анализ продуктов деятельности обучающихся может быть самостоятельным источником данных и дополнительных подтверждением информации, полученной с помощью других методов.

Примерные критерии оценивания:

  1. полнота освоения теоретического материала по определенной теме;
  2. соотнесение теоретического материала с историческими фактами;
  3. наличие и обоснование собственной точки зрения по определенной теме;
  4. освоение технологии создания продукта деятельности;
  5. владение специальной терминологией;
  6. владение специальным оборудованием и оснащением;
  7. оптимальность используемых материалов;
  8. творческий подход к выполнению работы;
  9. эстетика оформления;
  10. умение осуществлять учебно-исследовательскую работу;
  11. понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;
  12. осуществление контроля и внесение необходимых дополнений, исправлений в свою работу, если она расходится с образцом;
  13. в сотрудничестве с педагогом определение последовательности изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
  14. умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям;
  15.  умение выступать перед аудиторией;
  16. умение вступать в  диалог,  вести полемику, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  17. грамотность, выразительность, эмоциональность речи;
  18. соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
  19. сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;
  20. умение подбирать и анализировать специальную литературу;
  21. умение пользоваться компьютерными источниками информации;
  22. умение организовывать свое рабочее (учебное) место;
  23. навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;
  24. сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в группе и другие.

6. Шкалирование -  диагностический метод измерения, с помощью которого реальные качественные психические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок. Этот метод может быть широко использован для оценки качеств личности учащихся, выявления их отношения к различным видам деятельности (учебной, трудовой, игровой) и т.д.

7. Собеседование – метод диагностирования знаний обучающегося по теме или изученному разделу.  

Сильная сторона беседы:

  1. живой контакт исследователя с испытуемыми, возможность индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, возможность оперативной диагностики достоверности и полноты ответов;
  2. во всех формах опроса целевая установка исследователя выражается в виде гипотезы.

Психолого-педагогические требования, предъявляемые к беседе:

  • наличие цели и задач собеседования;
  • наличие примерного плана беседы;
  • чётко продуманные вопросы для оппонента;
  • в ходе беседы обязательно необходимо учитывать личностные особенности ребёнка: импульсивность, молчаливость, замкнутость, вспыльчивость, экстравертивность, интравертивность и т.д.; его состояние: раздражен, нервничает, весел; его отношение к педагогу-исследователю: недоверчивость, симпатия, антипатия, доверие; его предполагаемое отношение к теме предстоящего разговора.

8. Упражнение - учебное задание для закрепления знаний, умений, навыков. Как правило, упражнения помогают педагогу провести промежуточное диагностирование ряда универсальных учебных действий с целью определить проблемное поле обучающегося.

Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня. Следовательно, упражнения должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда обучающиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; тренировочные задания должны способствовать дальнейшему углублению знаний и содействовать развитию творческих способностей детей.

На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у обучающихся. В этом смысле можно выделить:

а) устные упражнения;

б) письменные упражнения;

в) выполнение практических заданий.

Классификация упражнений

Виды упражнений

Направленность упражнений

Устные упражнения

- сокращают время на выполнение задания;

- развивают произвольное внимание;

- приучают работать.

Письменные упражнения

- предназначены для более сложных видов работ;

- обеспечивают возможность многократного просмотра, анализа, исправления;

- развивают зрительное восприятие, зрительную память, образное мышление;

- повышают грамотность, логику и последовательность мышления, развивают наблюдательность;

- развивают самостоятельность и инициативу.

Воспроизводящие

упражнения

- упражнения по закреплению ранее изученного (известного) ;

- языки – правописание, грамматические и лексические правила;

- трудовое обучение;

- решение задач (математика, физика, химия);

- упражнения по приобретению навыков работы с приборами, механизмами.

Упражнения в применении знаний в новых условиях (тренировочные)

- осуществляется подборка упражнений с нарастающей степенью трудности; переход от простых к более сложным заданиям, требующим выполнения ряда действий, учета различных данных.

Комментированные

упражнения

- фронтальные письменные работы всей группы по применению усвоенных знаний (сопровождаются объяснениями по небольшим частям задания).

Алгоритмические упражнения. Упражнения по составлению обучающимися примеров и задач

- выполнение упражнений по составлению примеров и задач на применение правил (упражнения по образцу).

Проблемно - поисковые упражнения

- развивающие способность к догадке и интуиции, формирующие творческое мышление.

Творческие устные и письменные работы

- направлены на развитие самостоятельности познавательного интереса, на развитие творческого мышления и практических действий.

Устные сочинения

- выступают одним из видов творческих работ

Письменные сочинения

- направлены на: поиск и систематизацию, достоверность и полноту данных, последовательность и логику изложения, соблюдение грамматической и орфографической грамотности, отработку стиля изложения, поиски оптимальных способов выполнения работ, работ творческого характера.

Доклады

- содержание посвящается одному вопросу, требующему глубокой проработки, сбора большого количества материала, подтверждающего избранную точку зрения.

Графические работы

- предусматривают составление логико-структурных схем, графиков, диаграмм, чертежей, рисунков с целью углубленного осмысления и закрепления знаний, приобретения графических умений

Игровые упражнения

- вызывают интерес к учению, решению познавательных задач, активизируют мышление, инициативу, творчество, самостоятельность, снимают излишнее напряжение, мышечную и психическую усталость.

Упражнения на обучающих машинах, компьютерах, вычислительной технике

- используются как для приобретения новых знаний, их закрепления, контроля успешности обучения, так и для выработки умений и навыков их практического использования.

Упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием

- разрабатываются специальные упражнения, приучающие к работе с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, оборудованием в столярных и слесарных мастерских, работе на станках и механизмах и т. п.;

- обеспечивают применение теоретических знаний в практической деятельности.

Таким образом, все виды упражнений можно разделить на три большие группы: подготовительные, тренировочные и творческие.

Эффективность данного метода достигается выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают следующие:

- прочное усвоение теоретического материала обучающимися, осознание целей и порядка выполнения упражнения; доведение до детей требований в последовательности действий, применение отдельных приемов и т. п. в целях правильного выполнения упражнения;

- демонстрация педагогом образцов правильного, творческого подхода к выполняемым упражнениям;

- соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями процесса обучения;

- разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности, предлагаемых для выполнения обучающимся;

- построение системы упражнений с нарастанием степени сложности;

- разработка системы упражнений с учетом индивидуально-личностных особенностей обучающихся;

- связь упражнений с другими темами программы;

- оптимальное количество упражнений, достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработки необходимых умений и навыков.

9. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная работа есть высшая работа учебной деятельности детей и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований П.И. Пидкасистый выдвигает следующие:

Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у обучающихся разнообразных умений и навыков.

Последовательность выполнения самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к обучающимся.

К.Д. Ушинский выделил следующие особенности применения этих принципов к руководству самостоятельной работой:

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача педагога заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у ребёнка интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Обучающиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача, каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.
  2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать обучающегося при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для ребёнка, а сами дети — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
  3. На первых парах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе детей должен предшествовать наглядный показ приемов работы с педагогом, сопровождаемый четкими объяснениями.
  4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей обучающихся.
  5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными обучающимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к детям.
  6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес обучающихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед обучающимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Дети всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
  7. Самостоятельные работы обучающихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.
  8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала педагогом с самостоятельной работой обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков.
  9. При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать педагогу. Педагог продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на занятии, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает детей методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности обучающихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

10. Творческая работа - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий — уникальность результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

11. Эксперимент - метод исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его.

Виды эксперимента:

  1. Лабораторный эксперимент проводится в искусственных для обучающегося, специально создаваемых и точно учитываемых условиях. Часто он проводится в специально оборудованном помещении (свето- и звукозащитных кабинах, например), при активном использовании различных физических приборов и регистрирующей аппаратуры.
  2. Естественный эксперимент отличается тем, что обучающиеся, находящиеся в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом исследовании.
  3. Моделирующий эксперимент представляет собой объяснение явлений посредством их моделирования. В экспериментальной ситуации обучающийся воспроизводит (моделирует) ту или иную естественную для него деятельность: эмоциональные или эстетические переживания, запоминание необходимой информации. Во время этого моделирования исследователи пытаются также выявить наиболее благоприятные для данного процесса условия.

12. Контрольные задания в занимательной форме - один из методов диагностирования, который заключается в том, чтобы в нетрадиционной форме (викторины, кроссворды, ребусы, заполнение таблицы, формулы, схемы и прочее) определить ряд универсальных учебных действий обучающихся.

13. Терминологический диктант – особый метод диагностирования знаний обучающихся, направленный на выявление уровня понимания детей о том или ином понятии (термине).

14. Совместное решение задач (в группе) – метод диагностирования умений обучающихся коллективной работы, поиск решения проблемной ситуации в паре (группе). Такое диагностирование даёт возможность поиска наиболее эффективных способов решения проблемных ситуаций. Возможно использование проблемно-эвристических заданий.

15. Сюжетно - ролевая игра – это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Эта игра позволяет развить творческие способности обучающихся и определить уровень понимания содержания изучаемого материал в нетрадиционной форме.

16. Соревнования - форма деятельности (работы, игры), при которой участвующие стремятся превзойти друг друга. Как правило, соревнования проводятся по различным видам спорта. Они могут проходить в следующей форме:

  • обучающийся – педагог;
  • обучающийся – обучающийся;
  • обучающийся – группа.

Виды соревнований:

  • Личные - выявляется мастерство каждого спортсмена и результат засчитывается только ему;
  • Командные - выявляется мастерство спортсменов каждой команды, но результат спортсмена засчитывается только команде;
  • Лично-командные - выявляется мастерство каждого спортсмена, но результат каждого из них засчитывается как и ему, так и команде в которой он состоит.

17. Нормативы – метод диагностических процедур, имеющий закреплённые отечественными педагогами и врачами цифры для оценивания результатов обучения обучающихся. Как правило, нормативы характерны и используются для детских объединений и дисциплин спортивного характера. Для каждого вида спорта существуют свои нормативы. Они включают в себя показатели, которые должен показывать ребёнок в том или ином возрасте.

18. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результатов проекта.

19. Зачёт по теме – метод диагностирования ряда универсальных учебных действий обучающихся по одной теме, по конкретному разделу и т.п.

Типология зачётов.

  • По степени сложности:

Простые  – обучающийся сдаёт зачёт по одной текущей теме;

Сложные  - обучающийся сдаёт зачёт по нескольким темам сразу в том случае, если по предыдущим темам имеются задолженности.

  • По числу участников:

Односторонние – обучающийся сдаёт зачёт педагогу;

Двусторонние – обучающиеся сдают зачёт успевающим;

Многосторонние – обучающиеся сдают зачёт успевающим и педагогу.

Методика проведения зачетов

На зачете проверяются знания обучающихся. При отборе материала для опроса на зачете, следует, прежде всего, исходить, из оценки значимости данного программного вопроса в общей системе учебного предмета. На зачет необходимо выносить следующее:

  • материал, составляющий основную теоретическую часть данного зачетного раздела, на основе которого формируются ведущие понятия курса;
  • фактический материал, составляющий основу предмета;
  • решение типовых задач и примеров, выполнение заданий, позволяющих судить об уровне умения применять знания;
  • задания и вопросы, требующие от обучающихся навыков самостоятельной работы, умений работать с книгой, таблицами и т. д.

Принимая зачеты, педагог получает информацию не только о качестве знаний отдельных обучающихся, но и о том, как усвоен материал группы в целом. Важно выяснить, какие вопросы усвоены детьми, над, чем следует дополнительно поработать.

В практике сложились следующие основные виды приёма зачета:

а) письменный зачет - задачи и примеры должны охватывать основные, ведущие понятия данного зачетного раздела. По возможности задания должны быть комбинированного характера, чтобы в ходе их решения можно было выявить знания системы понятий, изучаемых в данной теме. Письменные работы должны выполняться самостоятельно (нужно иметь4-6 вариантов заданий). Задания должны быть рассчитаны на обучающихся со средним уровнем подготовки, и содержать задания продвинутого уровня. Могут входить вопросы теоретического характера;

б) устный зачет - целесообразно принимать, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты;

в) комбинированный зачет - наиболее эффективен при изучении тем, которые содержат большой по объёму теоретический материал, усвоение знаний по теме связано при этом одновременно с решением задач;

Типы комбинированного зачета:

1) устно-письменный зачет;

2) устно-практический зачет.

г) домашняя зачетная работа - обучающиеся выполняют по ходу изучения в группе материала зачетного раздела. Домашняя зачетная работа включает больший по объему материал. Проведение зачетной работы преследует цель не только проверить, но и углубить знания ребёнка (исследование функции).

20. Годовой итоговый экзамен – диагностирование результатов обучения детей. Годовой итоговый экзамен может проходить после 1 года обучения или после целостного освоения 2-3 годичной образовательной программы. Это могут быть творческие или тематические выставки работ, презентация итоговой работы, которая выполнялась в течение обучения, представление портфолио и т.д.

21. Подсчёт числа побед в конкурсах (рейтинговая система оценивания) - метод упорядочивания обучающихся по занятым местам в зависимости от измеряемых достижений, т.е. рейтинг обучающего составляет сумма баллов, набранная за участие и количество побед в конкурсной деятельности разного уровня.

Уровень

1 место

2 место

3 место

Номинация

Участие

Локальный

5

4

3

2

1

Поселковый

6

5

4

3

1

Районный

7

6

5

4

1

Окружной

8

7

6

5

1

Всероссийский

9

8

7

6

1

Международный

10

9

8

7

1

Рейтинговая система оценивания конкурсной деятельности позволяет определить количественные и качественные результаты обучения по дополнительной образовательной программе.

Количественный показатель складывается из числа отправленных работ на конкурсы.

Качественный показатель отслеживается из числа побед, которые обучающийся одержал в том или ином конкурсе разного уровня.

Чем больше балл, тем выше результат обучения ребёнка.

Такая система диагностирования позволяет определить активность детей и качество выполнения конкурсных работ.


[1] Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей// «Дополнительное образование», 2004, №12

[2] Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. – Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер».-2010.

[3] Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации под ред. Н.Ф. Радионовой, М.Р. Катуновой. Санкт-Петербург, издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Тетрадь представляет собой методические рекомендации для педагогов по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для учреждения дополнительного образован...

Методические рекомендации "Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"

Методические рекомендации "Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Организация работы с детьми с ОВЗ по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лоскутное рукоделие» первого года обучения

Дополнительное образование – это сфера вариативного содержания образования, где развивается личность в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами и ...