Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»" 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс)
Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»"для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_osvoenie_sibiri_i_dalnego_vostoka.docx | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с
ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального
образования городской округ Симферополь Республики Крым
Конспект урока по истории Отечества
Для учащихся 8-Б класса по теме:
«Освоение Сибири и Дальнего Востока».
Подготовила учитель высшей категории
Петриченко Светлана Владимировна
Тема: Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Цели урока:
Образовательные: на примере походов С.И. Дежнева и Е.П. Хабарова показать, как шло освоение Сибири; показать различия в условиях жизни и общественном строе народов Сибири; дать сведения о том, что присоединение Сибири и Дальнего Востока значительно расширило территорию Российского государства и имело большое значение для установления и укрепления экономических и культурных связей между народами нашей страны; подчеркнуть, что присоединение носило в основном мирный характер.
Коррекционно-развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать развивать работать с исторической картой.
Воспитательные: вызвать чувство восхищения смелостью первопроходцев, воспитывать чувство признательности и глубокого уважения к мужественным, самоотверженным людям, первым проложившим путь в неизведанные земли.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
Знать: Начало XVII в. - освоение Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами (первопроходцами) и мореплавателями (С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров, В. Поярков).
Основные термины и понятия: чум, первопроходцы.
Уметь: ориентироваться по карте; работать с «Лентой времени»; использовать усвоенный материал при выполнении заданий.
Оборудование: презентация к уроку, кроссворд «Первопроходцы», карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Оргмомент
Учитель:
Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на моем уроке!
Демонстрируют свое настроение после приветствия учителя.
Учитель:
Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. Назовите сегодняшнюю дату.
Учащиеся:
Сегодня …. Число ….месяц (Какой год?)
Учитель: Записываем дату и классная работа.
II. Поверка д/з
Сейчас проведем диктант дат.
Учащиеся:
РАБОТАЮТ В ТЕТРАДИ (ОДИН УЧЕНИК НА ДОСКЕ)
Учитель;
1670 год
1356 год
1712 год
1900 год
Учитель: Сейчас проверяем записи в тетради с записью на доске
Учащиеся:
СВЕРЯЮТ ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ И ЗАПИСИ НА ДОСКЕ
Учитель;
Следующее задание по карточкам: вам нужно правую колонку соединить стрелками с левой.
1356 г . II половина XVII века
1712 г. II половина XIV века
1670 г. II половина XIX века
1899 г. I половина XVIII века
Учитель:
Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке мы говорили о крепостных крестьянах и крестьянской войне под предводительством Степана Разина.
Учитель:
Чтобы перейти к изучению следующей темы мы по «правилам познания», должны что сделать?
Правильно, чтобы двигаться дальше – оглянись назад: всё ли ты усвоил.
Давайте проверим друг друга, проведём взаимопроверу (для проверки домашнего задания можно использовать «перекрестный опрос» - ребенок задает вопрос кому желает, если обучающийся ответил, имеет право задать вопрос следующему ученику и т.д.)
Учащиеся:
В каком году произошла крестьянская война?
Ответ:
Крестьянская война произошла в 1670 году. (Слайд 1)
Учащиеся:
Кто был участником крестьянской войны?
Ответ:
Участником крестьянской войны были беглые крепостные крестьяне, казаки, холопы, посадские люди, стрельцы
Учащиеся:
Кто возглавил крестьянскую войну?
Ответ:
Возглавил войну атаман Степан Разин.
Учитель:
В России были свободные и крепостные крестьяне. Сейчас мы с вами поговорим о крепостных крестьянах.
Кто такие крепостные крестьяне?
Учащиеся:
Крепостные крестьяне - это крестьяне, которые прикреплялись к земле одного хозяина и зависели от землевладельца.
Учитель:
Сейчас на карточках вам нужно отметить правильные ответы:
Что такое крепостное право?
Крепостное право - это форма зависимости, при которой:
а) крестьяне прикреплены к земле
б) крестьяне лично свободны;
в) крестьяне не имеют личной свободы;
г) крестьяне не имеют своей земли;
д) у крестьянина есть надел земли, который на время даёт ему помещик;
е) крестьянин полностью подчинен хозяину;
ж) крестьяне ходят на барщину и платят оброк.
Учащиеся:
Крепостное право - это форма зависимости, при которой: крестьяне прикреплены к земле; крестьяне не имеют личной свободы; крестьяне не имеют своей земли; у крестьянина есть надел земли, который на время даёт ему помещик; крестьянин полностью подчинен хозяину; крестьяне ходят на барщину и платят оброк. (Слайд 2)
Индивидуальная работа:
Перфоконвет
БАРЩИНА | – ПЛАТА КРЕСТЬЯНИНА ПОМЕЩИКУ ДЕНЬГАМИ ИЛИ ПРОДУКТАМИ ЗА ТО, ЧТО ПОМЕЩИК ДАЁТ КРЕСТЬЯНИНУ ЗЕМЛЮ |
ОБРОК | - РАБОТА КРЕСТЬЯНИНА НА ПОЛЕ ПОМЕЩИКА СО СВОИМ СКОТОМ И ИНВЕНТАРЕМ ЗА ТО, ЧТО ПОМЕЩИК ДАЕТ КРЕСТЬЯНИНУ ЗЕМЛЮ. |
Проверка задания (Слайд 3, 4)
Учитель:
Крестьянская война под предводительством Степана Разина послужила уроком для всех. Крестьяне поняли, что, только объединившись, они могут бороться против властей. Царь же и его окружение вынуждены были прислушиваться к настроению людей, чтобы не допускать таких волнений. Однако, не смотря на борьбу крестьян за свободу, крепостное право в России сохранилось.
III. Актуализация знаний.
Учитель:
Определяем проблему сегодняшнего урока:
… Из века в век
Шел крепкий русский человек
На дальний север и восток
Неудержимо, как поток…
Он шел в безвестные края
Пока в неведомой дали
Он не пришел на край земли,
Где было некуда идти
Где поперек его пути,
Одетый в бури и туман,
Встал необъятный океан.
На сегодняшнем уроке вы узнаете о смелых и отважных людях, открывших суровый и прекрасный край. Мы гордимся тем, что именно россияне первыми побывали в этих краях. Этих людей объединяет стойкость и мужество, беззаветная любовь к Родине.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что еще во времена правления Ивана Грозного казак Ермак Тимофеевич воевал с Сибирским ханством. Земли Сибири были присоединены к Российскому государству. С этих пор началось освоение бескрайних сибирских просторов.
Картина В.Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" (Слайд 5)
IV. Изучение новой темы.
Учитель:
И так тема сегодняшнего урока «Освоение Сибири и Дальнего Востока». Запись в тетради. (Слайд 6)
Учитель:
Что бы вам хотелось узнать по нашей теме?
Учащиеся:
- Кто проживал на этой территории.
- Какие занятия были у местного населения
- Как повлияло на жизнь местных народов вхождение в состав России?
(Слайд 7)
Когда русские изгнали сибирского хана Кучума - путь на Восток был открыт.
Люди не представляли себе истинных размеров Сибири. Велики ее богатства. Земля Сибири была богата залежами каменного угля, драгоценными камнями.
В полноводных реках было множество рыбы, в лесах - пушного зверя.
Итак, наш сегодняшний нетрадиционный урок - урок- путешествие.
Огромны просторы Сибири.
Но что же представляли собой в действительности народы Севера в далеком XVII в.
Прежде всего, выясним, какие народы и где проживали. Обратимся к карте (Слайд 8)
Территория Сибири и Дальнего Востока - огромная, а население Сибири немногочисленное.
В северной тундре проживали ненцы, чукчи, эскимосы.
По берегам Енисея и на восток от Охотского моря жили эвенки (тунгусы).
В среднем течении Лены жили якуты.
Народы эти были кочевыми (иллюстрациянародов)
Прочитаем как жили и чем занимались народы в Сибири. (Слайд 9, 10, 11)
Учащиеся: читают (с. 100)
Из оленьих шкур и меха диких животных люди шили себе одежду. Питались мясом оленей и диких зверей. Занимались оленеводством, охотой, рыболовством. с. 100 (иллюстрация чума)
Учитель:
В Сибири климат был очень суровым. Лето было коротким, а зимы длинными и морозными. Морозы иногда достигали до 50 градусов. Сибирские народы привыкли к суровому климату и легко переносили холод.
Сибири расположено прекрасное озеро Байкал. На берегу этого озера и по реке Ангаре жили буряты (иллюстрация).
Буряты разводили лошадей, верблюдов, овец. Они охотились, ловили рыбу и занимались земледелием.
Учащиеся: читают (с. 101) чем занимались буряты
Учитель:
Многие крестьяне бежали от крепостного права в Сибирь. Здесь они основывали новые поселения, строили дома, обрабатывали земли, обзаводились домашним хозяйством. С местными кочевыми народами русские переселенцы жили в дружбе и согласии.
Но просторы Сибири и Дальнего Востока были так велики, что многие земли Сибири были совершенно неизвестны и на географических картах того времени обозначались «белым пятном». Составители карт не знали, какие реки текут там, какие озера расположены в тех местах, какие народы там проживают.
В 17 веке было предпринято несколько географических экспедиций, которые привели к новым открытиям в неведомых землях.
Первопроходцы открывали новые земли
Учащиеся: Словарная работа: первопроходцы (с.104) Запись в тетради.
Первопроходцем на Амур стал Василий Поярков (портрет) (Слайд 12). Он возглавил первую экспедицию на Амур. Три года продолжалась экспедиция Пояркова. Он вместе с товарищами на кораблях прошел всю реку от истока до устья. Участники экспедиции собрали ценнейшие сведения о природе и населении земель Приамурья.
Экспедицию в 1648 году из устья реки Колымы возглавил казак Семен Дежнев (портрет) (Слайд 13). Он вместе с товарищами проплыл на корабле в Тихий океан, обогнул Чукотку и открыл пролив между Азией и Америкой.
Через несколько лет в Приамурье отправилась еще одна экспедиция. Возглавил ее Ерофей Хабаров (портрет) (Слайд 14). Экспедиция Хабарова четыре года изучала жизнь, быт и традиции народов, населявших Приамурье. Изучили они и реку Амур, ее богатства и окружающую природу. После этого похода Ерофей Хабаров составил первую карту реки Амур.
Физминутка: «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Учащиеся: Записывают в тетрадь: (Слайд 15. 16).
Василий Поярков - река Амур.
Семен Дежнев - пролив между Азией и Америкой.
Ерофей Хабаров - река Амур.
Итак. Русские экспедиции не только исследовали северные земли и населявшие их народы. В результате этих экспедиций обширная территория Сибири и Дальнего Востока вошли в состав Российского государства. На Дальнем Востоке были построены новые города-остроги (укрепленные города): Иркутск, Нерчинск, Якутск. А российская и мировая наука получила первые научные знания о Сибири и Дальнем Востоке. Появились новые географические карты. На них исчезли многие белые пятна.
Вклеивают карточки в тетрадь.
Значение русских экспедиций. |
- исследовали северные земли и населявшие их народы; - обширная территория Сибири и Дальнего Востока вошли в состав Российского государства; - были построены новые города-остроги(укрепленные города): Иркутск, Нерчинск, Якутск; - наука получила первые научные знания о Сибири и Дальнем Востоке. Появились новые географические карты. На них исчезли многие белые пятна. |
Однако освоение Сибири не закончилось в XVII (17) в. Оно продолжалось еще более 200 лет. Но XVII (17) в. Вошел в историю России как век великих географических открытий.
V. Первичное закрепление изученного материала.
1. В каком веке первопроходцы открывали новые земли?
2. Назовите имена русских первопроходцев?
3. Какое значение имело освоение Сибири и Дальнего Востока для России? 4.Решите кроссворд: «Русские землепроходцы».
По горизонтали:
1. Первопроходец, исследовавший Приамурье и составивший первую карту реки Амур (Поярков)
2. Первопроходец, открывший пролив между Азией и Америкой (Дежнёв)
По вертикали:
3. Казак, воевавший с Сибирским ханом (Ермак)
4. Первопроходец, возглавивший первую экспедицию на Амур (Хабаров)
4.
2. | 1. 3. | ||||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия (заключительная беседа)
Просмотр видеофильма с 1мин.03сек. по1мин.46с. «Освоение Сибири и Дальнего Востока» https://www.youtube.com/watch?v=Msg0r6rPVAc
- Что нового вы узнали на уроке?
-Чтобы вы ещё хотели узнать?
- Понравился вам урок?
VII.Домашнее задание.
Читать с.100-104, ответить на вопросы.
Индивидуальное задание слабым ученикам.
Загадки:
Этот край от нас далек,
Его называем мы…
Ответ: Дальний Восток
Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.
Ответ: Олень
Чудо дерево в тайге.
И такого нет нигде.
На орешки очень щедр, Называется он…?
Ответ: Кедр
Ручеёк в горах родился.
В путь-дорогу снарядился.
И под горку поскакал,
Прямо в озеро…?
Ответ: Байкал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории "За три моря в Индию" (5 класс)
Урок по курсу "История Древнего мира"...
План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе.
Тема урока: «Центр просвещения умов»....
План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
Тема урока: «Центр просвещения умов».Тип урока: Самостоятельное изучения детьми нового материалаЦели урока: • образовательная: формировать изучение новых знаний и умений в ходе с...
Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 9 классе "Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде"
Интегрированный урок по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)....
Презентация к уроку истории Отечества "Освоение Сибири и Дальнего Востока" 8 класс. 1часть
Презентация к уроку истории Отечества "Освоение Сибири и Дальнего Востока" (1 часть) предназначена для обучающихся 8 класса коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениям...
Презентация к уроку истории Отечества "Освоение Сибири и Дальнего Востока" 8 класс
Презентация к уроку истории Отечества "Освоение Сибири и Дальнего Востока" предназначена для обучающихся 8 класса коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями...
План-конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса по теме "Вырос город на болоте..."
Материал адресован учителям, преподающим предметную область Петербурговедение. Урок посвящён первым постройкам Санкт-Петербурга эпохи Петра I....