Элективный курс "История. Теория и практика"
элективный курс по истории (10 класс)
Элективный курс направлен на повторение курса истории России пр подготовке к Единому Государственному экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_teoriya_i_prakt._el.10_kl.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс "История: теория и практика". 10 класс
Пояснительная записка
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.» (10 класс).
В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания ЕГЭ. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по истории, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и отработку базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;
- применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
- способствовать формированию и развитию умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;
- способствовать формированию умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию;
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
Знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- основные исторические термины, понятия, исторические личности.
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
- устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями;
- называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- практические занятия;
- работа в парах, группах, индивидуально;
- выполнение работ по заданному алгоритму;
- решение заданий различной степени сложности.
Предполагаемые результаты изучения курса:
- учащиеся систематизируют и обобщат знания курса истории России;
- научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
- успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.
Курс рассчитан для учащихся 10 класса в количестве 34 часов.
Содержание курса
10 класс – 34 часа.
Введение. Общая характеристика особенности КИМов по истории, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ.
Тема: «История России с древности до конца XIII в.» 12 часов
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с фино-угорскими и балтийскими племенами.
Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.
Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга :налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого, «Русская Правда», Категории населения. Владимир Мономах.
Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.
Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.
Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество.
Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада.
Культура XII-XIII вв. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Контрольная работа по теме «История России с древности до конца XIII в». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С
Тема «История России с начала XIV до конца XVI вв.» 11 часов
Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.
Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III.
Россия при Иване IV. Регенство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.
Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война.
Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г.
Культура России в XIV-XVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.
Контрольная работа по теме «История России с начала XIV до конца XVIвв». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С
Тема «История России XVII-XVIII вв» 10 часов
Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья.
Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протапоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.
Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в.
Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть.Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне.
Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши.
Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.
Контрольная работа по теме «История России XVII-XVIIIвв». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем курса | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата проведения занятия | ||
1 | Введение | 1 | Вводная лекция | Планируемая | Фактическая | ||
Тема: «История России с древности до конца XIII в.» 12 часов | |||||||
2 | Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
3 | Занятие, общественный строй, верования восточных славян | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
4 | Возникновение государственности у восточных славян. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
5-6 | Русь при первых князьях | 2 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
7 | Культура древней Руси. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
8 | Феодальная раздробленность: причины, особенность | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
9 | Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
10 | Борьба Руси с иноземными захватчиками. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
11 | Культура XII-XIII вв | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
12-13 | Контрольная работа по теме «История России с древности до конца XIII в» | 2 | Практическая контрольная работа | Решение заданий ЕГЭ. | |||
Тема «История России с начала XIV до конца XVI вв.» 11 часов | |||||||
14 | Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
15 | Политика московских князей в первой половине XV в. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
16 | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
17-18 | Россия при Иване IV | 2 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
19 | Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
20-21 | Смута | 2 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
22 | Культура России в XIV-XVI вв. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
23-24 | Контрольная работа по теме «История России с начала XIV до конца XVIвв» | 2 | Контрольная работа | Решение заданий ЕГЭ. | |||
Тема «История России XVII-XVIII вв» 10 часов | |||||||
25 | Первые Романовы | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
26 | Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
27 | Внешняя политика России в XVII веке | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
28 | Культура России в XVII веке. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
29 | Россия при Петре I | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
30 | Период дворцовых переворотов | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
31 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
32 | Россия в войнах второй половины XVIII века | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
33 | Культура России в XVIII веке. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение заданий ЕГЭ. | |||
34 | Контрольная работа по теме «История России XVII-XVIIIвв» | 1 | Контрольная работа | Решение заданий ЕГЭ. |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Перечень оборудования
Компьютер
Раздаточный материал
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
1. Журавлёва О.Н. История России 10 класс. - М.: Вентана – Граф, 2009.
2. Буганов В.И..История России ХVIII-ХIХвв. -М.: Просвещение, 2013
3. Кацва Л.А...Юрганов А.Л История России – М.: МИРОС-АРГУС.2009
4. Сахаров А.Н...Буганов В.И.История России с древнейших времён до конца ХVII
века. -М.: Порсвещение .2007
Учебные пособия для учащихся:
1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов История России с древнейших времён до конца XVI века. Профильный уровень. - М.: Просвещение. 2007.
2. Буганов В.И.. Зырянов П.Н. История России (конец XVII-XIXвв). Профильный уровень. -М. :Просвещение. 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка. Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
Электронная библиотека к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса
Электронная библиотека, собранная к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса включает в себя тексты произведений рус...
Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".
Материал содержит планирование элективного курса для учащихся 9 класса....
ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА"
Качественный перевод играет важную роль во взаимопонимании людей разных стран. От правильности и точности перевода зависят их взаимоотношения. Перевод – это «мост» между народами. Практическая значимо...